Рабочая программа кружок "Мир вокруг нас" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии. В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается весь материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.
Преподавания внеурочных занятий способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение экологических знаний учеников, повышение культуры поведения на природе – всё это возможно осуществлять через дополнительное обучение на занятиях по внеурочной деятельности. Особое значение имеют изучение охраняемых животных для формирования у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_7_klass.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии. В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается весь материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.
Преподавания внеурочных занятий способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение экологических знаний учеников, повышение культуры поведения на природе – всё это возможно осуществлять через дополнительное обучение на занятиях по внеурочной деятельности. Особое значение имеют изучение охраняемых животных для формирования у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка через проектную деятельность
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- работа в малых группах
- экскурсия
- выступление
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов, презентаций. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии на природу, где дети напрямую знакомятся с процессами в окружающей среде. Беседы о природе знакомят школьников в доступной им форме с особенностями природных явлений, его видами. Все это направлено на развитие познавательного интереса детей.Изучение основ ухода за домашними животными способствует формированию у школьников ответственности за тех, кого приручили. Формирование навыков к творчеству у школьников способствует их гармоничному развитию. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление об удивительном мире животных.
Место данного курса в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №19. Данная программа рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов - 74 часа. (2ч в неделю). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ СОШ №19 на 2020-2021 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2020-2021 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ СОШ №19 в условиях шестидневной рабочей недели, данная программа будет выполнена.
Содержание учебного материала
Введение (4ч)
Многообразие животного мира. Общий план строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функций организма. Влияние на животных факторов неживой и живой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.
Животные водоемов (16ч)
Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды.
Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы.
Демонстрация микропрепаратов, влажных препаратов, диафильмов, диапозитивов.
Лабораторные работы (8ч)
№ 1., Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.
№ 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.
№ 3. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума.
№ 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.
НРК. Многообразие водных животных ЧувР.
Аквариум – модель искусственной водной экосистемы
Животные-паразиты (6ч)
Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений.
Демонстрация влажных препаратов.
Лабораторные работы (2ч)
Лабораторная работа № 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов).
Животные леса (18ч)
Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хозяйство и животный мир. Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.
Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.
Демонстрация коллекций насекомых, чучел (птицы и мелкие млекопитающие), диафильмов и кинофильмов.
Лабораторные работы (4ч)
№ 6. Изучение роющей деятельности земляных червей.
№7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.
Животные степей и пустынь (6ч)
Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей.
Демонстрация влажных препаратов, диафильмов, диапозитивов.
Животные тундры и лесотундры (6ч)
Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров и т. п.). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности использования и охраны фауны Севера.
Демонстрация диафильмов, диапозитивов, чучел мелких млекопитающих.
Синантропные и домашние животные, животные
культурных ландшафтов (8ч)
Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов. Насекомые — опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях (применение, удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.
Особенности поведения и питания животных города. Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Привлечение и охрана животных города. Методы ограничения численности синантропных грызунов, насекомых.Домашние животные и Их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание животных и его перспективы. Управление поведением животных.
Редкие и исчезающие виды животных (10ч)
Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы, Охраняемые животные региона. Методы восстановления их численности. Охрана местообитания. Значение охраны генофонда. Животный мир — исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.
Экскурсия. Редкие животные и их охрана (зоопарк, краеведческий музей, зоомузей).
Красная книга ЧувР. Особо охраняемые территории ЧувР.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания;
- основных представителей различных природных сообществ;
- принципы составления цепей питания
Учащиеся должны уметь:
- анализировать видеофрагмент, текст о животном, выделяя главное
- определять черты приспособленности животных к среде обитания
- составлять цепи питания не менее чем из четырех звеньев
- составлять рассказ о животном, используя план - клише
Ожидаемые результаты.
Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.
Формы занятий.
Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.Записи и зарисовки в тетрадях. Просмотр видеофильма. Работа с микроскопом. Конспект.Доклады, презентация. Круглый стол. Фотографии.
Тематический план
Тема | Количество часов | Практические виды занятий | |
Лаборат. работы | Экскурсии | ||
Тема 1. Введение | 4 | - | - |
Тема 2. Животные водоемов | 16 | 8 | - |
Тема 3. Животные - паразиты | 6 | 2 | - |
Тема 4. Животные леса | 18 | 4 | - |
Тема 5. Животные степей и пустынь | 6 | - | - |
Тема 6. Животные тундры и лесотундры | 6 | - | - |
Тема 7. Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов | 8 | - | - |
Тема 8. Редкие и исчезающие виды животных | 10 | - | 2 |
Итого | 74 | 14 | 2 |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)
№ур | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | примечание |
Введение 4ч | |||
1 | Многообразие животного мира. | 2 | |
2 | Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира. | 2 | |
Животные водоемов (16 часов) | |||
3 | Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных | 2 | |
4 | Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. | 2 | |
5 | Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. | 2 | |
6 | Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы. НРК Школьный аквариум – модель искусственной водной экосистемы | 2 | |
7 | Лабораторная работа №1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. | 2 | |
8 | Лабораторная работа № 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема. | 2 | |
9 | Лабораторная работа № 3. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума. | 2 | |
10 | Лабораторная работа № 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства | 2 | |
Животные-паразиты (6 часа) | |||
11 | Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. | 2 | |
12 | Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений. | 2 | |
13 | Лабораторная работа № 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов), | 2 | |
Животные леса (18 часов) | |||
14 | Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием | 2 | |
15 | Лесное хозяйство и животный мир. | 2 | |
16 | Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом | 2 | |
17 | Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада. | 2 | |
18 | Животные древесного яруса | 2 | |
19 | Хищные и растительноядные формы | 2 | |
20 | Сезонные явления в жизни лесных животных. | 2 | |
21 | Лабораторная работа № 6. Изучение роющей деятельности земляных червей. | 2 | |
22 | Лабораторная работа №7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания | 2 | |
Животные степей и пустынь (6 часа) | |||
23 | Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. | 2 | |
24 | Сезонные и суточные изменения в жизни животных | 2 | |
25 | Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей. | 2 | |
Животные тундры и лесотундры (6 часа) | |||
26 | Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды | 2 | |
27 | Сезонные изменения условий, колебания численности | 2 | |
28 | Особенности использования и охраны фауны Севера | 2 | |
Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов (8 часа) | |||
29 | Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов. | 2 | |
30 | Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях | 2 | |
31 | Особенности поведения и питания животных города. | 2 | |
32 | Домашние животные и Их роль в жизни человека | 2 | |
Редкие и исчезающие виды животных (6 часа) | |||
33 | Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. | 2 | |
34 | Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы | 2 | |
35 | Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира. | 2 |
Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса
Учебные пособия для учащихся:
1. Учебник: Константинов В. М. «Биология: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных организаций. - М.; Внтана-Граф, 2018 – 288с. Учебник соответствует Государственному стандарту ФГОС.
Дополнительная литература для учащихся
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
- Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.
- Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
- Никишов А.И. Биология. Животные. Практические занятия. 8 кл., учебное пособие/ изд. ВЛАДОС, 2013.
- Никишов А.И. За страницами школьной зоологии. Книга для учащихся. М.: ИЛЕКСА, 2008.
- Теремов А.В. Занимательная биология. Животные. Учебное пособие. М: Изд. Учебная литература, 2018.
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
- Банников А. Г. Мир животных и его охрана. — М.: Педагогика, 2019.
- Кузнецов А. А., Бабенко В. А. Птицы Красной книги СССР. — М.: Педагогика, 2018.
Литература для учителя:
1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных.учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010
2. Биология. 5-11 классы:внеклассные мероприятия. Выпуск 2./ авт-сост. Е.А. Я кушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.; Дрофа 2008.
4. Игровые технологии в преподавании биологии. 5-7 классы: Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ Е.А. Стручков. – М.: Планета, 2016.
5. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Животные - М.; Дрофа. 2016 - 144.
6. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Дидактический материал по зоологии. М., «РАУБ» «Цитадель», 2011.
7. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
8. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. -Минск: Современная школа: Кузьма, 2011-416 с.
9. Захарова Н. Ю. Тесты по биологии: к Учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 кл – М.: Издательство «Экзамен», 2010
10. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.
11. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
12. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2006. – 432с.
13. Семенцова В. Н. биология 7 кл. Технологические карты уроков: Методическое пособие. СПб: «Паритет», 2003
14. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999
15. АвиловаК- В. Позвоночные животные, изучение их в
школе: Птицы. — М.: Просвещение, 2017.
16. Забелин С. И., 3убакин В. А., Кавтарадзе Д. Н.
17. Таблицы по охране природы. — М.: Просвещение, 2016.
18. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шашков Э. Н. Биологические экскурсии. — М.: Просвещение, 2018.
19. Мамаев Б. М., Бардукова Е. А. Энтомология для учителя. — М.: Просвещение, 2017.
20. Симаков Ю. Г. Жизнь пруда.— М.: Колос, 0217.
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа "Мир вокруг нас"
Цель программы – формирование элементарных представлений о природе, о человеке и обществе, их взаимодействии.Программа носит интегрированный характер, объединяет несколько учебных дисциплин &nda...
Рабочая программа кружка "Вокруг света"
Кружок «Вокруг света», для обучающихся 9-х классов, направлен на реализацию регионального компонента во внеурочной деятельности . Программа строится на региональной характер...
Рабочая программа "Мир вокруг нас" для обучающихся 5-7 лет
Рабочая программа "Мир вокруг нас" для обучающихся 5-7 лет...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...