Рабочие программы по биологии 5класс.
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии для 5 класса. В программе указаны темы, поурочное планирование, указаны лабораторные работы, номера приказов по мерам охраны техники безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.46 КБ |
![]() | 73.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № ________ Директор _________ / Безрученкова С. П. |
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии
для 5 А класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Шпакова Елена Васильевна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2019 г.
Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 А класса
Рабочая программа по биологии для 5 А класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии– М: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании» ФГОС (базовый уровень).
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ М.: Дрофа, 2014
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Учебник ФГОС: В.В. Пасечник Бактерии, грибы, растения 5 кл.-М.:Дрофа, 2014
Методическое пособие: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения- М.:Дрофа, 2014
Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Бактерии, грибы, растения - М: Дрофа, 2014.
Мультимедийные пособия.
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 5А классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год.
Цели программы: Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей: Систематизация знаний учащихся об объек тах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно - научных знаний; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям; формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Задачи по достижению целей обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности; продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков продолжить развивать у детей общеучебные умения; создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер; способствовать воспитанию социально-успешных личностей.
К концу 5 класса обучающиеся должны знать и уметь: формировать целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей; иметь представление о современном мировоззрении культурного человека; строение и жизнедеятельность клетки, классификацию организмов; формировать представления о многообразии организмов (строение и многообразие грибов и бактерий, водорослей и лишайников; мхи, папоротники, плауны и хвощи; семенные растения);
Учитель Шпакова Е.В.
Рабочая программа по биологии для 5 А класса
Рабочая программа по биологии для 5 А класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии – М: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании» ФГОС (базовый уровень).
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ - М.: Дрофа. 2014
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплек
Учебник ФГОС: В.В. Пасечник Бактерии, грибы, растения 5 кл.-М.:Дрофа, 2014
Методическое пособие: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения/- М.:Дрофа, 2014
Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Бактерии, грибы, растения-М.: Дрофа, 2014.
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 5А классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностными результатами изучения являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсаль универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Метапредметными результатами изучения являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в
соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систе матизации информации; понимание информации,
Предметные результаты обучения.
обучающийся научится
Понимать многообразие живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;экологические факторы;
основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; правила работы с микроскопом;
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
обучающийся получит возможность научиться
Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,«экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;
пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы;
проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Выпускник 5 класса для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования научится или получит возможность научиться:
Раздел курса | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Разнообразие живой природы | Различать царства живой природы; понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием природа; оперировать понятием природа; различать особенности живых организмов; . | Понимать особенности каждого царства; углубить и развить представления о природе; научиться использовать понятия природа, царства, выделять признаки живых организмов. |
Связь организма со средой обитания | Различать среды обитания организмов; составлять схемы питания организмов. | Знать особенности сред обитания; Научится отвечать на вопросы о многообразии каждой среды обитания организмов. |
Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Различать экологические факторы формировать о них понятия. | Показать, объяснить влияние экологических факторов на живые организмы. |
Клеточное строение организмов | Формировать понятия о строении, химическом составе, жизненно важных процессах протекающих в клетке. | Научится работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки. |
Царство бактерии | Формировать понятие бактерии, как отдельное царство природы; понимать роль бактерий в природе; формировать представление о строении грибов, жизнедеятельности, многообразии. | Научится выявлять растения, пораженные болезнетворными бактериями; Знать меры защиты от болезнетворных бактерий. |
Царство грибы | Формировать понятие грибы, как отдельное царство природы; Научится отличать грибы съедобные и ядовитые; формировать представление о строении грибов, жизнедеятельности, многообразии; Научатся различать разные виды грибов. | Научится выявлять растения, животных пораженных болезнетворными грибами. . |
Царство Растения | Знать отделы различных отделов растительного царства, особенности их строения, жизнедеятельности, многообразия. | Понимать их приспособленность к разным средам обитания и различным природным условиям; Распознавать растения разных отделов, находить черты усложнения; Познакомить с усложнением растений в прцессе эволюции. |
Водоросли | Знать многообразие и строение водорослей; Роль водорослей в природе, жизни человека. | Различать признаки низших растений. |
Лишайники | Знать многообразие и строение лишайников; Роль лишайников в природе, жизни человека. | Различать признаки низших растений. |
Мхи | Знать многообразие и строение мхов; Роль мхов в природе, жизни человека. | Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями. |
Папоротники, хвощи, плауны | Знать многообразие и строение этих растений с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами; Роль папоротников, хвощей, плаунов, в природе, жизни человека. | Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями. |
Голосеменные растения | Знать характерные особенности, многообразие голосеменных растений; Роль голосеменных, в природе, жизни человека. | Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями. |
Покрытосеменные растения | Знать характерные особенности, многообразие голосеменных растений; Роль голосеменных, в природе, жизни человека; Понимать значение растений для жизни всего живого на Земле. | Углубить знания о покрытосеменных растениях как самостоятельной, высокоорганизованной и господствующей группе растений. |
II. Содержание учебного предмета
Введение
Предмет биологии. Теоритическое и практическое значение знаний биологии для человека. Клеточное строение организмов.
Биология – наука о живой природе
Биологии, как науке, изучающая живые организмы; роль живых организмов в природе и в жизни человека ; взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания.
Клеточное строение организмов
Строение, химический состав и жизненно важные процессы, протекающие в клетке;
Работа с увелительными приборами, приготовление микропрепаратов, основные части клетки.
Царство Бактерии. Царство Грибы
Особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия царств бактерий, грибов.
Царство растения
Представители различных отделов растительного царства, особенности их строения и многообразия; приспособленность их к разнным средам обитания и различным природным условиям; усложнение растений в процессе их исторического развития;
Связь между особенностями строения растений и средой их обитания.
Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД
формируемые у обучающихся УУД | формы работы по формированию УУД | типовые задания | |
Личностные | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом | Групповая, индивидуальная, коллективная формы работы, работа в парах, цифровой диктант, Устный ответ Решение и составление задач Самостоятельная работа, контрольная работа Элементы исследовательской работы Конкурсы и викторины, творческие задания Взаимопроверка проект Работа с текстом, с учебником | Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Работа с математическим содержанием, задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят». Работа с содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. |
Формирование к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | |||
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | |||
Формирование навыков работы по алгоритму | |||
Коммуникативные | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД : составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос; | |
Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности | |||
Владеть монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |||
Регулятивные | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней | Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут. | |
Сличать свой способ действия с эталоном, оценивать достигнутый результат | |||
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | |||
Познавательные | Анализировать условия и требования задачи, уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. Задания типа «Сравни», «Разбей на группы» и т.д. | |
Устанавливать причинно-следственные связи | |||
Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | |||
Определять основную и второстепенную информацию |
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов | Тестирование | Лаб.р | Практ. р. | Экскурсия | Цифр.диктант. |
№1 | Введение | 1час | |||||
№2 | Биология – наука о живой природе | 7 часов | 1 | ||||
№3 | Клеточное строение организмов | 8часов | 1 | 3 | 1 | ||
№4 | Царство Бактерии. Царство Грибы | 8часов | 1 | 1 | 1 | ||
№5 | Царство растения | 10часов | 1 | 4 | 1 | 1 |
III. Календарно – тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов | Дата. | ||||||
План. | Факт. | ||||||||
1 | Биология — наука о живой природе | 1час. | 4.09 | ||||||
2 | Методы исследования в биологии Демонстрация | 1час. | 11.09 | ||||||
3 | Разнообразие живой природы. | 1час. | 18.09 | ||||||
4 | Среды обитания живых организмов. | 1час. | 25.09 | ||||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1час. | 2.10 | ||||||
6 | Обобщающий урок Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений. | 1час. | 9.10 | ||||||
7 | Устройство увеличительных приборов Лаб.р №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним». | 1час. | 16.10 | ||||||
8 | Строение клетки: Лаб. р №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | 1час. | 23.10 | ||||||
9 | Особенности строения клеток. Пластиды. Лаб.р № 3 «Пластиды в клетках листа элодеи». | 1час. | 6.11 | ||||||
10 | Химический состав клетки: Неорганические и органические вещества клетки. | 1час. | 13.11 | ||||||
11 | Процессы жизнедеятельности в клетке. | 1час. | 20.11 | ||||||
12 | Деление и рост клетки. (Амитоз, митоз). | 1час. | 27.11 | ||||||
13 | Ткани. Функции, которые они выполняют. | 1час. | 4.12 | ||||||
14 | Контрольно – обобщающий урок. Обобщить знания учащихся о жизненно важных процессах, протекающих в клетке. | 1час. | 11.12 | ||||||
15 | Строение и многообразие растений. Особенности строения. | 1час. | 18.12 | ||||||
16 | Роль бактерий в природе. Перенесение неблагоприятных условий. | 1час. | 25.12 | ||||||
17 | Роль бактерий в жизни человека. | 1час. | 15.01 | ||||||
18 | Общая характеристика грибов. Особенности строения роль в природе, жизни человека. | 1час. | 22.01 | ||||||
19 | Шляпочные грибы. Особенности строени, роль в природе ,жизни человека. | 1час. | 29.01 | ||||||
20 | Плесневые грибы и дрожжи. Лаб. р № 4 «Плесневый гриб мукор». | 1час. | 5.02 | ||||||
21 | Грибы – паразиты. Их роль в природе. | 1час. | 12.02 | ||||||
22 | Обобщающий урок. (составление схемы). | 1час. | 19.02 | ||||||
23 | Разнообразие, распространение и значение водорослей. | 1час. | 26.02 | ||||||
24 | Многообразие Водорослей Лаб. р № 5. Строение зеленых водорослей». | 1час. | 4.03 | ||||||
25 | Строение многоклеточных водорослей. | 1час. | 11.03 | ||||||
26 | Многообразие и распространение лишайников. | 1час. | 18.03 | ||||||
27 | Мхи, их отличительные особенности. Лаб. р №6. «Строение мха». | 1час. | 1.04 | ||||||
28 | Высшие споровые растения. Лаб. р №7. «Строение спорононосящего хвоща». | 1час. | 8.04 | ||||||
29 | Голосеменные растения, Лаб. р №8.«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 1час. | 15.04 | ||||||
30 | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие. | 1час. | 22.04 | 4.05 | |||||
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1час. | 29.04 | 11.05 | |||||
32 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. | 1час. | 6.05 | 18. 05 | |||||
33 | Промежуточная аттестация (тестирование). | 13.05 | |||||||
34 | Повторение. Многообразие живых организмов, весенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия. | 1час. | 20.05 | 25.05 | |||||
25.05 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № ________ Директор _________ / Безрученкова С. П. |
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии
для 5 Б класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Шпакова Елена Васильевна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2019 г.
Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 Б класса
Рабочая программа по биологии для 5 А класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии– М: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании» ФГОС (базовый уровень).
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ М.: Дрофа, 2013
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие. Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Учебник ФГОС: В.В. Пасечник Бактерии, грибы, растения 5 кл.-М.:Дрофа, 2014
Методическое пособие: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения- М.:Дрофа, 2014
Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Бактерии, грибы, растения - М: Дрофа, 2014
Мультимедийные пособия.
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 5 Б классе рассчитан на 34часа. (1 час в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год.
Цели программы: Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей: Систематизация знаний учащихся об объек тах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно - научных знаний; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям; формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Задачи по достижению целей обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности; продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков продолжить развивать у детей общеучебные умения; создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер; способствовать воспитанию социально-успешных личностей.
К концу 5 класса обучающиеся должны знать и уметь: формировать целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей; иметь представление о современном мировоззрении культурного человека; строение и жизнедеятельность клетки, классификацию организмов; формировать представления о многообразии организмов (строение и многообразие грибов и бактерий, водорослей и лишайников; мхи, папоротники, плауны и хвощи; семенные растения);
Учитель Шпакова Е.В.
Рабочая программа по биологии для 5 Б класса
Рабочая программа по биологии для 5 Б класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии– М: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании» ФГОС (базовый уровень).
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ - М.: Дрофа. 2013
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.
Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Учебник ФГОС: В.В. Пасечник Бактерии, грибы, растения 5 кл.-М.:Дрофа, 2014
Методическое пособие: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения- М.:Дрофа, 2014
Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Бактерии, грибы, растения-М.: Дрофа, 2014
Мультимедийные пособия.
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 5 Б- классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностными результатами изучения являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Метапредметными результатами изучения являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизации информации; понимание информации.
Предметные результаты обучения.
«обучающийся научится»
Понимать многообразие живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;экологические факторы;
основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; правила работы с микроскопом;
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
«обучающийся получит возможность научиться»
Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;
пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Выпускник 5 класса для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования научится или получит возможность научиться:
Раздел курса | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Разнообразие живой природы | Различать царства живой природы; понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием природа;; оперировать понятием природа; Различать особенности живых организмов; . | Понимать особенности каждого царства; углубить и развить представления о природе; научиться использовать понятия природа, царства, выделять признаки живых организмов. |
Связь организма со средой обитания | Различать среды обитания организмов; Составлять схемы питания организмов. | Знать особенности сред обитания; Научится отвечать на вопросы о многообразии каждой среды обитания организмов. |
Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Различать экологические факторы формировать о них понятия. | Показать, объяснить влияние экологических факторов на живые организмы. |
Клеточное строение организмов | Формировать понятия о строении, химическом составе, жизненно важных процессах протекающих в клетке. | Научится работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки. |
Царство бактерии | Формировать понятие бактерии, как отдельное царство природы; Понимать роль бактерий в природе; Формировать представление о строении грибов, жизнедеятельности, многообразии. | Научится выявлять растения, пораженные болезнетворными бактериями; Знать меры защиты от болезнетворных бактерий. |
Царство грибы | Формировать понятие грибы, как отдельное царство природы; Научится отличать грибы съедобные и ядовитые; Формировать представление о строении грибов, жизнедеятельности, многообразии; Научатся различать разные виды грибов. | Научится выявлять растения, животных пораженных болезнетворными грибами. . |
Царство Растения | Знать отделы различных отделов растительного царства, особенности их строения, жизнедеятельности, многообразия. | Понимать их приспособленность к разным средам обитания и различным природным условиям; Распознавать растения разных отделов, находить черты усложнения; Познакомить с усложнением растений в прцессе эволюции. |
Водоросли | Знать многообразие и строение водорослей; Роль водорослей в природе, жизни человека. | Различать признаки низших растений. |
Лишайники | Знать многообразие и строение лишайников; Роль лишайников в природе, жизни человека. | Различать признаки низших растений. |
Мхи | Знать многообразие и строение мхов; Роль мхов в природе, жизни человека. | Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями. |
Папоротники, хвощи, плауны | Знать многообразие и строение этих растений с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами; Роль папоротников, хвощей, плаунов, в природе, жизни человека. | Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями. |
Голосеменные растения | Знать характерные особенности, многообразие голосеменных растений; Роль голосеменных, в природе, жизни человека. | Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями. |
Покрытосеменные растения | Знать характерные особенности, многообразие голосеменных растений; Роль голосеменных, в природе, жизни человека; Понимать значение растений для жизни всего живого на Земле. | Углубить знания о покрытосеменных растениях как самостоятельной, высокоорганизованной и господствующей группе растений. |
II. Содержание учебного предмета
Введение
Предмете биологии. Теоритическое и практическое значение знаний биологии для человека. Клеточное строение организмов.
Биология – наука о живой природе
Биологии, как науке, изучающая живые организмы; роль живых организмов в природе и в жизни человека ; взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания.
Клеточное строение организмов
Строение, химический состав и жизненно важные процессы, протекающие в клетке;
Работа с увелительными приборами, приготовление микропрепаратов, основные части клетки.
Царство Бактерии. Царство Грибы
Особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия царств бактерий, грибов.
Царство растения
Представители различных отделов растительного царства, особенности их строения и многообразия; приспособленность их к разнным средам обитания и различным природным условиям; усложнение растений в процессе их исторического развития;
Связь между особенностями строения растений и средой их обитания.
Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД
формируемые у обучающихся УУД | формы работы по формированию УУД | типовые задания | |
Личностные | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом | Групповая, индивидуальная, коллективная формы работы, работа в парах, цифровой диктант, Устный ответ Решение и составление задач Самостоятельная работа, контрольная работа Элементы исследовательской работы Конкурсы и викторины, творческие задания Взаимопроверка проект Работа с текстом, с учебником | Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Работа с математическим содержанием, задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят». Работа с содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. |
Формирование к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | |||
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | |||
Формирование навыков работы по алгоритму | |||
Коммуникативные | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД : составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос; | |
Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности | |||
Владеть монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |||
Регулятивные | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней | Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут. | |
Сличать свой способ действия с эталоном, оценивать достигнутый результат | |||
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | |||
Познавательные | Анализировать условия и требования задачи, уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. Задания типа «Сравни», «Разбей на группы» и т.д. | |
Устанавливать причинно-следственные связи | |||
Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | |||
Определять основную и второстепенную информацию |
III.Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов | Тестирование | Лаб.р | Практ. р. | Экскурсия | Цифр.диктант. |
№1 | Введение | 1час | |||||
№2 | Биология – наука о живой природе | 7 часов | 1 | ||||
№3 | Клеточное строение организмов | 8часов | 1 | 3 | 1 | ||
№4 | Царство Бактерии. Царство Грибы | 8часов | 1 | 1 | 1 | ||
№5 | Царство растения | 10часов | 1 | 4 | 1 | 1 |
IV.Календарно – тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов | Дата. | ||||
План. | Факт. | ||||||
1 | Биология — наука о живой природе | 1час. | 5.09 | ||||
2 | Методы исследования в биологии. Демонстрация | 1час. | 12.09 | ||||
3 | Разнообразие живой природы. | 1час. | 19.09 | ||||
4 | Среды обитания живых организмов. | 1час. | 26.09 | ||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1час. | 3.10 | ||||
6 | Обобщающий урок. Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений. | 1час. | 10.10 | ||||
7 | Устройство увеличительных приборов Лаб.р.№1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним». | 1час. | 17.10 | ||||
8 | Строение клетки: Лаб. Р. №2» «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | 1час. | 24.10 | ||||
9 | Особенности строения клеток Лаб. р № 3 «Пластиды в клетках листа элодеи». | 1час. | 7.11 | ||||
10 | Химический состав клетки: Неорганические и органические вещества клетки. | 1час. | 14.11 | ||||
11 | Процессы жизнедеятельности в клетке. | 1час. | 21.11 | ||||
12 | Деление и рост клетки. (Амитоз, митоз). Составление схемы. | 1час. | 28.11 | ||||
13 | Ткани. Функции, которые они выполняют. | 1час. | 5.12 | ||||
14 | Контрольно – обобщающий урок. Обобщить знания учащихсяо жизненно важных процессах, протекающих в клетке. | 1час. | 12.12 | ||||
15 | Строение и многообразие растений. Особенности строения. | 1час. | 19.12 | ||||
16 | Роль бактерий в природе. Перенесение неблагоприятных условий. | 1час. | 26.12 | ||||
17 | Роль бактерий в жизни человека. | 1час. | 16.01 | ||||
18 | Общая характеристика грибов. Особенности строения, роль в природе, жизни человека. | 1час. | 23.01 | ||||
19 | Шляпочные грибы. Особенности строени, роль в природе , жизни человека. | 1час. | 30.01 | ||||
20 | Плесневые грибы и дрожжи. Лаб. р № 4 «Плесневый гриб мукор». | 1час. | 6.01 | ||||
21 | Грибы – паразиты. Их роль в природе. | 1час. | 13.02 | ||||
22 | Обобщающий урок. (составление схемы). | 1час. | 20.02 | ||||
23 | Разнообразие, распространение и значение водорослей. | 1час. | 27.02 | ||||
24 | Многообразие Водорослей Лаб. р № 5. Строение зеленых водорослей». | 1час. | 6.03 | ||||
25 | Отличие многоклеточных водорослей. | 1час. | 6.03 | ||||
26 | Многообразие и распространение лишайников. | 1час. | 13.03 | ||||
27 | Мхи, их отличительные особенности. Лаб. р №6. «Строение мха». | 1час. | 20.03 | ||||
28 | Высшие споровые растения. Лаб. р №7. «Строение спорононосящего хвоща». | 1час. | 3.04 | ||||
29 | Голосеменные растения, особенности строения. Лаб. р №8.«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 1час. | 10.04 | ||||
30 | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие. | 1час. | 17.04 | 4.05 | |||
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1час. | 24.04 | 11.05 | |||
32 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. | 1час. | 8.05 | 18. 05 | |||
33 | Промежуточная аттестация (тестирование) | 15.05 | 25.05 | ||||
34 | Многообразие живых организмов, весенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия. | 1час. | 22.05 | ||||
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № 253/01 – 04 Директор _________ / Безрученкова С. П. |
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии
для 6 А класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Шпакова Елена Васильевна, учитель математики высшей квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2019 г
Аннотация к рабочей программе по биологии для 6 А класса
Рабочая программа по биологии для 6 А класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии – М.: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании» ФГОС (базовый уровень)
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ – М.: Дрофа. 2014
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Учебник ФГОС: В.В. Пасечник Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.- М.:Дрофа, 2014
Методическое пособие: Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений – М.:Дрофа, 2014
Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Многообразие покрытосеменных растений - М.: Дрофа, 2014. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 6 А классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
Цели программы:
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
Задачи программы:
Включить учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Учитель Шпакова Е.В.
Рабочая программа по биологии для 6 А класса
Рабочая программа по биологии для 6 А класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии – М.: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании» ФГОС (базовый уровень)
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ – М.: Дрофа. 2014
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровска СОШ №3
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Учебник ФГОС: В.В. Пасечник Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.- М.:Дрофа, 2014
Методическое пособие: Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений – М.: Дрофа, 2014
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 6 А классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю)
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
I Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;формирование личностных представлений о целостности природы.
Метапредметные результаты:
обучающийся научится
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; познакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
обучающийся получит возможность научиться формированию умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений в учебной и познавательной деятельности формированию и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные результаты:
обучающийся научится
Классифицировать — определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделять существенные признаки биологических объектов; объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных, опасных для человека растений; сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
обучающийся получит возможность научиться
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье челека; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Выделять существенных признаки биологических объектов:клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах).
В ценностно-ориентационной сфере:
знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
В сфере физической деятельности: осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Выпускник 6 класса для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования научится или получит возможность научиться:
Раздел курса | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Строение и многообразеие покрытосеменных растений. | Строение цветковых растений: клетки, ткани, органы. Органы растений: корень и стебель. | Сравнивать клетки разных тканей, делать определенные выводы. Ставить простые биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности. выделять признаки процессов строения растений. Научится работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки. |
Жизнь растений. | Различать среды обитания растений; Знать процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. | Знать особенности сред обитания; Научится отвечать на вопросы о многообразии каждой среды обитания организмов. Понимать особенности каждого процесса, протекающего в организме; выделять признаки процессов жизнедеятельности растений. |
Классификация растений | Различать единицы классификации растений; Знать имена ученых, сумевших понять, объяснить систему классификации.. | Уметь распределять растения по еденицам классификации. |
Природные сообщества. | Знать понятие экологических факторов, их влияние на живые организмы. Что такое сообщество, взаимосвязи в нем организмов по типу питания, усвоения энергии. | Понимать, что все в природе взаимосвязано и выпадение любого звена из цепи питания может привести к необратимым последствиям. |
II. Содержание учебного предмета
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение цветковых растений: клетки, ткани, органы. Органы растений: корень и стебель, процессы жизнедеятеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. Многообразие растений, значение в природеи жизни человека. Важнейшие с/х растения, Ядовитые растения, охрана редких и ядовитых растений.
Жизнь растений
Процессы жизнедеятеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. Усложнение растений в процессе эволюции.
Классификация растений
Еденицы классификации растений; имена ученых, сумевших понять систему классификации; принадлежность растений к определенной систематической группе.
Приемы работы с определителями; оказания мер первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений.
Природные сообщества
Экосистемная организация живой природы.; понятие экосистема., взаимодействие разныэхвидов растений между собой, конкуренция, хичничество, симбиоз, паразитизм., пищевые связи в сообществе, круговорот веществ. Последствия деятельности человека в природе.
Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД
формируемые у обучающихся УУД | формы работы по формированию УУД | типовые задания | |
Личностные | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом | Групповая, индивидуальная, коллективная формы работы, работа в парах, цифровой диктант, Устный ответ Решение и составление задач Самостоятельная работа, контрольная работа Элементы исследовательской работы Конкурсы и викторины, творческие задания Взаимопроверка проект Работа с текстом, с учебником | Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Работа с математическим содержанием, задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят». Работа с содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. |
Формирование к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | |||
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | |||
Формирование навыков работы по алгоритму | |||
Коммуникативные | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД : составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос; | |
Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности | |||
Владеть монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |||
Регулятивные | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней | Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут. | |
Сличать свой способ действия с эталоном, оценивать достигнутый результат | |||
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | |||
Познавательные | Анализировать условия и требования задачи, уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. Задания типа «Сравни», «Разбей на группы» и т.д. | |
Устанавливать причинно-следственные связи | |||
Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | |||
Определять основную и второстепенную информацию |
III.Тематическое планирование
№ темы | Раздел: | Количество | ||||
Количество часов. | Лаб. р. | Экскурсий. | Аттестация | Проект | ||
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | 9 | 0 | ||
2 | Жизнь растений | 11 | 3 | 1 | ||
3 | Классификация растений | 6 | 1 | 1 | ||
4 | Природные сообщества | 3 | 1 | 1 | ||
| Итого за год. | 34 | 13 | 3 |
VI.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | дата | |
план | факт | |||
1. | Строение семян. Лаб.р. №1 «Строения семян двудольных и однодольных растений» | 1час | 3.09 | |
2. | Виды корней и типы корневых систем. Лаб.р.№2 «. Стержневая и мочковатая корневые системы» | 1час | 10.09 | |
3. | Зоны (участки корня). Лаб.р. №3 «Корневой чехлик и корневые волоски» | 1час | 17.09 | |
4. | Условия произрастания и видоизменения корней | 1час | 24.09 | |
5. | Побег и почки. Лаб.р.№4 «Строение почек. Расположение почек на стебле» | 1час | 1.10 | |
6. | Внешнее строение листа | 1час | 8.10 | |
7. | Клеточное строение листа | 1час | 15.10 | |
8. | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев | 1час | 22.10 | |
9. | Строение стебля. Лаб.р.№5 «Внутреннее строение ветки дерева» | 1час | 5.11 | |
10. | Видоизменения побегов. Лаб.р. №6 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)» | 1час | 12.11 | |
11. | Цветок. Лаб.р. № 7 «Строение цветка» | 1час | 19.11 | |
12. | Соцветия. Лаб.р.№8 «Различные виды соцветий» | 1час | 26.11 | |
13. | Плоды. Лаб.р №9 «Многообразие сухих и сочных плодов» | 1час | 3.12 | |
14. | Распространение плодов и семян | 1час | 10.12 | |
15. | Минеральное питание растений | 1час | 17.12 | |
16. | Фотосинтез | 1час | 24.12 | |
17. | Дыхание растений | 1час | 14.01 | |
18. | Испарение воды листьями. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». | 1час | 21.01 | |
19. | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лаб.р. №10 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине» | 1час | 28.01 | |
20. | Прорастание семян. Лаб.р.№11 «Определение всхожести семян растений и их посев» | 1час | 4.02 | |
21. | Способы размножения растений | 1час | 11.02 | |
22. | Размножение споровых растений | 1час | 18.02 | |
23. | Размножение голосеменных растений | 1час | 25.02 | |
24. | Половое размножение покрытосеменных растений | 1час | 3.03 | |
25. | Вегетативное размножение растений. Лаб.р. №12 «Вегетативное размножение комнатных растений.» | 1час. | 10.03 | |
26. | Основы систематики растений | 1час | 17.03 | |
27. | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные | 1час | 7.04 | |
28. | Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) | 1час | 14.04 | |
29. | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки | 1час | 21.04 | |
30. | Культурные растения. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте» | 1час | 28.04 | |
31. | Обобщающий урок по теме «Классификация растений». Лаб.р. №13 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.» | 1час | 19.05 | |
32. | Растительные сообщества | 1час | 26.05 | |
33 | Промежуточная аттестация (тестирование) | |||
34. | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Летние задания. | 1час | 29.05 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № _253/01 - 04 Директор _________ / Безрученкова С. П. |
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии
для 6 Б класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Шпакова Елена Васильевна, учитель математики высшей квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2019 г
Аннотация к рабочей программе по биологии для 6 Б класса
Рабочая программа по биологии для 6 Б класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии – М.: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании» ФГОС (базовый уровень)
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ – М.: Дрофа. 2014
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Учебник ФГОС: В.В. Пасечник Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.- М.:Дрофа, 2014
Методическое пособие: Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений – М.:Дрофа, 2014
Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Многообразие покрытосеменных растений - М.: Дрофа, 2014. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 6 Б классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
Цели программы:
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
Задачи программы:
Включить учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Учитель Шпакова Е.В.
Рабочая программа по биологии для 6 Б класса
Рабочая программа по биологии для 6 Б класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии – М.: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании» ФГОС (базовый уровень)
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ – М.: Дрофа. 2013
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3
Учебник ФГОС: В.В. Пасечник Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.-М.:Дрофа, 2013
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Методическое пособие: Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений – М.:Дрофа, 2014
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 6 Б классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год.
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;формирование личностных представлений о целостности природы.
Метапредметные результаты:
обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; познакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения.
обучающийся получит возможность научиться
формированию умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений в учебной и познавательной деятельности формированию и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные результаты:
обучающийся научится
Классифицировать— определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;выделять существенные признаки биологических объектов; объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных, опасных для человека растений;сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
обучающийся получит возможность научиться
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье челека.знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделять существенных признаки биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий); организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
В ценностно-ориентационной сфере:
знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
В сфере физической деятельности:
осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Выпускник 6 класса для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования научится или получит возможность научиться:
Раздел курса | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Строение и многообразеие покрытосеменных растений. | Строение цветковых растений: клетки, ткани, органы. Органы растений: корень и стебель. | Сравнивать клетки разных тканей, делать определенные выводы. Ставить простые биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности. выделять признаки процессов строения растений. Научится работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки. |
Жизнь растений. | Различать среды обитания растений; Знать процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. | Знать особенности сред обитания; отвечать на вопросы о многообразии каждой среды обитания организмов. Понимать особенности каждого процесса, протекающего в организме. выделять признаки процессов жизнедеятельности растений. |
Классификация растений | Различать единицы классификации растений; Знать имена ученых, сумевших понять, объяснить систему классификации.. | Уметь распределять растения по еденицам классификации. |
Природные сообщества. | Знать понятие экологических факторов, их влияние на живые организмы. Что такое сообщество, взаимосвязи в нем организмов по типу питания, усвоения энергии. | Понимать, что все в природе взаимосвязано и выпадение любого звена из цепи питания может привести к необратимым последствиям. |
II. Содержание учебного предмета
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение цветковых растений: клетки, ткани, органы. Органы растений: корень и стебель, процессы жизнедеятеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. Многообразие растений, значение в природеи жизни человека. Важнейшие с/х растения, Ядовитые растения, охрана редких и ядовитых растений.
Жизнь растений
Процессы жизнедеятеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. Усложнение растений в процессе эволюции.
Классификация растений
Еденицы классификации растений; имена ученых, сумевших понять систему классификации; принадлежность растений к определенной систематической группе.
Приемы работы с определителями; оказания мер первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений.
Природные сообщества Экосистемная организация живой природы.; понятие экосистема., взаимодействие разныхвидов растений между собой, конкуренция, хичничество, симбиоз, паразитизм., пищевые связи в сообществе, круговорот веществ. Последствия деятельности человека в природе.
Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД
формируемые у обучающихся УУД | формы работы по формированию УУД | типовые задания | |
Личностные | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом | Групповая, индивидуальная, коллективная формы работы, работа в парах, цифровой диктант, Устный ответ Решение и составление задач Самостоятельная работа, контрольная работа Элементы исследовательской работы Конкурсы и викторины, творческие задания Взаимопроверка проект Работа с текстом, с учебником | Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Работа с математическим содержанием, задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят». Работа с содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. |
Формирование к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | |||
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | |||
Формирование навыков работы по алгоритму | |||
Коммуникативные | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД : составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос; | |
Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности | |||
Владеть монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |||
Регулятивные | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней | Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут. | |
Сличать свой способ действия с эталоном, оценивать достигнутый результат | |||
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | |||
Познавательные | Анализировать условия и требования задачи, уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. Задания типа «Сравни», «Разбей на группы» и т.д. | |
Устанавливать причинно-следственные связи | |||
Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | |||
Определять основную и второстепенную информацию |
III. Тематическое планирование
№ темы | Раздел: | Количество | ||||
Количество часов. | Лаб. р. | Экскурсий. | Аттестация | Проект | ||
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | 9 | 0 | ||
2 | Жизнь растений | 11 | 3 | 1 | ||
3 | Классификация растений | 6 | 1 | 1 | ||
4 | Природные сообщества | 3 | 1 | 1 | 1 | |
| Итого за год. | 34 | 13 | 3 |
VI.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | дата | |
план | факт | |||
1. | Строение семян. Лаб р №1 «Строения семян двудольных и однодольных растений» | 1час | 4.09 | |
2. | Виды корней и типы корневых систем. Лаб.р.№2 «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы» | 1час | 11.09 | |
3. | Зоны (участки корня). Лаб.р. №3 «Корневой чехлик и корневые волоски» | 1час | 18.09 | |
4. | Условия произрастания и видоизменения корней | 1час | 25.09 | |
5. | Побег и почки. Лаб.р. №4 «Строение почек. Расположение почек на стебле» | 1час | 2.10 | |
6. | Внешнее строение листа | 1час | 9.10 | |
7. | Клеточное строение листа | 1час | 16.10 | |
8. | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев | 1час | 23.10 | |
9. | Строение стебля. Лаб.р. №5 «Внутреннее строение ветки дерева» | 1час | 6.11 | |
10. | Видоизменения побегов. Лаб.р.№6 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)» | 1час | 13.11 | |
11. | Цветок. Лаб.р. № 7 «Строение цветка» | 1час | 20.11 | |
12. | Соцветия. Лаб.р. №8 «Различные виды соцветий» | 1час | 27.11 | |
13. | Плоды. Лаб.р. №9 «Многообразие сухих и сочных плодов» | 1час | 4.12 | |
14. | Распространение плодов и семян | 1час | 11.12 | |
15. | Минеральное питание растений | 1час | 18.12 | |
16. | Фотосинтез | 1час | 25.12 | |
17. | Дыхание растений | 1час | 15.01 | |
18. | Испарение воды листьями. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». | 1час | 22.01 | |
19. | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лаб.р. №10 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине» | 1час | 29.01 | |
20. | Прорастание семян. Лаб.р. №11 «Определение всхожести семян растений и их посев» | 1час | 5.02 | |
21. | Способы размножения растений | 1час | 12.02 | |
22. | Размножение споровых растений | 1час | 19.02 | |
23. | Размножение голосеменных растений | 1час | 26.02 | |
24. | Половое размножение покрытосеменных растений | 1час | 4.03 | |
25. | Вегетативное размножение растений. Лаб.р.№12 «Вегетативное размножение комнатных растений.» | 1час. | 11.03 | |
26. | Основы систематики растений | 1час | 18.03 | |
27. | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные | 1час | 1.04 | |
28. | Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) | 1час | 8.04 | |
29. | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки | 1час | 15.04 | |
30. | Культурные растения. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте» | 1час | 22.04 | |
31. | Обобщающий урок по теме «Классификация растений». Лаб.р. №13 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» | 1час | 29.04 | |
32. | Растительные сообщества | 1час | 6.05 | |
33 | Промежуточная аттестация (тестирование) | 13.05 | ||
34. | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Летние задания | 1час | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-446938-1399886283.jpg)
Рабочая программа по биологии 5класс (по новым ФГОС)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии(автор Пасечник В.В.). по требованиям ФГОС 2 поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/02/picture-413881-1551552920.jpg)
Рабочая программа по биологии В.В.Пасечника 5класс 2015-2016 уч.год
Рабочая программа по биологии В.В.Пасечника 5класс 2015-2016 уч.год...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314231-1381572019.jpg)
КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5класса автор- Сухорукова Л.Н.(ПО ФГОС)
КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5класса автор- Сухорукова Л.Н.(ПО ФГОС)...
Рабочие программы по биологии 5класс.
Рабочая программа по биологии включает такие моменты как: Пояснительная записка, цели,задачи, планируемые результаты освоенияучебного предмета, предметнве, метапредметные, личностные. Содержание, зада...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...