урок птицы
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
сценарий урока "Птицы". Данный урок проводится в форме игры. Класс делится на команды. Деятельность на уроке разнообразная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy.rar | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – Игра «Птицы»
Сафонова С.М., учитель биологии МБОУ г. Иркутска СОШ №42
- Мотивация к учебной деятельности
Это наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, которых нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. Это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет и передвижение по земле, деревьям, воде с помощью задних конечностей. Что это за группа животных? (Дети отвечают: Птица).
На основании каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что именно эта группа? (Дети отвечают: оперение, обтекаемая форма тела, крылья и хвост). Если есть оперение, обтекаемость тела, есть хвост и крылья, значит все представители этого класса одинаковые? (Дети отвечают: нет, многообразие птиц обусловлено их приспособлениям к определенной среде).
- Актуализация
Эти животные населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, этот класс позвоночных животных всегда рядом с человеком. Оглядитесь вокруг: они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. О ком мы с вами говорим? (Дети отвечают: Птицы)
- Постановка темы урока
Ребята, а вы сможете назвать тему сегодняшнего урока? (Дети отвечают: птицы).
Сегодня мы с вами отправимся в страну птиц. Но сначала нужно разбиться на 4 команды.
На каждой станции вам нужно заработать как можно больше баллов. А так же по ходу игры каждый должны заполнять рабочий лист. Также по ходу игры командой должны заполнить табличку по накоплению баллов. В конце урока мы подсчитаем, у какой команды накопилось больше баллов за выполнение заданий, и оценим нашу работу.
Перед тем как полететь в наше путешествие, мы должны представить ваши названия команд. Минута на размышление.
- Цель урока
Ребята, тему урока мы с вами назвали, но цель урока еще не назвали.
Давайте подумаем, какие же у вас ассоциации со словом птица? (Методом кластера). (Дети дают ассоциации к слову птица - воробей, синица, перья, клюв, конечности, полет, водоплавающая птица и т.д.).
Давайте посмотрим на эту схему и назовем что мы знаем, а что нет. И на основании ваших ответов построим цель сегодняшнего урока. (Дети отвечают: познакомиться с разнообразием птиц и приспособление в среде).
- Терминологическая станция (проверка знаний)
Первая станция, которую нам нужно пройти это - Терминологическая.
Нужно дать четкую формулировку термина. За каждый правильный ответ 1б команде (баллы ставятся в таблицу работы группы, см.прил.2).
- Воздушные мешки
- железистый желудок
- зоб
- маховые перья
- копчиковая железа
- мускульный желудок
- рулевые перья
- пух
(Дети, работая в группе, отвечают на четыре любых термина из восьми). Молодцы ребятки. А теперь нужно каждому ответить на три термина в рабочем листе (прил.1) под графой «Терминологическая станция». (Дети самостоятельно отвечают. Затем самопроверка задания). Ребята, а что все эти термины вместе могут обозначать? И почему мы должны их знать? (Дети отвечают: внешнее и внутреннее строение птиц, отличительные черты). Молодцы. Летим дальше.
- «Узнай меня» (работа в группах)
Вторая станция называется «Узнай меня»
Каждой команде достается карточка, на которой текст-загадка про птицу. Вам нужно подумать о ком идет речь. Время на размышление 3 минутки. За правильный ответ группе ставится 2 балла.
Свадьба у этих птиц в апреле. Почти месяц ухаживания, брачных криков и игр, но результат единственное яйцо. Его встречают с ликованием: радостными криками, поздравляют друг друга. Самка передаёт яйцо самцу с лап на лапы. Уронить нельзя погибнет искра жизни. Самец забирает яйцо не просто, а с церемониями: кланяется, машет крыльями, хвостиком трясет, очень волнуется, не может отвести восхищенного взгляда от яйца, нежно трогает его клювом. О каких птицах идет речь? (Пингвины)
Нелегко молодым птицам, решившим обзавестись собственной женой, « умыкнуть у строгих родителей, выбранную им невесту, отец невесты гонит его прочь и бьет. Остерегаясь, трепки ухаживать юнец начинает издалека, Сначала высмотрит ту, которая ему по сердцу. Потом забывая о её сердитом отце, долго плавает поблизости, принимая гордые позы. Показывает себя храбрым: обитателей озера отгоняет подальше, защищает недосягаемую пока невесту, хотя враги, от которых он её оберегает для неё не опасны. Ему просто надо показать себя удальцом, чтобы пленить избранницу. А главное убедить её отца в своей надежности. После каждой победы плывет к суженой и издает триумфальные звуки. Но если ее отец погонится за ним – « герой поспешно удирает». О каких птицах идет речь? (гуси)
Танцы для этих птиц не только токовый ритуал, но и просто выражение радости и хорошего настроения. Танцуют парами и всей стаей. Танец стаи таков. Если какая-нибудь птица приглашает партнера на танец, другие окружают их и тоже начинают прыгать. Одни исполняют весь танец, другие делают несколько ленивых прыжков, третьи стоят и смотрят. О каких птицах идет речь?( журавли)
Птенцы этой птицы разновозрастные. Одни уже вылетать собираются, другие едва оперились, а третьи только из яйца вывелись. Родителям трудно было бы прокормить всех птенцов одновременно, если бы они вывелись в один день. Выкармливают птенцов в несколько этапов. Как появятся на свет первые птенцы, самка улетает вместе с самцом на охоту, яйца, отложенные позже, согревают старшие птенцы. А когда младшие выведутся, старшие защищают, отпугивая от некрупных врагов. О каких птицах идет речь? (сова)
Снова берем рабочие листы, в таблице «Узнай меня» в столбик «+» отмечаем, что уже знали, второй столбик «-» пишем, что ново для каждого из вас, что вы не знали (Метод Инсерт, дети работают с таблицей).
Устали? Давайте немного разомнемся. Итак, встаем и повторяем за мной.
Физ.минутка
Птицы высоко летали, (дети бегают)
Птицы крыльями махали, (дети машут руками)
А теперь они спустились, (приседают)
У них крылышки сложились (прячут руки за спину).
Ну что ребятки, размялись? Летим дальше?
«Защитная станция» Индивидуальная работа
Вот мы и на третьей станции – «Защитная станция». Ребята, на этой станции мы с вами поговорим о птицах, занесенных в красную книгу. А что такое красная книга? И кто туда занесен?! (Дети отвечают). В Красную книгу Иркутской области занесено 62 вида птиц. И с некоторыми мы с вами познакомимся. У вас было домашнее задание найти информацию про красно-книжные виды птиц.
Гусь-сухонос
Серый гусь
Кобчик
Дрофа
Теперь давайте подумаем, а как же защитить нам птиц? (дети размышляют)
Самая главная помощь птицам - не мешать им. Не трогать гнезда, не разрушать их, и не трогать яйца, не смотря на то, что это очень интересно. Птицы – это ведь прекрасные создания.
Стихотворная станция (Межпредметная связь)
Следующая наша остановка на станции Стихотворная. Послушайте стихотворение Сергея Есенина.
Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака.
А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные. Усталые и жмутся, поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мёрзлого окна.
И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясного красавица весна.
Вы прослушали стихотворение великого поэта. А теперь сами должны составить стихотворение, но в нем должны присутствовать 4 слова из выбранной вами карточки.
- воробей, крошка, птенец, непоседа.
- голубь, шум, мир, люди.
- лебедь, верность, белый, птица.
- аист, рождение, счастье, малыш.
Давайте заслушаем ваши творческие проявления (дети заслушивают и оценивают соседние команды максимальное количество – 5б).
11. Подведение итогов
Вот и наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. Достигли ли мы своей цели (узнать о многообразие птиц) на уроке? (Дети отвечают). А теперь подведем итоги. Сначала вы подсчитаете свое количество баллов на рабочем листе. 6б-отлично, 5б- хорошо, 4б-3б – удовлетворительно. Ну а теперь оценим работу команд.
- Рефлексия
И напоследок хочу предложить каждому нарисовать на своих рабочих листах смайлик вашего настроения.
Домашнее задание: § 27, подобрать факты про птиц, сообщение про Африканского страуса, Нанду, Казуара.
Все молодцы. Всем спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок "Птицы"
Обощающий урок по классу "Птицы" для 7 класса...
урок "Птицы зимой"
Согласно календарно - тематическому планированию данный урок проводится в 3 четверти и способствует развитию и коррекции недостающих или нарушенных психофизических функций умственноотсалых школь...
Урок "Птицы зимой"
Урок дан с элементами диагностики участия детей в работе над содержанием темы, в которой рассказывается о жизни птиц в зимнее время года, о их повадках и помощи им людей....
Урок "Птицы – знакомые незнакомцы"
Бинарный урок географии и биологии в 7 классе...
Урок Птицы
Обобщение пройденного материала по теме птицы осуществляется в виде игры “Лабиринт”. В предложенном лабиринте, начиная с клетки № 1, необходимо найти правильный путь, соглашаясь или не соглашаясь с ут...
Презентация к уроку "Птицы наших лесов"
Представлены краткие сведения о птицах лесов Ленинградской области....
Презентация урока "Птицы нашего края"
Птицы Ростовской области. Разнообразие видового состава птиц городов....