Информация для учеников 10-11 классов
тест по биологии (10 класс)
разное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_test_klet_teoriya_doc1.docx | 39.11 КБ |
test_kletka_i_urovni_organizatsii_zhivoy_materii.docx | 16.18 КБ |
mitoz._meyoz._10kl.doc | 37.5 КБ |
sm_rabota_biosintez_belka.doc | 31 КБ |
glavnye_napravleniya_evolyutsii_1.docx | 26.17 КБ |
test_vid_kriterii_vida_ediniutsa_evolyutsii_9_11_klass._biologiya.docx | 20.59 КБ |
test_uchenie_darvina.docx | 13.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос № 1 Термин клетка впервые употребил:
а) Гук
б) Левенгук
в) Броун
г) Шванн
д) Шлейден
Вопрос № 2 Клеточная теория утверждает, что ... (найдите ошибочное продолжение).
а) все живое состоит из клеток
б) все живое активно двигается
в) одна клетка получается из другой
г) все клетки сходны по составу и строению
д) генетическая информация клеток организма различна
Вопрос № 4 Клетка — живая система, а это значит, что она способна … (укажите ошибочное продолжение).
а) расти
б) размножаться
в) двигаться
г) передавать свои свойства по наследству
д) реагировать на внешние сигналы
е) к обмену веществ и энергии
Вопрос № 5 Центрифугирование — метод исследования клеток, основанный на различии органелл по:
а) массе
в) плотности
б) размеру
г) объему
Вопрос № 7 Основные положения клеточной теории впервые сформулированы:
а) Гуком и Левенгуком
б) Шванном и Шлейденом
в) Броуном и Вирховым
г) Гуком и Шлейденом
Вопрос № 8 Растения, животные и человек — организмы
а) прокариотические б) эукариотические
Предварительный просмотр:
10 класс
Проверочный тест, на тему: История биологии, сущность жизни, уровни организации живой материи, методы цитологии, клеточная теория. 1 - вариант
Часть 1. Выбрать один правильный ответ
1.Основоположник медицины:
А. Чарлз Дарвин; Б. Аристотель; В. Леонардо да Винчи Г. Гиппократ
2. Важнейший принцип любой науки:
А. «Ничего не принимай на веру» Б. «Научный метод-это главный путь исследования»
В. «Научные знания всегда берутся под сомнение»
Г. «Всегда думайте, когда что - то делаете»
3. Этот метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставив их с ранее известными результатами:
А. Сравнительный; Б. Описательный; В. Исторический; Г. Экспериментальный;
4. Свойства живого – саморегуляция;
А. Сохранение относительного постоянства внутренней среды – гомеостаз;
Б. Избирательное реагирование на какие – либо изменения в виде рефлексов;
В. Обеспечивает непрерывность жизни и преемственность поколений;
Г. Поддержание постоянного обмена веществами и энергией между внутренней и внешней средой;
5. Свойства живого – открытость;
А. Сохранение относительного постоянства внутренней среды – гомеостаз;
Б. Избирательное реагирование на какие – либо изменения в виде рефлексов;
В. Обеспечивает непрерывность жизни и преемственность поколений;
Г. Поддержание постоянного обмена веществами и энергией между внутренней и внешней средой;
6. На этом уровне возникает жизнь, потому что это – минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.
А. Молекулярный; Б. Клеточный; В. Органно-тканевой; Г. Атомный
Часть 2. Дать определение:
Биология –
Часть 3. Закончить предложение:
- Раздел биологии, изучающий животных, называется ….
- Раздел биологии, изучающий законы наследственности, носит название …
- Анатомия изучает … организма.
- Элементарная единица живого, обладающая всеми признаками организма это…
10 класс
Проверочный тест, на тему: История биологии, сущность жизни, уровни организации живой материи, методы цитологии, клеточная теория. 2 - вариант
Часть 1. Выбрать один правильный ответ
1. Предложил систему классификации живой природы:
А. К. Линней; Б. Аристотель; В Гиппократ; Г. Леонардо да Винчи
2. Этот метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставив их с ранее известными результатами:
А. Сравнительный; Б. Описательный; В. Исторический; Г. Экспериментальный;
3. Важнейший принцип любой науки:
А. «Ничего не принимай на веру» Б. «Научный метод-это главный путь исследования»
В. «Научные знания всегда берутся под сомнение»
Г. «Всегда думайте, когда что - то делаете»
4. Свойства живого – открытость;
А. Сохранение относительного постоянства внутренней среды – гомеостаз;
Б. Избирательное реагирование на какие – либо изменения в виде рефлексов;
В. Обеспечивает непрерывность жизни и преемственность поколений;
Г. Поддержание постоянного обмена веществами и энергией между внутренней и внешней средой;
5. Свойства живого – саморегуляция;
А. Сохранение относительного постоянства внутренней среды – гомеостаз;
Б. Избирательное реагирование на какие – либо изменения в виде рефлексов;
В. Обеспечивает непрерывность жизни и преемственность поколений;
Г. Поддержание постоянного обмена веществами и энергией между внутренней и внешней средой;
6. На этом уровне возникает жизнь, потому что это – минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.
А. Молекулярный; Б. Клеточный; В. Органно-тканевой; Г. Атомный
Часть 3. Закончить предложение:
- Хранит и передает генетическую информацию …
- Раздел биологии, изучающий внутреннее и внешнее строение тела человека, называется…
- Строение и функции тканей изучают на … уровне.
- Необратимое изменение объекта живой природы в процессе роста называется …
Предварительный просмотр:
Митоз. Мейоз.
При выполнении заданий А1-А12 из предложенных вариантов ответов выберите 1верный.
А1. В результате митоза из одной диплоидной клетки получается:
1) две с диплоидным набором хромосом 3) четыре с гаплоидным набором хромосом
2) четыре с диплоидным набором хромосом 4) две с гаплоидным набором хромосом
А2. Неподвижные половые клетки, богатые запасными питательными веществами:
1) споры 2) яйцеклетки 3) сперматозоиды 4) спермии
А3. В результате мейоза из одной диплоидной клетки получается:
1) две с диплоидным набором хромосом 2) четыре с диплоидным набором хромосом
3) четыре с гаплоидным набором хромосом 4) две с гаплоидным набором хромосом
А4. В процессе митотического деления, формирование экваториальной плоскости происходит в
1) Анафазе 2) Телофазе 3) Профазе 4) Метафазе
А5. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходят;
- в процессе митоза 2) в процессе мейоза
А6. При митозе деление цитоплазмы клетки происходит в:
- интерфазе 2)профазе 3)метафазе 4)телофазе
А7. Не является стадией митоза:
1)анафаза 2) телофаза 3)конъюгация 4) метафаза
А8. Период подготовки клетки к делению называется:
1) Анафаза 2) Интерфаза 3) Телофаза 4) Метафаза
А9. Сестринские хроматиды начинают расходиться к полюсам клетки в стадии:
1) профазы 2) метафазы 3) анафазы 4) интерфазы
А10. В какой фазе жизненного цикла происходит самоудвоение ДНК:
1) интерфазе 2) профазе 3) телофазе 4) анафазе
А11. Жизненный цикл клетки это:
1) жизнь клетки в период ее деления 2) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти
3) жизнь клетки в период митоза 4) жизнь клетки в период интерфазы
А12 . Двойной набор хромосом:
1) диплоидный 2) гаплоидный 3) гомозиготный 4) гетерозиготный
В задании В1. Установите соответствие между фазой митоза с процессами, происходящими в каждой фазе
Фаза митоза А) Интерфаза Б) Профаза В) Метафаза Г) Анафаза Д) Телофаза | Процессы 1) Образование хромосом с двумя хроматидами, разрушение ядерной оболочки. 2) Разделение хроматид и расхождение их к полюсам вдоль волокон веретена деления 3) Удвоение ДНК в ядре делящейся клетки 4) Образование веретена деления, укорочение хромосом, формирование экваториальной пластинки 5) Исчезновение веретена деления, деление цитоплазмы, образование новых клеточных мембран |
В задании В2. Установите соответствие между фазой мейоза с процессами происходящими в каждой фазе
ФАЗА МЕЙОЗА А) Профаза I Б) Метафаза I- Анафаза I В) Телофаза I Г) Профаза II – Метафаза II Д) Анафаза II Е) Телофаза II | ПРОЦЕССЫ 1) Разделение хроматид и их перемещение к полюсам 2) Попарное размещение и последующее разделение гомологичных хромосом, расхождение их к полюсам 3) Попарное распределение гомологичных хромосом. Перекрест хромосом. Обмен гомологичными участками 4) Образование новых ядерных мембран и ядер с гаплоидным набором хромосом. Деление цитоплазмы с образование 4-х клеток. 5) Образование клеток, имеющих гаплоидный набор удвоенных хромосом 6) Расположение хромосом обеих клеток в экваториальных плоскостях |
Предварительный просмотр:
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
1 вариант
1. Транскрипция происходит:
а) в ядре б) на рибосомах в) в цитоплазме г) на каналах гладкой ЭПС
2. При трансляции матрицей для сборки полипептидной цепи белка служат:
а) обе цепочки ДНК б) одна из цепей молекулы ДНК
в) молекула иРНК г) в одних случаях одна из цепей ДНК, в других– молекула иРНК
3. Последовательность нуклеотидов в антикодоне тРНК строго комплементарна:
а) триплету, кодирующему белок б) аминокислоте, с которой связана данная тРНК
в) последовательности нуклеотидов гена г) кодону иРНК, осуществляющему трансляцию
а) триплет; б) кодон; в) матрица; г) антикодон
4. Белок состоит из 150 аминокислот. Сколько триплетов в гене, в котором закодирована первичная структура этого белка? А)150; Б)450;
В)30 Г) 50
5. Одной и той же аминокислоте соответствует антикодон УЦА на транспортной РНК и триплет в гене на ДНК: А) ГТА Б) АЦА В) ТГТ Г) ТЦА
6. Синтез гемоглобина в клетке контролирует определенный отрезок молекулы ДНК, который называют: А) кодоном Б) триплетом В) генетическим кодом Г) геном
7. Молекулы иРНК, в отличие от тРНК: А) служат матрицей для синтеза белка Б) служат матрицей для синтеза тРНК В) доставляют аминокислоты к рибосоме Г) переносят ферменты к рибосоме
8. На фрагменте ДНК- ЦГАТГЦГА синтезирована иРНК, найдите ее:
А)ГЦТАЦГЦТ; Б) ГЦУАЦГЦУ;
В) ЦГАТГЦГА;
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
2 вариант
1.Трансляция в клетке осуществляется:
а) в ядре б) на рибосомах в) в цитоплазме г) на каналах гладкой ЭПС
2. Матрицей для синтеза молекулы иРНК при транскрипции служит:
а) вся молекула ДНК б) полностью одна из цепей молекулы ДНК в) участок одной из цепей ДНК
г) в одних случаях одна из цепей молекулы ДНК, в других– вся молекула ДНК
3. При биосинтезе белка в клетке энергия АТФ:
а) затрачивается б) запасается в) не расходуется и не выделяется
г) на одних этапах синтеза расходуется, на других– выделяется
4. Участок молекулы ДНК, сигнализирующий о начале синтеза иРНК называется: а) терминатор; б)старт-кодон; в) промотор; г) репрессор
5. Белок состоит из 150 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована первичная структура этого белка? А) 150 Б) 450 В) 30 Г) 50
6. Участок ДНК, содержащий информацию об одной полипептидной цепи, называют
А) хромосомой Б) триплетом В) геном Г) кодом
7. Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации
А) ген --> иРНК --> белок --> признак Б) признак --> белок --> иРНК --> ген --> ДНК
В) иРНК --> ген --> белок --> признак Г) ген --> ДНК --> признак --> белок
8. Кодонам иРНК - ЦГУ соответствуют антикодоны тРНК: А) АУГ; Б)ГЦТ; В) ГЦА
Предварительный просмотр:
Тест по теме: Главные направления эволюции
Вариант 1
- Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений.
1) возникновение семени у голосеменных
2) возникновение плода у цветковых
3) возникновение нектарников для привлечения насекомых
4) появление фотосинтеза
- Какое изменение не относится к ароморфозу?
1) живорождение у млекопитающих
2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов
3) превращение конечностей китов в ласты
4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих
- Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб.
1) ароморфоз
2) дегенерация
3) биологический прогресс
4) биологический регресс
- Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций.
1) царство Животные
2) род Кролики
3) класс Млекопитающие
4) тип Хордовые
- Примером аpомоpфоза является развитие
1) второго круга кровообращения у земноводных
2) плавательных перепонок у лягушек
3) маскирующей окраски у тритонов
4) предостерегающей окраски у жерлянок
- Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных.
1) двухкамерное сердце рыб
2) развитие детеныша в матке млекопитающих
3) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся
4) легочное дыхание у земноводных
- Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам? Выберите три верных ответа из шести
1) наличие семян у голосеменных растений
2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания
3) появление у плодов одуванчика парашютиков
4) выделение душистым табаком пахучих веществ
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление у растений механических тканей
- Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести
1) развитие образовательных тканей у растений
2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных
5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений
6) железистые волоски на листьях душистой герани
- Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление.
ПРИМЕР | ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА |
А) лёгочное дыхание у земноводных Б) семена у голосеменных растений В) длинная шея у жирафа Г) корни-прицепки у плюща Д) усики у гороха Е) половое размножение у растений | 1)ароморфоз 2)идиоадаптация |
Ответ запишите в виде последовательности цифр
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Установите соответствие между признаком и направлением эволюции
органического мира, которое иллюстрирует этот пример.
ПРИЗНАК | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) исчезновение некоторых органов Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи В) утрата органов пищеварения у цепней Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника Е) предостерегающая окраска у божьей коровки | 1)идиоадаптация 2)общая дегенерация |
Ответ запишите в виде последовательности цифр
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса.
ПРИМЕРЫ | ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА |
А) возникновение приспособлений Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся В) живорождение и вскармливание потомства молоком у млекопитающих Г) появление нервной системы сетчатого типа у кишечнополостных Д) формирование многообразных видов клювов у вьюрков Е) преобразование передних конечностей | 1)ароморфоз 2)идиоадаптация |
Ответ запишите в виде последовательности цифр
А | Б | В | Г | Д | Е |
Тест по теме: Главные направления эволюции
Вариант 2
- К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций?
1) царств
2) семейств
3) типов
4) классов
- Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, – появление
1) парных плавников и жаберного дыхания
2) чешуи и слизи на поверхности тела
3) объемной грудной клетки
4) пятипалой конечности и легочного дыхания
- Какой ароморфоз позволил пресмыкающимся перейти к размножению на суше?
1) сухая кожа с роговыми чешуями
2) конечности рычажного строения
3) защитные оболочки яйца
4) перегородка между желудочками сердца
- Отсутствие органов чувств у паразитических плоских червей по сравнению со свободноживущими – результат их развития по пути
1) ароморфоза
2) дегенерации
3) идиоадаптации
4) конвергенции
- Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его
1) биологическом прогрессе
2) развитии по пути дегенерации
3) биологическом регрессе
4) развитии по пути ароморфоза
- К ароморфным изменениям у предков земноводных относят появление
1) жабр
2) легочного дыхания
3) обтекаемой формы тела
4) покровительственной окраски
- Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести
1)наличие воскового налета на листьях клюквы
2)яркая сочная мякоть у плодов черники
3)наличие млечных желёз у млекопитающих
4)появление полной перегородки в сердце у птиц
5)уплощенная форма тела у скатов
6)двойное оплодотворение у покрытосеменных растений
- Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию? Выберите три верных ответа из шести
1) сокращение числа пальцев до двух у страусов
2) упрощение нервной системы у ленточных червей
3) превращение корней у растения повилики в присоски
4) развитие детенышей млекопитающих в мышечном органе — матке
5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски
6) отсутствие конечностей у змей
- Установите соответствие между признаком и направлением эволюции
органического мира, которое иллюстрирует этот пример.
ПРИЗНАК | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) исчезновение некоторых органов Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи В) утрата органов пищеварения у цепней Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника Е) предостерегающая окраска у божьей коровки | 1)идиоадаптация 2)общая дегенерация |
Ответ запишите в виде последовательности цифр
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером.
ПРИМЕР | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы Б) развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи В) молочные железы у млекопитающих Г) мягкий короткий шерстный покров у крота Д) два круга кровообращения у земноводных Е) дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень | 1)ароморфоз 2)идиоадаптация |
Ответ запишите в виде последовательности цифр
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно.
|
|
Ответ запишите в виде последовательности цифр
А | Б | В | Г | Д | Е |
ОТВЕТЫ
Тест по теме: Главные направления эволюции
Вариант 1
- 3
- 3
- 3
- 2
- 1
- 1432 (1 б.)
- 156 (2 б.)
- 256 (2 б.)
- 112221 (3 б.)
- 212211 (3 б.)
- 122211 (3 б.)
17- 19 б. – «5»
14-16 б. – «4»
10-13 б. – «3»
Тест по теме: Главные направления эволюции
Вариант 2
- 2
- 4
- 3
- 2
- 1
- 2
- 125 (2 б.)
- 235 (2 б.)
- 212211 (3 б.)
- 221211 (3 б.)
- 122121 (3 б.)
17- 19 б. – «5»
14-16 б. – «4»
10-13 б. – «3»
Предварительный просмотр:
ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ. КРИТЕРИИ ВИДА.
Вариант 1
1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал наследование благоприобретенных признаков?
- Карл Линей 2)Жан-Батист Ламарк 3)Чарльз Дарвин 4)А.Н. Четвериков
2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется:
- Вид 2)Популяция 3)Сорт 4)Колония
3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой мыши?
- Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4)Географическому
4. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым приспособлен белый медведь?
1) Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4)Географическому
5. Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения:
- Черных тараканов между собой
- Черных и рыжих тараканов
- Черных тараканов с ядохимикатами
- Черных тараканов и черных крыс
6. К какой группе доказательств эволюции органического мира относится сходство зародышей пресмыкающихся и птиц?
- Сравнительно-анатомическим 2)Эмбриологическим
3)Палеонтологическим 4)Биогеографическим
ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ
Вариант 2
1. Кто является автором эволюционного учения?
- Карл Линей 2)Жан-Батист Ламарк 3) Чарльз Дарвин 4)А.Н. Четвериков
2. Структурной единицей вида является…
- Особь 2) Популяция 3)Колония 4)Стая
3. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их число, размеры, форму?
1) Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4) Географическому
4. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на скалистых местах?
Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4) Географическому
5. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?
- Межвидовой
- Внутривидовой
- С неблагоприятными условиями среды
6. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному скрещиванию особей?
- Волны жизни
- Естественный отбор
- Изоляция
Предварительный просмотр:
Тест «Учение Ч.Дарвина»
Задание1. Согласно взглядам Ч.Дарвина, естественный отбор приводит к:
1.выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей;
2.гибели в поколениях наименее приспособленных особей;
3.возникновению приспособленности (адаптаций) у организмов к условиям существования;
4.изменчивости, предоставляющей материал для развития приспособленности.
Задание 2. Основной направляющий фактор эволюции, по Ч.Дарвину:
1. наследственность 2.изменчивость 3.естественный отбор 4.борьба за существование
Задание 3. Согласно взглядам Ч. Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе - это:
1. несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченными ресурсами среды;
2. ограниченность ресурсов среды и постоянно действующий естественный отбор;
3. отсутствие у видов приспособленности к полноценному использованию ресурсов среды;
4.постоянно действующий естественный отбор, выявляющий наиболее приспособленных к использованию ресурсов среды.
Задание 4. Движущие силы (факторы) эволюции, по Ч.Дарвину:
1. изменчивость, борьба за существование и естественный отбор;
2. наследственность, борьба за существование и естественный отбор;
3. изменение условий среды, наследственность, борьба за существование и естественный отбор;
4. наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
Задание 5. Установи соответствие приведённых примеров с типом борьбы за существование.
1. В тундре все деревья карликовые.
2. В гнездо ласточки-береговушки заползла змея.
3. На кислой почве получили плохой урожай.
4. Густые всходы растений вытягиваются.
5. Летучие рыбы спасаются от погони, выскакивая из воды.
А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа. Информация. Ввод информации в память компьютера. 5 класс УМК Босова Л. Л.
Контрольная работа разработана в соответсвии с требованиями учебной программы. Задания составлены разного плана, расчитаны на среднего ученика....
Информация об учениках и их достижениях
Предложенные таблицы отражают факт активного участия учащихся Татьяны Леонидовны в различных конкурсах и олимпиадах.От заинтересованности учителя во внеклассной работе зависит заинтересованность и увл...
Информация для учеников 5 классов
Различные задания, тесты, презентации...
Информация для учеников 6 класса
Задания...
Информация для учеников 7 класса
Задания...
Информация для учеников 8 класса
задания...
Информация для учеников 9 класса
Разное...