Урок "Птицы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Кульбака Галина Владимировна

Предварительный просмотр:

Как я провел урок.

Тема «Птицы»

Что бы вы хотели получить на этом уроке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Заполните таблицу ответов вместе с игроками.

Оцените свои результаты.

Совпали ли ваши ожидания с реальностью? ____________________________

Что можно (нужно) сделать, чтобы изменить ситуацию__________________________________________________________

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как я провел урок.

Тема «Птицы»

Что бы вы хотели получить на этом уроке?

__________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Заполните таблицу ответов вместе с игроками.

Оцените свои результаты.

Совпали ли ваши ожидания с реальностью? ____________________________

Что можно (нужно) сделать, чтобы изменить ситуацию__________________________________________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Статистика

Тема: Птицы

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Все

го

Банк (всего):  _______

Финал:

Ф.И.

1

2

3

4

5

Победитель:



Предварительный просмотр:

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

26.

51.

76.

101.

27.

52.

77.

102.

28.

53.

78.

103.

29.

54.

79.

104.

30.

55.

80.

105.

31.

56.

81.

106.

32.

57.

82.

107.

33.

58.

83.

108.

34.

59.

84.

109.

35.

60.

85.

110.

36.

61.

86.

111.

37.

62.

87.

112.

38.

63.

88.

113.

39.

64.

89.

114.

40.

65.

90.

115.

41.

66.

91.

116.

42.

67.

92.

117.

43.

68.

93.

118.

44.

69.

94.

119.

45.

70.

95.

120.

46.

71.

96.

121.

47.

72.

97.

122.

48.

73.

98.

123.

49.

74.

99.

124.

50.

75.

100.

125.

ФИНАЛ

1.

3.

5.

7.

9.

2.

4.

6.

8.

10.

Таблица ответов на вопросы игры «Слабое звено» по теме «Птицы»



Предварительный просмотр:

Хронометраж

№ раунда

время

3 минуты

2 мин.45 сек.

2 мин. 30 сек.

2 мин. 15 сек.

2 мин.

1 мин. 45 сек.

1 мин. 30 сек.

1 мин. 15 сек.

1 мин.

 45 сек.



Предварительный просмотр:

Шкала оценок

66 – 80  баллов      -       «5»

55 – 65  баллов     -        «4»

45 – 54  баллов     -        «3»

Меньше 45   баллов  -   «2»



Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение по теме «Птицы»

Цели и задачи:

Учебные:

        - закрепить и обобщить знания по изученной теме;

Воспитывающие:

        - формировать уважительное отношение друг к другу, бережное отношение к природе;

        - поддержать интерес к изучаемому материалу;

        - практическая направленность изучаемого материала.

Развивающие:

        - продолжить формирование УУД:

  • - Умения работать на слух;
  • - умения  анализировать;
  • - умения сравнивать;
  • - умения работать с  разнообразными источниками информации (интернет, учебными дисками по предмету, дополнительная литература);
  • - умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • - умения слушать и слышать партнера, учителя;
  • - умения  работать с текстом;
  • - навыка коммуникационных умений корректного общения, уважения к одноклассникам и учителю;
  • - навыка самостоятельной работы при подготовке домашнего задания;
  • - навыка самопроверки и взаимопроверки;  
  • - навыка логического мышления.

Оборудование и материалы: проектор, экран; презентация  учителя по ходу урока; листочки для самопроверки;     лист самоанализа «Как я провел урок»;      тематическое планирование; фотографии животных – представителей класса Птицы; для игроков: таблички, мел, тряпочки;  таймер; бланки для хронометража и ведения статистики; оформленная доска; листы с вопросами викторины для ведущего.    

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний.

Методы: 

- словесный,

- наглядный (использование  ИКТ),

- индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);

- самостоятельная работа (самопроверка, самоконтроль);

Ход урока:

1-2 Орг.момент. Постановка целей и задач. Слайд №1 

Этап урока

Время

Цели

Задачи

Приемы и методы

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Этап

время

Цель

задачи

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Организа-ционный

1

мин

 

Настроить на работу в быстром темпе

Обозначить место изучаемой темы в системе знаний о Позвоночных животных.

Обеспечить готовность уч-ся к началу урока. Обеспечить безопасность жизнедеятельности учащихся во время урока; санитарно-гигиенические условия.

Распределение ролей между учащимися в соответствии с планированием урока с учетом их пожелания.  

Учащиеся располагаются по местам, согласно выбранным ролям,   готовят принадлежности

Организует распределение учащихся по местам, проверяет наличие принадлежностей, готовность к уроку. Приветствует, заполняет журнал, подводит учащихся к формулированию целей и задач урока.

2. Постановка целей урока.

2

мин

Совместно с учащимися сформулировать цели урока, объявить правила игры (для жюри)

Сориентировать и настроить учащихся на работу, задать высокий темп работы. Ознакомить с  работой по карте самооценки и самопроверки.

активизация деятельности

Инструктаж.

Формулируют с помощью учителя цели и задачи урока. Выполняют упражнение с карандашом. Ознакомливаются с  работой по карте самооценки и самопроверки. Помощники готовятся к выполнению своей роли.

Наблюдает, фиксирует правильность выполнения задания, оценивает обстановку. Проводит инструктаж.

3. Обобщение изученного материала.

30

мин

Проверить качество подготовки домашнего задания, обобщить знания по изученной теме; проверить готовность к контрольной работе.

- Умения работать на слух;

- умения  анализировать;

- умения сравнивать;

- умения работать с  разнообразными источниками информации (интернет, учебными дисками по предмету, дополнительная литература);

- умения устанавливать причинно-следственные связи;

- умения слушать и слышать партнера, учителя;

- умение  работать с текстом;

- навыка коммуникационных умений корректного общения, уважения к одноклассникам и учителю;

 - навыки самостоятельной работы при подготовке домашнего задания;

- навыка самопроверки и взаимопроверки;  

- навыки логического мышления.

  Словесный метод. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Самопроверка. Индивидуальная работа. Фронтальный опрос.

В аудитории ребята оформляют работу. Работают на слух.  Проверяют и оценивают ответы друг друга. После самопроверки работы кладут на край стола. Дежурный собирает работы и кладет на учительский стол.

Игроки отвечают на вопросы игры,  помощники выполняют работу согласно своей роли.

 

 

 

Организует  работу с учащимися. Диктует вопросы игры,   наблюдает.   Вместе с помощниками подводит промежуточные итоги по каждому раунду.

8. Физминутка. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

2 мин

Снятие напряжения. Смена деятельности.  

Формирование навыков заботы о своем здоровье.

Словесный, наглядный.

Выполняют упражнения.

Демонстрирует упражнения, комментирует, наблюдает.

10. Домашнее задание.

2 мин

Записать домашнее задание.

Добиться, чтобы каждый ученик внес домашнее задание в дневник.

Словесный, наглядный (на слайде или на доске)

Записывают д/з.

Контролирует, проводит инструктаж, заинтересовывает в качественной подготовке домашнего задания.

11. Подведение итогов урока.

2 мин

Подвести итоги урока.

Проверить соответствие целей и задач урока и их достижения.

Словесный, наглядный.

Слушают, оценивают урок. Делают выводы о качестве своей работы на уроке на основании карты самооценки.

Подводит итоги урока, благодарит за урок, прощается.



Предварительный просмотр:

Тема: Птицы. (7 класс)        Слабое звено (обобщающий урок)

  1. Какому классу принадлежит пингвин? (Птицы)
  2. Орган зрения орла (глаза)
  3. Чем покрыто тело голубя? (перьями)
  4. Твердая оболочка яйца птицы (скорлупа)
  5. Сколько кругов кровообращения у Птиц (два)
  6. Птица, имеющая прекрасный слух, ночная хищница (сова)
  7.  Орган вкуса птиц (язык)
  8. Половые клетки самца (сперматозоиды)
  9.  Чем заканчивается кишечник у Птиц (клоакой)
  10. Орган дыхания между гортанью и бронхами (трахея)
  11. Самая крупная летающая птица России (дрофа)
  12.  Плоская кость, перпендикулярная грудине (киль)
  13.  Крупный отдел головного мозга, координирует движение (мозжечок)
  14. Влажная или сухая кожа у утки? (сухая)
  15.  Назовите одним словом: сокол, ястреб, орел, коршун (хищники)
  16.  Камер в сердце птиц  (4)
  17.  Кровь, насыщенная кислородом (артериальная)
  18. Сколько глаз у сокола? (2)
  19. Органы выделения воробья (почки)
  20.  К какой системе органов относится поджелудочная железа (пищеварительной)
  21. Сколько кругов кровообращения у павлина? (2)
  22. Куда выходят протоки половых желез у Птиц? (в клоаку)
  23. В какой части яйца находятся питательные вещества для зародыша? (в желтке)
  24. Мелкие кровеносные сосуды (капилляры)
  25. Различают ли птицы цвета (да)
  26. Какой отдел головного мозга наиболее развит у Птиц? (передний)
  27. Скелет головы  (череп)
  28. У какой птицы масса яйца около 0,2 грамма (колибри)  
  29.  «Домик», построенный птицей  (гнездо)
  30. Птенцы домашних птиц сразу следуют за матерью и называются  (выводковыми)
  31. К какому типу относятся Птицы? (Хордовые)
  32. Птицы, улетающие на зиму в теплые края, называются  (перелетными)
  33. Бедро, лопатка, позвоночник, череп – это (скелет)
  34. Женская половая клетка (яйцеклетка)
  35. Эта железа хорошо развита  у водоплавающих птиц (копчиковая)
  36. Самая крупная железа (печень)
  37. Темно-красная кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)
  38. У какой птицы два пальца направлены вперед, а два – назад? (дятел)
  39. Органы размножения самки   (яичники)
  40. Рот, желудок, кишечник – это (пищеварительная система)
  41. По какому кругу кровообращения кровь течет от сердца ко всем внутренним органам, кроме легких и обратно? (большому)
  42. Какие необычные птицы живут в Антарктиде (пингвины)
  43. Самая крупная нелетающая птица (страус)
  44. Какие птенцы у хищных птиц (гнездовые)
  45. Какую птицу называют «сплетницей леса»? (сорока)
  46. Чем питаются ласточки? (насекомыми)
  47. Какой системе органов принадлежит глотка (пищеварительной)
  48. Самые мелкие и мягкие перья (пуховые)
  49. От кого произошли Птицы? (от археоптерикса)
  50. Вещество, секрет, который вырабатывается печенью (желчь)
  51. Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
  52. Сколько отделов мозга у Птиц? (5)
  53. Движение крови от сердца к легким и обратно (малый круг кровообращения)
  54. Какое оплодотворение характерно для наземных позвоночных? (внутреннее)
  55. Первый орган пищеварительной системы (рот)
  56. Орган слуха Птиц (внутреннее ухо)
  57. Особая кость на ногах птиц? (цевка)
  58. Что делает днем филин? (спит)
  59. Самая быстрокрылая птица? (стриж)
  60. Чем питается пеликан и альбатрос? (рыбой)
  61. Птица с бесшумным полетом? (сова)
  62. Утолщение на конке пищевода курицы (зоб)
  63. Назовите орган между пищеводом и кишечником (желудок)
  64. Птицы, перемещающиеся к югу на незначительные расстояния, называются (кочующими)
  65. Сросшиеся кости запястья и пясти (пряжка)
  66. Эта кость не развита у нелетающих птиц (киль)
  67. Где обитает самый крупный хищник кондор (в Андах)
  68. К какой системе органов относится мочеточник? (выделительной)
  69. В каком органе скапливается избыток желчи (желчный пузырь)
  70. Температура тела голубя? (42 градуса)
  71. Самый крупный пингвин (императорский)
  72. Органы размножения самцов (семенники)
  73. Орган, где переваривается пища? (желудок)
  74. Органы дыхания Птиц (легкие)
  75. Как ориентируются перелетные птицы ночью (по звездам)
  76. В какое время года размножается большинство птиц (весной)
  77. Орган пищеварительной системы, где происходит всасывание питательных веществ (кишечник)
  78. Какой системе органов принадлежат воздушные мешки (дыхательной)
  79. Есть ли у Птиц мочевой пузырь? (нет)
  80. Головной и спинной мозг - это  система органов? (нервная)
  81. Что в сердце препятствует обратному току крови? (клапаны)
  82. Орган осязания утки (кожа)
  83. Птицы, которые остаются на зимовку в районах гнездования, называются (оседлыми)
  84. Кожистая складка между пальцами   конечностей гуся (перепонки)
  85. Процесс поступления в организм одних веществ и выделения других  (обмен веществ)
  86. Как называется австралийский страус (эму)
  87. Птицы не зависят от температуры окружающей среды, поэтому их называют (теплокровными)
  88. Яичники, семенники – это система органов (половая)
  89. Передние конечности чайки, служащие для полета (крылья)
  90. Сочлененные ребра с грудиной и грудным отделом позвоночника составляют (грудную клетку)
  91. Орган дыхательной системы между   трахеей и легкими и (бронхи)
  92. Самая крупная артерия (аорта)
  93. Есть ли у птиц зубы (нет)
  94. Хищная птица с голой шеей (гриф)
  95. Чем покрыта цевка (чешуйчатой кожей)
  96. Назовите самых мелких птиц (колибри)
  97. Орган, при помощи которого птицы поют? (гортань)
  98. К какой системе органов относится яйцевод   (половой)
  99. Какое из чувств развито у Птиц плохо (обоняние)
  100. Какая птица обожает воровать блестящие предметы (сорока)
  101. У каких птиц сильно развиты перья-брови (филин)
  102. Орган, перекачивающий кровь (сердце)
  103. Назовите американского страуса (нанду)
  104. «Домик» птиц, построенный человеком (скворечник)
  105. Кто из супругов ухаживает за кладкой яиц страусов (самец)
  106. Какая птица по поверьям приносит детей в дом? (аист)
  107. Птица, изображенная на гербе РФ (орел)
  108. У этой птицы всего два пальца (страус)
  109. Птица – символ мудрости и ума (сова)
  110. Эта птица – символ любви и верности (лебедь)
  111. Эту птицу использовали в прошлые века для доставки СМС (голубь)
  112. У какой птицы мозг меньше, чем глаз (страус)
  113. Самец этой птицы любит похвастаться своим хвостом (павлин)
  114. Об этой птице говорят  что «она тоже думала, да в суп попала» (индюк)
  115. Самые развитые мышцы летающих птиц (грудные)
  116. У какой птицы масса яйца около 1600 грамм (страус)

Финал:

  1. Птица, способная летать вперед  хвостом (колибри)
  2. Эта птица даже спит в полете (стриж)
  3. Вымершая гигантская птица, с объемом яйца 19 литров (эпиорнис)
  4. Аппарат для искусственного разведения птиц (инкубатор)
  5. Самый некогда многочисленный вид птиц, которых человек полностью истребил? (странствующий голубь)
  6. Морская птица с самым большим размахом крыльев (альбатрос)
  7. Брови самца этой птицы во время размножения ярко-красные (тетерев)
  8. Какая наука изучает птиц (орнитология)  
  9. Какая птица размножается в конце зимы. Когда созревают семена в шишках хвойных деревьев (клест)
  10. Птица – отличный имитатор, воспроизводит любые звуки (пересмешник)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Птицы"

Обощающий урок по классу "Птицы" для 7 класса...

урок "Птицы зимой"

Согласно календарно - тематическому планированию данный урок проводится  в 3 четверти и способствует развитию и коррекции недостающих или нарушенных психофизических функций умственноотсалых школь...

Урок "Птицы зимой"

Урок дан с элементами диагностики участия детей в работе над содержанием темы, в которой рассказывается о жизни птиц в зимнее время года, о их повадках и помощи им людей....

Урок "Птицы – знакомые незнакомцы"

Бинарный урок географии и биологии в 7 классе...

Урок Птицы

Обобщение пройденного материала по теме птицы осуществляется в виде игры “Лабиринт”. В предложенном лабиринте, начиная с клетки № 1, необходимо найти правильный путь, соглашаясь или не соглашаясь с ут...

урок птицы

сценарий урока "Птицы". Данный урок проводится в форме игры. Класс делится на команды. Деятельность на уроке разнообразная....

Презентация к уроку "Птицы наших лесов"

Представлены краткие сведения о птицах лесов Ленинградской области....