Вид. Критерии вида
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 9 классе
по теме «Вид. Критерии вида»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
Сформировать понятия «вид», «критерий вида».
Задачи урока:
а) Образовательные:
- Изучить понятия «вид», «критерии вида»
- Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.
- Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.
б) Развивающая:
- Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории
- Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом
- Развивать творческие способности учащихся при выполнении проектов, с различными источниками информации, анализировать и сравнивать полученные данные.
в) Воспитательная:
- Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни, охраны, бережном отношении
- Воспитание культуры общения при работе в мини группах
- Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала.
- Актуализация знаний учащихся. 5 мин
Проблемный вопрос
Перед нашим взором фотографии растения лютика.
Проблемный вопрос: Сравните три данных растения, найдите черты сходства и отличия. Задание: Рассмотрите внимательно и ответьте на вопросы: * Сколько видов растений изображено здесь? Можно ли два этих растения объединить в одну группу и какое название этой группе мы можем дать? Свою точку зрения аргументируйте. Замена слова признаки на критерии
РАБОТА ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ А что входит в понятие вид? Приведите примеры видов растений и животных, которые вам наиболее знакомы. Постановка цели и задачей к уроку.
3. Изучение нового материала
Молодцы ребята, особенно важно то, что многие дополняли ответы своих одноклассников, используя при этом биологические термины и понятия. Основным понятием в современной эволюционной теории, является положения о виде и его критериях. Итак, я приглашаю вас в удивительный мир под названием “Вид и его критерии»".
План работы:
1. Вид
2. Критерии вида
Сейчас на Земле обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. На сегодняшний день, как вам уже известно, элементарной единицей систематики является вид. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием? Сам термин «вид» в переводе с латыни означает «образ» и впервые был введен в биологию английским ботаником Джоном Рей.
Первое представление о виде было создано еще Аристотелем, который определял вид как совокупность сходных особей.
Определение вида К.Линнея: вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизводству. Виды постоянны, они неизменны.
Определение вида Ж.Б.Ламарка: Вид, род – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных признаков.
Ч.Дарвин исходил из представления о видах как реально существующих группировках, четко обособленных от других, родственных.
Таким образом, давайте попробуем вместе дать определение, что такое вид? Вид — группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
В определении есть признаки, по которым можно отличить один вид от другого.
Найдите их (морфологические, физиологические, генетические, область распространения - географические, конкретное место обитания – экологические). Это и есть критерии вида.
Критерии вида
Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет. Критерии вида — это признаки, по которым один вид отличается от другого.
- Морфологический
- Физиологический
- Биохимический
- Генетический
- Экологический
- Географический
- Этологический
РАБОТА В ГРУППЕ
Сегодня в ходе урока мы еще раз изучим всем нам знакомое животное – паука крестовика, но не с позиции семиклассника, в девятиклассника. Для успешной работы объединяемся в группы и работаем с критерием. Каждая группа получает текст, иллюстрирующий один из критериев вида.
Через 5 минут необходимо рассказать о сути данного критерия.
Результат работы объединим в кластер-проект у доски. Когда вы говорили о различных признаках организма, то сами того не замечая, вы старались их разделить по группам. Учитель предлагает ребятам разделиться на семь вариантов и каждый вариант раскрывает сущность одного критерия, подтверждая её примером
Скажите пожалуйста какой из критериев на ваш взгляд будет иметь решающее значение при объединении особей в один вид? (НИКАКОЙ - ВСЕ ВАЖНЫ, НО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЕШАЮЩИЙ)
Какую практическую значимость для человека может иметь группировка признаков вида по критериям.
(В СЕЛЕКЦИИ И ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ)
- Закрепление
Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.
Задание: вам нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить
Фразы:
1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)
2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)
3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)
4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)
Работа с заданием части В
А. 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.
Критерии:
1. тело покрыто мантией А) морфологический
2. раковина имеет две створки Б) экологический
3.обитает в пресных водоёмах В) физиологический
4.кровеносная система незамкнутая
5. питается, фильтруя воду
6. это донное, малоподвижное животное
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | А | Б | А | В | Б |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3мин
Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Я хорошо усвоил, что…………………
Теперь я смогу сам и научу других………………
Меня удивило, что ……………………………………….
Мне пригодится в дальнейшем …………………..
Информация о домашнем задании. 2мин
Описание вида согласно критериям. Форма работы может быть любая – текстовый вариант, презентация, слайд-шоу, буклет.
Приложение №1
Паук крестовик (Araneus diadematus)
1. ____________________ критерий.
Паук крестовик относится к типу Членистоногие классу Паукообразные. Тело паука состоит из двух отделов – головогруди и брюшка. Сплошного хитинового покрова не имеет. На верхней стороне брюшка имеются белые или светло-бурого цвета пятна, образующие крест, отсюда и пошло название вида. Размеры самки от 17 мм до 26 мм , самца — 10—11 мм. На нижней стороне брюшка имеется паутинная железа, продуцирующая паутину.
Паук крестовик (Araneus diadematus)
2. _______________________ критерий.
Поскольку паук относится к холоднокровным животным, его активность зависит от температуры окружающей среды. Для наименьшей затраты энергии и для более успешной жизнедеятельности паука сформировались ряд приспособлений. Например, процессы пищеварения у паука внешние. При помощи ловчей сети – паутины, паук добывает себе пищу, которую заматывает к своеобразный кокон и при помощи своих хелицер и педипальп (ногочелюстей) впрыскивает пищеварительные соки в жертву. Таким образом в теле жертвы происходит переваривание питательных веществ и пауку остается только их впитать. Пауки — раздельнополые животные. Самки обычно значительно крупнее самцов. После спаривания самец погибает, а самка плетёт из паутины кокон для яиц. Яйца откладываются осенью. Яйца заключены в плотный кокон, который самка подвешивает в укромном месте: за отставшей корой, в щелях и т. п. Отложив яйца в кокон, она некоторое время носит его на себе, а затем прячет в безопасном месте. Через определенное время появляются ювенильные пауки. Это происходит весной. Половая зрелость достигается к концу лета. После чего самка погибает.
Паук крестовик (Araneus diadematus)
3. _________________________ критерий
Крестовик может поджидать добычу, сидя как в центре паутины, так и рядом с ней, на сигнальной нити. Основной добычей для него являются мухи и комары. Если в сеть попадётся что-либо не очень съедобное (например, ядовитая оса), то паук может помочь ей освободиться, обрывая паутинку. С пойманной добычей крестовик может поступать по-разному. Если очень голоден, то может тут же приступить к трапезе, но чаще утаскивает её в укромный уголок или просто опутывает паутиной и оставляет до более подходящего момента. В естественных условиях ловчая сеть паука занимает гораздо больше места, чем это необходимо для него при содержании в неволе. Пауки-крестовики через каждые один-два дня разрушают паутину и ткут новую, так как ловчая сеть приходит в негодность от попадания в нее не только мелких насекомых, но и крупных от которых паук освобождается, обрывая вокруг неподходящей добычи паутинные нити.
Паук крестовик (Araneus diadematus)
4. ___________________________ критерий.
Существует более 1000 видов крестовиков, но в России и СНГ их несколько десятков видов. Особенно в таких местах как, Астраханская, Ростовская, Смоленская обл., а так же в республике Мордовия.
Паук крестовик (Araneus diadematus)
5. _______________________ критерий.
Обычно поселяется в кронах деревьев, между ветвями устраивает ловчие сети, а из листьев делает себе убежище. Типичные для него колесовидные тенета сразу обращают на себя внимание при посещении леса, сада или запущенной рощи. Иногда паутинную сеть можно обнаружить среди кустарниковых зарослей или под карнизами и в переплетах оконных рам заброшенных строений.
Паук крестовик (Araneus diadematus)
6. __________________________ критерий.
Яд токсичен для беспозвоночных и позвоночных животных. В составе яда имеется термолабильный гемолизин, действующий на эритроциты кролика, крысы, мыши, тогда как эритроциты морской свинки, лошади, овцы, человека и собаки к нему устойчивы. Термостабильный нейротоксический компонент яда блокирует синаптическую передачу через синапсы беспозвоночных животных.
Паук крестовик (Araneus diadematus)
7. _______________________ критерий
В соматических клетках паука крестовика содержится 32 хромосомы. По форме и размеру аутосомные хромосомы практически одинаковые, половые хромосомы - последняя 16 пара имеет отличительные черты. У самок они имеют Х - образную форму, у самцов в последней хромосоме в процессе эволюции редуцировано одно плечо. Поэтому по зиготности генотип самок гомозиготный, генотип самцов является гетерозиготным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вид. Критерии вида.
Цель: 1) сформировать понятия « вид» и «критерии вида»; объяснить, существуют ли виды реально в природе, кем был введен термин «вид»; 2) знать вид как биосистему, относительность каждого критерия вида...
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА "Изучение критериев вида" 11 класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА"Изучение критериев вида" 11 класс...
Вид. Критерии вида
Вид. Критерии вида...
Презентация по теме: Критерии вида
Данная презентация применяется на уроках в 9 и 11 классах. Характеризует основные критерии вида....
Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида»
Данный конспект рекомендуется для проведения урока в 9 классе в разделе "Эволюция живых организмов"...
Конспект урока на тему: "Критерии вида"
Конспект урока на тему: "Критерии вида". Изчение новой главы популяционно-видовой уровень. Конспект содержит в себе полное описание критериев вида, основные понятия по теме, а также презентацию....
Презентация на тему "Вид. Критерии вида"
Урок в 9 классе....