Информация для учеников 9 класса
материал по биологии (9 класс)
Разное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetich_zadachi_otrabotka_terminov_i_ponyatiy.docx | 20.47 КБ |
kartochki_meyoz.docx | 91.78 КБ |
konspekt_meyoz.docx | 17.62 КБ |
konspekt_selektsiya.doc | 82 КБ |
test_ontogenez.docx | 20.69 КБ |
test_genetika._doc.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Отработка терминов и понятий
Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом
Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства
Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки
Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства
Чистые линии – генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов
Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку
Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака
Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий)
Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые
Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена
Гетерозигота - организм, содержащий два разных аллельных гена
Доминантный признак – преобладающий, подавляющий
Рецессивный признак - подавляемый
Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным
Второй закон Менделя (закон расщепления) – при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3ч доминантных и 1ч рецессивных)
Закон чистоты гамет – гаметы чисты, т.е. при формировании гамет в каждую из них попадает только по одному гену из каждой аллельной пары.
Неполное доминирование – это случаи, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом будут возникать промежуточные признаки.
Генотип – совокупность генов организма
Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков организма
Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой неизвестен, с особью, гомозиготной по рецессивному гену (аа)
Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, которые отличаются друг от друга по двум признакам.
Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга
Закон Моргана – гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцеплено
Локус гена – строго определенное место гена в хромосоме
Символы:
P – родительское поколение
F1 - первое поколение потомков
F2 – второе поколение потомков
A – ген, отвечающий за доминантный признак
а – ген, отвечающий за рецессивный признак
♀ - женская особь
♂ - мужская особь
АА – гомозигота по доминантному гену
аа – гомозигота по рецессивному гену
Аа - гетерозигота
Самостоятельное решение задач
Задача №1. Выпишите все типы гамет
а) АА; | д) ААВЬСсDd; |
Задача №2. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.
Пример краткой записи
Дано:
А – карие глаза
а – голубые глаза
Определить: F1
Решение
Гетерозиготные кареглазые родители Аа
Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:
по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1
Задача № 3. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.
Задача №4. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?
Задача №5. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.
а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?
Задача №6. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.
а) Сколько типов гамет образуется у жены?
б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?
в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?
г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?
д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?
Задача №7. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?
Задача №8. Мать и отец имеют II группу крови. Какие группы крови можно ожидать у детей в такой семье?
Задача № 9. Может ли быть у детей I группа крови, если у обоих родителей IV?
Задача № 10. У женщины с I группой крови родился ребёнок с I группой крови. Будет ли удовлетворён иск к Л. М., у которого IV группа крови?
Проверочная работа
Вариант 1
У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины ?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ?
в) Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей ?
д) Сколько разных фенотипов может быть у детей?Вариант 2.
У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине. У них родились 8 детей.
а) Сколько разных генотипов у детей?
б) Сколько детей имеют карие глаза?
в) Сколько детей гомозиготны?
г) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
д) Сколько типов гамет образуется у голубоглазого ребенка?
Вариант 1: 1/ 2/ 50/ 2/ 2.
Вариант 2: 2/ 4/ 4/ 2/ 1.
Предварительный просмотр:
Урок. Образование половых клеток. Мейоз. (9класс)
Цели урока.
Образовательная: создать условия для формирования понятия деления половых клеток-мейозе, его биологического значения; охарактеризовать основные этапы мейотического цикла, выявить отличия процессов митоза и мейоза, а также черты их сходства.
Развивающая: развитие умения сравнивать, анализировать, структурировать информацию, высказывать и аргументировать своё мнение, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; содействовать развитию коммуникативной компетентности;
Воспитательная: воспитание гордости за свою семью, бережного отношения к родителям
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока:
1. Организационный момент 2. Проверка знаний. 3. Актуализация знаний. 4. Особенности мейоза и его основные отличия от митоза. 5 Биологическое значение мейоза. 6. Закрепление изученного материала.
1. Организационный момент
2. Проверка знаний карточка № 1,2 (Приложение1)
Краткое описание:
Тема урока: Деление клеток. Мейоз и его биологическое значение. 9 кл. Тип урока: урок введения нового знания. Оборудование: учебник, модель «Деление клеток. Мейоз», «индивидуальные модели «Мейоз», логико-смысловая модель «Мейоз», карточки-задания. Используемые технологии: проблемная технология, личностно-ориентированная, групповая технология, технология критического мышления.
1 Актуализация субъективного опыта учащихся
А вы похожи на своих родителей?
- А как вы думаете в результате какого процесса вы получили эти признаки (в результате полового процесса размножения).
- Вспомним характеристику полового размножения:
а) характерно для большинства живых организмов;
б) в размножении обычно принимают участие две особи – мужская и женская;
в) осуществляется с помощью специальных клеток – гамет;
г) каждая особь обладает уникальным генотипом, т.е. потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей.
Постановка проблемы и введение новой темы.
Эта характеристика будет неполной, если мы не рассмотрим механизм процесса, лежащего в основе полового размножения.
Какой процесс лежит в основе образования половых клеток?
2. Особенности мейоза и его основные отличия от митоза.
Мейоз. (просмотр фрагмента)
Половые клетки (гаметы) развиваются в половых (генеративных) органах и играют важнейшую роль: обеспечивают передачу наследственной информации от родителей к потомкам. При половом размножении в результате оплодотворения происходит слияние двух половых клеток (мужской и женской) и образование одной клетки – зиготы, последующее деление которой приводит к развитию дочернего организма.
Мейоз имеет большое значение в живом мире. В процессе мейоза (в отличие от митоза) образуются дочерние клетки, которые содержат в два раза меньше хромосом, чем родительские клетки, но благодаря взаимодействию хромосом отца и матери всегда обладают новыми, неповторимыми комбинациями хромосом. Эти комбинации у потомства выражаются в новых сочетаниях признаков. Появляющееся множество комбинаций хромосом увеличивает возможность вида вырабатывать приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, что очень важно для эволюции.
С помощью мейоза образуются половые клетки с меньшим набором хромосом и с качественно иными генетическими свойствами, чем у родительских клеток.
Мейоз, или редукционное деление, – это сочетание двух своеобразных этапов деления клетки, без перерыва следующих друг за другом. Их называют мейозом I (первое деление) и мейозом II (второе деление). Каждый этап имеет несколько фаз. Названия фаз такие же, как фаз митоза. Перед делениями наблюдаются интерфазы. Но удвоение ДНК в митозе происходит только перед первым делением. Ход мейоза показан на рисунке 23.
Первое деление (мейоз I) начинается профазой I, во время которой удвоенные хромосомы (имеющие по две хроматиды) хорошо видны в световой микроскоп. В этой фазе одинаковые (гомологичные) хромосомы, но происходящие из ядер отцовской и материнской гамет, сближаются между собой и "слипаются" по всей длине в пары. Центромеры (перетяжки) гомологичных хромосом располагаются рядом и ведут себя как единое целое, скрепляя четыре хроматиды. Такие соединенные между собой гомологичные удвоенные хромосомы называют парой или бивалентом (от лат. bi – "двойной" и valens – "сильный"). Гомологичные хромосомы, составляющие бивалент, тесно соединяются между собой в некоторых точках. При этом может происходить обмен участками нитей ДНК, в результате которого образуются новые комбинации генов в хромосомах. Этот процесс называют кроссинговером (англ. crossingover – "перекрест"). Кроссинговер может приводить к перекомбинации больших или маленьких участков гомологичных хромосом с несколькими генами или частей одного гена в молекулах ДНК (рис. 24). Благодаря кроссинговеру в половых клетках оказываются хромосомы с иными наследственными свойствами в сравнении с хромосомами родительских гамет
В результате мейоза из одной клетки появляются четыре клетки с гаплоидным набором хромосом. На втором этапе клеточного цикла происходит митоз и разделение клетки на две дочерние. Процесс образования мужских половых клеток (сперматозоидов) называют сперматогенезом (от греч. spermatos – "семя" и genesis – "возникновение", "происхождение"). Процесс развития женских половых клеток (яйцеклеток) называют овогенезом или оогенезом (от греч. oon – "яйцо" и genesis – "возникновение", "происхождение")..
3.Биологическое значение мейоза. В результате мейоза из одной клетки появляются четыре клетки с гаплоидным набором хромосом, при этом достигается большое разнообразие гамет у каждого организма.
4.Закрепление. Карточка№ 3, №4 Заполнить таблицу пользуясь учебником § 15
Задание на дом: §15, индивидуальные задания
Приложение 1.
Карточка №1
1. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.
2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.
3) Закрепите побег деревянными шпильками.
4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.
5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй.
Ответ: 12534 2 балла
2.Установите правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза.
1) распад ядерной оболочки
2) выстраивание хромосом в центральной части клетки
3) расхождение хроматид к полюсам клетки
4) формирование новых ядерных оболочек
Ответ:1234 2 балла
3. Способ размножения бактерий.
1) вегетативное 2) деление 3) почкование 4) спорами Ответ: 2 1балл
4.Как называется способ размножения комнатных растений, представленный на рисунке?
1) размножение делением куста
2) размножение стеблевым черенком
3) размножение корневище
4) размножение листовым черенком
Ответ: 4 1 балл
5. Правильная последовательность фаз митоза:
1. профаза- интерфаза- метафаза- телофаза- анафаза 2. профаза- метафаза – телофаза- интерфаза- анафаза 3. интерфаза- профаза- метафаза- анафаза- телофаза 4. метафаза- профаза- интерфаза- анафаза- телофаза
Ответ: 3 1 балл
рточка №2
1. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению прививкой, после отбора нужного подвоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Возьмите привой — однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины.
2) Плотно обвяжите место прививки.
3) Подберите подходящий подвой — взрослое растение-сеянец.
4) Прикрепите привой к подвою.
5) Сделайте надрез на подвое до камбия.
Ответ:31542 2балла
2. Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза.
1) Расхождение сестринских хроматид.
2) Удвоение молекулы ДНК.
3) Образование метафазной пластинки.
4) Деление цитоплазмы.
Ответ:2314 2балла
3. Какое растение размножается с помощью луковицы?
1) тюльпан
2) картофель
3) морковь
4) земляника
Ответ:1 1балла
4. Как называют способ вегетативного размножения растений, изображённый на рисунке?
1) размножение с помощью листового черенка
2) размножение прививкой
3) размножение с помощью видоизменённого побега
4) размножение отводка
Ответ: 2 1балла
5. Правильная последовательность фаз митоза:
1. профаза- интерфаза- метафаза- телофаза- анафаза 2. интерфаза- профаза- метафаза- анафаза- телофаза 3. профаза- метафаза – телофаза- интерфаза- анафаза 4. метафаза- профаза- интерфаза- анафаза- телофаза
Ответ: 2 1балла
Приложение2
Карточка 3
Сравнительная таблица, закрепим изученный материал
Пункты сравнения | Митоз | Мейоз |
1. Тип деления | Бесполое | Половое |
2. Продолжительность | 1–2 часа | – |
3. Количество этапов | 1 этап | 2 этапа |
4. Количество фаз | 4 фазы: 1. Профаза. 2. Метафаза. 3. Анафаза. 4. Телофаза | 4 фазы в каждом делении |
5. Результат деления | 2 дочерние клетки | 4 клетки |
6. Количество хромосом в дочерних клетках | Идентичное материнскому | Вдвое меньше, чем |
1. Вставьте пропущенные слова.
1. В профазе происходит ……объёма ядра
2. Дочерние клетки получают количество……которое, имелось у родителей.
3. Интерфаза занимает самой………… промежуток времени
4. Обычно в ядре клетки содержатся ……набора хромосом
5. Кроссинговер приводит к ………… участков хромосом
Перечень терминов:
1.перекомбинации,
2.большой,
3. хромосом,
4. увеличение,
5. диплоидный Ответ:43251
2. Установите соответствие между процессом и событиями, происходящими в ходе этого процесса:
Процессы Типы деления
1. Образование бивалентов 1) митоз
2. Образование двухроматидных хромосом 2) мейоз
3. Обмен хромосом гомологичными участками
4. Формирование двух диплоидных ядер
5. Формирование четырех гаплоидных ядер
6. Образование соматических клеток
Ответ: 211121
Карточка 4
Составив сравнительную таблицу двух делений мейоза, закрепим изученный материал.
Название фазы | Мейоз-I | Мейоз-II |
Профаза | Гомологичные хромосомы образуют пары и обмениваются участками | Хромосомы видны, состоят из двух хроматид |
Метафаза | Пары гомологичных хромосом выстраиваются на экваторе | Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки |
Анафаза | К полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид. Именно это приводит к уменьшению числа хромосом в 2 раза | К полюсам расходятся хроматиды хромосом |
Телофаза | Образуются две дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом | Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом |
1. Вставьте пропущенные слова.
1. Клеточное деление у прокариот обусловлено строением …….
2. В клетках эукариот молекулы ДНК заключены в ……….
3. Деление клетки — это процесс ………размножения
4. Ядерное вещество у бактерий представлено ………….
5. В результате митоза происходит ………дочерних клеток
Перечень терминов:
1. образование,
2. хромосома,
3. бесполое,
4. ядро,
5. клетка
Ответ: 54321
2. Установите правильную последовательность процессов, происходящих в мейозе
1. Расположение бивалентов в плоскости экватора
2. Образование бивалентов и кроссинговер
3. Расхождение -гомологичных хромосом к полюсам клетки
4. формирование четырех гаплоидных ядер
5. формирование двух гаплоидных ядер, содержащих по две хроматиды
Ответ:21354
Ответы.
Карточка №1
Задание 1. Ответ: 12534 - 2 балла
Задание 2. Ответ: 1234 - 2 балла
Задание 3. Ответ: 2 - 1 балл
Задание 4. Ответ: 4 - 1 балл
Задание 5. Ответ: 3 - 1 балл
7-6 баллов – 5
5-4 баллов – 4
3-2 баллов – 3
Ответы.
Карточка №2
Задание 1. Ответ:31542 - 2 балла
Задание 2. Ответ: 2314 - 2 балла Задание 3. Ответ:1 - 1 балл Задание 4. Ответ: 2 - 1 балл Задание 5. Ответ: 2 - 1 балл
7-6 баллов – 5
5-4 баллов – 4
3-2 баллов – 3
Предварительный просмотр:
У р о к 10. МЕЙОЗ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Цель: изучить особенности мейоза, связанные с половым размножением растений и животных; показать отличия процессов митоза и мейоза, а также черты их сходства; продолжить формировать умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Особенности мейоза и его основные отличия от митоза.
3. Биологическое значение мейоза.
4. Закрепление изученного материала.
Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения животной клетки», диафильм, динамическое пособие «Деление клетки».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | 2 |
1. Задает вопросы по изученному на прошлом уроке материалу (см. раздел «Какие утверждения верны» и «Проверьте свои знания»). | Отвечают на вопросы учителя и вопросы упомянутых рубрик. |
*– Какие же вы смогли найти ошибки или неточности в рисунках учебника? (Если учащиеся испытывают затруднения, учитель сам объясняет эти неточности в рисунках.) | Отвечают на вопрос. |
Предполагаемый ответ: 1. В тексте, описывающем процессы, происходящие в профазе, ничего не говорится о том, что нити веретена деления прикрепляются к хромосомам. А на рисунке это показано. Это ошибка. 2. Почему используются 3 цвета? Лучше использовать 2 цвета – один обозначает материнские хромосомы, другой – отцовские. |
1 | 2 |
3. Нити веретена деления прикрепляются к хромосомам в месте «центральной перетяжки», а не так, как это показано на рисунке. | |
2. – На прошлом уроке мы с вами начали составлять сравнительную таблицу особенностей митоза и мейоза. Сегодня мы продолжим работу по ее заполнению. Для этого нам понадобятся текст учебника и рисунки. | Слушают учителя. Работают с текстом учебника и рисунками. Заполняют вместе с учителем таблицу. |
Сравнительная таблица
Пункты сравнения | Митоз | Мейоз |
1. Тип деления | Бесполое | Половое |
2. Продолжительность | 1–2 часа | – |
3. Количество этапов | 1 этап | 2 этапа |
4. Количество фаз | 4 фазы: 1. Профаза. 2. Метафаза. 3. Анафаза. 4. Телофаза | 4 фазы в каждом делении |
5. Результат деления | 2 дочерние клетки | 4 клетки |
6. Количество хромосом в дочерних клетках | Идентичное материнскому | Вдвое меньше, чем |
1 | 2 |
– Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально. – Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в | Слушают учителя. Работают с текстом и рисунками. – Перед 1-м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит. – Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются. |
– Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки? – Как расходятся хромосомы к полюсам? | – Они выстраиваются попарно. – Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из двух хроматид. Расхождение происходит независимо от хромосом других пар. |
Таблица сравнения двух делений мейоза
Название фазы | Мейоз-I | Мейоз-II |
Профаза | * Гомологичные хромосомы образуют пары и обмениваются участками 2n4c | Хромосомы видны, состоят из двух хроматид n2c |
Метафаза | Пары гомологичных хромосом выстраиваются на экваторе 2n4c | Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки n2c |
Анафаза | К полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид. Именно это приводит к уменьшению числа хромосом в 2 раза 2n4c | К полюсам расходятся хроматиды хромосом 2n2c |
Телофаза | Образуются две дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом n2c | Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом nc |
1 | 2 |
3. – Зачем нужен такой сложный процесс? – В чем его биологическое значение? – Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток? | – Мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных. – Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2п). |
– А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в 1-м делении мейоза? – Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую? – Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни. 4. Предлагает учащимся задания 10, 11 (с. 28, учебник). | – Они обменивались между собой участками. – Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной. Слушают учителя. Делают записи в тетрадях. Отвечают на вопросы учебника. Работают с рисунком учебника, опознают изображенное на нем деление. |
Домашнее задание. Изучить раздел до конца. Сделать рисунки мейоза и митоза в тетрадях. Подготовить сообщение о «банках тканей», клонировании растений и животных и на другие темы, связанные с типами деления клеток.
Предварительный просмотр:
МКОУ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
III ОТКРЫТЫЙ ОКРУЖНОЙ ФЕСТИВАЛЬ
«ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ
НОМИНАЦИЯ «УЧЁНЫЕ НА УРОКЕ»
Тема урока: «Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова»
Автор: Круглова Марина Александровна
Учитель географии и биологии
п. Кировский
2014 год
Тема урока: «Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова»
Цель урока : создать условия для изучения науки селекции
Задачи урока:
- сформировать первоначальные знания о селекции
-определить цели и задачи селекции
-познакомить с центрами происхождения культурных растений
-познакомиться с жизнью и деятельностью Н. И. Вавилова
Оборудование:
Таблица «Центры многообразия и происхождения культурных растений»
Карточки с кроссвордами
Компьютер, проектор
Тип урока: урок изучения нового материала.
1. Организационный момент:
На столах учащихся лежат кроссворды .
Задание: разгадать кроссворд.
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 |
По вертикали:
- Наука о наследственности и изменчивости.
По горизонтали:
- Организм, полученный в результате скрещивания.
- Процесс передачи наследственных признаков.
- Участок молекулы ДНК.
- Совокупность внешних признаков организма, проявление генотипа.
- Совокупность генов данного организма.
- Кратное увеличение числа хромосом.
- Выведение новых пород и сортов.
- Наследственное изменение генотипа.
Ответы:
- Генетика (по вертикали)
- Гибрид
- Наследование
- Ген
- Фенотип
- Генотип
- Полиплоидия
- Селекция
- Мутация
У учащихся возникают затруднения при ответе на вопрос 7, так как они знают термины по основам генетики, но пока не знакомы с новой наукой селекцией.
Учитель: мы не можем ответить на вопрос кроссворда, потому что не знаем, что там загадано. А загаданное слово «селекция».
Это тема нашего сегодняшнего урока.
Запись темы урока (слайд 1)
Поставьте вопросы к нашему занятию.
Примерные ответы учащихся:
-что такое селекция:
-для чего существует эта наука?
-кто является основоположником селекции?
-что лежит в основе селекции?
2. Изучение нового материала:
Запись определения:
Селекция – наука об улучшении уже существующих и о выведении новых пород и сортов.
Возникает вопрос: что мы называем породами или сортами?
Учитель: приведите примеры известных вам пород домашних животных или сортов растений.
Ответы детей (дети обычно называют породы собак, сорта томатов, картофеля)
Учитель: подумайте, сорт, порода – это то же самое, что вид в природе?
Нет, порода и сорт – это разновидность данного вида.
Запись определения:
Порода (сорт) – совокупность организмов, выведенных человеком, с признаками, полезными человеку.
Есть "породы" и у микроорганизмов, они называются штаммы.
Какие слова в данном определении можно считать ключевыми?
«полезными человеку» - признак, на который человек обращает внимание и пытается развить у растения или животного, в дикой природе может организму быть не нужен.
Учитель: Как вы думаете, с чего начиналась селекция?
Ответ: с одомашнивания, человек на ранних этапах своего развития производил так называемый стихийный, бессознательный отбор, который в конце концов привёл к такому многообразию современных пород животных и сортов растений.
Доклад учащегося с использованием слайдовой презентации (слайды 2-11)
Сообщение об одомашнивании.
Первым спутником человека стал волк, «прибившись» к нему в каменном веке (10-15 тыс. лет назад). Генетики установили, что впервые волки были одомашнены человеком в Южной Азии. Так от прирученных волков и шакалов произошла домашняя собака.
Почти так же долго (не менее 10 тыс. лет) длится дружба человека с овцами и козами. Предком овец был горный баран — муфлон, обитавший в Южной Европе и Передней Азии. В результате скрещивания и тщательного отбора человек создал более 150 пород домашних овец, ныне лишь отдаленно напоминающих дикого прародителя. Козы ведут свой род от бородатого или безоарового козла — обитателя тех же областей, что и муфлон. Число пород домашних коз невелико, но зато они очень разнообразны: ангорские с великолепной шерстью, швейцарские молочные; небольшие камерунские, превосходно лазающие по деревьям и др. Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура — предка современных коров. Сравнительно недавно дикие туры водились в Европе, Северной Африке, Малой Азии и на Кавказе. Последняя на Земле самка тура была убита в Польше, в лесах Мазовии, в 1627 году.
7,5 тыс. лет назад человек одомашнил азиатского буйвола — сильного и опасного зверя. Теперь в жарких странах они не только источник мяса и шкур, но и незаменимая тяговая сила.
Лошадь была одомашнена сравнительно недавно — 5-6 тыс. лет назад. Предком её был истреблённый теперь тарпан, привольно чувствовавший себя в степях Евразии. Впрочем, некоторые ученые предполагают, что конская родословная начинается с дикой лошади, получившей название лошади Пржевальского.
Одомашнивание кошки произошло на Ближнем Востоке путем приручения дикой ближневосточной (иначе ливийской или нубийской) кошки, и все 600 млн ныне живущих на Земле домашних кошек являются потомками диких ближневосточных (ливийских) кошек.
Солидна и история домашних птиц: около 5 тыс. лет назад были одомашнены куры, ведущие свой род от банкивских и красных кур Южной и Юго-Восточной Азии, и гуси, потомки дикого серого гуся. 3-4 тыс. лет назад в Европе и Китае одновременно одомашнили уток, а в западной Африке — цесарок.
Предком современных пород свиней является дикий кабан.
Чтобы создать разнообразные породы, человек использовал не только птиц и млекопитающих, но и некоторых беспозвоночных животных, самыми важными из которых являются медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Произошло это достаточно давно — около 5 тыс. лет назад. Эксперименты в области одомашнивания продолжаются до сих пор.
Учитель: Как будут называться люди, которые занимаются выведением новых пород и сортов?
Селекционеры.
Учитель: не сразу сформировалась такая наука, как селекция. Прежде, чем достичь современных высот, многим селекционерам пришлось пройти сложный путь в науке, доказывая правоту своих методов.
Основоположником, можно сказать, пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов.
Задание: в ходе объяснения и просмотра презентации попробовать составить тезисы об основных направлениях деятельности Н. И.Вавилова.
(слайды 12-24)
Н.И. Вавилов.
Будущий генетик Николай Иванович Вавилов родился 25 ноября 1887 года, в Москве.
В 1906 году после окончания Московского коммерческого училища Вавилов поступил в Московский сельскохозяйственный институт, который окончил в 1911 году.
Николай Вавилов, еще будучи студентом, начал заниматься научной работой. В 1908 году провел географо-ботанические исследования на Северном Кавказе и Закавказье.
1912 году опубликовал работу о связи агрономии с генетикой, где одним из первых в мире предложил программу использования достижений генетики для улучшения культурных растений.
В 1913 он был командирован в Англию, Францию и Германию для завершения образования.
Первые экспедиции Николай Вавилов организовал и провел в Персию (Иран) и Туркестан, Горный Таджикистан (Памир), где многократно рискуя жизнью, собрал в труднодоступных местах неизвестные ранее формы пшеницы, ячменей, ржи (1916 год). Здесь он впервые заинтересовался проблемой происхождения культурных растений.
В 1921-1922 Вавилов знакомится с сельским хозяйством обширных областей США и Канады. В 1924 году он совершил труднейшую, продолжавшуюся пять месяцев, экспедицию в Афганистан, подробно исследовав культурные растения и собрав большой общегеографический материал. За эту экспедицию Географическое общество СССР наградило Вавилова золотой медалью имени русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского («за географический подвиг»).
В последующие годы он совершил практически кругосветное путешествие
по всем материкам Земли с целью найти центры происхождения культурных растений.
Вавиловым был сформулирован закон гомологических рядов наследственной изменчивости, который позволил быстрее создавать новые сорта растений.
Результатом его путешествий стало определение родины основных культурных растений.
В период своей работы Вавилов создал величайшую коллекцию семян культурных растений, сохранившуюся в наше время. Сейчас стоимость коллекции семян оценивается в 10-11 триллионов долларов.
К сожалению, Н.И. Вавилов родился не в своё время. Он был необоснованно репрессирован в 1940 году и умер в тюремной больнице.
За время своей научной работы Вавилов сумел собрать огромную коллекцию семян культурных растений.
В науке он остался как генетик, растениевод, географ, автор закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов, создатель учения о биологических основах селекции и центрах происхождения и разнообразия культурных растений.
Учитель: проверка задания.
Основные направления деятельности Н.И.Вавилова:
1. Формирование задач селекции.
2. Создание учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
3. Оформление закона гомологических рядов.
4. Создание коллекции семян культурных растений.
Работа с таблицей "Центры многообразия и происхождения культурных растений"
Работа с учебником стр.123-125.
В ходе работы составляется таблица:
Центр происхождения | Родиной каких культурных растений является |
Южноазиатский | Рис, цитрусовые, огурцы, баклажаны, сахарный тростник |
Восточноазиатский | Просо, соя, гречиха, редька, слива, вишня |
Среднеазиатский | Мягкие сорта пшеницы, горох, бобы, лён, конопля, чеснок, морковь, груша, абрикос |
Переднеазиатский | Рожь, ячмень, роза, инжир |
Средиземноморский | Капуста, маслины, петрушка, сахарная свёкла, клевер |
Абиссинский | Твёрдые сорта пшеницы, сорго, бананы |
Центральноамериканский | Кукуруза, тыква, хлопчатник, табак, красный перец |
Южноамериканский | Картофель, ананас, томат, фасоль, хинное дерево |
3. Закрепление изученного материала:
выполнение тестов
(слайды
Ответьте на вопросы:
1. Что такое селекция?
2. Почему основой селекции является генетика?
3. Что такое порода, сорт, штамм?
4. Какова заслуга Н. И. Вавилова перед наукой?
5. Почему центры происхождения культурных растений совпадают с очагами древних цивилизаций?
4. Домашнее задание:
а)п. 3.13
б) Решите задачу: представьте, что вы - селекционер, вами получено задание вывести новый сорт морозоустойчивого сорта пшеницы. Запишите ваши методы, последовательность действий и результат.
Предварительный просмотр:
Тест по биологии индивидуальное развитие организма 9 класс. Вариант 1
- Процесс индивидуального развития особи от начала его существования до конца жизни называется
А. Овогенез Б. Сперматогенез В. Онтогенез Г. Филогенез
- В отличие от сперматозоидов, яйцеклетки млекопитающих имеют
А. Двойной набор хромосом Б. Значительный запас питательных веществ
В. Хвост, напоминающий по строению жгутик Г. Небольшие размеры клетки
- В результате внутреннего оплодотворения позвоночных животных возникает первая стадия развития нового организма –
А. Яйцеклетка Б. Сперматозоид В. Личинка Г. Зигота
- Постэмбриональное развитие, при котором из яйцевых оболочек выходит личинка, устроенная значительно проще взрослого животного (непрямое развитие), характерно для А. Щуки Б. Крокодила В. Лягушки Г. Окуня
- Установите соответствие между особенностью онтогенеза и периодом, для которого она характерна
ОСОБЕННОСТЬ | ПЕРИОД |
А) характерен метаморфоз Б) особь участвует в репродукции В) образование зиготы Г) характерно достижение половой зрелости Д) происходит формирование тканей и органов | 1) эмбриональный 2) постэмбриональный |
- Адаптации позволяют организму поддерживать гомеостаз. Различают несколько видов адаптаций (два варианта):
А. Поведенческие, анатомо-морфологические Б. Генетические, акклиматизационные
В. Мгновенные Г. Физиологические, биохимические
7. Воздействие каких факторов опасно для развивающегося организма:
А. Химических Б. Биологических В. Механических
Тест по биологии индивидуальное развитие организма 9 класс. Вариант 2
- Онтогенез животных и человека включает этапы:
А. развитие взрослого организма, эмбриогенез. Б. эмбриональный, постэмбриональный.
В. Эмбриогенез Г. эмбриональный, постэмбриональный, репродуктивный, старение и смерть.
- Постэмбриональное развитие, при котором из яйцевых оболочек выходит организм с органами, свойственными взрослому, характерно для
A. Бабочки Б. Крокодила В. Лягушки
- Эмбриологические исследования подтвердили, что индивидуальное зародышевое развитие организма
А. Кратко повторяет историческое развитие вида Б. Зависит от способа размножения
В. Зависит от способа оплодотворения Г. Существенно отличается от исторического развития вида
- Метаморфоз – это
А. Этап эмбрионального развития Б. Измерение размеров тела
В. Превращение личинок во взрослую форму
- Сходство яйцеклеток и сперматозоидов млекопитающих животных заключается в том, что они имеют
А. Одинаковое число хромосом Б. Значительный запас питательных веществ
В. Головку, шейку и хвост Г. Большие размеры клетки
6. Соотнесите признаки онтогенеза с типом онтогенеза:
Ответ укажите в виде последовательности цифр.
ПРИЗНАКИ | ТИП ОНТОГЕНЕЗА |
А) в яйце мало желтка. Б) характерен для утконоса. В) имеется плацента. Г) заканчивается деторождением. Д) в яйце много желтка. | 1. Личиночный 2. Яйцекладный 3. Внутриутробный |
- Адаптации позволяют организму поддерживать гомеостаз. Различают стратегии адаптаций (два варианта):
А. Поведенческие, анатомо-морфологические Б. Генетические, акклиматизационные
В. Мгновенные Г. Физиологические, биохимические
Предварительный просмотр:
Тестирование по теме «Генетика». 9 класс
Вариант 1.
Вопрос № 1 Гаметы - это
1 .клетки бесполого размножения
2 .клетки полового размножения
3 .клетки тела
4. клетки, образованные в результате оплодотворения
Вопрос № 2 Второй закон Менделя называется:
1. закон единообразия гибридов первого поколения
2 .закон расщепления
3. закон независимого наследования признаков
4 .закон чистоты гамет
Вопрос № 3 Кроссинговер - это
1. сцепление гомологичных хромосом
2. схождение гомологичных хромосом
3 .расхождение гомологичных хромосом 4. обмен участками гомологичных хромосом
Вопрос № 4 Какая хромосома отвечает за пол будущего ребёнка - мальчика?
1. Х-хромосома 2. У-хромосома
3. аутосома
4. пол ребёнка не зависит от хромосом
Вопрос № 5 Определите фенотип томата с генотипом ААВв если круглые плоды доминируют над овальными, красный цвет над желтым.
1. красные круглые 2. красные овальные 3. желтые круглые 4. желтые овальные
Вопрос № 6 Признаки, проявляющиеся у F1, Мендель назвал
1.рецессивными
2.гомозиготными
3.доминантными
4.гетерозиготными
Вопрос № 7 Из оплодотворенной яйцеклетки развивается девочка, если в зиготе содержится
1. 22 аутосомы + YY 2. 44 аутосомы + XY 3. 22 аутосомы +YX 4. 44 аутосомы + ХХ
Вопрос № 8 Гены, ответственные за проявление одного признака называются:
1. аллельными
2. сцепленными
3 .рецессивными
4 .доминантными
Вопрос № 9 Основоположник генетики.
1.Т. Морган
2.Г. Мендель
3.Ч. Дарвин
4.Н.И. Вавилов
Вопрос № 10 Генотип - это
1.все гены одного организма
2.все признаки одного организма
3.все хромосомы одного организма
4.карие глаза
Тестирование по теме «Генетика». 9 класс.
Вариант 2.
Вопрос № 1 О расщеплении признака в отношении 3:1 говорится в
1.первом законе Менделя
2.втором законе Менделя
3.третьем законе Менделя
4.законе сцепленного наследования
Вопрос № 2 Ген - это не
1.участок ДНК
2.участок хромосомы
3.свойство организма
4.единица наследственной информации
Вопрос № 3 В сперматозоиде животного содержится 16 хромосом. Сколько хромосом содержится в клетках тела животного?
1. 4 2. 8 3. 16 4. 32
Вопрос № 4 Определите фенотип томата с генотипом АаВв, если круглые плоды доминируют над овальными, а красный цвет над жёлтым.
1.красные круглые плоды
2.жёлтые круглые плоды
3.красные овальные плоды
4.жёлтые овальные плоды
Вопрос № 5 Гибридные особи по генотипу разнородны, поэтому их называют
1.гомозиготными
2.рецессивными
3.доминантными
4.гетерозиготными
Вопрос № 6 Признаки, не проявляющиеся у F1, Мендель назвал
1.рецессивными
2.гомозиготными
3.доминантными
4.гетерозиготными
Вопрос № 7 Гены, ответственные за проявление одного признака называются:
1. аллельными
2. сцепленными
3 .рецессивными
4 .доминантными
Вопрос № 8 При скрещивании гибридов F1 75 % особей имеют доминантный признак 25 % - рецессивный. Какой это закон?
1.единообразия
2.независимого наследования
3.расщепления
4.сцепленного наследования
Вопрос № 9 Какое заболевание характерно только для мужчин?
1. грипп 2. сахарный диабет 3. болезнь Дауна 4. дальтонизм
Вопрос № 10 Из оплодотворённой яйцеклетки развивается мальчик, если в зиготе содержится
1. 22 аутосомы + YY
2. 44 аутосомы + XY
3. 22 аутосомы + YХ
4. 44 аутосомы + ХХ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...
Информация об учениках и их достижениях
Предложенные таблицы отражают факт активного участия учащихся Татьяны Леонидовны в различных конкурсах и олимпиадах.От заинтересованности учителя во внеклассной работе зависит заинтересованность и увл...
Информация для учеников 5 классов
Различные задания, тесты, презентации...
Информация для учеников 6 класса
Задания...
Информация для учеников 7 класса
Задания...
Информация для учеников 8 класса
задания...