Презентация на тему "Вид. Критерии вида"
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: изучить понятие вида, его критерии и структуру.
Проверка знаний учащихся. Тест по теме «Селекция»
1. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, – это: а) вид; б) подвид; в) порода; г) сорт.
2 . Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов? а) Выращиванием растений на удобренных почвах; б) вегетативным размножением с помощью отводков; в) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками; г) выращиванием растений на бедных почвах.
3. При искусственном отборе формируются признаки, полезные: а) человеку; б) виду; в) биогеоценозу; г) породе.
4. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют: а) гетерозисом; б) полиплоидией; в) мутагенезом; г) гибридизацией.
5. Явление гетерозиса связано: а) с новой комбинацией генов; б) с изменчивостью генов; в) с модификационной изменчивостью; г) с хромосомными перестройками.
6. Группу наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для сельскохозяйственных целей человеком, называют: а) сортом; б) видом; в) породой; г) родом.
7. Чистая линия растений – это потомство: а) гетерозиготных форм; б) одной самоопыляющейся особи; в) межсортового гибрида; г) двух гетерозиготных особей.
8. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных? а) Скрещивание и искусственный отбор; б) естественный отбор; в) хороший уход за животными, режим их питания; г) борьба за существование.
9. Н. И. Вавилов разработал: а) хромосомную теорию наследственности; б) эволюционную теорию; в) гипотезу происхождения жизни; г) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
10. Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для: а) закрепления желательных признаков; б) улучшения признаков; в) увеличения гетерозиготных форм; г) отбора наиболее продуктивных животных.
Ответы на тест: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – а, 6 – в, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – а.
Актуализация знаний. Фронтальная беседа по вопросам
Задание №1. Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой
Задание № 2. В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов. 1. Ёж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский. 8. Заяц-русак. 9. Ёж ушастый. 10. Лисица обыкновенная.
Задание № 3. Название этого вида животного. Какое из этих двух слов относится к родовому, а какое к видовому.
Вывод: 1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название. 2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др. 3. Сходные виды объединяются в один род. 4. Вид – это основная категория биологической классификации.
Изучение нового материала. Вид – совокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. На сегодняшний день описано около 1,5 млн видов животных и более полумиллиона видов растений.
Концепции. 1. Карл Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная. 2. Т.Б. Ламарк – виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать совокупно большее количество особей. 3. Ч. Дарвин – вид неоднороден, представляет собой систему соподчиненных единиц.
Критерии вида – совокупность определенных признаков, позволяющих характеризовать какую-либо группу организмов как вид. Морфологический критерий. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»
Критерии вида Содержание критерия 1. Морфологический Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида 2. Физиологический Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида) 3. Генетический Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой структурой (размеры, форма, состав ДНК) 4. Экологический Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования 5. Географический Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом 6. Исторический Общность предков, единая история возникновения и развития вида
СТРУКТУРА ВИДА
IV. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам: 1. Что такое вид? 2. Какие критерии вида вам известны? 3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду? 4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности? 5. Сколько видов обитает на нашей планете?
Домашнее задание: § 4.1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вид. Критерии вида.
Цель: 1) сформировать понятия « вид» и «критерии вида»; объяснить, существуют ли виды реально в природе, кем был введен термин «вид»; 2) знать вид как биосистему, относительность каждого критерия вида...
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА "Изучение критериев вида" 11 класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА"Изучение критериев вида" 11 класс...
Вид. Критерии вида
Вид. Критерии вида...
Презентация по теме: Критерии вида
Данная презентация применяется на уроках в 9 и 11 классах. Характеризует основные критерии вида....
Презентация "Вид. Критерии вида"
Изучение темы "Вид. Критерии вида" раздела Общая биология...
Презентация к уроку «Микро- и макроэволюция. Критерии вида»
презентация к уроку «Микро- и макроэволюция. Критерии вида»...
Презентация к уроку: "Вид.Критерии вида"
Эту презентацию можно использовать на уроках биологии в 9 и 11-х классах....