Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"
план-конспект урока по биологии (5, 7 класс)
На уроке закрепляются знания о рыбах, их существенных отличительных признаках, приспособлениях к жизни в воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы" | 101 КБ |
Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы" | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Сасово
Разновозрастный интегрированный урок для учащихся 5 и 7 классов
Обобщающий урок по теме
«Тип Хордовые. Надкласс Рыбы»
Учитель: Филатова Г.Ю.
Конспект урока
Тема:обобщающий урок "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"
Цели педагога:
Образовательные:
создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по пройденному материалу, особенностях их внешнего и внутреннего строения, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды,
выявить уровень ЗУН учащихся по теме;
активизировать познавательный интерес к изучению природы, показать преемственность знаний по биологии в разных классах
Развивающие:
развивать любознательность и стремление к знаниям.
развивать умения доказывать свою точку зрения.
продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.
воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе.
Задачи педагога:
организовать осмысление целей, задач урока и мотивации учащихся;
организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по биологии рыб, наблюдение и описание процессов происходящих в жизни рыб
закрепить умения:
выделять общие признаки типа Хордовые и кл. Рыбы,
анализировать тексты на слух;
способствовать развитию речевой деятельности, интереса к миру природы,
развитию творческих способностей,
организовать рефлексивную оценку деятельности уч-ся
Цели для учащихся:
углубить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды
продолжить знакомство с миром рыб
Задачи для учащихся:
научиться называть основные черты строения рыб и особенности жизнедеятельности, распознавать их, делать выводы.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | На уроке закрепляются знания о рыбах, их существенных отличительных признаках; приспособлениях к жизни в воде. Реализуется работа в парах , когда ученики могут посовещаться с соседом по парте при выполнении задания. В ходе урока решается проблема «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?», ребята делают выводы и доказывают свою точку зрения. Узнают много нового о морских жителях. |
Методы обучения:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический;
- Поисковый;
Оборудование:
- Таблица “Тип Хордовые. Класс Рыбы”;
- Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация;
- Рисунки обучающихся, доклады;
- Видеофильм «Встреча двух подруг»
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
1.Организационно - мотивационный Формулирование задач урока подведение к цели урока Создание мотивационной установки | Здравствуйте ребята! Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь, вы будете активными. Жду от вас правильных ответов. Определение темы урока Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы" -Тип Хордовые объединяет много классов. Изучение животных типа мы начали с класса Рыбы чему было посвящено несколько уроков, поэтому основной целью сегодняшнего урока является… обобщение и систематизация знаний, которые вы получили при изучении предыдущих тем . о типе Хордовые и о рыбах, поделиться своими знаниями с учащимися 5 классов, заинтересовать их наукой и возможностью расширения своего кругозора на уроках биологии Давайте начнем наш урок с восстановления знаний о Типе Хордовые Анализ работ класса и уч-ся у доски, | Пробные действия по формулировке целей Работают в группах по восстановлению знаний о Типе Хордовые По предложению вносят в карточку или записывают в тетр. признаки Хордовых. Одновременно у доски5кл(обычная доска, пробные действия) и 7(интерактивная)выясняют соответствия классов типам Членистоногие и Хордовые(см. Приложение1) |
2.Процессуально - содержательный этап урока А.Выявление соответствия внешнего строения к жизни в воде | Рыбы всегда привлекали человека . Нас восхищает их способность обитать в воде. И не зря " как рыба в воде", говорится о человеке который достиг каких-то результатов в жизни А что же позволило рыбам стать полноправными хозяевами водоемов, покорить и освоить водное пространство планеты Земля? Постановка проблемы «В чём проявляется приспособленность к жизни в воде во внешнем строении?» | Выполняют задания «Выбери правильные утверждения», мотивируй ответ.(Первыми высказываются пятиклассники, затем 7 класс дополняют)Приложение 2 звучит тихая музыка В ходе обсуждения ответов выясняют черты приспособленности к воде. |
В.Обобщение знаний об особенностях внутреннего строения | Организует работу в парах, контролирует выполнение Какой внутренний орган свойственный только костным рыбам и является приспособлением к жизни в воде? | Выполняют задания «Заполни пропуски в тексте»( для 7 класса), 5 кл. работают по немым карточкам, работа сдается , обозначая части внешнего строения, которые запомнили Приложение3 |
Физпауза(музыкальная) | ||
Г. Обобщение знаний о систематике рыб Постановка проблемного вопроса «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?» | Организует работу в парах, контролирует выполнение. Всё многообразие рыб делится на два класса, какие? А какие виды рыб знаете вы? | По картинкам рыб на слайде 5 классы записывают название видов, а 7 название вида и класс рыб. Приложение 4 Обсуждение проблемы охраны рыб (сообщение 5- классников). |
Д. Задания на развитие мышления и внимания | Организует работу в команде (приглашаются к доске 3 команды). Проверка правильности заполнения карточек с заданиями, обсуждение Прокомментируйте следующие данные: рыба-луна вымётывает 300 млн икринок, колюшка – 1300 икринок,. В качестве вспомогательных этой группе можно предложить следующие вопросы: Всё ли потомство выживет? Как это зависит от сложности строения, заботы о потомстве? Какова закономерность? | Конкурс «Кто быстрее?» 7кл. Написать названия отделов мозга, названия плавников 5кл. названия любых частей рыб(по 5 терминов)» Выдвигают свои гипотезы, аргументируют ответы |
3.Этап закрепления Подведение итогов Выводы по уроку | Вы любите путешествовать? Сейчас все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие и увидим, как живут водные обитатели. Демонстрация фрагмента с заданием «Найди ошибки в тексте» Рыбы приспособлены к жизни в водной среде благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения | Смотрят фрагмент «Из жизни рыб», исправляют ошибки в тексте(сначала уч-ся 5 классов, затем 7.Приложение5). Делают выводы по уроку |
4.Рефлексивный этап урока | Оцените себя, как вы работали на уроке? Если считаете, что в полную силу и многого достигли, то поднимите обе руки. Если недовольны собой, были не очень активны - одну. | Принимают участие в оценке |
5. Объяснение домашнего задания | Подготовить сообщение об интересных фактах из жизни рыб (для 7 кл. с элементами презентации) | |
Приложение 1
Задание: указать соответствие класса и типа
А.Тип Членистоногие | Класс Хрящевые рыбы |
Класс Костные рыбы | |
В.Тип Хордовые | Класс Насекомые |
Класс Земноводные | |
Класс Ракообразные | |
Класс Птицы | |
Класс Млекопитающие | |
Класс Паукообразные | |
Класс Пресмыкающиеся |
Приложение 2
- Тело рыбы обтекаемой формы (да);
- Тело рыб делится на отделы: головогрудь и брюшко (нет);
- Тело акулы покрыто чешуей (нет )
- Тело рыбы несёт конечности - непарные и парные плавники(да);
- Хвостовой плавник – главный моторный орган (да);
- Покровы тела рыб сухие(нет);
- Органы боковой линии отсутствуют у рыб (нет);
- Жаберные крышки прикрывают органы дыхания-лёгкие (нет);
- Органы чувств позволяют ориентироваться в воде(да).
- Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. (да);
Приложение 3
-Закончи предложение (для 7 кл.)
Пищеварительная система начинается …. Она образована следующими органами…. Дыхательная система состоит из… ...,внутри которых проходят … сосуды. Кровеносная система рыб… Сердце рыб состоит из … и … Кровь в сердце….Головной мозг имеет 5 отделов:………Органы выделения ….
-Обозначь части внешнего строения (для 5 класса)
Приложение 4
По картинкам рыб на слайде 5 классы записывают название видов, а 7- название вида рыб и класс.
- атлантический осетр, 2) акула, 3) морской конек, 4) окунь, 5) треска, 6) скат – хвостокол.
1
Приложение 5
Задание: найди ошибки в тексте “Встреча двух подруг”.
- Однажды в гости к речной щуке приплыла ее давняя подруга – акула. После бурных объятий присели они на камушке, поболтать, посудачить о том, о сем. Вспомнили, что они ведь родственники, принадлежат к типу Членистоногие.
- Скучновато, наверное, в провинции жить? – несколько заносчиво спросила акула
- Ничего у вас тут в реке интересного нет, только сырость одна.
Мои морские подруги до сих пор понять не могут: и чего ты в этой реке нашла? И вода то у вас здесь совсем не соленая, и глубины серьезной нет, словом, скукота, ничего интересного.
- Ну, что ты, подруга, – вежливо ответила щука. – Мне здесь очень нравится. Конечно, у вас, в морских просторах население побольше, да и условия жизни более разнообразны, но и у нас интересные случаи бывают. Вот на днях, например, дядюшка сом нам лекцию читал о рыбах, занесенных в Красную книгу – про щуку и про ерша.
Правда случаются и неприятности. Мне недавно так обидно было. Решила я похвалиться перед своими и говорю, а про меня пословица есть, значит, уважают меня в народе «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», а они меня на смех подняли. Да, ладно, я их простила, думаю это они от зависти. А вообще у нас красота! Недавно, в зарослях встретила ската. Он в догонялки играл с разноцветными рыбками. Представляешь, окраска наших речных рыб зависит от чистоты водоёма, чем мутнее вода, тем окраска ярче. Чтобы её далеко было видно.
- А у нас, в море, говорит акула,- недавно вот какой интересный случай был. Нырнула я как-то в глубину, плаваю себе. И вдруг, представляешь, вижу – плывет мне навстречу чудо-юдо непонятное. Это потом я узнала, что рыбы, которые обитают на глубине, около дна имеют крупные размеры и внешне некрасивы. Не то, что мы и тело их обтекаемой формы, сжатое с боков
- Ох, заболтались мы с тобой. На дворе-то уж ночь давно. Пора и нам спать укладываться. Давай-ка, глазки закроем, да и поспим до рассвета. А завтра продолжим нашу беседу. Нам еще много чего друг другу рассказать надо. Спокойной ночи!
Ответы:
- Акулы не живут в пресной воде. Рыбы относятся к типу Хордовые
- В Красной книге не записаны ни ерш, ни щука – так как эти виды в настоящее время достаточно многочисленны.
- В пословице неточность - щука в море не живет
- Скат не живет в реках
- Окраска рыб в мутной воде темнее, чем в светлой.
- Тело глубоководных рыб сплющено сверху вниз
- Рыбы спят с открытыми глазами, так как у них нет век.
Литература
1.Биология. 5 класс / И.Н Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.:Вентана-Граф, 2012
2. Биология. Животные. 7 класс/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко – М. Вентана-Граф, 2008
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Обобщить знания о строении рыб как представителей типа Хордовых, чертах приспособления к жизни в условиях водной среды.
Выбери правильные утверждения 1. Тело рыбы обтекаемой формы 2. Тело рыб делится на отделы: головогрудь и брюшко 3. Тело акулы покрыто чешуей 4. Тело рыбы несёт конечности - непарные и парные плавники 5. Хвостовой плавник – главный моторный орган 6. Покровы тела рыб сухие 7. Органы боковой линии отсутствуют у рыб 8. Жаберные крышки прикрывают органы дыхания-лёгкие 9. Органы чувств позволяют ориентироваться в воде 10 .Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема
Каким образом можно установить возраст рыбы?
Заполни пропуски в тексте Пищеварительная система рыб начинается …. Она образована следующими органами…. Дыхательная система состоит из… ...,внутри которых проходят … сосуды. Кровеносная система рыб… Сердце рыб состоит из … и … Кровь в сердце…. Головной мозг имеет 5 отделов:……… Органы выделения ….
Многообразие рыб № 1 № 2 № 3 № 4 № 6 № 5
1)атлантический осетр, 2) акула, 3) морской конек, 4) окунь, 5) треска, 6) скат – хвостокол.
От чего зависит количество выметываемых рыбами икринок? Нерка на нересте
По страницам Красной книги Голавль Постановлением министерства природопользования и экологии Рязанской области от 2 февраля 2010 г. №1 утвержден перечень объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Рязанской области.
Сом
Стерлядь О рыбах много знаем мы, И в то же время мало; И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало!
Общий вывод к уроку Рыбы принадлежат к типу Хордовые и приспособлены к жизни в водной среде благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб."
Методическая разработка используется при изучении темы "Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы" на первом уроке в 7 классе. Урок дан с лабораторной работой "Внешнее строение и особенн...
Презентация к уроку биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика. Внешнее строение рыб".
В презентации показаны таблицы о внешнем строении рыб, об органах передвижения, об органах чувств рыб. При закреплении материала предлагается кроссворд....
контрольная работа "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные" 7 класс
работа предназначена для проверки уровня освоения тем "Надкласс Рыбы" и "Класс Земноводные" по биологии в 7 классе...
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы
Лекционный материал...
Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс рыбы»: Рыбы – властелины водной стихии
Контрольно-обобщающий урок по теме: "Надкласс рыбы"...
Зачет по теме «Тип хордовые, бесчерепные. Надкласс рыбы»
ect; 29-34 повторить (Глава 8), В.М. Контстантинов соотвествует ФГОС...
Технологическая карта изучения темы. Обобщающий урок Тип Хордовые. Надкласс Рыбы
Технологическая карта изучения темы "Тип Хордовые.Надкласс Рыбы"...