Презентация по теме: Критерии вида
презентация к уроку (биология, 11 класс) по теме
Данная презентация применяется на уроках в 9 и 11 классах. Характеризует основные критерии вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_vida.ppt | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей. Джон Рей (1628 – 1705)
К. Линей Признавал реальное существование видов в природе. Считал виды постоянными и неизменными.
Ж.Б. Ламарк Считал, что термин «вид» придуман человеком для удобства классификации. Отрицал реальное существование видов в природе, представлял себе природу как совокупность постоянно изменяющихся рядов особей. Реальными считал только особи.
Ч. Дарвин Виды реально существуют в природе. Виды возникают, исчезают, развиваются, изменяются, дают начало другим видам.
Критерии вида – признаки, по которым особи объединяются в один вид признаки, по которым можно различить особей разных видов. ИЛИ
Морфологический критерий - особенности внешнего строения.
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому). осовидка оса
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная; могут появляться особи-альбиносы).
Индустриальный меланизм березовой пяденицы
Различие в окраске ужа обыкновенного
Различие в окраске лягушки озерной
Альбинизм у ежа
Альбинизм
Физиологический критерий - особенности процессов жизнедеятельности. Главным является способность к размножению.
Физиологический критерий - Не является основным и единственным, так как: Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности.
Географический критерий - область распространения (ареал) вида. Ареал сибирской лягушки Ареал травяной лягушки
Географический критерий Не является основным и единственным, так как: В одном ареале могут жить особи разных видов. Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции). Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха) Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака). Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).
Экологический критерий - приспособленность особей вида к определенным условиям существования.
Экологический критерий Не является основным и единственным, так как: Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).
Генетический критерий - определенный набор хромосом. Главным является не количество, а строение и форма хромосом. Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.
Генетическая критерий - Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция: разные сроки размножения; по разному устроены половые аппараты; сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку; если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным. если гибрид жизнеспособен, то он неплодовит например: лошак, мул, хонорик (хорек и норка) хонорик
Генетический критерий Не является универсальным, так как: Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом. Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза. В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются. Например: некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
Вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.
Вид – совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: "Критерии вида"
Конспект урока на тему: "Критерии вида". Изчение новой главы популяционно-видовой уровень. Конспект содержит в себе полное описание критериев вида, основные понятия по теме, а также презентацию....
Презентация по теме: "Зимние виды спорта".
В презентации используется зимие виды спорта, для знакомнства учащихся с олимпийским движением....
Презентация по теме "Деформация. Виды деформации"
В работе представлен наглядный материал к уроку по теме "Деформация. Виды деформации"...
Презентация по теме:"Симметрия. Виды симметрий".
Данную презентацию можно использовать на факультативных занятиях в 8,9 классах по теме: "Симметрия вокруг нас"....
Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"
Урок проведён в форме заседания биологического Клуба. Каждая секция представляет краткие сообщения по своему направлению и 3-4 слайда в качестве иллюстрации. К концу урока совместными усилиями создает...
Тест по теме «Критерии вида»
Тематический контроль знаний. Тестирование содержит 3 варианта....
Кроссенс по теме "Критерии вида"
Материал может быть использован на уроках биологии...