Единство образовательной и воспитательной среды в системе дополнительного образования/ГБУДО "БелОДДТ"электронный сборник материалов региональной научно - практической конференции "Наше наследие" 20 ноября 2020 года
статья
Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал у обучающихся через историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. Главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinstvo_obrazovatelnoy_i_vospitatelnoy_sredy.docx | 24.58 КБ |
edinstvo_obrazovatelnoy_i_vospitatelnoy_sredy.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Колычева Т.И.
Педагог дополнительного образования
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»
e-mail: tamara.kolycheva@mail.ru
Аннотация
Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал у обучающихся через историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. Главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, малая родина, экскурсия, проектная деятельность, исследовательская деятельность, региональное этнокультурное наследие.
Среди воспитательных задач, которые стоят перед ГБУДО «Белгородский областной дворец детского творчества», одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания, воспитание духовно развитой нравственно богатой личности, уважающей историю русского народа и ценности отечественной культуры.
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовывать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Мы стремимся формировать у наших обучающихся основы морали через воспитание таких чувств как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Идеальный воспитанник обладает культурой чувств: скромностью, тактичностью, добротой, состраданием, способный сохранять и продолжать традиции своей семьи.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется непосредственно через образовательную внеурочную деятельность. Творческие объединения «Духовное краеведение Святого Белогорья», «Юный краевед» способствуют формированию духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира, являются основополагающими и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. Интегрируются различные образовательные линии: православная, краеведческая в единое образовательное содержание. Использование разнообразных тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции. И тут важен тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка. Объединяет нас всех: и детей, и взрослых, то, что дорого всем нам - это наша малая родина, Белгородчина, люди, их дела, проблемы, подвиги и успехи. Мы уверены, что конкретные дела по отношению к земле, на которой мы живем, определяют уровень нашей воспитанности, духовности и нравственности. А дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого.
Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к родному краю, городу. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края.
Курс духовного краеведения вписан в систему дополнительного школьного образования, что позволяет решить образовательно-воспитательные и социальные задачи: организовать внеурочную деятельность школьника на духовных началах, воспитать в нем самом потребность жить духовно и созидательно, показать на примерах святых традицию духовного образа жизни.
Знание краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у детей в процессе деятельности с использованием походов, экскурсий усиливают эффективность нравственного, гражданского, эстетического воспитания. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Воспитывая любовь к малой родине и формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края, города с Родиной, помогаем уяснить неразрывную связь: единства города с историей и жизнью нашей страны, причастность к ней каждой семьи и считать своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Обучающиеся получают не готовые знания, а приобретают их в результате интеллектуально-познавательной деятельности, в ходе экскурсионной работы с опорой на региональное этнокультурное наследие, историю, культуру, традиции и жизнь людейОбучающиеся получают не готовые знания, а приобретают их в результате интеллектуально-познавательной деятельности, в ходе экскурсионной работы с опорой на региональное этнокультурное наследие, историю, культуру, традиции и жизнь людей.
«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», - вот лейтмотив краеведческой линии в духовно-нравственном воспитании обучающихся.
Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал у обучающихся через историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. Приобщение обучающихся к истории малой родины осуществляется через большие и малые походы, через экспедиции и экскурсии, а также через участие в краеведческих конференциях и конкурсах, участие в благотворительных акциях. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет детям создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, изучение краеведческого материала является важным средством духовно-нравственного воспитания.
Формирование ценностного отношения личности к окружающему миру через приобщение к православно - ориентированным ценностям, духовным традициям малой родины – Святого Белогорья, ее истории, культуры, современной духовной жизни реализуется средствами экскурсионной деятельности обучающихся.
Краеведческая работа позволяет овладеть универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить для себя культурные и духовно-нравственные ориентиры, способствует успешной социализации личности, выбору профессии.
Отличительной особенностью работы в системе духовно-нравственного воспитания является изучение краеведения и подготовка юных краеведов к овладению самых разнообразных профессий. У ребят растёт интерес к творчеству и развиваются умения анализировать результаты своей деятельности, формируются собственные научные и практические убеждения. Полученные знания, умения и навыки они могут использовать при проведении экскурсий, различных мероприятий в урочной и внеурочной деятельности, вносить свои предложения в различные общества и организации, участвовать в конференциях, конкурсах и других мероприятиях со своими проектами, проводить экскурсии.
Познание духовной истории и культуры России, Святого Белогорья, своей малой родины, способствует раскрытию «души» Святого Белогорья. И пока в собственной душе детей не сформируется целостный и живой образ своего города, необходимо создавать ситуации, которые помогут молодому белгородцу пережить свое единение с городом, с той конкретной его частью, где он живет и учится, научить его жить в постоянном соотнесении своей личности с духовным развитием города, ощущая свою принадлежность Святому Белогорью.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью детей, его родителей. Оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует социализации личности старшеклассников.
Создавая единую образовательную и воспитательную среду в системе дополнительного образования, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, можно сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Литература
1.Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород, изд. БелГУ, 2002. – 410 с.
2.Белгородская область: история и современность, сборник статей. - М.: Консалтинговая группа «Имидж – Контакт», 2007. – 300 с.
Предварительный просмотр:
ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Колычева Т.И.
Педагог дополнительного образования
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»
e-mail: tamara.kolycheva@mail.ru
Аннотация
Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал у обучающихся через историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. Главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, малая родина, экскурсия, проектная деятельность, исследовательская деятельность, региональное этнокультурное наследие.
Среди воспитательных задач, которые стоят перед ГБУДО «Белгородский областной дворец детского творчества», одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания, воспитание духовно развитой нравственно богатой личности, уважающей историю русского народа и ценности отечественной культуры.
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовывать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Мы стремимся формировать у наших обучающихся основы морали через воспитание таких чувств как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Идеальный воспитанник обладает культурой чувств: скромностью, тактичностью, добротой, состраданием, способный сохранять и продолжать традиции своей семьи.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется непосредственно через образовательную внеурочную деятельность. Творческие объединения «Духовное краеведение Святого Белогорья», «Юный краевед» способствуют формированию духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира, являются основополагающими и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. Интегрируются различные образовательные линии: православная, краеведческая в единое образовательное содержание. Использование разнообразных тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции. И тут важен тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка. Объединяет нас всех: и детей, и взрослых, то, что дорого всем нам - это наша малая родина, Белгородчина, люди, их дела, проблемы, подвиги и успехи. Мы уверены, что конкретные дела по отношению к земле, на которой мы живем, определяют уровень нашей воспитанности, духовности и нравственности. А дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого.
Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к родному краю, городу. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края.
Курс духовного краеведения вписан в систему дополнительного школьного образования, что позволяет решить образовательно-воспитательные и социальные задачи: организовать внеурочную деятельность школьника на духовных началах, воспитать в нем самом потребность жить духовно и созидательно, показать на примерах святых традицию духовного образа жизни.
Знание краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у детей в процессе деятельности с использованием походов, экскурсий усиливают эффективность нравственного, гражданского, эстетического воспитания. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Воспитывая любовь к малой родине и формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края, города с Родиной, помогаем уяснить неразрывную связь: единства города с историей и жизнью нашей страны, причастность к ней каждой семьи и считать своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Обучающиеся получают не готовые знания, а приобретают их в результате интеллектуально-познавательной деятельности, в ходе экскурсионной работы с опорой на региональное этнокультурное наследие, историю, культуру, традиции и жизнь людейОбучающиеся получают не готовые знания, а приобретают их в результате интеллектуально-познавательной деятельности, в ходе экскурсионной работы с опорой на региональное этнокультурное наследие, историю, культуру, традиции и жизнь людей.
«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», - вот лейтмотив краеведческой линии в духовно-нравственном воспитании обучающихся.
Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал у обучающихся через историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. Приобщение обучающихся к истории малой родины осуществляется через большие и малые походы, через экспедиции и экскурсии, а также через участие в краеведческих конференциях и конкурсах, участие в благотворительных акциях. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет детям создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, изучение краеведческого материала является важным средством духовно-нравственного воспитания.
Формирование ценностного отношения личности к окружающему миру через приобщение к православно - ориентированным ценностям, духовным традициям малой родины – Святого Белогорья, ее истории, культуры, современной духовной жизни реализуется средствами экскурсионной деятельности обучающихся.
Краеведческая работа позволяет овладеть универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить для себя культурные и духовно-нравственные ориентиры, способствует успешной социализации личности, выбору профессии.
Отличительной особенностью работы в системе духовно-нравственного воспитания является изучение краеведения и подготовка юных краеведов к овладению самых разнообразных профессий. У ребят растёт интерес к творчеству и развиваются умения анализировать результаты своей деятельности, формируются собственные научные и практические убеждения. Полученные знания, умения и навыки они могут использовать при проведении экскурсий, различных мероприятий в урочной и внеурочной деятельности, вносить свои предложения в различные общества и организации, участвовать в конференциях, конкурсах и других мероприятиях со своими проектами, проводить экскурсии.
Познание духовной истории и культуры России, Святого Белогорья, своей малой родины, способствует раскрытию «души» Святого Белогорья. И пока в собственной душе детей не сформируется целостный и живой образ своего города, необходимо создавать ситуации, которые помогут молодому белгородцу пережить свое единение с городом, с той конкретной его частью, где он живет и учится, научить его жить в постоянном соотнесении своей личности с духовным развитием города, ощущая свою принадлежность Святому Белогорью.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью детей, его родителей. Оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует социализации личности старшеклассников.
Создавая единую образовательную и воспитательную среду в системе дополнительного образования, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, можно сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Литература
1.Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород, изд. БелГУ, 2002. – 410 с.
2.Белгородская область: история и современность, сборник статей. - М.: Консалтинговая группа «Имидж – Контакт», 2007. – 300 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в сборнике материалов региональной научно- практической конференции "Современные педагогические технологии и достижения метапредметных результатов в сфере современного образования"
Моя статья- публикация - выступление на региональном научно-практическом семинаре по работе с проектами...
Творческое наследие А.С. Посникова и современность в рамках программы «Возвращенные имена»: X Посниковские чтения: материалы международной научно-практической конференции (3 декабря 2016 года).
В сборнике представлены материалы X юбилейной международной научно-практической конференции «Творческое наследие А.С. Посникова и современность в рамках программы "Возвращённые имена"...
сборник материалов Региональной научно-практической конференции "САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"
В сборнике предоставленные материалы, которыми могут воспользоваться преподаватели для самообразования и самосовершенствования....
Публикация в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции "Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проверка и оценка достижений младших школьников с нарушением интеллекта является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Ц...
Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.
Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...
Диалог Культур-2020 Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
В данном сборнике опубликована статья "САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И МАКИАВЕЛЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ", автор Вазиева А.Р., Вазиева Ю.И....
Образование и культура 2020. Сборник материалов Международной научно-практической конференции
В данном сборнике опубликована статья "Изучение самоконтроля в общении учителей на занятиях по математике", автор Вазиева А.Р., Вазиева Ю.И....