«Вегетативное размножение растений и его использование человеком»
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Зарипова Гульнур Галимулловна

Данный материал опирается на использование интерактивного метода обучения, с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШАБЛОН ПЛАНА УРОКА

ФИО учителя:

Зарипова Гульнур Галимулловна  

Класс:

 6 класс

Дата урока:

08.11 

Время урока:

9.25 

Предмет:

Биология  

Тема:

«Вегетативное размножение растений и его использование человеком»

Компетенция:

Успешный лидер

Зона роста:

Грамотная реализация  проектной деятельности в  урочное время.

Цели урока:

познакомить учащихся со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе и сельском хозяйстве;

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить формировать знания учащихся о способах размножениях растений;

- сформировать знания о вегетативных способах размножения растений;

- сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения;

- дать представление об использование вегетативного размножения человеком в сельском хозяйстве;

- развивать умение работать с натуральными объектами;

- развивать умение работать с учебником;

- формировать умения проводить лабораторные работы;

- продолжить формировать умения заполнять таблицу и следовать алгоритму.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

-развивать наблюдательность, речь учащихся;

- продолжить развитие личностных качеств в ходе проведения лабораторной работы: самостоятельность, усидчивость, аккуратность

- продолжить развитие биологической памяти при введении новых понятий.

Воспитательная:

-осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока, воспитание культуры поведения на уроке.

-сформировать навыки выращивания и ухода за комнатными растениями.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

Данный материал опирается на использование интерактивного метода обучения, с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

2 минуты

1 этап.

Орг. момент. Цель: Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Учитель приветствует обучающихся.

Учащиеся приветствуют учителя.

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Формирует проблему и задаёт вопросы:

- С каким настроением вы пришли на урок?

- С отличным настроением.

- Что необходимо нам для успешной работы?

Организация внимания всех учащихся. 

Создание благоприятной атмосферы урока.

Определение цели и задач урока через мотивацию.

Учащиеся слушают, формулируют задачи урока.

 Учащиеся эмоционально настраиваются на учебную деятельность.

 Доска, таблицы «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений», рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии, клубень картофеля, луковица лука, схемы прививок, посадочные колышки,  стаканы с водой, банки, ящики с почвой, этикетки, песок.

10 мин

2  этап.

Изучение нового материала . 

Приём: Фронтальная работа с классом

Учитель знакомит учащихся новой  темой проектом:

Черенкование и посадка комнатных растений

Учитель знакомит учащихся новой  темой .

Учитель показывает слайд 3-4 ,  «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений.

Слайд 5 .

Проект

Тема: «Черенкование и посадка комнатных растений»

Проблема (варианты):

А) как озеленить кабинет, чтобы в нем было уютно, комфортно работать ученикам и учителям.

Б) как озеленить наши дома  в которых живем мы , чтобы в ней было уютно и комфортно жить.

Учитель знакомит учащихся целью работы (варианты):

А) озеленение  кабинета биологии в школе,

Б) озеленение дома.

Слайд 6 .

Продукт:

  • выращенные учениками комнатные растения,
  • памятка-буклет сделанные руками  учащихся (по желанию учащихся)

Сроки выполнения работы: с 28.10.17 по 28.12.17 (2 месяца)

Оборудования и материалы:

  1. Учебник Биология: Многообразие покрытосемянных растений. Под. ред. Проф. В.В.пасечник М.: Дрофа, 2016
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Энциклопедии «Комнатные растения», «Выращивание комнатных растений».
  5. Склянки с водой.
  6. Скальпель.
  7. Комнатные растения: традесканция, сансивьера, хлорофитум, пиперомия, плющ, фикус, бегонии, колеус и т.д. (несложные в выращивании растения).
  8. Небольшие горшочки или баночки из-под сметаны или йогурта.
  9. Грунт.
  10. Резиновые перчатки.

Основные этапы проекта

  • постановка проблемного вопроса, определение целей и задач проекта; 
  • выделение группы учащихся, проявивших интерес к поднятой проблеме;                         
  • изучение литературы и источников интернета по проблемным вопросам;
  • черенкование комнатных растений и уход за ними;
  • разработка буклета «Растения школьного кабинета»
  • защита проекта, распространение буклетов.

Учитель знакомит учащихся  этапами проекта,

 вегетативным способом размножения растений.

 Ученики слушают вопросы проблемы , анализируют и отвечают на них.

Ученики формулируют основные понятия, вступая в диалог с учителем.

 

 10 минут

3 этап.

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Перед тем как начать работу учитель знакомит  учащихся инструкциями по технике безопасности при посадке комнатных растений. .                      ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ход работы:

  1. Изучите литературу и источники интернета по вопросу;
  2. Составьте перечень растений, обладающих полезными свойствами, которые можно использовать при выращивании дома и в школе;
  3. Составьте перечень растений опасных для здоровья, которые нельзя использовать при выращивании дома и в школе.
  4. Выполните работу по инструктивным карточкам.

Учащимся раздается инструктивные карточки.

Черенкование стеблей

  1. Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, каланхое, толстянки («денежное дерево»), бегонии (или других растений). Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
  2. Разрежьте побег на черенки с 3 — 4 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
  3. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой (узел листа обязательно должен быть в воде!).

Черенкование листьев

  1. Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, фиалки) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.
  2. Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной в 5 — 7 см каждый.
  3. Поставьте черенки в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).

Размножение растений с ползучими побегами

  1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.
  2. Поставьте его в воду.

Наблюдение за развитием корней у черенка

  1. Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
  2. Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.
  3. После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.
  4. Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и они не тронутся в рост.
  5. Ведите регулярные наблюдения за развитием черенков растений. Данные записывайте в таблицу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Сделайте вывод по данному этапу работы.
  2. Создайте буклет «Растения школьного кабинета» или «Черенкование и посадка комнатных растений» (по желанию учащихся);                                                      
  3. Подготовьтесь к защите своего проекта.

 

Вступают в диалог с учителем, помогают формулировать цели и задачи урока.

Учащиеся работают в группах. Осмысливают цели проекта.

Заполняют таблицу в тетради.

 

Слайд  4-7

Слайд 8

12 минут

4 этап. Индивидуальная работа

Выводы. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель раздает для  лабораторной работы  оборудования и материалы. Учащимся раздается инструктивные карточки.

Лабораторная работа (вегетативное размножение комнатных растений) стр145. Учащиеся делятся на 2 группы.

Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся изучают материал на стр. 139, рисунок 106 .

1 группа сажает комнатные растения:- хлорофитум, фиалку узамбарскую, каланхое. 

2 группа сажает:  сансевьеру, бегонию, колеус.

Приёмы: логические

(анализ, сравнение, обобщение)

Слайд 9

7  мин

5 этап .

 Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Учитель организует беседу с классом по вопросам на слайдах7-8.

Учащиеся участвуют в обсуждении итогов лабораторной работы.

Учащиеся формулируют выводы, закрепляют то, что узнали на уроке.

Учащиеся: Растения размножаются   с ползучими побегами,

 размножаются со стеблей,  с листьев.

Учащиеся знакомят учащихся  другой группы с посаженными  растениями   как и с чего размножаются эти растения.

 Участвуют в обсуждении итогов лабораторной работы.

Формулируют выводы, закрепляют то, что узнали на уроке.

 

  2 минут

6 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Организует беседу с классом по вопросам:

1.Достигли ли вы цели урока?

2.Что было главным на уроке?

3.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

4. Что нового вы узнали?

5.Что было интересным?

6. Чему научились?

 Отвечают на вопросы. Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию.

 

 2 мин.

7 этап.. Итог урокаД/З п. 17

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует отметки.

§ 25. 138-145 стр.

1.Дома закончить проектную работу и готовится к защите.  Сделать вывод по проектной работе.

2.Составьте список растений, обладающих полезными свойствами, которые можно использовать при выращивании дома и в школе, список  растений опасных для здоровья.

3. Создайте буклет «Растения школьного кабинета» или «Черенкование и посадка комнатных растений» (по желанию учащихся).                                                   

 Осуществляют самоанализ деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Учащиеся записывают задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы.

 

.                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности для учащихся

  1. Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов;
  2. Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови;
  3. Помните, что стеклянная посуда хрупкая, легко бьётся, будьте аккуратны при работе с ней;
  4. В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Растение

Дата черенкования

Дата появление первого корня

Дата развития корней до 2-3 см

Дата посадки в почву

Дата начала роста побегов

1.

2.

3.



Предварительный просмотр:

ШАБЛОН ПЛАНА УРОКА

ФИО учителя:

Зарипова Гульнур Галимулловна  

Класс:

 6 класс

Дата урока:

08.11 

Время урока:

9.25 

Предмет:

Биология  

Тема:

«Вегетативное размножение растений и его использование человеком»

Компетенция:

Успешный лидер

Зона роста:

Грамотная реализация  проектной деятельности в  урочное время.

Цели урока:

познакомить учащихся со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе и сельском хозяйстве;

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить формировать знания учащихся о способах размножениях растений;

- сформировать знания о вегетативных способах размножения растений;

- сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения;

- дать представление об использование вегетативного размножения человеком в сельском хозяйстве;

- развивать умение работать с натуральными объектами;

- развивать умение работать с учебником;

- формировать умения проводить лабораторные работы;

- продолжить формировать умения заполнять таблицу и следовать алгоритму.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

-развивать наблюдательность, речь учащихся;

- продолжить развитие личностных качеств в ходе проведения лабораторной работы: самостоятельность, усидчивость, аккуратность

- продолжить развитие биологической памяти при введении новых понятий.

Воспитательная:

-осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока, воспитание культуры поведения на уроке.

-сформировать навыки выращивания и ухода за комнатными растениями.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

Данный материал опирается на использование интерактивного метода обучения, с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

2 минуты

1 этап.

Орг. момент. Цель: Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Учитель приветствует обучающихся.

Учащиеся приветствуют учителя.

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Формирует проблему и задаёт вопросы:

- С каким настроением вы пришли на урок?

- С отличным настроением.

- Что необходимо нам для успешной работы?

Организация внимания всех учащихся. 

Создание благоприятной атмосферы урока.

Определение цели и задач урока через мотивацию.

Учащиеся слушают, формулируют задачи урока.

 Учащиеся эмоционально настраиваются на учебную деятельность.

 Доска, таблицы «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений», рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии, клубень картофеля, луковица лука, схемы прививок, посадочные колышки,  стаканы с водой, банки, ящики с почвой, этикетки, песок.

10 мин

2  этап.

Изучение нового материала . 

Приём: Фронтальная работа с классом

Учитель знакомит учащихся новой  темой проектом:

Черенкование и посадка комнатных растений

Учитель знакомит учащихся новой  темой .

Учитель показывает слайд 3-4 ,  «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений.

Слайд 5 .

Проект

Тема: «Черенкование и посадка комнатных растений»

Проблема (варианты):

А) как озеленить кабинет, чтобы в нем было уютно, комфортно работать ученикам и учителям.

Б) как озеленить наши дома  в которых живем мы , чтобы в ней было уютно и комфортно жить.

Учитель знакомит учащихся целью работы (варианты):

А) озеленение  кабинета биологии в школе,

Б) озеленение дома.

Слайд 6 .

Продукт:

  • выращенные учениками комнатные растения,
  • памятка-буклет сделанные руками  учащихся (по желанию учащихся)

Сроки выполнения работы: с 28.10.17 по 28.12.17 (2 месяца)

Оборудования и материалы:

  1. Учебник Биология: Многообразие покрытосемянных растений. Под. ред. Проф. В.В.пасечник М.: Дрофа, 2016
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Энциклопедии «Комнатные растения», «Выращивание комнатных растений».
  5. Склянки с водой.
  6. Скальпель.
  7. Комнатные растения: традесканция, сансивьера, хлорофитум, пиперомия, плющ, фикус, бегонии, колеус и т.д. (несложные в выращивании растения).
  8. Небольшие горшочки или баночки из-под сметаны или йогурта.
  9. Грунт.
  10. Резиновые перчатки.

Основные этапы проекта

  • постановка проблемного вопроса, определение целей и задач проекта; 
  • выделение группы учащихся, проявивших интерес к поднятой проблеме;                         
  • изучение литературы и источников интернета по проблемным вопросам;
  • черенкование комнатных растений и уход за ними;
  • разработка буклета «Растения школьного кабинета»
  • защита проекта, распространение буклетов.

Учитель знакомит учащихся  этапами проекта,

 вегетативным способом размножения растений.

 Ученики слушают вопросы проблемы , анализируют и отвечают на них.

Ученики формулируют основные понятия, вступая в диалог с учителем.

 

 10 минут

3 этап.

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Перед тем как начать работу учитель знакомит  учащихся инструкциями по технике безопасности при посадке комнатных растений. .                      ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ход работы:

  1. Изучите литературу и источники интернета по вопросу;
  2. Составьте перечень растений, обладающих полезными свойствами, которые можно использовать при выращивании дома и в школе;
  3. Составьте перечень растений опасных для здоровья, которые нельзя использовать при выращивании дома и в школе.
  4. Выполните работу по инструктивным карточкам.

Учащимся раздается инструктивные карточки.

Черенкование стеблей

  1. Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, каланхое, толстянки («денежное дерево»), бегонии (или других растений). Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
  2. Разрежьте побег на черенки с 3 — 4 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
  3. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой (узел листа обязательно должен быть в воде!).

Черенкование листьев

  1. Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, фиалки) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.
  2. Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной в 5 — 7 см каждый.
  3. Поставьте черенки в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).

Размножение растений с ползучими побегами

  1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.
  2. Поставьте его в воду.

Наблюдение за развитием корней у черенка

  1. Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
  2. Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.
  3. После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.
  4. Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и они не тронутся в рост.
  5. Ведите регулярные наблюдения за развитием черенков растений. Данные записывайте в таблицу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Сделайте вывод по данному этапу работы.
  2. Создайте буклет «Растения школьного кабинета» или «Черенкование и посадка комнатных растений» (по желанию учащихся);                                                      
  3. Подготовьтесь к защите своего проекта.

 

Вступают в диалог с учителем, помогают формулировать цели и задачи урока.

Учащиеся работают в группах. Осмысливают цели проекта.

Заполняют таблицу в тетради.

 

Слайд  4-7

Слайд 8

12 минут

4 этап. Индивидуальная работа

Выводы. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель раздает для  лабораторной работы  оборудования и материалы. Учащимся раздается инструктивные карточки.

Лабораторная работа (вегетативное размножение комнатных растений) стр145. Учащиеся делятся на 2 группы.

Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся изучают материал на стр. 139, рисунок 106 .

1 группа сажает комнатные растения:- хлорофитум, фиалку узамбарскую, каланхое. 

2 группа сажает:  сансевьеру, бегонию, колеус.

Приёмы: логические

(анализ, сравнение, обобщение)

Слайд 9

7  мин

5 этап .

 Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Учитель организует беседу с классом по вопросам на слайдах7-8.

Учащиеся участвуют в обсуждении итогов лабораторной работы.

Учащиеся формулируют выводы, закрепляют то, что узнали на уроке.

Учащиеся: Растения размножаются   с ползучими побегами,

 размножаются со стеблей,  с листьев.

Учащиеся знакомят учащихся  другой группы с посаженными  растениями   как и с чего размножаются эти растения.

 Участвуют в обсуждении итогов лабораторной работы.

Формулируют выводы, закрепляют то, что узнали на уроке.

 

  2 минут

6 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Организует беседу с классом по вопросам:

1.Достигли ли вы цели урока?

2.Что было главным на уроке?

3.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

4. Что нового вы узнали?

5.Что было интересным?

6. Чему научились?

 Отвечают на вопросы. Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию.

 

 2 мин.

7 этап.. Итог урокаД/З п. 17

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует отметки.

§ 25. 138-145 стр.

1.Дома закончить проектную работу и готовится к защите.  Сделать вывод по проектной работе.

2.Составьте список растений, обладающих полезными свойствами, которые можно использовать при выращивании дома и в школе, список  растений опасных для здоровья.

3. Создайте буклет «Растения школьного кабинета» или «Черенкование и посадка комнатных растений» (по желанию учащихся).                                                   

 Осуществляют самоанализ деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Учащиеся записывают задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы.

 

.                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности для учащихся

  1. Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов;
  2. Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови;
  3. Помните, что стеклянная посуда хрупкая, легко бьётся, будьте аккуратны при работе с ней;
  4. В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Растение

Дата черенкования

Дата появление первого корня

Дата развития корней до 2-3 см

Дата посадки в почву

Дата начала роста побегов

1.

2.

3.



Предварительный просмотр:

ШАБЛОН ПЛАНА УРОКА

ФИО учителя:

Зарипова Гульнур Галимулловна  

Класс:

 6 класс

Дата урока:

08.11 

Время урока:

9.25 

Предмет:

Биология  

Тема:

«Вегетативное размножение растений и его использование человеком»

Компетенция:

Успешный лидер

Зона роста:

Грамотная реализация  проектной деятельности в  урочное время.

Цели урока:

познакомить учащихся со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе и сельском хозяйстве;

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить формировать знания учащихся о способах размножениях растений;

- сформировать знания о вегетативных способах размножения растений;

- сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения;

- дать представление об использование вегетативного размножения человеком в сельском хозяйстве;

- развивать умение работать с натуральными объектами;

- развивать умение работать с учебником;

- формировать умения проводить лабораторные работы;

- продолжить формировать умения заполнять таблицу и следовать алгоритму.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

-развивать наблюдательность, речь учащихся;

- продолжить развитие личностных качеств в ходе проведения лабораторной работы: самостоятельность, усидчивость, аккуратность

- продолжить развитие биологической памяти при введении новых понятий.

Воспитательная:

-осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока, воспитание культуры поведения на уроке.

-сформировать навыки выращивания и ухода за комнатными растениями.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

Данный материал опирается на использование интерактивного метода обучения, с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

2 минуты

1 этап.

Орг. момент. Цель: Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Учитель приветствует обучающихся.

Учащиеся приветствуют учителя.

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Формирует проблему и задаёт вопросы:

- С каким настроением вы пришли на урок?

- С отличным настроением.

- Что необходимо нам для успешной работы?

Организация внимания всех учащихся. 

Создание благоприятной атмосферы урока.

Определение цели и задач урока через мотивацию.

Учащиеся слушают, формулируют задачи урока.

 Учащиеся эмоционально настраиваются на учебную деятельность.

 Доска, таблицы «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений», рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии, клубень картофеля, луковица лука, схемы прививок, посадочные колышки,  стаканы с водой, банки, ящики с почвой, этикетки, песок.

10 мин

2  этап.

Изучение нового материала . 

Приём: Фронтальная работа с классом

Учитель знакомит учащихся новой  темой проектом:

Черенкование и посадка комнатных растений

Учитель знакомит учащихся новой  темой .

Учитель показывает слайд 3-4 ,  «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений.

Слайд 5 .

Проект

Тема: «Черенкование и посадка комнатных растений»

Проблема (варианты):

А) как озеленить кабинет, чтобы в нем было уютно, комфортно работать ученикам и учителям.

Б) как озеленить наши дома  в которых живем мы , чтобы в ней было уютно и комфортно жить.

Учитель знакомит учащихся целью работы (варианты):

А) озеленение  кабинета биологии в школе,

Б) озеленение дома.

Слайд 6 .

Продукт:

  • выращенные учениками комнатные растения,
  • памятка-буклет сделанные руками  учащихся (по желанию учащихся)

Сроки выполнения работы: с 28.10.17 по 28.12.17 (2 месяца)

Оборудования и материалы:

  1. Учебник Биология: Многообразие покрытосемянных растений. Под. ред. Проф. В.В.пасечник М.: Дрофа, 2016
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Энциклопедии «Комнатные растения», «Выращивание комнатных растений».
  5. Склянки с водой.
  6. Скальпель.
  7. Комнатные растения: традесканция, сансивьера, хлорофитум, пиперомия, плющ, фикус, бегонии, колеус и т.д. (несложные в выращивании растения).
  8. Небольшие горшочки или баночки из-под сметаны или йогурта.
  9. Грунт.
  10. Резиновые перчатки.

Основные этапы проекта

  • постановка проблемного вопроса, определение целей и задач проекта; 
  • выделение группы учащихся, проявивших интерес к поднятой проблеме;                         
  • изучение литературы и источников интернета по проблемным вопросам;
  • черенкование комнатных растений и уход за ними;
  • разработка буклета «Растения школьного кабинета»
  • защита проекта, распространение буклетов.

Учитель знакомит учащихся  этапами проекта,

 вегетативным способом размножения растений.

 Ученики слушают вопросы проблемы , анализируют и отвечают на них.

Ученики формулируют основные понятия, вступая в диалог с учителем.

 

 10 минут

3 этап.

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Перед тем как начать работу учитель знакомит  учащихся инструкциями по технике безопасности при посадке комнатных растений. .                      ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ход работы:

  1. Изучите литературу и источники интернета по вопросу;
  2. Составьте перечень растений, обладающих полезными свойствами, которые можно использовать при выращивании дома и в школе;
  3. Составьте перечень растений опасных для здоровья, которые нельзя использовать при выращивании дома и в школе.
  4. Выполните работу по инструктивным карточкам.

Учащимся раздается инструктивные карточки.

Черенкование стеблей

  1. Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, каланхое, толстянки («денежное дерево»), бегонии (или других растений). Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
  2. Разрежьте побег на черенки с 3 — 4 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
  3. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой (узел листа обязательно должен быть в воде!).

Черенкование листьев

  1. Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, фиалки) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.
  2. Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной в 5 — 7 см каждый.
  3. Поставьте черенки в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).

Размножение растений с ползучими побегами

  1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.
  2. Поставьте его в воду.

Наблюдение за развитием корней у черенка

  1. Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
  2. Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.
  3. После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.
  4. Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и они не тронутся в рост.
  5. Ведите регулярные наблюдения за развитием черенков растений. Данные записывайте в таблицу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Сделайте вывод по данному этапу работы.
  2. Создайте буклет «Растения школьного кабинета» или «Черенкование и посадка комнатных растений» (по желанию учащихся);                                                      
  3. Подготовьтесь к защите своего проекта.

 

Вступают в диалог с учителем, помогают формулировать цели и задачи урока.

Учащиеся работают в группах. Осмысливают цели проекта.

Заполняют таблицу в тетради.

 

Слайд  4-7

Слайд 8

12 минут

4 этап. Индивидуальная работа

Выводы. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель раздает для  лабораторной работы  оборудования и материалы. Учащимся раздается инструктивные карточки.

Лабораторная работа (вегетативное размножение комнатных растений) стр145. Учащиеся делятся на 2 группы.

Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся изучают материал на стр. 139, рисунок 106 .

1 группа сажает комнатные растения:- хлорофитум, фиалку узамбарскую, каланхое. 

2 группа сажает:  сансевьеру, бегонию, колеус.

Приёмы: логические

(анализ, сравнение, обобщение)

Слайд 9

7  мин

5 этап .

 Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Учитель организует беседу с классом по вопросам на слайдах7-8.

Учащиеся участвуют в обсуждении итогов лабораторной работы.

Учащиеся формулируют выводы, закрепляют то, что узнали на уроке.

Учащиеся: Растения размножаются   с ползучими побегами,

 размножаются со стеблей,  с листьев.

Учащиеся знакомят учащихся  другой группы с посаженными  растениями   как и с чего размножаются эти растения.

 Участвуют в обсуждении итогов лабораторной работы.

Формулируют выводы, закрепляют то, что узнали на уроке.

 

  2 минут

6 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Организует беседу с классом по вопросам:

1.Достигли ли вы цели урока?

2.Что было главным на уроке?

3.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

4. Что нового вы узнали?

5.Что было интересным?

6. Чему научились?

 Отвечают на вопросы. Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию.

 

 2 мин.

7 этап.. Итог урокаД/З п. 17

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует отметки.

§ 25. 138-145 стр.

1.Дома закончить проектную работу и готовится к защите.  Сделать вывод по проектной работе.

2.Составьте список растений, обладающих полезными свойствами, которые можно использовать при выращивании дома и в школе, список  растений опасных для здоровья.

3. Создайте буклет «Растения школьного кабинета» или «Черенкование и посадка комнатных растений» (по желанию учащихся).                                                   

 Осуществляют самоанализ деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Учащиеся записывают задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы.

 

.                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности для учащихся

  1. Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов;
  2. Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови;
  3. Помните, что стеклянная посуда хрупкая, легко бьётся, будьте аккуратны при работе с ней;
  4. В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Растение

Дата черенкования

Дата появление первого корня

Дата развития корней до 2-3 см

Дата посадки в почву

Дата начала роста побегов

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по теме: " Вегетативное размножение растений"

конспект урока изучения нового материала " Вегетативное размножение растений"...

урок в 6 классе "Использование вегетативного размножения растений человеком"

конспект урока биологии в классе "Использование вегетативного размножения растений человеком"...

План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)

Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология  Живой ор...

"использование вегетативного размножения растений человеком" презентация 6 класс

Данная презентация содержит материал о искусственном вегетативном размножении растений, культуре тканей, использовании прививок.; программа И.Н. Пономаревой...

Урок в 6 классе «Вегетативное размножение растений и его использование человеком»

Задачи урока: сформировать представления учащихся о характерных чертах вегетативного размножения растений; умения сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения...

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 6 классе. Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».

Педагогическая цель данного урока: Сформировать знания  и умения о  различных способах вегетативного размножения цветковых  растений и научиться применять полученные знания  на пра...