Конспект урока биологии в 9 классе по теме: « Генетика пола».
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: « Генетика пола». | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 9 классе по теме:
« Генетика пола».
Тема урока: «Генетика пола»
Цель: формировать знания о сущности хромосомного определения пола, его роли в практической биологии; о наследовании признаков человека, сцепленных с полом
Планируемы результаты: узнать, чем определяется пол организмов, причину наследования признаков, сцепленных с полом.
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- овладение навыком самоорганизации
- формировать устойчивый познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола
Направленные на достижение предметных результатов:
- знать особенности наследования признаков, связанных с полом
- рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- развивать умения и навыки решения генетических задач
- способствовать правильность выполнения учебных задач, собственные возможности их решения
- осуществлять самоконтроль, давать оценку своей деятельности на уроке
- ориентироваться в системе знаний
- аргументировать свою точку зрения
Вид учебного занятия: урок.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Урок-исследование.
Оборудование:
- плакат « Генетика пола»;
- таблицы «Требования к устному ответу»;
- « Алгоритм решения задач»;
- « Распределение половых хромосом»;
- « Наследование гемофилии»;
- девиз урока.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя:
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения составила 145, 2 миллиона человек. Из них 77, 6 млн. – женщин, 67, 6 млн. – мужчин, женщин на 10 млн. больше. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33 – летнего возраста. В чем причина такого преобладания, заложено ли это генетически или на это оказывают влияние социальные факторы?
Статистика показала, что такое тяжелое заболевание- гемофилия, при котором кровь теряет способность свертываться, встречается почти исключительно у мужчин, женщины же могут являться только носителями. С чем это связано?
- Объявление темы и целей урока.
На эти и другие вопросы мы ответим, поработав на сегодняшнем уроке, тема которого « Генетика пола».
В конце урока вы должны будете самостоятельно сформулировать цели урока, над которыми будем работать.
Девиз нашего урока:
Думать коллективно,
Действовать оперативно,
Спорить доказательно-
Для всех обязательно!
У нас на уроке присутствует « независимый эксперт» - Шевелёв М., который оценит уровень нашей активности и проанализирует ваши ответы по алгоритму:
- логичность
- последовательность
- связность
- полнота
- предметность
- Повторение пройденного материала.
Слово учителя.
Перед основной работой необходимо провести повторительную разминку, чтобы новая тема явилась продолжением ваших знаний.
- Фронтальный опрос.
- Что такое генетика?
- Фамилии, каких ученых связаны с этой наукой?
- Какие Законы Г. Менделя вы знаете?
- Как читается Закон Т. Моргана?
- Тестовый опрос.
Слово учителя.
Сейчас повторим термины, которые понадобятся при изучении новой темы. Кто желает участвовать в разминке?
Будем работать в группах. Назначьте руководителей. Я и мой помощник будем называть определения терминов, вы его найдете на таблице и покажете номер, под которым он находится. Будете выполнять по команде.
- Особи, не дающие расщепления в следующем поколении и имеющие одинаковые аллельные гены.( Гомозиготные).
- Совокупность всех внутренних признаков организма. (Генотип)
- Слабые признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения.(Рецессивные)
- Одинарный набор хромосом. (Гаплоидный)
- Совокупность всех внешних и внутренних признаков. (Фенотип)
- Сильные признаки, проявляющиеся у гибридов первого поколения. (Доминантные)
- Особи, дающие расщепление в следующем поколении и имеющие разные аллельные гены. (Гетерозиготные)
- Двойной набор хромосом. (Диплоидный)
Знакомство с новыми словами.
Вот два новых слова, с которыми мы познакомимся сегодня при изучении новой темы: аутосомы, половые хромосомы.
c) Итог повторения.
то мы повторили во вступительной части урока?
- Изучение нового материала.
Слово учителя.
Изучение нового материала будет состоять из двух слагаемых:
- научно – теоретической части
- лабораторно – практической части,
- чередующихся друг за другом.
- I научно теоретической части
- на первом научно-теоретическом этапе вы должны узнать как определять пол организма, какие хромосомы относятся к половым, а какие к аутосомам
- в этом нам поможет 1-й теоретик - Ерохина О.
(рассказ ученика)
Итог научно-теоретической части
- итак, какие 2 типа хромосом есть в соматических клетках
- по каким из них из них можно отличить самца от самки?
- Как?
- Но не у всех живых организмов такое распределение половых хромосом. Обратите внимание на таблицу.
(рассказ по таблице)
человек относится к классу млекопитающих, поэтому половые хромосомы женщины - ХХ, мужчины - XY
- Лабораторно – практическая часть
- итак, переходим к следующему этапу – лабораторно – практическому
Цель:
Вы должны будете определить соотношение вероятности рождения мальчиков и девочек по алгоритму решения задачи
- решать будете в тетради, а результаты запишите на листе бумаги, так чтобы было видно всему классу.
по Г ХХ х XY
по Ф Ж М
Х; Х Х; Y
Х Х ; XY; XX; XY
XX – 50% XY – 50%
1 : 1
Итак, взаимооценка
- 1-я группа ваше мнение по оценке решения задачи
- 2-я группа …
- 3-я группа …
Выводы
- итак, генетически заложена вероятность соотношения полов человека 1 : 1
Почему же тогда численность женщин на 10 млн. больше численности мужчин именно с 33-х лет?
Какие причины, по вашему мнению, влияют на это?
- участие в боевых действиях
- работа, связанная с тяжелыми физическими нагрузками и вредными производствами
- злоупотребление алкоголем, курением, наркотическими веществами
(дополнительные сведения)
1 сигарета, выкуренная человеком сокращает жизнь на 12 мин, и такой человек в среднем живет на 8 лет меньше некурящего
9 человек из 10 больных раком легких курили.
В экономически развитых странах мода на курение прошла. В США более 15 млн. человек бросило курить за последние несколько лет, в Англии – более 8 млн. человек.
Сейчас в моде спортивный стиль спортивная фигура, регулярные посещения спортивных залов.
- еще 1 причина - болезни, которые могут быть со смертельным исходом, страдают ими почти исключительно мужчины. Пример из такой болезни – гемофилия.
- научно – теоретическая часть
Цель:
- переходим к очередному научно – теоретическому фрагменту, цель которого – выявить причины проявления гемофилии почти исключительно у мужчин.
- в качестве теоретика буду выступать я
(рассказ учителя)
Гены в аутосомах и в половых хромосомах
- гемофилия обусловлена рецессивным геном, расположенные в Х-хромосоме, поэтому интерозиготные по данному гену женщины обладают нормальной свертываемостью крови
рассмотрим, какое потомство может появиться у женщины вступающей в брак со здоровым по этому признаку мужчиной.
Н – ген - нормальная свертываемость крови
h – ген, при котором кровь теряет способность свертываться
- я предлагаю попробовать решить задачу Шевелеву Л. с опорой на алгоритм
(решение у доски)
- так в чем причина этого заболевания почти исключительно у мужчин?
(у мужчин одна Х – хромосома, а если она содержит даже рецессивный признак, то болезнь проявляется, потому что доминантного признака нет, чтобы подавить рецессивный.
(выступление III теоретика)
- мое выступление продолжает еще один теоретик Нагацкий С., эти знания пригодятся вам при изучении новой темы
(выступает Нагацкий С.)
d) Лабораторно – практическая часть
- Мы проследим родословную английской королевы Виктории, от которой гемофилия передалась в русскую царскую семью.
- Итак, лабораторно – практическая часть, задания разные для всех 3-х групп
- Проследите возможные варианты наследования гемофилии
I гр. – Ирена /дочь Алисы/ - носитель гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.
II гр. – сын королевы Виктории – Леопольд, больной гемофилией, женился на здоровой женщине.
III гр. – дочь королевы Виктории – Беатрисса – носитель гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.
Итог лабораторно – практической части.
- Самооценка – сравните свои результаты с фактами и оцените.
- ИТОГ УРОКА
- Таким образом, нами изучена тема «Генетика пола».
Вы должны были сформулировать цели нашего сегодняшнего урока
(учащиеся называют цели )
- Давайте сравним
(учитель зачитывает цели доски)
- Слово предоставляется независимому эксперту
(Шевелев М.)
- Я согласна с выступлением Шевелева М.
Руководители групп оценят работу всех членов группы в соответствии с их вкладом. Мы это учтем на следующем уроке.
Рефлексия. (2 минуты)
Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял____________
7) Сегодня я научился_________
8) Сегодня я задумался_________
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии в 10 классе по теме "Генетика пола".
Разработка урока по теме "Генетика пола" включает в себя конспект урока и приложения: раздаточный материал, итоговый тест , презентацию к уроку....
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"
Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....
Конспект урока по биологии для учащихся 9 класса на тему: "Генетика пола. Наследование,сцепленное с полом".
Конспект урока по биологии 9 класс на тему "Генетика пола"....
План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»
План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...