Урок "Птицы зимой"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок дан с элементами диагностики участия детей в работе над содержанием темы, в которой рассказывается о жизни птиц в зимнее время года, о их повадках и помощи им людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок птицы зимой799.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  по естествознанию (животные)

учителя биологии Малюгиной Нины Федоровны

в 8В классе (VШ вид 1 вариант)

Дата проведения: 12  февраля 2014год.

Данный урок подготовлен для проведения в рамках недели педагогического мастерства по естествознанию (зоология) 8В класс

Тема урока:  Птицы зимой

Тип урока:

Основная дидактическая цель: Создание представлений учащихся о трудностях жизни птиц в зимнее время года. Определение способов помощи птицам, обитающим вблизи жилья человека.  Выявление умения работать самостоятельно и во взаимодействии.

Задачи урока:

Образовательные ( предметные)

Закрепление знания о зимующих птицах в наших краях  ;

Закрепление умения определять названия птиц по  признакам их оперения и поведения;

Развивать умение работать самостоятельно по образцу и во взаимодействии.

Развивающие (метапредметные)

Формирование умений договариваться о распределении функций, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности;

Развитие биологической речи, расширение кругозора

 Воспитательные:

Создавать на уроке ситуацию диалогового взаимодействия, содействовать высказыванию учащимися своей позиции, умению выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы;

-способствовать формированию навыков самостоятельной работы , мыслительной деятельности;

  - воспитывать бережное отношение к природе;

  - прививать интерес к окружающему миру.

 Коррекционные: 

коррекция знаний о группе животных - птицы, их значении для человека;

коррекция взаимодействия учащихся

   - развивать внимание, память, речь, логическое мышление на основе зрительного и слухового восприятия;

   - повышать познавательную активность детей.  

    Воспитательные: 

Воспитывать позитивное эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру, формировать потребности участвовать в разнообразной творческой созидательной деятельности в природе, охранять природу, формировать чувство сострадания, милосердия через заботу о птицах и бережное отношение к природе.

Форма урока: Традиционный. Систематизация и обобщение изученного материала.

Методические приемы: повторение, закрепление, обобщение изученного материала

Методы урока: словесные, наглядные, практические, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая.

Возрастная категория: 8 класс

Оборудование,  Учебные таблицы»Птицы»,дидактический материал»Птицы», карточки дифференцированного задания- раздаточный материал, Аудиозапись»Времена года».

Технология:- игровые (наблюдение,  распознавание и описание)

-проблемно-поисковые;

- здоровьесберегающая;

- компьютерные средства обучения

Ход урока:

I. Организационный момент:

Добрый день, Уважаемые гости и учащиеся 8в класса!

Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам, ребята, побыть исследователями на уроке, каждый в своей роли.

Работать будем по плану урока, внимательно слушайте задания и старайтесь их выполнять по инструкции, тогда в конце урока придем к хорошим успехам.  

Учитель:

 Ребята, давайте, вместе определим: о каких животных мы  на уроке будем вести разговор?

Посмотрите на таблицы, какие животные изображены на них?  (Птицы).

- А, сейчас я вам предлагаю вспомнить названия  птиц, которых мы видели в окружающей нас среде.  Названия записываем в кроссворде соответственно номеру вопроса.

Затем оценим свою работу баллами, согласно правилам.

У каждого на столе свой лист самоконтроля. (Участие в работе на уроке)

 

Учитель:       Что объединяет этих птиц, какой признак?       Являются эти птицы перелетными или они могут жить  в условиях нашей зимы

 Ответ:       Они  составляют группу - Оседлых птиц или кочующих из леса поближе к жилью человека, где приспосабливаются к соседству человека.

II. Актуализация  знаний

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1217/d-1216105/img1.jpg

Эпиграф: «Так и живут бок о бок  птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?

                                                                                                                                                                 Э.Н. Голованов.

III.Постановка  учебных  задач и план исследования

Кто такие зимующие птицы ?

Какие птицы зимуют в нашей местности ?

Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Заполнение учащимися листа самоконтроля

Создаем 2 группы учащихся  по признаку объединения видов птиц в группу «Оседлые» и «Кочующие».

Действия учащихся:

- выбрать себе открытку с видом птицы по желанию. Определиться в группу.

В группе:

 а) выбираются самостоятельно в группе ответственный. Им становится  тот, кто может помочь  группе в нахождении ответа на вопрос задания;

б) он же, помогает учащимся находить правильный ответ на вопросы по плану  описания о птице;

в) следит за дисциплиной .

1группа «оседлые» объединяет птиц:         воробей, ворона, галки, голубь.

Весь год живут в одной и той же местности, в конце лета делают маленькие запасы на зиму.

2 группа «кочующие» объединяет птиц:       снегирь, клест, свиристель, синица.

Нет постоянных мест зимовок, выискивают ягоды, другой корм в разных местах

Задание учащимся в группах:                  

 Составить рассказ о птице  по плану:

а) название птицы

б) где живет

г) какая окраска оперения

д) чем питается и значение  в природе

е)народные приметы, связанные с поведением птиц, этой группы.

2 задание:     -  работа с текстом учебника (7 минут)  

1 группа - «воробьи»                                                                                      

План составления рассказа о птицах  (выдаются карточки с заданием и ориентировкой , где можно найти ответ в учебнике- «биология животных»

1. биолог 1     -   название птицы; где обитают,  поодиночке или группами, являются оседлыми или кочующими.  (Стр156-157, 1 и 2 абзац)

2. ответственный» биолог 2 «     -  стр157. рис 109,110. Какие 2 вида воробьев живут рядом с человеком. Чем они схожи? Чем отличаются?   Их окраска опирения.

3. биолог 3 -            где гнездятся воробьи, где устраивают гнезда ?  ( Стр. 157,3 абзац)

4. биолог 4-        чем питаются воробьи?  Чем кормят своих птенцов?  Чем кормятся воробьи    зимой и   какую пользу приносят сельскому хозяйству?                   (  стр.157, 3 абзац)

2 группа-      «большая синица»

1.ответсвенный» биолог 1 «   -  название птицы, чем привлекает к себе внимание ,  где гнездится? (стр. 143-144, 1абзац)

2.биолог 2     - где живут синицы,  являются оседлыми или кочующими,  ( стр143- 144.    2абзац)

3. биолог 3-        какая окраска оперения у большой синицы?   ( рис 99.стр.144 )

4.  биолог4 -          какую пользу приносят человеку ? Народные приметы (стр. 144)

Что же заставляет птиц прилетать зимой из леса поближе к  жилью человеку? ( питание)

Провести  анализ своей работы во 2 задании.  Лист самоконтроля.

Критерии выполнения задания: (самостоятельность в нахождении ответа и его репродуктивность)

1.внимательно  прочитал вопрос, понял его содержание;

2. ориентировка в учебнике по подсказке на карточке;

3. поиск в тексте содержания ответа на поставленный вопрос;

4.готовность дать ответ на поставленный вопрос;

5.нуждался ли в помощи учителя или проявил самостоятельность

Лист самоконтроля. Читаем критерии и отмечаем :    + или  -.   Считаем количество +, что соответствует количеству баллов.

Учитель:    Кто кроме воробьев и синиц нуждается в нашей помощи?

Покажите карточки с изображением птиц и скажите их название.(все по очереди в группах показывают и называют птиц)

Учитель:     Что же заставляет птиц прилетать зимой из леса поближе к  жилью человеку?

Учащиеся:   ( питание)

 Учитель:     Как можем помочь птицам зимой?  

Учащиеся:   Смастерить кормушки и насыпать корм           

Учитель:    В подкормке нуждаются многие птицы, и заполнение кормушек кормом(семечками, крупой , крошками белого хлеба)  является важным фактором выживания для зимующих птиц близ жилья человека.

 Мы можем это сделать?    

Учащиеся : Да.

  Тогда давайте попробуем помочь птицам.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=512519777-43-72&n=21http://www.edu54.ru/sites/default/files/images/2010/12/825a8a79732ca5bfd5474e4154e2e5891d137955.jpghttp://i023.radikal.ru/1212/60/30e1cec2e715.jpg

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=382985870-56-72&n=21http://relax-fm.ru/UserFiles/blogs/140012/92d8085df8.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/157/95157303_large_pticy_zimoy_foto_35.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/249/95249702_1356077551_15.jpg

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=459574020-06-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=260275333-12-72&n=21http://900igr.net/Detskie_prezentatsii/nasekomye_i_ptitsy/Ptitsy_eimoj.files/slide0014_image025.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/249/95249700_1356077531_13.jpghttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=327729972-57-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=196880965-31-72&n=21

    Учащиеся:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!  Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло,

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/629/80629723_4278666_kor2_thumb_1_.jpghttp://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=77961131-10-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=151107765-47-72&n=21http://i12.fastpic.ru/big/2011/0112/8e/cf37f0574dd6c469d518cc2ed472cb8e.jpghttp://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=73689779-39-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=180405334-43-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=22450636-54-72&n=21

 Разнообразие корма для птиц ( учащиеся называют).

Учитель:

Правила подкормки птиц.

Вовремя подкормки птиц не сорите: не оставляйте там газеты, пакеты и коробочки.

  1. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
  2. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного для птиц.
  3. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени.

5. У кормушки соблюдать тишину.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/249/95249707_1356077593_23.jpghttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=220627694-63-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=78467488-11-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=90750488-65-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=532316043-61-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=172041485-61-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=696857692-46-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=396151624-64-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=412293027-30-72&n=21http://www.viktoria-dance.com/wp-content/uploads/2012/01/43.jpghttp://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=459949093-36-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=208076902-48-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=168611827-22-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=173284440-03-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=346324529-45-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=728455694-44-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=11736199-09-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=696857692-46-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=532179051-19-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=180434141-50-72&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=42107384-31-72&n=21

IV.    Физкультурная пауза:   (медитация)   под звуки голосов птиц в лесу. (2минуты)  

 3 задание:    Практическая работа в группах     (10минут)

Изготовление кормушек для птиц из молочных пакетов, пластмассовых бутылок, которые можно будет  повесить около своего дома или на территории школы.

Оборудование: молочные пакеты, проволока, нитки, шило, иголки, ножницы, шаблоны(разные формы окошечек)

Ход работы.                                 Напомним ТБ

предположение: какие птицы могут посещать эту кормушку ? отсюда будет выбор корма.

Лист самоконтроля. Оценить свою деятельность по пунктам (+ или - .) Надо выполнить работу в отведенное время, учитывая умения выполнения задания по образцу, самостоятельность и аккуратность на рабочем месте

1.понимать, что можно сделать (какую кормушку) из молочного пакета;

2.простым карандашом наметить места выреза  (форму отверстия);

3.соблюдать  аккуратность и осторожность при вырезании отверстия, пользование ножницами;

4.определиться с подвязкой данной кормушки;

5.выполнял самостоятельно или с помощью ученика или учителя

Проставить баллы за участие в работе  этого задания.

Подобрать корм для птиц

V.    Закрепление урока     (2мин)

        Птичий отчет:   (викторина)                                            Ф.И.-------------------------

1Любимое лакомство синицы:    (сало, ягоды рябины, крупу и крошки белого хлеба, семена шишек, разные семена, семена репейника).

2.Узнай по картинке птицу с розовой  грудкой. 

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=696857692-46-72&n=21

3. Кто зимой выводит птенцов?

4.Что птицам зимой страшнее: холод или голод?

5.Где синицы вьют гнезда?

Критерии:  (правильные ответы)

Ответы: 1.сало  2. снегири    3. Клесты 4. голод  5. в лесу 

VI.    Подведение итога урока                                            

 Проверка общая, на слух, учитывая правильный ответ, в зависимости от их количества. Определяем баллы

Лист самооценки

Подводим анализ участия учащихся в работе на уроке.

  • Ответьте на вопросы
  • 1. Удалось ли нам сделать то, что мы задумали, удалось ли достичь тех результатов, что вы выдвинули в начале урока
  • 2. Что было сделано хорошо?
  • 3. Что не получилось или получилось не совсем так
  • 4. Как вы думаете, могли бы сказать вам “спасибо” птицы за заботу о них, если бы умели говорить?
  • 5. Что нового вы узнали за время урока? Чему научились?
  • 6. Изменились ли вы в своем отношении к птицам? Как?
  • 7. Появилось бы у вас чувство радости, гордости, когда к вашей кормушке прилетели птички?
  • 8. Захотелось ли вам сделать еще что-то доброе для птиц?

  V.     Оценки за урок: по итогам количество баллов                    

VI.      Домашнее задание

1. Сделать   КОРМУШКУ для птиц и повесить её около своего дома

2 Наблюдение.        Какой корм использовали.  Каких птиц видели в своей птичьей столовой.

3. Инд задание: Нарисовать вид кормушки или её фото.

 Проверить:    поведение птиц  и  предсказание погоды

  • Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.
  • Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  • Ворона под крыло клюв прячет – к холоду. 

Приложение

1.

Лист самоконтроля: (самооценки)  

Участие в работе на уроке естествознания (зоология) «Птицы зимой»

  Ф.имя--------------------------                                                  класс-----

Задания

Что делали?

+ или

Кол-во баллов

1

Кроссворд «зимующие птицы»

Правильно ответил на 2 вопрос

Правильно ответил на 3вопрос  

Правильно ответил на 4 вопрос          

 Правильно ответил на 5вопрос

Правильно ответил на 6 вопрос

2

Описание птицы по плану

прочитал вопрос, понял его смысл;

нашел страницу и нужный абзац в учебнике по подсказке на карточке;

самостоятельно определился с ответом на поставленный вопрос;

была оказана помощь в нахождении ответа на вопрос лидером группы;  

  смог ответить на вопрос самостоятельно

3

Изготовление кормушки

понимаю, что можно сделать (какую кормушку) из молочного пакета;

простым карандашом наметил места выреза  (форму отверстия)

Соблюдал при вырезании отверстия аккуратность и осторожность  в использование ножниц

определился с подвязкой данной кормушки; выполнял работу самостоятельно

выполнял работу с помощью учителя или одноклассника

4

Закрепление темы урока: тест

Ответил  правильно  на первый вопрос

 Правильно ответил на второй вопрос  

Правильно ответил на третий вопрос

Ответил на четвертый вопрос

Дал правильно ответ на пятый вопрос

Итого:

2.

Участие в работе на уроке естествознания (зоология) «Птицы зимой»

12.02.2014г

Ф.имя--------------------------                                 класс-----

1 задание:  кроссворд (3 минуты)

                                     « Зимующие птицы »

1

2

3

4

5

6

По горизонтали (→):

  1. Стайка этих птиц сразу заметна, потому что у самцов ярко- красные грудки.

3) У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать.

5) Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей.

6) Эту птицу хорошо слышно, стук раздается с того дерева, где под корой вредные насекомые спрятались.

По вертикали ( ↓ ):

  1. Её называют воровкой. И не случайно: любит эта птица всё блестящее, тащит себе в гнездо.
  2. Любят эти птицы жить рядом с человеком,  селятся под крышами домов. А иногда даже в цирке выступают.

4) Эта птичка необычна своим хохолком на макушке.

Условия ответа на вопросы:   1в-находим ответ все вместе, остальные самостоятельно.

Правила анализа ответа:   

Всех птиц определили правильно-«5б»

 4вида птиц правильно написали-«4б»  

 3вида птиц правильно  написали-«3б»        

 2вида птиц правильно написали- «2б»        

 1 вид птицы правильно –               «1б»

Ответы:1.снегири ;  2.голуби; 3. Клест;  4.сверистели; 5.синица; 6.дятел; 1ворона. (баллы себе выставляют сами)

3.

Диагностическая карта участия в работе урока учащихся 8В класса VIII вид  (1вариант) по Естествознанию (зоология)

             Тема урока: «Птицы зимой»                                              учитель биологии: Малюгина Н.Ф.                        

№№  п/п

Фамилия,  имя

Содержание  знаний

теоретических

Работа с текстом (умения)

Практическое выполнение заданий (умения)

Закрепление знаний по содерж.анию

Самооценка

Примечание

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

самостоятельность

Понял смысл вопроса

Нашел страны

Определился с ответом

Прочитал, рассказал

самостоятельность

С помощью

Словесный инструктаж

По образцу (гот.)

С помощью друга

С помощью учителя

Ничего не может

самостоятельно

Кол-вл правил. ответов

Взаимодействие: работа в группе

активность

пассивность

Как договорились между собой

Оказание помощи

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме" Зима. Приметы зимы".

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида...

Групповое логопедическое занятие "Зима. Приметы зимы".

Занятие, направленное на закрепление  знаний о приметах зимы с использованием пиктограмм и мнемотехники для детей с тяжёлой умственной отсталостью....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

"Эх, зима, зима!"

Обобщение знаний детей о зиме: зимние месяцы, приметы, Новый год....

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

«Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»)

Урок русского языка в 7 классе (урок развивающего обучения)Сопоставление картин русских художников-пейзажистов И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Подготовка ма...