Общая характеристика царство Растения
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Урок разработан по программе И Н Сонина. 7 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_harakteristika_carstvo_rasteniya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

"Общая характеристика царство Растения "

Цель урока:

Сформировать общее представления о царстве Растения

 Задачи:

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:
- Компьютер;
- Проектор;

- Интерактивная доска;

-Муляжи овощей и фруктов, воздушный шарик.
Технология:
Здоровьесберегающая; ИКТ

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и урок применения знаний).

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Актуализация знаний (2 мин)
  3. Проверка знаний (15 мин)
  4. Изучение нового материала (15 мин)
  5. Закрепление (4 мин)
  6. Домашнее задание (2 мин)
  7. Итог урока (1 мин).

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Организационный момент

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку;

1 мин

Актуализация знаний

Ребята мы являемся с вами частью огромного мира, где нет ничего лишнего и ненужного. Вместе с нами на планете Земля проживает множество организмов, взаимодействующих друг с другом.                                     Наука систематика помогла нам в распределении живых организмов по группам. Самая большая группа – царство.

2 мин

Проверка знаний учащихся по теме:

Давайте вспомним, какие царства мы изучили?

На экране (слайд №1) вы видите несколько представителей живых организмов. Распределите их по царством

Я бы хотела чтобы вы немножко про них вспомнили и  предлагаю вам небольшой тест, рассчитанный на 7-10мин (Приложение №1)

Молодцы ребята, поменяйтесь, пожалуйста, работами между собой и по  ключу и критерии оценок я попрошу вас оценить работу вашего соседа по парте.(Слайд №2)

Справились, молодцы. Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого положительная оценка, молодцы, спасибо и сдайте мне все работы.

Предполагаемые ответы учащихся:
Мы изучили Царство «Прокариоты» и Царство «Грибы».

Работа у доски

Выполняют тестовую работу

15 мин

Объяснение нового материала

Сегодня мы переходим к изучению нового царства – Царство «Растения». Итак, ребята, запишите число, тему урока  «Царство Растения. Общая характеристика».

В современном мире насчитывают более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95 % от массы всех населяющих ее живых организмов. С экологической точки зрения ( в зависимости от их условий обитания) растения делятся на несколько групп.

На какие группы вы бы их разделили?

Давайте посмотрим на слайды и узнаем на сколько вы правы.

Вы были правы ребята, с экологической точки зрения растения подразделяются на следующие группы:

  1. светолюбивые,
  2. тенелюбивые,
  3. теневыносливые,
  4. наземные,
  5. водные и околоводные.

Ученики записывают число, тему урока  «Царство Растения. Общая характеристика».

Учащиеся   высказывают свои мнения

Просмотр и анализ слайдов.

Учащиеся записывают группы растений в тетрадь

15 мин

На сегодняшний день обитают растительные организмы разного строения.

 Поэтому ученые делят растения на два большие подцарства. Как они называются  и что послужило такому разделению вы сейчас выясните сами.

Откройте пожалуйста учебники (стр 57) внимательно прочитайте раздел параграфа  «Что изучает ботаника» и выполните следующие задания:

1 Ответьте на вопрос: Что изучает ботаника?

2.Зополните схему (Слайд №8):

(Проверка схемы и дополнение учителя)

Молодцы ребята, вы справились с заданиями но я хочу дополнить схему (Слайд №9)

К низшим растениям относятся группа отделов водорослей. Например:

Отдел Зеленые водоросли

Отдел Диатомовые водоросли

Отдел Красные водоросли

Отдел Бурые водоросли

А высшие растения делятся ещё на две группы: Споровые и Семенные растения.

Как вы думаете, по какой причине их разделили  на группы?

Правильно ребята споровые растения размножаются и распространяются с помощью спор, а семенные- с помощью семян.

К высшим споровым растениям относятся: 

Отдел Мохообразные

Отдел Плаунообразные

Отдел Хвощеобразные

Отдел папоротнокообразные ,

А семенные высшие группы включают: 

Отдел Голосеменные

Отдел Покрытосеменные

или Цветковые

Учащиеся работают с текстом учебника и заполняют схему

Учащиеся   высказывают свои мнения

Физкультминутка

Устали  ребята, а теперь я вам предлагаю отдохнуть- гимнастику для глаз (Слайд №10)

Отдохнули? А теперь продолжим. Однако, при всем многообразии растительные организмы имеют общие черты, которые отличают их от представителей других царств природы.

С некоторыми особенностями вы уже знакомы

Рассмотрим эти особенности:

1.Все растения автотрофы  - способны к фотосинтезу

Вспомните ребята, что такое фотосинтез и где он протекает?

Правильно, это– образованию органических веществ (крахмала) из неорганических( углекислого газа и воды) за счет энергии света (учитель показывает процесс фотосинтеза на слайде №11,).

Благодаря этому у растений в процессах обмена преобладают реакции биологического синтеза органических молекул над процессами расщепления веществ.
В результате растения образуют ту биомассу, которой питаются животные.


2. Скажите, пожалуйста, почему растения имеют зеленый цвет?

Правильно. Обратимся к следующему слайду(Слайд №12). У растений имеются специфические органоиды-пластиды, содержащие пигменты.

Какие вы знаете пластиды?

Например:

1. Хлоропласты содержат хлорофилл- пигмент зеленого цвета.
2. Хромопласты, ребята, содержат каратиноиды (оранжево – желтые и красные окраски)  которые появляются при пожелтении листьев и  придают плодам и цветам тот или иной цвет.

 (Показывает муляжи овощей и фруктов)
3. Лейкопласты-
 бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений;


3. Процессы жизнедеятельности растительного организма регулируют особые растительные гормоны – фитогормоны(Слайд №13).  Их взаимодействие обеспечивает рост, развитие и другие физиологические процессы, происходящие в растениях.

4. Четвертой важной особенностью растений является наличие в их клетках толстой клеточной стенки лежащей к наружи от цитоплазмы.

 Чем  образована клеточная оболочка у растений? Правильно целлюлозой. Обратимся к экрану(Слайд №14). Такая клеточная стенка специфичная особенность растений – у животных ее нет. Наличие у каждой клетки твердой оболочки определило малую подвижность растений.


5. Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок (Слайд №15).  Клеточный сок - это раствор разнообразных органических веществ – аминокислот, белков, углеводов, неорганических солей, с подробностями вы столкнитесь в курсе изучения «Химии». Накапливаясь в вакуолях цитоплазмы клеточный сок, вызывает напряжение клеточной стенки – в  результате ткани растений приобретают высокую прочность. Для наглядного представления обратите внимание на этот воздушный  шарик (учитель надувает шарик). Воздух в шарике давит на стенки и поэтому он такой упругий.

6.Растения характеризуются неограниченным ростом: они увеличиваются в размерах в течение всей жизни (слайд №16).

Учащиеся слушают и конспектируют  особенности растений

Ученики вспоминают материал предыдущих уроков. Фотосинтез,– это образованию органических молекул из неорганических за счет энергии света.

 Протекает он в зеленых клетках растений

Растения имеют зеленый цвет потому что у них имеются пластиды, содержащие пигменты

Предполагаемые ответы учащихся:


Клеточная оболочка у растений  образована целлюлозой

IV. Закрепление

Итак, ребята, вы получили на уроке много новой информации. Сейчас мы выполним задания и узнаем, насколько хорошо мы усвоили новый материал

  1. Вопросы (устно)

 1. На какие подцарства делят растения?

2. В чем особенность низших растений?

3. В чем особенность высших растений?

  1. Установите соответствие между отделами растений и подцарствами растений

(Слайд №17)

4 мин

 Задание на дом

  1. Параграф 11;
  2. Заполнить таблицу:

Положительная роль растений

Отрицательная роль растений

  1. Подготовить сообщения по темам ( по желанию):  
  1.  Лекарственные растения
  2. Культурные растения
  3. Растения занесенные в Красную

книгу

                       

2 мин

Рефлексия

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.

Итак, вопрос:

  1. Что я узнал нового?
  2. Чему научился на уроке.
  3. Что мне не понятно?

1 мин

Итог урока

Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после просмотра ваших работ. Урок окончен, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 5 классе по программе ФГОС "Характеристика царства Растения"

Этот материал подготовлен для учащихся 5 класса, изучающих биологию по новому Федеральному Государственному стандарту образования. Материал подготовлен с учетом возрастных особенностей учащихся. ...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Конспект урока биологии в 7 классе по теме: «Общая характеристика царства Растения» (ФГОС)

Технологическая карта к уроку биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика царства Растения»....

Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»

Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»...

Основные характеристики царства растений

конспект урока, основные понятия...

Характеристика царства Растения

Характеристика царства Растения...

Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"

Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"...