Партитура симфонии жизни. Развитие организма и окружающая среда.
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Урок в 10 классе по теме "Развитие организма и окружающая среда".
Тип урока – урок ознакомления с новым материалом. Вид урока – урок-практикум
Урок проводился в 10 классе, учитывая психологические особенности подростков работа была выстроена в основном на взаимодействие в группе.
В зависимости от цели и содержания учебного материала урок был спланирован в режиме технологии проблемного обучения. Учебное занятие проводилось в форме проблемно-поискового урока. Перед учащимися был сформулирован проблемный вопрос и предложен самостоятельный поиск вариантов его решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partitura_simfonii_zhizni.doc | 53.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_3.ppt | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
«Партитура симфонии жизни. Развитие организма и окружающая среда»,
10 класс.
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников |
1. Орг. момент | Здравствуйте, коллеги, прошу садиться! Да, да, не удивляйтесь, сегодня я предлагаю вам выступить в роли научных экспертов. Разрешите представиться, Илона Евгеньевна, руководитель научного центра «Молодой интеллектуальный резерв». Сегодня урок пройдет в он-лайн режиме, веб-камера установлена. Наш центр приглашает к сотрудничеству талантливых креативных молодых людей для участия в современных научных разработках. Каждый из вас сегодня имеет шанс в будущем стать сотрудником нашего центра. Для этого я вам предлагаю максимально реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать способности. Желаю вам удачи! | Слушают |
2. Актуализация знаний | На ваших столах лежат информационные блокноты, возьмите их. Подпишите их, указав свою фамилию и имя. Откройте их. Первое задание. Найдите тематический глоссарий и с помощью которого продолжите мои мысли: Период жизни особи с момента образования зиготы до гибели организма называют……… В ходе индивидуального развития выделяют 2 периода …………….и…………………… Однослойный многоклеточный зародыш называется……………………. Перечислите зародышевые листки………………… Влияние одного зачатка на другой и предопределение направления его дальнейшего развития называют…………. | Фронтальный опрос, работа с тематическим глоссарием |
3 Постановка проблемы | Задание второе: Сегодня хорошая погода, неправда ли? Весна наступила. Скажите, а какого цвета весна? Почему? Сегодня предлагаю вам для обсуждения тему “Развитие организмов и окружающая среда». В кабинете находятся\ два плаката, слева от вас генотип, справа среда. Как вы считаете развитие организма определяется генотипом или средой? Прием «займите позицию» (генотип и среда). Прошу встать у определенного плаката. Но вы можете занять определенное место в классе, но так чтобы была понятна ваша позиция по данному вопросу. Любой индивидуальный организм, согласно генетической теории развития, есть фенотип, развивающийся под контролем двух факторов — генотипа и среды. Образно говоря, программа действия генов напоминает партитуру симфонии. Эта партитура написана нотами в виде генов. Композитором является эволюционный процесс, оркестром — развивающийся организм, а дирижером — внешняя среда. Но чтобы музыка зазвучала, дирижеру необходима дирижерская палочка, чтобы отсчитывать такт исполняемого сочинения и указывать моменты вступления отдельных инструментов. Мы с вами подошли к одному из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. Развитие организма можно сравнить с шариком, катящимся по наклонной поверхности с разными желобками. Самый глубокий желобок определяет нормальное развитие организма, при правильной реализации генетического материала и благоприятных факторах среды. Но у основного желобка есть много разветвлений, менее глубоких, соответствующих патологии, аномальному развитию организма, возникших под действием внешней среды. Английский физиолог Эрнест Генри Старлинг сказал: «Организм и среда образуют единое целое, и рассматривать их следует как таковое». Почему так считает ученый? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны установить зависимость развития организмов от факторов окружающей среды. | Отвечают на вопрос, выходят на тему урока. |
изучение нового материла | Я предлагаю вам ответить на этот вопрос с различных позиций, Каждая группа получает определенную тему:
Предлагаю изучить новый материал с помощью различных источников. Каждый из вас выбрал стикер с порядковым номером: первые номера работают с ноутбуком, 2 и 3 – с учебником, 4,5,6 с научным текстом. Проанализируйте новый материал и результаты анализа запишите в рабочий блокнот(тезисы, схемы). Работа по группам. Время 5 минут. Для дальнейшей работы предлагаю вам распределить роли в группе. Обсудите полученную информацию в группе, новую информацию зафиксируйте в рабочем блокноте. 3 минуты | Самостоятельная работа учащихся с новой информацией |
Поиск решения проблемы | Ребята на основе новых сведений вам нужно кратко и по возможности емко выразить позицию по изученной теме и ответить на проблемный вопрос нашего урока. Предлагаю написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы. | Составление ПОПС-формулы |
Защита ПОПС-формулы Итог по выступлениям | Представление своего продукта | |
Рефлексия | Прием «Займите позицию». Кто изменил свою позицию? Почему? | Дискуссия |
Подведение итогов урока, домашнее задание | О!.. Пришел факс! Ребята! Ваши успехи отмечены руководством Центра! По результатам просмотра нашего занятия в он-лайн режиме вы включены в интеллектуальный резерв Национального фонда. Спасибо за работу! Сегодня все получают оценку «отлично»! Ваше домашнее задание. Используйте полезные ссылки по теме, юэрл-адреса которых указаны у вас в рабочих блокнотах. | |
Заключение | Симфония жизни нашей оркестр судьбы выдаёт такие музыкальные концерты, Я желаю вам, чтобы симфония вашей жизни звучала именно так! Природа гениальна и мудра В организации самой среды отбора, Но на вопрос ответ дать не смогла: Нужна ли палочка для дирижера? Это философский вопрос предлагаю вам в качестве творческого домашнего задания. Очень жду ваших ответов! Спасибо за работу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Период жизни особи с момента образования зиготы до гибели организма - …………....... В ходе индивидуального развития выделяют два периода……………………………и…………………………………… Однослойный многоклеточный зародыш …………… ... Перечислите зародышевые листки………………...,………………, ....................... Влияние одного зачатка на другой и предопределение направления его дальнейшего развития называют………………………………............. онтогенез эмбриональный постэмбриональный бластула эктодерма энтодерма мезодерма эмбриональная индукция
Развитие организма и окружающая среда
Партитура симфонии жизни Принципы, управляющие развитием живых организмов
норма
«Организм и среда образуют единое целое, и рассматривать их следует как таковое» Эрнест Старлинг Почему так считает ученый? Цель: установить зависимость развития организмов от факторов окружающей среды.
Факторы среды и условия для развития организма. Ответные реакции организма на чрезмерные воздействия условий окружающей среды. Приспособления организма к воздействиям повреждающих факторов окружающей среды. Последствия воздействия вредных факторов на организм человека.
Распределите роли в группе Руководитель группы. Консультант-координатор. Докладчики. Хронометражист (учетчик времени).
ПОПС-формула П — позиция - « Мы считаем, что …… О — обоснование - «Потому что...» П — пример - «Мы можем это доказать тем, что...». С — суждение - « Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что...» «Организм и среда образуют единое целое, и рассматривать их следует как таковое» Эрнест Старлинг Почему так считает ученый?
Организм развивается в условиях, характерных для особей данного вида.
Внешние воздействия, нарушающие гомеостаз , могут привести к стрессу.
Компенсаторные возможности организма ( регенерация ) достаточно велики и позволяют восстановить естественную убыль клеточных структур и целых клеток
Воздействия неблагоприятных факторов на организм не одномоментны , а продолжаются длительное время и в большинстве случаев сказываются на развитии потомства. Табак и алкоголь - сильные синергисты: их негативное воздействие на гены и организм не только суммируется, но и усиливается во много десятков раз.
Домашнее задание § 7.5 (конспект), термины стр.247-248 Составить информационную подборку «Невероятно, но факт…», иллюстрирующую примеры и факты влияния среды на развитие организма. Материал присылайте на e-mail : vtankovid@mail.ru
Природа гениальна и мудра В организации самой среды отбора, Но на вопрос ответ дать не смогла: Нужна ли палочка для дирижера?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! ИЛОНА ЕВГЕНЬЕВНА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Партитура симфонии жизни
Урок в 10 классе по теме " Развитие организма и окружающая среда"....
Разработка урока на тему "Организм и окружающая среда" 11 класс
Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 10 -11 биологические классы, изучающие раздел "Развитие организма" или разлел "Экология"....
Приспособленность организмов к окружающей среде
Данная презентация может использоваться на уроках биологии в 9 классе при изучении раздела "Основы экологии". Содержит информацию о средах обитания и типах адаптаций....
Практическая работа №1. Изучение приспособленности живых организмов к окружающей среде
Практическая работа №1. Изучение приспособленности живых организмов к окружающей среде Цель: научиться выявлять наиболее очевидные приспособления организмов к среде обитания....
«Нити жизни»: организм в окружающей среде.
Данная разработка урока может быть использована на уроке биологии в 5 классе....
Презентация по биологии на тему «Нити жизни»: организм в окружающей среде
Презентация по биологии на тему «Нити жизни»: организм в окружающей среде...
Комментарии
Партитура симфонии жизни. Развитие организма и окружающая среда.
Спасибо, Илона Евгеньевна!