Конспект урока биологии в 9 классе по теме: « Генетика пола».
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Давыдова Ирина Николаевна
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: « Генетика пола».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 9 классе по теме:

« Генетика пола».

Тема урока: «Генетика пола»
Цель: формировать знания о сущности хромосомного определения пола, его роли в практической биологии; о наследовании признаков человека, сцепленных с полом
Планируемы результаты: узнать, чем определяется пол организмов, причину наследования признаков, сцепленных с полом.
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- овладение навыком самоорганизации
- формировать устойчивый познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола
Направленные на достижение предметных результатов:
- знать особенности наследования признаков, связанных с полом
- рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- развивать умения и навыки решения генетических задач
- способствовать правильность выполнения учебных задач, собственные возможности их решения
- осуществлять самоконтроль, давать оценку своей деятельности на уроке
- ориентироваться в системе знаний
- аргументировать свою точку зрения
 Вид учебного занятия: урок.

 Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Урок-исследование.

      Оборудование:

  • плакат « Генетика пола»;
  • таблицы «Требования к устному ответу»;
  • « Алгоритм решения задач»;
  • « Распределение половых хромосом»;
  • « Наследование гемофилии»;
  • девиз урока.

     

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя:

 По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения составила 145, 2 миллиона человек. Из них 77, 6 млн. – женщин, 67, 6 млн. – мужчин, женщин на 10 млн. больше. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33 – летнего возраста. В чем причина такого преобладания, заложено ли это генетически или на это оказывают влияние социальные факторы?

Статистика показала, что такое тяжелое заболевание- гемофилия, при котором кровь теряет способность свертываться, встречается почти исключительно у мужчин, женщины же могут являться только носителями. С чем это связано?

   

  1. Объявление темы и целей урока.

На эти и другие вопросы мы ответим, поработав на сегодняшнем уроке, тема которого « Генетика пола».

 В конце урока вы должны будете самостоятельно сформулировать цели урока, над которыми будем работать.

Девиз нашего урока:

Думать коллективно,

Действовать оперативно,

Спорить доказательно-

Для всех обязательно!

           

У нас на уроке присутствует « независимый эксперт» - Шевелёв М., который оценит уровень нашей активности и проанализирует ваши ответы по алгоритму:

  • логичность
  • последовательность
  • связность
  • полнота
  • предметность

         

  1. Повторение пройденного материала.

Слово учителя.

Перед основной работой необходимо провести повторительную разминку, чтобы новая тема явилась продолжением ваших знаний.

  1. Фронтальный опрос.
  • Что такое генетика?
  • Фамилии, каких ученых связаны с этой наукой?
  • Какие Законы Г. Менделя вы знаете?
  • Как читается Закон Т. Моргана?

  1. Тестовый опрос.

Слово учителя.

Сейчас повторим термины, которые понадобятся при изучении новой темы. Кто желает участвовать в разминке?

Будем работать в группах. Назначьте руководителей. Я и мой помощник будем называть определения терминов, вы его найдете на таблице и покажете номер, под которым он находится. Будете выполнять по команде.

  1. Особи, не дающие расщепления в следующем поколении и имеющие одинаковые аллельные гены.( Гомозиготные).
  2. Совокупность всех внутренних признаков организма. (Генотип)
  3. Слабые признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения.(Рецессивные)
  4. Одинарный набор хромосом. (Гаплоидный)
  5. Совокупность всех внешних и внутренних признаков. (Фенотип)
  6. Сильные признаки, проявляющиеся у гибридов первого поколения. (Доминантные)
  7. Особи, дающие расщепление в следующем поколении и имеющие разные аллельные гены. (Гетерозиготные)
  8. Двойной набор хромосом. (Диплоидный)

   

   Знакомство с новыми словами.

Вот два новых слова, с которыми мы познакомимся сегодня при изучении новой темы: аутосомы, половые хромосомы.

c) Итог повторения.

то мы повторили во вступительной части урока?

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Изучение нового материала будет состоять из двух слагаемых:

  • научно – теоретической части
  • лабораторно – практической части,
  • чередующихся друг за другом.
  1. I научно теоретической части
  • на первом научно-теоретическом этапе вы должны узнать как определять пол организма, какие хромосомы относятся к половым, а какие к аутосомам
  • в этом нам поможет 1-й теоретик  - Ерохина О.

                        (рассказ ученика)

Итог научно-теоретической части

  • итак, какие  2 типа хромосом есть в соматических клетках
  • по каким из них из них можно отличить самца от самки?
  • Как?
  • Но не у всех живых организмов такое распределение половых хромосом. Обратите внимание на таблицу.

               (рассказ по таблице)

человек относится к классу млекопитающих, поэтому половые хромосомы женщины - ХХ, мужчины  - XY

  1. Лабораторно – практическая часть
  • итак, переходим к следующему этапу – лабораторно – практическому

Цель:

Вы должны будете определить соотношение вероятности рождения мальчиков и девочек по алгоритму решения задачи

  • решать будете в тетради, а результаты запишите на листе бумаги, так чтобы было видно всему классу.

                                     по Г  ХХ  х  XY

                                     по Ф  Ж        М

                                           Х;  Х       Х; Y    

                                    Х Х ;  XY;   XX;  XY

                                    XX – 50%    XY – 50%

                                                    1  :  1  

Итак, взаимооценка

  • 1-я группа ваше мнение по оценке решения задачи
  • 2-я группа …
  • 3-я группа …

Выводы  

  • итак, генетически заложена вероятность соотношения полов человека 1 : 1

Почему же тогда численность женщин на 10 млн. больше численности мужчин именно с 33-х лет?

Какие причины, по вашему мнению, влияют на это?

  1. участие в боевых действиях
  2. работа, связанная с тяжелыми физическими нагрузками и вредными производствами
  3. злоупотребление алкоголем, курением, наркотическими веществами

            (дополнительные сведения)

1 сигарета, выкуренная человеком сокращает жизнь на 12 мин, и такой человек в среднем живет на 8 лет меньше некурящего

9 человек из 10 больных раком легких курили.

В экономически развитых странах мода на курение прошла. В США более 15 млн. человек бросило курить за последние несколько лет, в Англии – более 8 млн. человек.

Сейчас в моде спортивный стиль спортивная фигура, регулярные посещения спортивных залов.

  • еще 1 причина  - болезни, которые могут быть со смертельным исходом, страдают ими почти исключительно мужчины. Пример из такой болезни – гемофилия.
  1. научно – теоретическая часть

Цель:

  • переходим к очередному научно – теоретическому фрагменту, цель которого – выявить причины проявления гемофилии почти исключительно у мужчин.
  • в качестве теоретика буду выступать я

 (рассказ учителя)

                   Гены в аутосомах и в половых хромосомах

- гемофилия обусловлена рецессивным геном, расположенные в Х-хромосоме, поэтому интерозиготные по данному гену женщины обладают нормальной свертываемостью крови

   рассмотрим, какое потомство может появиться у женщины вступающей в брак со здоровым по этому признаку мужчиной.

Н – ген  - нормальная свертываемость крови

h – ген, при котором кровь теряет способность свертываться

- я предлагаю попробовать решить задачу Шевелеву Л. с опорой на алгоритм

(решение у доски)

- так в чем причина этого заболевания почти исключительно у мужчин?

(у мужчин одна Х – хромосома, а если она содержит даже рецессивный признак, то болезнь проявляется, потому что доминантного признака нет, чтобы подавить рецессивный.

(выступление III теоретика)

- мое выступление продолжает еще один теоретик Нагацкий С., эти знания пригодятся вам при изучении новой темы

(выступает Нагацкий С.)

d) Лабораторно – практическая часть

- Мы проследим родословную английской королевы Виктории, от которой гемофилия передалась в русскую царскую семью.

- Итак, лабораторно – практическая часть, задания разные для всех 3-х групп

- Проследите возможные варианты наследования гемофилии

I гр. – Ирена /дочь Алисы/ - носитель гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.

II гр. – сын королевы Виктории – Леопольд, больной гемофилией, женился на здоровой женщине.

III гр. – дочь королевы Виктории – Беатрисса – носитель гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.

Итог лабораторно – практической части.

- Самооценка – сравните свои результаты с фактами и оцените.

  1. ИТОГ УРОКА

- Таким образом, нами изучена тема «Генетика пола».

Вы должны были сформулировать цели нашего сегодняшнего урока

(учащиеся называют цели )

- Давайте сравним

(учитель зачитывает цели  доски)

- Слово предоставляется независимому эксперту

(Шевелев М.)

- Я согласна с выступлением Шевелева М.

Руководители групп оценят работу всех членов группы в соответствии с их вкладом. Мы это учтем на следующем уроке.

Рефлексия. (2 минуты)  

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .

2) Больше всего мне понравилось_________ .

3) Самым интересным сегодня на уроке было

4) Самым сложным для меня сегодня было

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял____________

7) Сегодня я научился_________

8) Сегодня я задумался_________

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 10 классе по теме "Генетика пола".

Разработка урока по теме "Генетика пола" включает в себя конспект урока и приложения: раздаточный материал, итоговый тест , презентацию к уроку....

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.

Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....

План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»

План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...