«Использование тестовых технологий при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по биологии»
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии по теме
Биология - предмет необязательный для итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных вступительных экзаменов, а до недавнего времени результаты ЕГЭ учитывались ещё и при поступлении в ССУЗы. Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование тестовых технологий при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по биологии»
учитель Багаева Валентина Петровна
Современное образование развивается очень стремительно: широкий спектр учебных программ, модернизация содержания, внедрение новых педагогических технологий, информатизация и компьютеризация, новая форма аттестации выпускников.
Биология - предмет необязательный для итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных вступительных экзаменов, а до недавнего времени результаты ЕГЭ учитывались ещё и при поступлении в ССУЗы. Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ГИА очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся.
Имея опыт педагогической деятельности, можно с уверенностью сказать, что нет единственного пути в достижении этих проблем. Работа учителя, пытающегося решить эти вопросы, должна быть многогранной. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход к преподаванию предмета, и внеклассная деятельность.
Успешно освоить предмет и пройти итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс.
При неоднозначном отношении к ЕГЭ и ГИА вместе с тем можно понять, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя, прежде всего ориентации на результат, который может быть, достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы с применением инновационных образовательных технологий.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в новой форме можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Прежде, чем начать подготовку учащихся к итоговой аттестации педагог должен знать содержание работы, а также виды тестовых заданий используемых в работе. В начале учебного года просматриваю сайт ФИПИ, где размещён материал по итоговой аттестации, изучаю вносимые изменения, если таковые имеются. Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена.
В тестировании по биологии применяются тесты 3 уровней:
1.Тесты первого уровня усвоения:
- Тесты на опознания
- Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
- Тесты с частицей «НЕ»
- Тестовые задания на знание биологических терминов
- Тестовые задания с использованием рисунков.
2. Тесты второго уровня усвоения:
- Тесты с выбором нескольких правильных ответов
- Тест «на подстановку»
- Тестовые задания на классификацию объектов и процессов
- Тестовые задания на определение последовательности событий
3. Тесты третьего уровня:
Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике.
В своей педагогической деятельности тестирование как способ оценки знаний я начала применять давно, но интерес возрос в связи с введением новой формы аттестации. Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.
Тест тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) можно заранее приготовить эталон, с которым сравнивают ответ ученика.
Тестовый контроль меня привлекает тем, что – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ, ЕГЭ) является важной составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации, и т.д.). Основной этап подготовки к итоговой аттестации – это формирование предметной компетенции. Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.
Подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии проводится мною системно, начиная со среднего звена. Уже в 5 классе на уроках природоведения мы работаем с тестовыми заданиями. Тесты используются на этапах текущего, тематического и итогового контроля. Работаю по УМК Сонина Н.И., который кроме учебников включает рабочие тетради и электронное приложение к учебникам. Рабочие тетради для всех классов содержат тестовые задания. Использование тестов в печатных рабочих тетрадях по биологии позволяет организовать домашнюю работу, а также работу с тестами на уроке. Одной из причин неудовлетворительного выполнения тестовых заданий является отсутствие навыка работы с тестами, поэтому больше всего учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий с кратким и развернутым ответом. Важно научить школьника работать с самим тестом: правильно его прочитать и понять о чём в нём идёт речь. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить алгоритм действий. При подготовке в прошлом году к итоговой аттестации девятиклассников на уроке подбирала задания, которые соответствовали изучаемой теме, и отрабатывала на них алгоритм выполнения. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее, практиковала без отметочную проверку заданий.
Большую помощь в организации работы на уроке оказывает электронное приложение к учебникам. Зарегистрировавшись на сайте издательства «Дрофа» имею возможность скачивать приложения к учебникам. В них имеется разнообразный дидактический материал для проверки знаний: тестовые задания различных видов. Ученики с удовольствием работают с предложенными заданиями на интерактивной доске.
Первоначально тесты использовались мною лишь на этапе контроля домашнего задания. Этот вид проверки домашнего задания позволяет мне оценить каждого учащегося и сэкономить на уроке время. Большая часть урока остается для изучения и разбор нового материала, в котором могут принимать участие ученики, особенно, если они опираются на уже изученное. Вот здесь имеется еще одна возможность ученикам продемонстрировать свои знания и получить оценку за устный ответ. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
Тесты можно использовать при изучении нового материала, его закреплении, определении исходного уровня знаний. Так на уроках биологии в 8 классе перед изучением различных систем органов человека, использую тест для определения исходного уровня знаний, т.к. этот материал изучался в 6, 7 классах. На основе анализа работы составляю план дальнейшего изучения темы. При изучении нового материала тесты применяю для организации самостоятельной работы, при этом задания должны опираться не только на знания, полученные на предыдущих уроках, но и иметь поисковый характер. Разработана мною для самостоятельной работы в 11классе тема «Развитие жизни на Земле», в 8 классе – «Дыхательная система».
Ежегодно по плану работы ОУ проводятся срезы знаний по предметам. Материал для них готовлю тоже в виде тестов, стараюсь подобрать такие задания, которые встречаются в ОГЭ и ЕГЭ. Обобщающие тематические контрольные работы провожу также в тестовой форме. Для создания тестов использую контрольно-измерительные материалы прошлых лет. В кабинете биологии накоплен дидактический материал на бумажных и электронных носителях.
Работа с тестами может быть автоматизирована. Учитель имеет возможность сам составить дидактический материал, не прибегая к помощи текстового редактора, использовать специализированную для этого программу. Такой программой является «Конструктор тестов». С 2008 года практикую итоговое тестирование в конце учебного года. С помощью конструктора тестов составила тесты по природоведению для 5 класса, по географии и биологии для 6 – 10 классов, исключив выпускные классы. Каждый учащийся проверяет свои знания предмета за прошедший учебный год. Тест выполняется на компьютере, компьютер подсчитывает количество правильных ответов и выдаёт рекомендуемую оценку. Тест составлен по типу заданий части А и состоит из 25 вопросов, к которым подобрано 4 ответа. Задача ученика выбрать один правильный.
Как один из этапов подготовки к итоговой аттестации можно рассматривать олимпиадное движение. Ежегодно в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» проводится школьный этап предметных олимпиад. Мною разработаны конкурсные задания в тестовой форме для всех классов. В олимпиаде могут принять участие все желающие, независимо от уровня подготовки. Обычно желающих бывает много.
Два года участвуем в общероссийской предметной олимпиаде для учащихся 5- 9 классов «Олимпус», проводимой ИРШО г. Калининград. Основными целями данной олимпиады являются:
• развитие и поддержка интереса к учебе у учащихся образовательных учреждений;
• распространение и популяризация знаний среди детей и молодежи;
• внесение разнообразия в программу школьных занятий;
• создание внешнего источника оценки уровня знаний учащихся.
На этой олимпиаде мы встречаемся с ещё одним видом тестовых заданий. Задания предполагают выбор правильных ответов из 4 предложенных, но их количество может быть разным: от 1 до 4 или вообще нет правильного ответа. Выполняя работу на специальных бланках, отрабатываем умение заполнять стандартизированные формы. В марте этого года приняли участие ещё в одной олимпиаде «Молодёжное движение».
Ежегодно первый урок биологии в 9-11классах начинаю со знакомства с демонстрационной версией ОГЭ, ЕГЭ. Если есть учащиеся, выбирающие предмет для итоговой аттестации, то выделяется второй час на групповое занятие по биологии в 10-11 классе. Общая биология – наиболее сложный раздел школьной биологии, требующий и понимания сложных закономерностей, и умения решать по определенному алгоритму генетические, цитологические и экологические задачи, и банального заучивания фактов. Но просто «вызубрить» общую биологию невозможно. Эта дисциплина требует внутрипредметных связей: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека снабжают ученика примерами. Важно организовать повторение так, чтобы оно естественным образом вписывалось в урок, проходило на более высоком уровне, устанавливая новые связи между старыми известными звеньями. На уроке изучаем теорию, а дополнительный час отвожу на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания, входящие в ЕГЭ с учётом темы урока. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. В относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий, происходит обмен информацией между учащимися, в работу вовлечены практически все учащиеся класса. Целесообразно в 11 классе провести в течение учебного года 2-3 диагностические работы, аналогичные ЕГЭ. Кроме того, выполняем итоговые тематические работы, по своему объему и типам заданий приближенные к «формату» ЕГЭ, но ограниченные по времени 1-2 уроками.
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/. Диагностические работы выполняем на бланках. Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты.
Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.
Преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых технологий на занятиях позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения. Можно проследить динамику обученности обучающихся по предмету и сделать вывод о соответствии уровня тестирования возможностям обучающегося, а также проанализировать свою педагогическую деятельность.
Выводы. Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дают возможность решать проблему снижения мотивации к изучению биологии, освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении количества часов, позволяют подготовить обучающихся к сдаче экзамена по биологии в новой форме (ОГЭ, ЕГЭ). Но необходимо помнить, что у тестовых технологий есть и свои минусы: не развивается речь и невозможно отследить ход мысли школьника. Поэтому тестовые технологии должны применяться в комплексе с другими технологиями.
Государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ требует повышенного внимания к тестовым формам контроля. Но это никоим образом не означает, что подготовка к ним должна ориентироваться только на формирование умений выполнять тесты. Только глубокие системные знания, наличие внутрипредметных связей, освоение биологических знаний всех типов и на всех уровнях (репродуктивном, алгоритмическом и творческом) – основа успеха, который будет, достигнут при любых формах контроля. Данная схема уже была апробирована мной при подготовке к итоговой аттестации выпускников 2012,2013, 2015 годов и показала хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"
Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...
Методическая разработка тематических тестовых заданий для подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА.
В данной методической разработке представлены тестовые задания по основным вопросам курса химии 8-9 классов. Их название совпадает с темами частей А, В и С. Данный материал полезен не только для учите...
Доклад по химии на тему: «Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»
В докладе отражены основные вопросы, взывающие затруднения у учащихся при написании ГИА по химии и способы решения этих вопросов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития лично...
Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики
Выступление на МО с темой: «Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики»....
Подборка тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-го класса
Подборка тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-го класса...
Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»
Методтка использования ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»...