Рабочая программа по биологии 5класс (по новым ФГОС)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии(автор Пасечник В.В.). по требованиям ФГОС 2 поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_fgos.doc | 457.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №21»
Рабочая программа
по учебному предмету
биология
5 класс
2014 – 2015 учебный год
Составитель: Шаймухаметова Маян Амировна,
учитель биологии
г. Нижневартовск
2014 г.
- Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………..….….2
- Общая характеристика учебного предмета………………………………………………………………………….…2-4
- Описание места учебного предмета в учебном плане……………………………………………………………….…..5
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «биология» ………………………5-6
- Содержание учебного предмета «биология» ………………………………………………………………………….6-7
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………………...8-20
- Описание учебно–методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса….21-25
- Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………………………………………………….25-26
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии построена на основе Программы основного общего образования по биологии для 5—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов Москва, Дрофа, 2013г.), рабочих программ по биологии для 5-9 классов по линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» (авторы В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк, изд. «Просвещение», 2011г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 5 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы.» Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В., Москва, изд. «Прсвещение», 2012г.. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014/2015 учебном году, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 25324. Учебник входит в состав УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова , Г. Г. Швецов , З.Г. Гапонюк , издательство «Просвещение», 2013 г.
Общая характеристика учебного предмета
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
В 5-6 классах учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В 7 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Основные цели изучения биологии в 5 классе:
- освоение знаний о живой природе, о признаках живого, строении и жизнедеятельности и средообразующей роли бактерий, грибов, растений, о значении бактерий, грибов, растений в природе и в практической деятельности людей, о многообразии живого мира
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, использовать информацию о современных достижениях в области изучения животных, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
- изучить строение, особенности жизнедеятельности, многообразие и значение бактерий, грибов, растений
- научиться классифицировать организмы по основным систематическим группам;
- научиться характеризовать живые организмы по плану;
- научиться различать представителей изучаемых групп организмов на рисунках;
- научиться сравнивать разные группы организмов
Отличительные особенности реализации рабочей программы
- использование мультимедийных презентаций, которые позволяют не только наглядно и эффективно преподнести учебный материал, но и развивать ключевые компетентности учащихся;
- использование разнообразных ЦОР на разных этапах урока, способствующих достижению триединой цели урока;
- реализация принципов личностно-ориентированного обучения.
Рабочая программа предусматривает дифференцированный подход к обучению.
Так как в каждом классе имеются обучающиеся с разным уровнем обучаемости, поурочные и тематические проверочные и контрольные работы носят разноуровневый характер.
Рабочая программа предусматривает применение различных методов, форм и приемов обучения, которые позволяют с учетом специфики каждого класса, с учетом особенностей обучающихся формировать и развивать различные умения и навыки, как общеучебные, так и специальные.
Ведущие методы и формы обучения, используемые технологии
- Словесно-наглядный (лекция, рассказ, диалог, эвристическая беседа, устный опрос с демонстрацией презентации, объяснение процесса или комментирование содержания видеофильма или анимации во время их показа, и др.)
- Практический (проведение практических и лабораторных работ по биологии, проведение опытов при разработке проекта, подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов, составление и решение задач различного типа и др.
- Проблемный (проблемное изложение новой темы, эвристическая беседа и постановка проблемной ситуации в ходе урока, демонстрация видеосюжета или иллюстрации, отражающих какую-либо проблему, решение биологических задач проблемного характера, нахождение путей решения проблемы при разработке исследовательского проекта и др.)
Формы обучения:
- Коллективная (объяснение новой темы, беседа, демонстрация наглядности и др.)
- Групповая (уроки повторения и обобщения)
- Работу в парах (лабораторные работы)
Взаимосвязь биологии с другими дисциплинами. Изучение биологии в 5 классе предусматривает интеграцию с такими дисциплинами, как экология (взаимосвязь бактерий, грибов и растений), химия (особенности химического состава клеток.), медицина и гигиена (профилактика заболеваний, вызываемых бактериями и грибами и др.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
1) «Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов» — 35 часов (5 класс), 35 часов (6 класс);
2) «Многообразие живой природы» — 70 часов (7 класс);
3) «Человек и его здоровье» — 70 часов (8 класс);
4) «Основы общей биологии» — 68 часов (9 класс).
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
В учебном плане МБОУ «СШ №21» на 2014-2015 учебный год для обязательного изучения предмета Биология в 5 классе отведено 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «биология»
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета «биология»
5 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
№1. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
№2. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
№3. Строение плесневого гриба мукора и дрожжей.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
№4. Строение зеленых водорослей.
№5. Строение мха (на местных видах).
№6. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
№7. Строение цветкового растения.
Резервное время — 3 часа
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Дата | Тема урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты | Домашнее задание | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Введение | ||||||||
2.09 | Биология — наука о живой природе | Учитель знакомит учащихся с требованиями к изучению биологии как предмета, со структурой учебника и рабочей тетради. Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, о разнообразии живых организмов. | Разбираются со структурой учебника. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Знакомятся с диском к учебнику. Самостоятельно читают тест параграфа. Отвечают на вопросы. Формулируют чёткие определения терминам. | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. | Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Регулятивные: Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование целостного мировоззрения Личностное, жизненное самоопределение формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Выучить основные термины по §1, науки и их объекты изучения | |
9.09 | Методы исследования в биологии | Ознакомление учащихся с ролью методов в познании, показать специфику практических и теоретических методов, с правилами работы в лаборатории и техникой безопасности. | Определять методы биологических исследований, овладевать основными приёмами работы с оборудованием, знакомиться с правилами работы. | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Познавательные: Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Повышение интереса к предмету. Умение слушать учителя Формирование ответственного отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы. | Выучить основные термины по §2, 3, методы изучения биологии, лабораторное оборудование | |
16.09 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Признаки живого | Сформировать у учащихся представления о царствах живой природы, показать основные отличия живого от неживого. | Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов. | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов. Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой. | Выучить основные термины по §4, признаки живого, признаки царств | |
23.09 | Среды обитания живых организмов. | Ознакомление учащихся с основными средами обитания организмов, раскрыть особенности каждой среды обитания и приспособления к среде организмов. | Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде. | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Познавательные: Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания. Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу. Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой. Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. Готовность к самообразованию, самовоспитанию | Выучить основные термины по §5, особенности разных сред обитания | |
30.09 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Ознакомление учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими, антропогенными, влиянием экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Определяют понятия экологические факторы . Характеризуют их влияние на живые организмы, на природу | Познавательные: Устанавливать причинно- следственные связи влияния разных факторов и их последствиями. Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: . Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию | Выучить основные факторы, термины по конспекту | |
7.10 | Обобщающий урок | Повторение, закрепление и обобщение полученных знаний | Участвуют в беседе, дают ответы на вопросы, анализируют и сравнивают свои ответы с эталоном | Объясняют термины и понятия, приводят примеры, показывают объекты | Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов. Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.Проводить оценку и самооценку Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга, участвовать в беседе | Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уметь реализовывать теоретические познания на практике | Повторить все пройденные темы | |
Раздел 1.Клеточное строение организмов (10часов) | ||||||||
14.10 | Лабораторная работа№1. Устройство увеличительных приборов | Ознакомление учащихся с лупой и микроскопом, обучение навыкам работы, формирование понятий о клетке и клеточном строении. | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Познавательные: Устанавливать цели лабораторной работы Знакомиться с увеличительными приборами и правилами работы с ними. Регулятивные: Называть части приборов описывают этапы работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении. | Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. Готовность к самообразованию, самовоспитанию | Выучить основные термины по §6, части микроскопа и правила работы с ним | |
21.10 | Строение клетки | Сформулировать понятия об органоидах клетки, умения работать с микроскопом. | Выделять существенные признаки строения клетки, различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Описывать и изображать их. | Учатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | Познавательные Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов, из наглядных материалов . Владеть приемами исследовательской деятельности. Регулятивные: Осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполнять контроль ,коррекцию, оценку деятельности. Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении. | Понимание и осознание сложности строения живых организмов. | Выучить основные термины по §8, части клетки, их функции | |
28.10 | Лабораторная работа№2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Научить учащихся готовить микропрепарат, повторить правила работы с микроскопом и правила техники безопасности, закрепить знания об основных органоидах клетки, научить схематически изображать увиденное. | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Учатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. Соблюдать правила техники безопасности. Приобретут навыки работы с микроскопом. Приобретут навыки приготовления микропрепаратов. Научатся различать клетки и их органоиды. | Познавательные: Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности. Регулятивные: Осуществлять постановку учебной задачи. Осуществление учебных действий , выполнять лабораторную работу. Выполняют контроль, коррекцию и оценку деятельности. Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе | Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Выучить основные термины по §8, завершить ЛР | |
11.11 | Пластиды Лабораторная работа№3. «Рассматривание пластид под микроскопом» | Сформировать понятие «пластиды», «хлоропласты», продолжить формировать навык работы с микроскопом и готовить микропрепараты и делать рисунки. | Выделять существенные признаки строения клетки, различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. | Формирование знаний о строении клетки. Научатся называть пластиды, различать их на таблице. Выявят их строение и функции, называть определение хлоропласт, хлорофилл, хромопласт, лейкопласт. Объяснять изменение окраски листьев осенью. | Познавательные: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы. Регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе. | Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Выучить пластиды по конспекту и §8 | |
18.11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Ознакомление учащихся с химическим составом клетки, формирование понятия «неорганические и органические вещества» и показать их роль в клетке. | Объяснять роль минеральных веществ, воды, органических веществ входящих в состав клетки. | Объясняют роль минеральных веществ, воды, органических веществ, входящих в состав клетки.. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Познавательные: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности. Регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу. Коммуникативные: Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой. | Выучить основные термины по §7, органические и неорганические вещества | |
25.11 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Ознакомление учащихся с основными процессами жизнедеятельности клетки | Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты. | Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Давать определение понятию " обмен веществ". | Познавательные: предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки. Регулятивные : корректируют знания, оценивают собственные результаты. Коммуникативные : выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе. | Понимание и осознание сложности строения живых организмов | Выучить основные процессы жизнедеятельности клетки и термины по §9 | |
02.12 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Ознакомление учащихся с основными процессами роста и развития клеток | Различают понятия рост и развитие, объясняют их значение | Научатся объяснять причину роста и развития клеток. Давать определение понятиям | Познавательные: предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки. Регулятивные : корректируют знания, оценивают собственные результаты. Коммуникативные : выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе. | Понимание и осознание сложности строения живых организмов | Выучить основные процессы жизнедеятельности клетки и термины по §9 | |
09.12 | Деление клетки | Информирует об образовании новых клеток. Рассказывает о подготовке клетки к делению, сравнивает разные типы деления клеток. | Запоминают стадии деления клетки. Выявляют сущность процесса деления клеток, объясняют разницу способов деления клеток. Используют информационные ресурсы. | Объяснять роль размножения в жизни живых организмов Рост и развитие организмов. | Познавательные: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы. Регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе. | Осмысливание важности для живых организмов процесса деления клеток. | Выучить последовательность деления клетки и его значение | |
16.12 | Понятие «ткань» Лабораторная работа№4 «Рассматривание тканей под микроскопом» | Ознакомление учащихся с понятием «ткань», основными видами тканей растений, их функциями | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Объяснять понятие «ткань», знать разновидности тканей растений, их функции. Уметь распознавать на микропрепаратах разные ткани растений | Познавательные: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Выполнять лабораторную работу. Выполняют контроль, коррекцию и оценку деятельности. Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе. | Понимание и осознание сложности строения живых организмов | Выучить основные термины по конспекту | |
23.12 | Полугодовая контрольная работа | Раздает разноуровневые контрольные задания, объясняет правила выполнения, контролирует выполнение . | Выполняют разноуровневые контрольные задания | Умение выполнять разные типы заданий по биологии | Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оптимально распределять время, отведенное на выполнение контрольной работы | Формировать умение слушать и правильно выполнять задания в соответствии с целевой установкой. Уметь реализовывать теоретические познания на практике | Работа над ошибками | |
Раздел 2. Многообразие организмов (16) | ||||||||
Царство Бактерии (2часа) | ||||||||
13.01 | Классификация организмов | Ознакамливает с основными царствами живых организмов, их главными признаками | Выделяют существенные признаки представителей разных царств природы. Определяют принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе | Определяют предмет изучения систематики, выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы | Познавательные: находить и отбирать необходимую информацию, структурировать знания по царствам живой природы, анализировать разнообразие живых организмов; классифицировать организмы. Регулятивные: осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. Коммуникативные: выражать свои мысли в ответах | Понимание разнообразия живых организмов. | Выучить основные термины по §10 | |
20.01 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность Роль бактерий в природе и жизни человека | Учитель даёт первоначальные знания и понятия о бактериях, представителях отдельного царства живой природы. Бактерии- безъядерные одноклеточные организмы. | Выделяют существенные признаки бактерий Определяют понятия «клубеньковые бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Выделение существенных особенностей строения и функционирования, разнообразия их форм бактериальных клеток. | Познавательные - уметь работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные Уметь организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные - Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативных влияний болезнетворных бактерий. | Выучить основные термины по §11 | |
Царство Грибы (5 часов) | ||||||||
27.01 | Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека. | Ознакомление учащихся с основными признаками царства грибов | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека. Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Познавательные: Определять цели своего обучения Анализировать информацию (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Структуировать информацию. Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов Регулятивные: Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование Уметь корректировать свои действия относительно заданного эталона Коммуникативные: Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Выучить признаки грибов, по §12 | |
3.02 | Шляпочные грибы | Ознакомление с основными признаками шляпочных грибов, отличию ядовитых и съедобных грибов, обучение приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Выучить §12 и конспект урока, | ||||
10.02 | Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №5. Особенности строения мукора и дрожжей | Ознакомление учащихся с основными признаками плесневых грибов, дрожжей. Значение грибов в природе, промышленности и жизни человека. | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. | Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, выясняют роль грибов в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы. | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации, использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать, формулировать проблему, предлагать пути их решения; уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение, работать в паре и в группе | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §12 и конспект урока, завершить ЛР | |
17.02 | Грибы- паразиты | Ознакомление учащихся с основными признаками и видами паразитических грибов, мерами профилактики грибковых заболеваний | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Учащиеся знакомятся со строением паразитических грибов, их разновидностями, объясняют и обосновывают их вред, объясняют меры профилактики грибковых заболеваний | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации, формулировать проблему, предлагать пути их решения; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §12 и конспект урока, повторить темы по грибам | |
24.02 | Обобщающий урок | Повторение, закрепление и обобщение полученных знаний | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Объясняют термины и понятия, приводят примеры, показывают объекты | Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов. Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Проводить оценку и самооценку Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уметь реализовывать теоретические познания на практике | Повторить все пройденные темы | |
Царство Растения (7 часов) | ||||||||
3.03 | Ботаника — наука о растениях | Ознакомление учащихся с признаками царства Растения, введение новых терминов, классификации на таксономические группы | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений Сравнивают представителей низших и высших растений. | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». | Познавательные: Выделять существенные признаки растений Сравнивать представителей низших и высших растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Регулятивные: Выявлять на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §13 и конспект урока | |
10.03 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. | Познавательные: Устанавливать цели лабораторной работы Анализировать строение водорослей. Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов, просмотренных слайдов.. Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Проводить оценку и самооценку Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §14 и конспект урока | |
17.03 | Лабораторная работа№6. Строение зеленых водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения зеленых, бурых и красных водорослей | Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. | Познавательные: Устанавливать цели лабораторной работы Анализировать строение зелёных водорослей. Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Учатся объективно определять границы собственного знания и «незнания» производить оценку действия других и самооценку своих действий | Выучить §14 и конспект урока | |
31.03 | Лишайники | Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников. | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе. | Формируется целостная установка по отношению к природе, экологическая культура,. | Познавательные: Анализировать строение живых объектов Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов, просмотренных слайдов. Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Осмысливать значимость полученных знаний Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга, участвовать в беседе | Осознание необходимости бережного отношения к окружающему миру, формирование экологической культуры. | Выучить §15и конспект урока | |
7.04 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны Лабораторные работы №7. Строение мха (на местных видах). | Ознакомление учащихся с характерными признаками высших споровых растений. | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Познавательные Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Регулятивные: Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §16 и конспект урока | |
14.04 | Голосеменные растения Лабораторная работа№8. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | Ознакомление учащихся с особенностями и многообразием голосемянных растений. | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Изучают существенные признаков голосеменных растений. | Познавательные: Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Регулятивные: Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Развитие представлений о единстве природы на основе сравнения растений разных групп и установления усложнения в их развитии. | Выучить §17 и конспект урока | |
21.04 | Покрытосеменные растения Лабораторная работа№9. Строение цветкового растения | Ознакомление учащихся с особенностями и многообразием покрытосемянных растений. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. | Работа с текстом и иллюстрациями, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов. | Познавательные: Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Регулятивные: Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §17 и конспект урока | |
Царство животные (2 часа) | ||||||||
28.04 | Общая характеристика царства Животные. | Ознакомление учащихся с царством Животные, формирование интереса к их изучению, развитие потребности в бережном отношении к животному миру. | Осваивают основы исследовательской деятельности, умение наблюдать, классифициро-вать, учатся работать с разными источниками информации. | Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства животные, разнообразием, учатся выделять существенные черты, различать животных среди биологических объектов, обосновывать необходимость охраны. | Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов, просмотренных слайдов.. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §18 и конспект урока | |
5.05 | Подцарство Одноклеточные. | Ознакомление учащихся с подцарством Одноклеточные, формирование интереса к их изучению, умения выделять существенные признаки, развитие потребности в бережном отношении к животному миру. | Выделяют существенные признаки одноклеточных. Описывают представителей одноклеточных с использованием живых объектов, таблиц. Объясняют роль в природе и жизни человека. | Различают на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Сравнивают представителей одноклеточных животных, делают выводы на основе строения. Объясняют роль одноклеточных животных в жизни человека. | Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов, просмотренных слайдов.. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §19 и конспект урока | |
12.05 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | Ознакомление учащихся с подцарством Многоклеточные, формирование интереса к их изучению, умения выделять существенные признаки, развитие потребности в бережном отношении к животному миру. | Выделяют существенные признаки беспозвоночных. Описывают представителей беспозвоночных с использованием живых объектов, таблиц. Объясняют роль в природе и жизни человека. | Различают на таблицах беспозвоночных животных. Сравнивают представителей беспозвоночных животных, делают выводы на основе строения. Объясняют роль беспозвоночных животных в жизни человека. | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации, формулировать проблему, предлагать пути их решения; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §20 и конспект урока | |
19.05 | Подцарство Многоклеточные. Позвоночные животные. | Ознакомление учащихся с представителями и характеристикой позвоночных животных, выделять существенные признаки формировать интерес к изучению животного мира. | Выделяют существенные признаки позвоночных. Описывают представителей позвоночных с использованием живых объектов, таблиц. Объясняют роль в природе и жизни человека. | Различают позвоночных животных на объектах и таблицах, в том числе опасных для человека. Сравнивают представителей позвоночных животных, делают выводы на основе сравнения. Объясняют роль позвоночных животных в природе и жизни человека. | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации, формулировать проблему, предлагать пути их решения; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь задавать вопросы, понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, контролировать свои действия, слушать других и высказывать свое мнение | Учатся объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий определять границы собственного знания и «незнания» оценивать работу учителя уважать мнение окружающих | Выучить §21 и конспект урока | |
26.05 | Годовая контрольная работа | Раздает разноуровневые контрольные задания, объясняет правила выполнения, контролирует выполнение . | Выполняют разноуровневые контрольные задания | Умение выполнять разные типы заданий по биологии | Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оптимально распределять время, отведенное на выполнение контрольной работы | Формировать умение слушать и правильно выполнять задания в соответствии с условиями. Уметь реализовывать теоретические познания на практике | Работа над ошибками |
Описание учебно – методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса:
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
5а 5б 5в 5г | 35 | - | - | Программа основного общего образования по биологии для 5—9 классов общеобразовательных учреждений Авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова | Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы. Рабочая тетрадь. Биология. 5 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. | Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы. Пособие Уроки биологии. 5—6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения кабинета биологии
№ пп | Учебные пособия, материалы, ТСО | Инвентарный номер |
1 | БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | |
Стандарт основного общего образования по биологии | ||
Стандарт среднего общего образования по биологии (базовый уровень) | ||
Стандарт среднего общего образования по биологии (профильный уровень) | ||
Примерная программа основного общего образования по биологии | ||
Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне по биологи | ||
Примерная программа среднего общего образования на профильном уровне по биологии | ||
Книги для чтения по всем разделам курса биологии | ||
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | ||
Определитель водных беспозвоночных | ||
Определитель насекомых | ||
Определитель паукообразных | ||
Определитель птиц | ||
Определитель растений | ||
Учебники по всем разделам (баз.) | ||
Энциклопедия «Животные» | ||
Энциклопедия «Растения» | ||
2 | УЧЕБНЫЕ СТЕНДЫ | |
Схема развития органического мира | ||
Генетический код | ||
Фотосинтез | ||
Строение клеток прокариот | ||
Биосинтез белков | ||
3 | ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | |
1 | Электронные учебные программы и пособия: Биология. Репетитор 1- С, 2003. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Полный набор тренажеров. Дрофа, 2005 Биология. Лабораторный практикум. 6–11 класс. (2 CD), 2004. Репетитор по биологии. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», 2004 Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6 – 9 класс, 2003 Экология 10–11 класс, (2 CD), 2004 Интерактивная линия «Ботаника» Интерактивная линия «Зоология» Интерактивная линия «Анатомия человека» Программа Notebook | |
2 | Цифровые таблицы по основным разделам биологии (более 1500) | |
3 | Видеоматриалы по всем основным разделам биологии (380) | |
4 | Флеш-объекты по всем основным разделам биологии (250) | |
5 | Презентации уроков по биологии (162) | |
4 | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ и УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |
МФУ Samsung CX4200 | 1010490417 | |
Датчик содержания кислорода с адаптером "Fourier Systems DT 222A" | 1010490460 | |
Регистратор данных "Fourier Systems NovaEX" Цифровая лаборатория Архимед | 1010490467 | |
Датчик частоты сокращения сердца "Fourier Systems DT 155" | 1010490461 | |
Датчик "рН-метр 0-14 рН" | 1010490194 | |
Датчик влажности Fourier Systems DT 014 | 1010490464 | |
Датчик дыхания "Fourier Systems DT 037" | 1010490465 | |
Датчик "pH Fourier Systems DT 016A" | 1010490459 | |
Датчик расхода жидкости | 1010400033 | |
Комплект"Цифровая лаборатория Архимед"(лицензия на лабораторию) | 1010490193 | |
Доска классная трехсекционная "ДК 32Э3010" | 1010400024 | |
Комплект лабароторного оборудования. Основы биологического практикума+методика | 510126000000011 | |
Комплект микропрепаратов "Зоология" | 1010691198 | |
Комплект препаратов "Ботаника-1" | 1010691196 | |
Комплект микропрепаратов "Ботаника-2" | 1010691197 | |
Комплект микропрепаратов "Общая биология",прибор для сравнения содержания СО2 во вдых и выдых | 1010691199 | |
Микроскоп цифровой Руководство пользователя и пособие для учащихся | 1010691210 | |
Микроскоп цифровой Руководство пользователя и пособие для учащихся | 41012691204 | |
Микроскоп цифровой "Digital Blue 51527" | 1010490458 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691140 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691141 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691145 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691148 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691149 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691142 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691150 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691143 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691146 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691147 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691144 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691139 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691152 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691138 | |
Микроскоп "Микрос" учебный | 1010691151 | |
Монитор 22" "LG W2234S-BN Flatron Black LCD",Wide, 1680*1050 5ms | 1010490737 | |
Тележка МТК2-15 | 410134000000183 | |
Компьютер ПЭВМ "Cel/1024/250gb/SVGA/CR/DVD+-RW/Lan/Sound" | 1010490649 | |
Нитрат-тестер СОЭКС | 1010490767 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000187 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000198 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000194 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000184 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000185 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000195 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000192 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000190 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000199 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000191 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000186 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000188 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000189 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000196 | |
Ноутбук Lenovo B50-30G 15.6HD (1366x768) №2940, 4GB(1)DDR3,500Gb@5400,HD Graphics, DVDRW.WiFi.BT.4cell.Camera.Win 8.1SL.OfficeProPlus 2013. Black.2.2kg.1y warr | 410134000000197 | |
Комплект лабораторного оборудования "Наблюдение за погодой".Руководство для учителя. | 1010691216 | |
Интерактивная доска "SMART Board 690" | 1010490763 | |
Мультимедийный проектор "EB-X8" | 1010490762 | |
Принтер HP LJ P1606 | 1010490783 | |
МФУ Kyocera FS-1120MFP | 410134000000215 | |
Монитор 19" "BenQ E2220HD" | 1010490761 | |
Системный блок "NL-BP 655" | 1010490760 | |
Микрофон "Logitech" | 1010490599 | |
Видеокамера для работы с оптическими приборами 3 Мпикс | 410136000000146 | |
Набор по биологии | 1010691465 | |
| НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | |
Модель "Цветок гороха" | 1010691195 | |
Модель "Мозга в разрезе" "Глаза" | 1010691464 | |
Гербарий набор по биологии | 1010691463 | |
Гербарий растительных сообществ | 1010491465 | |
Гербарий основных групп растений | 1010691463 | |
Скелет человека на штативе (85см) | 1010691201 | |
Скелет голубя | ||
Скелет кошки | ||
Скелет лягушки | ||
Скелет рыбы | ||
Внутреннее строение рыб | ||
Внутреннее строение крысы | ||
Внутреннее строение лягушки | ||
Внутреннее строение рака речного | ||
Развитие цыпленка | ||
Строение глаза коровы | ||
Пескожил | ||
Тритон | ||
Ящерица | ||
Гадюка | ||
6 | МЕБЕЛЬ | |
Столы ученические (15) | ||
Стулья ученические (30) | ||
Стол учителя (3) | ||
Стул учителя (3) | ||
Доска (1) | ||
Шкафы (7) | ||
Тумбочки (3) |
Планируемые результаты изучения биологии в 5 классе
№ | Изучаемая тема | Результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
1 | Введение | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| Учащиеся должны уметь:
| Учащиеся должны:
|
2 | Клеточное строение организмов | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| Учащиеся должны уметь:
| |
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | Учащиеся должны уметь:
| |
4 | Царство Растения | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | Учащиеся должны уметь:
|
Прогнозируемые результаты обучения на конец 2014-2015учебного года
Классы | Общая успеваемость | Качественная успеваемость |
5а | 100% | 55 |
5б | 100% | 60 |
5в | 100% | 65 |
5г | 100% | 65 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...
Рабочая программа по английскому языку по новому ФГОС к УМК М.З. Биболетова , 2 класс
Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 2-х классов общеобразовательной школы...
Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС Н.И. Сонин
Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС...
Рабочие программы по биологии 5класс.
Рабочая программа по биологии для 5 класса. В программе указаны темы, поурочное планирование, указаны лабораторные работы, номера приказов по мерам охраны техники безопасности....
Рабочие программы по биологии 5класс.
Рабочая программа по биологии включает такие моменты как: Пояснительная записка, цели,задачи, планируемые результаты освоенияучебного предмета, предметнве, метапредметные, личностные. Содержание, зада...
Рабочая программа по географии 5 кл )Новые ФГОС)
рабочая программа по географии...
Рабочая программа по алгебре 7кл. по новым ФГОС-21
Рабочая программа составлена в конструкторе...