Характеристика царства Растения
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Характеристика царства Растения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_tsarstva_rasteniy_5_kl.docx | 598.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Характеристика царства растения». 5 класс
Цель урока: изучение особенностей строения и развития различных групп (отделов) растений. Показать роль растений в природе и жизни человека.
Оборудование: план-конспект урока
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Выявление отсутствующих.
2. Актуализация знаний.
Определение темы урока с помощью кроссворда.
По вертикали:
1. У кого шапка без головы, а нога без сапога?
2. Простейший увеличительный прибор?
3. Зеленый, бесцветный, бордовый и оранжевый
Привык я за деревом по осени ухаживать.
Все цвета от радуги взял без обиды,
Угадал как меня зовут? Правильно! …
4. Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог
5. Элементарная частица-
Всего живого единица.
В ней цитоплазма, рибосомы.
Ядро, в котором хромосомы.
6. На хлебушке я сижу,
Белая, зеленая
На себя я гляжу
Выросла, я взрослая
7. Как называется наука о грибах?
8. Этот органоид важный,
В центре он лежит отважно,
А внутри него есть "банк",
В "банке" этом точно, факт
Хромосомы проживают,
За наследство отвечают.
3. Изучение нового материала.
Царство Растения объединяет более 350 тыс видов. Они различаются по размерам - от одноклеточных микроскопических водорослей до огромных многоклеточных деревьев;
- по продолжительности жизни (можно встретить дубы, которым более тысячи лет, кипарис 4000 лет, акация 50 лет, береза 150 лет, а есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней; например Мокрица живёт меньше 40 дней. Это растение иначе называют «звездчатка средняя»(Stellaria media).
В народе ее зовут по-разному: мокричка, куриная звездчатка, птичья звездчатка, бегунок, звездочник, и т.д.
Это однолетнее растение из семейства гвоздичных. Любит сырые места. Цветочки мелкие, белоснежные, похожие на звездочку.
По продолжительности жизни растения подразделяют на многолетние, двулетние и однолетние.
Где встречаются растения? Растения занимают всевозможные места обитания. Их можно встретить в открытом океане, сухих пустынях, горах и на побережье Антарктиды.
Существует отдельная наука, изучающая растения – ботаника.
Все растения в зависимости от строения делят на две группы:
1. Низшие не имеют корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.
- Тело примитивных низших растений может состоять из одной клетки.
- Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. таллос — молодая ветка, росток).
2. Высшие. У высших растений появляются ткани, тело разделено на органы — листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые состоят из различных тканей.
(Имеют органы — корень, стебель, лист, цветок).
Ткань — это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное происхождение, строение и выполняющих общие функции.
Орган (от греч. органон — орудие, инструмент) — это часть организма, образованная различными тканями, занимающая определённое положение и выполняющая определённые функции.
Характерные признаки растений.
Растения имеют преимущественно зелёную окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, жёлтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей — пигментов. У растений наиболее распространён зелёный пигмент — хлорофилл. Он играет чрезвычайно важную роль: улавливает солнечные лучи и обеспечивает усвоение их энергии. Это необходимое условие осуществления фотосинтеза (от греч. фотос — свет и синтезис — соединение) — процесса образования органических соединений из неорганических за счёт энергии света.
Значение растений в природе:
- поглощают углекислый газ;
- выделяют кислород;
- являются местом обитания для животных.
Значение растений в природе:
- пища; -сырьё; - для лекарства; - строительный материал; - бумага; украшают нашу жизнь
4. Закрепление изученного.
Приведите примеры растений различных групп.
Что такое фотосинтез? Какую роль в жизни растений играет данный процесс?
Объясните выражение: «Наличие хлорофилла – один из важнейших признаков растений».
5. Подведение итогов урока
Чем отличаются растения, расскажите об основных признаках растений? На какие группы подразделяются растения? Каково значение растений в природе? Каково значение растений для человека?
6. Домашнее задание. Изучить § 12.Повторить термины и определения.
«Загадки о растениях»
1.Сидит на палочке,
В красной рубашечке,
Брюшко сыто —
Камнями набито. (Шиповник)
2.Желтая курица
Под тыном дуется.
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лежа. (Тыква.)
3. Кафтан на мне зеленый,
А сердце - как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
4.Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника.)
5.Голова на ножке,
в голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку. (Мак)
6.Не сосна я, и не елка.
Только осень на порог –
Скину с веток все иголки
До единой, точно в срок. (Лиственница)
7.Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. (Подсолнух)
8.Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
9.Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду.
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зернышко)
10.Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали,
На стол клали. (Лен)
11.Мала малышка
Золотая кубышка. (Просо)
12.Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня. (Крапива)
13.Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репейник)
14. На лугу среди букашек
Поднялся переполох.
Оттеснил семью ромашек
Великан ... (Чертополох).
15.Летом вырастают.
А осенью опадают. (Листья)
16.Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)
17.Летом одевается,
Зимой раздевается. (Лиственный лес)
18.Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Расколоться все не мог.
А потом под молоток,
Хрустнул раз и треснул бок. (Орех)
19.В золотой клубочек
Спрятался дубочек (Желудь)
20.На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
21.Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (Черемуха)
22.Любит сад и огород,
Вдоль дорог она растет.
Если влажно и тепло,
Хорошеет всем назло!
Ей на радость, вам - беда.
Что в огороде? (Лебеда)
23.Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)
24.Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
25.В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой
Поможет вылечить желудок. (Пижма)
26.Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина.)
27.Платье потерялось,
А пуговки остались. (Ягодки рябины зимой.)
28.Веселит весной, летом прохлаждает,
Питает осенью, зимой согревает. (Лес)
29. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
30. Русская красавица стоит на поляне. В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
31. Колкую, зеленую срубили топором. Колкая, зеленая к нам приходит в дом. (Елка)
32. Дарят радость, аромат, В лепестках их весь наряд, С весны до осени цветут, Пыльцу всем пчелкам раздают. (Цветы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика царство Растения
Урок разработан по программе И Н Сонина. 7 класс...
Презентация к уроку биологии в 5 классе по программе ФГОС "Характеристика царства Растения"
Этот материал подготовлен для учащихся 5 класса, изучающих биологию по новому Федеральному Государственному стандарту образования. Материал подготовлен с учетом возрастных особенностей учащихся. ...
Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"
Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...
Конспект урока биологии в 7 классе по теме: «Общая характеристика царства Растения» (ФГОС)
Технологическая карта к уроку биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика царства Растения»....
Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»
Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»...
Основные характеристики царства растений
конспект урока, основные понятия...
Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"
Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"...