Информация для учеников 8 класса
материал по биологии (8 класс)
задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rabota_myshts.docx | 21.09 КБ |
konspekt_p._11_osevoy_i_dobavochnyy_skelet_p._11.doc | 352 КБ |
tablitsa_krugi_krovoobrashcheniya.docx | 11.24 КБ |
test_stroenie_kletki.docx | 16.83 КБ |
test_po_teme_oporno-dvig._apparat.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Галиновская Яна Владимировна
учитель биологии и химии МБОУ «сш №9 с УИОП» г. Нижневартовск ХМАО-Югра.
Тема урока: Работа мышц.
Цель урока:
1.Познакомить с условиями функционирования мышц, дать представление о системе, которая управляет сокращением мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц.
2.Закрепить представления о взаимосвязи строения и функциях мышц.
Оборудование: таблица «Скелетные мышцы человека», модель торса человека, таблица «Ткани», микроскопы и микропрепараты видов мышечной ткани, таблица «Строение рефлекторной дуги».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
Устно проводится фронтальный опрос , часть учащихся отвечает у интерактивной доски, рисуя схему строения мышц, показывая основные мышцы человека.
1.Перечислите основные функции мышечной ткани в организме.
2.Найти на своем теле мышцы: жевательные, большие грудные, четырехглавый разгибатель, двуглавый сгибатель, икроножную, грудино-ключично-сосцевидную.
3. Чем жевательные мышцы отличаются от остальных?
4. В каких движениях они участвуют?
5. Укажите мышцы, особенно развитые у человека в связи с его вертикальным положением и ходьбой.
3 Изучение нового материала.
Любая работа требует затраты энергии. Мышца при напряжении и сокращении производит работу.
Вопрос классу: За счет какой энергии она работает?
Органические вещества, попавшие в организм в пищеварительной системе подвергаются распаду, а потом и окислению, в результате которого выделяется энергия, которая используется в дальнейшем на работу выполняемую мышцами. При этом возникает необходимость усиления притока кислорода и уноса избытка углекислого газа.
Вопрос классу: Каким путем извещается сердце о необходимости притока кислорода и уноса углекислого газа?
(рецепторы в мышцах – сигнал в ЦНС (о работе мышц)-сигналы, побуждающие усилить работу дыхательных мышц и сердца, а также химические вещества, накапливающиеся в мышцах в процессе работы ( молочная кислота).
Утомление мышц.
Решите задачу: При рефлекторном сокращении мышцы лягушки в организме, т. е. когда ответ следовал за раздражением рецепторов кожи, через не очень продолжительное время наступало утомление и, мышца переставала сокращаться. Эту же мышцу вместе с нервами быстро изолировали из организма, и она при раздражении через нерв сокращалась более длительное время. Но когда мышца снова перестала отвечать на раздражение и нерв удаляли, она сокращалась еще некоторое время при непосредственном раздражении. Нерв, отделенный от мышцы, тоже долго не терял способности проводить возбуждение.
Вопрос классу: Какие выводы можно сделать, где скорее наступает утомление- в мозгу, в нерве, в мышце или в месте перехода нерва в мышцу?
Выводы:
Утомление развивается раньше всего в ЦНС, затем в переходе нерва в мышцу, затем уже в самой мышце.
Утомление развивается в результате временного изменения обмена веществ в нервной системе и мышцах. Во время длительной работы накапливаются вещества, которые препятствуют проведению возбуждения и сокращению мышцы. Нужно время отдыха, чтобы восстановилась работоспособность участков нервной и мышечной системы.
Запись в тетради: Утомление – физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате работы мышц.
Мышцы, сокращаясь или напрягаясь выполняют работу: динамическую и статическую.
Задание: Используя текст учебника объясните, чем они отличаются. Приведите примеры.
Запись в тетради с комментариями учителя:
Работа – необходимое условие существования мышц, состояние активного напряжения.
Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц.
Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц.
Работа мышц.
Статическая – активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу. При этом мышцы развивает напряжение без изменения своей длины.
Динамическая – смещение одних органов относительно других, перемещение тела в пространстве. При этом мышца изменяет длину и толщину.
Величина работы мышцы зависит от силы мышцы и ее длины.
Сила мышцы прямо пропорциональна поперечному сечению всех волокон данной мышцы.
Проявление силы мышцы зависит от ряда факторов: анатомических, механических, физиологических, психологических.
– Каким же образом происходит управление сократительной активностью мышц?
Регуляция мышечных сокращений.
1. Нервная.
Произвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают сигналы из коры головного мозга.
Непроизвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают импульсы из спинного мозга и стволовой части головного мозга.
2. Гуморальная.
Ионы кальция усиливают мышечные сокращения, а молочная кислота замедляет сокращения и вызывает развитие утомления.Следует подчеркнуть, что мышечная работа всегда согласована, для этого существует мышечная координация. Когда работают одни мышцы, другие – расслабляются, отдыхают.
Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц: формируется от 5 до 18 лет; поддерживается статическим напряжением мышц; зависит от строения скелета, формы позвоночного столба.
Мышцы сгибатели и разгибатели.
Задание :Согните руку в локтевом суставе и, найдите выше локтя мышцу-сгибатель и мышцу-разгибатель. Определите на ощупь, в каком состоянии находятся эти мышцы. Объясните, почему мышцы-сгибатели и разгибатели не мешают друг другу при движении руки, хотя оно действительно противоположно.
Вывод: Возбуждение двуглавой мышцы через ЦНС вызывает расслабление трехглавой.
Мышцы, выполняющие одно и то же движение, называются синергистами.
Мышцы, выполняющие противоположные действия, называются антагонистами. Определенное развитие мышц человеческого тела формирует осанку.
4 .Закрепление.
Терминологический диктант. (учитель дает формулировку, а обучающиеся записывают номер термина.)
1 Утомление
2. Синергисты.
3. Антагонисты.
4. Осанка
5. Динамическая
6. Статическая
7. Атрофия
8. Работа
9. Тонус
10. Сгибатели
Домашнее задание; выучить параграф учебника. Подготовить сообщение или презентацию по теме «значение физических упражнений для правильного формирования и развития мышц», «Предупреждение искревления позвоночника и плоскостопия», «Профилактика утомления мышц»
Предварительный просмотр:
Автор: учитель биологии Дерачиц Елена Ильясовна
Тема урока: «Скелет человека. Осевой скелет»
Класс 8.
Литература: Биология: Человек. 8 кл.: учебник/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.-2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2015.-416с.Ж ил. ISBN978-5-358-15334-9
Цели: на основании знаний учащихся о строении скелета млекопитающих сформировать сходство и отличие скелета человека и животного.
Образовательные результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,
- познание особенностей строения скелета, его функций.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи,
- определение содержания и последовательности учебного материала, основываясь на ранее полученных знаниях.
Познавательные УУД:
- работа с текстом,
- самостоятельное формулирование задачи и выделение главного,
- осмысление полученной информации,
- синтез – составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Предметные:
- овладение понятийным аппаратом биологии,
- формирование систематизированных представлений о строении и функциях органов и систем органов организма человека, о регуляции процессов жизнедеятельности и об организме как едином целом.
Задачи:
- сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;
- выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;
- показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
1.Как называется система органов, куда относится скелет?
2.Какую функцию выполняет скелет человека?
3.Какое количество костей в скелете человека?
4.Какие вы знаете типы костей? Ученик выходит к скелету человека и показывает типы костей. (Длинные кости, или трубчатые: кости конечностей. Также плоские кости: лопатки, кости черепа, грудная кость, тазовые кости. Губчатые длинные 6ребра, ключицы. Губчатые короткие: позвонки, кости предплюсны, кости запястья)
5.За счет чего кость растет в длину?
6.За счет чего кость растет в толщину?
7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?
8.Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей. (У детей в костях относительно велика доля органических веществ, поэтому кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости более ломкие)
Новая тема:
На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.
“Движение – это жизнь”, - как заметил Вольтер.
Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека. Осевой скелет»
- Что же такое скелет?
Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.
Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.
В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18—25 лет. И остаётся 200—213 костей, в зависимости от особенностей организма.
Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.
В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.
К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.
Череп
А — вид спереди;
Б — вид сбоку:
1 — теменная кость;
2 — лобная кость;
3 — клиновидная кость;
4 — височная кость;
5 — слезная кость;
6 — носовая кость;
7 — скуловая кость;
8 — верхняя челюсть;
9 — нижняя челюсть;
10 — затылочная кость
Окружность головы
У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.
Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.
Скелет туловища (рис. 22А стр. 53) состоит из позвоночника и грудной клетки.
Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.
В нем различают следующие отделы:
шейный (7 позвонков) – рис. 24
грудной (12) - рис. 25
поясничный (5)
крестцовый (5) рис. 26
копчиковый (4-5) .
У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.
Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость — крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника — копчик. Он со¬стоит из 4—5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый).
Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.
Физминутка: Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть,
Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.
Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.
- А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.
Функции скелета человека.
Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.
Функции скелета человека
- Двигательная
(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).
- Защитная
(создаёт полости тела защиты внутренних органов).
- Формообразующая
(определяет форму и размеры тела).
- Опорная
(опорный остов организма).
- Кроветворная
(красный костный мозг – источник клеток крови).
- Обменная
(кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).
А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?
Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
Заполнение таблицы:
Отделы тела | Отделы скелета | Кости скелета | Тип костей | Характер соединения костей | Особенности скелета человека |
Голова | |||||
Туловище | |||||
Отделы тела | Отделы скелета | Кости скелета | Тип костей | Характер соединения костей | Особенности скелета человека |
Голова | Череп Лицевой отдел черепа
| Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная | Плоские (широкие) | Неподвижный, кроме нижней челюсти | Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью |
Мозговой отдел черепа | Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая | Плоские (широкие) | Неподвиж -нее (швы) | Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой | |
Туловище | Позвоночник | 33-34 позвонка 7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых | Короткие | Полуподвижные | S-обр изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка |
Грудная клетка | 12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость | Короткие, длинные губчатые | Полуподвижные | Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая |
Закрепление
Работа в парах заполнение кроссворда;
Подведение итогов, выставление оценок
Составление синквейна
скелет
осевой добавочный
поддерживает защищает хранит
обеспечивает опору в живых организмах
Домашнее задание: п.11, в. Стр.75.
Рефлексия:
Мы познакомились с новыми терминами. Какими?
Какую цель мы ставили в начале урока?
Наша цель достигнута?
Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
Какая информация, побуждает меня, к самостоятельным исследованиям?
Мне понравилось с Вами работать?
Молодцы, все вы сегодня обогатились новыми знаниями, а на сколько сейчас мы увидим, проведя опыт. Прошу Вас опустить заработанные молекулы в цилиндр с волшебной водой. Изменился ли уровень воды?
Предварительный просмотр:
СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЖИЗНЕННЫЕ СВОЙСТВА КЛЕТКИ
Вариант I
- Что из вышеперечисленного является общим для растительных и животных клеток?
А. Наличие хлоропластов В. Химический состав
Б. 46 хромосом в клетке Г. Одинаковое строение
2. В каких органоидах образуется энергия, необходимая для жизнедеятельности клеток?
A. В рибосомах B. В эндоплазматической среде
Б. В ядре Г. В митохондриях
3. Функцию носителей наследственной информации
А. Белки Б. Молекулы ДНК
В. Углеводы Г. Жиры
4. Какой процесс приводит к равномерному распределению хромосом между дочерними клетками?
А. Питание Б. Дыхание
В. Движение Г. Деление
5. Какие противоположные процессы в клетке составляют обмен веществ?
А. Рост и развитие Б. Покой и возбуждение
В. Синтез и распад Г. Деление и движение
6. Ферменты — это:
А. Жиры Б. Углеводы Б. Белки Г. Неорганические соединения
7. Проставьте буквы, обозначающие фазы деления клетки, в необходимой последовательности.
A. Расхождение хромосом к полюсам B. Образование «веретена» деления
Б. Удвоение хромосом Г. Появление двух полностью обособленных клеток
Д. Хромосомы выстраиваются по экватору клетки
Е. Ядерная оболочка исчезает
Ж. Ядро набухает и увеличивается в размерах
8. Какой органоид обеспечивает обмен веществ между клеткой и внешней средой?
А. Цитоплазма Б. Митохондрии В. Мембрана Г. Рибосомы
9. Хромосомы — носители наследственности; у человека в половых клетках:
А. 46 хромосом Б. 23 хромосомы В. 48 хромосом
10. Органоиды находятся:
А. в ядре Б. в цитоплазме В. на мембране
СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЖИЗНЕННЫЕ СВОЙСТВА КЛЕТКИ
Вариант II
- Какой органоид является транспортной системой, объединяющей ядро, цитоплазму и другие органоиды друг с другом?
А. Рибосомы Б. Митохондрии
В. Эндоплазматическая сеть Г. Лизосомы
2. Синтез белка в клетке происходит:
А. В лизосомах В. В митохондриях Б. В рибосомах Г. В ядре
3. Что является внутреннем содержимым клетки и обеспечивает ее жизнедеятельность?
А. Ядро Б. Митохондрии В. Цитоплазма Г. Рибосомы
4. Способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией называется:
А. Делением Б. Возбудимостью В. Обменом веществ Г. Ростом
5. Какие процессы составляют обмен веществ?
A. Деление Б. Образование сложных веществ, характерных для каждого типа клеток
B. Увеличение размеров и массы клеток Г. Биологическое окисление органических веществ
6. Какую функцию выполняют в клетке ферменты?
A. Являются источником энергии Б. Защитную
B. Являются биологическим катализатором Г. Осуществляют перенос кислорода
7. Определите последовательность перечисленных процессов:
A. Деление цитоплазмы, образование двух клеток Б. Расхождение к полюсам
B. Самоудвоение хромосом Г. Построение хромосом в центральной плоскости клетки
Д. Растворение ядерной оболочки Е. Разбухание ядра и увеличение его в
Ж. Формирование «веретена» деления
8. Какие структуры клетки отвечают за синтез определенных белков?
А. Рибосомы Б. Лизосомы В. Гены Г. Хромосомы
9. Лизосомы — это:
A. «Энергетические станции» клетки Б. Носители наследственности
B. Структуры, в которых образуются вещества, разрушающие и растворяющие ненужные и утратившие свое значение части клетки
Г. Органоиды, на которых образуется белок
10. Органоиды — это:
А. Постоянные клеточные структуры Б. Временные клеточные структуры
Предварительный просмотр:
Тестовая контрольная работа по теме:
«Опорно-двигательный аппарат»
Вариант 1.
При выполнении заданий 1-10 выберите один верный ответ из
4 предложенных.
1. К парным костям мозгового отдела черепа человека относится:
1) теменная; 2) лобная;
3) затылочная; 4) носовая.
2. Плечевая и бедренная кости относятся к группе:
1) смешанных костей; 2) губчатых костей;
3) плоских костей; 4) трубчатых костей.
3. Рост кости в длину осуществляется за счет:
1)хрящевой ткани; 2)надкостницы;
3) желтого костного мозга; 4) красного костного мозга.
4. Неподвижное соединение между собой имеют кости:
1) плечевая и локтевая; 2) мозгового отдела позвоночника;
3) грудного отдела позвоночника; 4) бедра и голени.
5. Мышечное утомление наступает быстрее:
1) при динамической работе; 2) смене поз;
3) умственной работе; 4) статической работе.
6. Скелет и мышцы не выполняют функцию:
1) защитную 2) двигательную
3) опорную 4) транспорта веществ
7. К поясу нижних конечностей человека относятся кости:
1)голени; 2)бедра;
3) таза; 4) позвоночника.
8. Изгибы позвоночника человека связаны с
1) прямохождением 2) трудовой деятельностью
3) общественным образом жизни 4) переносом тяжестей
9. Скелетные мышцы прикрепляются к костям с помощью:
1) миофибрилл; 2) сухожилий;
3) связок; 4) соединительнотканной оболочки.
10. Опорно-двигательный аппарат человека составляют:
1) кости скелета и сухожилия; 2) соединительная ткань;
3) кости, их соединения и мышцы; 4) только кости и их соединения.
При выполнении заданий 11-12 выберите 3 верных ответа из 6
11. Что из перечисленного характерно для скелета человека?
1) сводчатая стопа
2) прямой позвоночник без изгибов
3) позвоночник с S-образным изгибом
4) широкий чашевидный пояс нижних конечностей
5) сжатая с боков грудная клетка
6) массивные челюсти
12. Какие мышцы относятся к мышцам туловища?
1) межреберные мышцы;
2) икроножная мышца;
3) мышцы брюшного пресса;
4) диафрагма;
5) височная мышца;
6) надчерепная мышца.
В задании 13 установите соответствие
Кости скелета | Тип соединения |
А) крестцовые позвонки | 1) Неподвижное |
Б) плечо и предплечье | 2) Полуподвижное |
В) грудные позвонки | З) Подвижное |
Г) кости мозговой части черепа | |
Д) голень и стопа | |
Е) копчик |
Впишите в таблицу цифры, выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры могут повторяться).
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 14. Вставьте пропущенные термины в текст
Череп человека.
Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.
Перечень терминов:
1. скуловые
2. неподвижно (сращены)
3. 23
4. лонная
5. 220
6. лобная
7. височные
8. неподвижно (швы).
Задание 15. Укажите номер неправильного предложения и исправьте ошибку.
Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.
1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.
Тестовая контрольная работа по теме:
«Опорно-двигательный аппарат»
Вариант 2.
При выполнении заданий 1-10 выберите один верный ответ из
4 предложенных.
1. К поясу верхних конечностей человека относятся кости:
1) голени; 2) плеча;
3) предплечья; 4) ключицы.
2. За счет этой структуры происходит рост костей в толщину:
1) суставной хрящ; 2) надкостница;
3) желтый костный мозг; 4) красный костный мозг.
З. Основу скелетных мышц составляет ткань:
1) гладкая мышечная; 2) поперечнополосатая мышечная;
3) эпителиальная; 4) соединительная.
4. Парными костями черепа являются:
1) лобные и затылочные кости; 2) лобные и теменные;
3) только височные; 4) височные и теменные.
5. В состав грудной клетки входит
1) ключица 2) лопатка
3) грудина 4) кость плеча
6. Кости фаланг пальцев — это:
1) трубчатые кости; 2) губчатые кости;
3) смешанные кости; 4) плоские кости.
7. Какую мышцу не относят к системе опоры и движения?
1) икроножная мышца 2) сердечная мышца
3) большая грудная мышца 4) двуглавая мышца плеча
8. Непарными костями мозгового отдела черепа человека являются:
1) лобная и теменная; 2) затылочная и теменная;
3) височная и теменная; 4) лобная и затылочная.
9. Явление, при котором происходит снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы, называют:
1) замедлением; 2) утомлением;
3) усталостью; 4) торможением.
10. Какие функции выполняет красный костный мозг?
1) кроветворный орган; 2) часть нервной системы;
3) депо крови; 4) запасные органические вещества.
При выполнении заданий 11-12 выберите 3 верных ответа из 6
11. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S–образная
12. Какие мышцы не относятся к мышцам туловища
1) межреберные мышцы;
2) икроножная мышца
3) мышцы брюшного пресса;
4) трапециевидная мышца;
5) височная мышца;
6) жевательные мышцы.
В задании 13 установите соответствие
Установите соответствие между костями и типом соединения
Кости | Тип соединения |
А) кости таза | 1) Неподвижное |
Б) фаланги пальца | 2) Полуподвижное |
В) кости мозгового отдела черепа | 3) Подвижное |
Г) позвонки шейного отдела позвоночника | |
Д) бедренная кость с костями таза | |
Е) кости рёбер с грудиной |
Впишите в таблицу цифры, выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры могут повторяться).
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 14. Вставьте пропущенные термины в текст
МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА
Волокна скелетных мышц под микроскопом ___________(А). Их длина составляет ___________(Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой скелетной, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних органов, называют ___________(В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства — возбудимость и ___________(Г).
Перечень терминов:
1. поперечнополосатая
2. гладкая
3. не поперечно исчерчены
4. поперечно исчерчены
5. 10-12 см
6. 0,1 мм
7. проводимость
8. сократимость
Задание 15. Укажите номер неправильного предложения и исправьте ошибку.
Скелет головы.
1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу. 5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.
Критерии оценивания работы обучающихся
Задания номер 1-10 оцениваются - 1 баллом
Задания 11-15 оцениваются - 2 баллами, выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки
Максимальное количество баллов – 20
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | 1 | 1 | 4 |
2 | 4 | 2 | 2 |
3 | 1 | 3 | 2 |
4 | 2 | 4 | 3 |
5 | 4 | 5 | 4 |
6 | 4 | 6 | 4 |
7 | 3 | 7 | 2 |
8 | 1 | 8 | 4 |
9 | 2 | 9 | 2 |
10 | 3 | 10 | 1 |
11 | 134 | 11 | 145 |
12 | 256 | 12 | 256 |
13 | 132131 | 13 | 131232 |
14 | 3768 | 14 | 4528. |
15 | 2 – в состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы. 3 – лопатки плоские кости, состоящие из губчатого вещества. 6 – плечо образовано одной костью – плечевой, а предплечье – двумя: локтевой и лучевой | 15 | 2. У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. 3. Кости черепа соединены между собой неподвижно с помощью швов. 4. Лобная кость относится к мозговому отделу черепа. |
“2”- менее 50%
“3”- 50%-65%
“4”- 65%-85%
“5”- 85%-100%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...
Информация об учениках и их достижениях
Предложенные таблицы отражают факт активного участия учащихся Татьяны Леонидовны в различных конкурсах и олимпиадах.От заинтересованности учителя во внеклассной работе зависит заинтересованность и увл...
Информация для учеников 5 классов
Различные задания, тесты, презентации...
Информация для учеников 6 класса
Задания...
Информация для учеников 7 класса
Задания...
Информация для учеников 9 класса
Разное...