Программа дополнительного образования "Микромир"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Расширение кругозора учащихся о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико - экспериментальных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mikromir.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр творчества»
Рассмотрено
на заседании
методического совета
МАУ «Дом творчества»
31августа 2020 г.
Программа дополнительного
образования «Микромир»
Тип программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации программы: 1 год Автор программы:
Кухарь Юлия Николаевна
С. Байкалово, 2020 год
Паспорт программы
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Микромир» |
Направленность программы | Естественнонаучная |
Вид деятельности | Научно-исследовательская деятельность при работе с увеличительными приборами |
Автор-составитель | Педагог дополнительного образования |
Цель программы | Расширение кругозора учащихся о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий |
Задачи программы | Обучающие: - познакомить с историей развития микробиологии; - изучить строение на клеточном уровне представителей различных царств: бактерий, растений, животных и грибов, научить готовить культуры одноклеточных организмов. Развивающие: - формировать практические навыки работы со световым микроскопом и цифровым лабораторным оборудованием; - Сформировать навыки написания письменных работ: сообщений, докладов, исследовательских работ. Воспитательные: - Формирование научного мировоззрения и культуры интеллектуального труда; - Стойкий интерес к биологии, биологическому эксперименту. |
Объем программы | 68 часов (1 год) |
Дата создания программы | Май 2018 года |
Целевая аудитория | Учащиеся 10 – 14 лет |
Формы занятий | Групповые, мелкогрупповые, индивидуальные, репетиционная работа и пр. Наполняемость группы – 15 человек |
Режим занятий | По 2 академических часа 1 раз в неделю |
Ожидаемые результаты | По окончании обучения воспитанники будут Знать:
Уметь:
|
Формы аттестации | Выступление на сетевой конференции «Наукоград» |
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Микромир» составлена согласно требованиям Федерального закона РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г №06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», а также СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организаций дополнительного образования детей»
Новизна программы заключается в устранении противоречия между актуальностью и востребованностью данного аспекта биологического образования и отсутствием возможности для заинтересованных в таком образовании школьников приобрести систематизированные навыки работы с микроскопом для изучения микромира.
Актуальность программы обусловлена, во-первых, тем, что современный экологически и биологически грамотный человек не может не уметь работать с микроскопом и не иметь должного представления о микромире; во-вторых, востребованностью у студентов биологических специальностей ВУЗов, техникумов и академий навыков работы с микроскопом; и, в-третьих, многочисленными открытиями, сделанными благодаря применению микроскопа, в области микробиологии, генетики, биоинженерии (клонирование и создание генетически модифицированных организмов, расшифровка генома человека и т.п.).
Занятия по программе объединения призваны дополнить количество часов на изучение царств живой природы в школьной программе для обучающихся, проявляющих интерес к экспериментальной биологии.
На занятиях можно повторить и углубить знания по определённым разделам биологии ученикам 4-8 классов, а также сформировать практические навыки работы со световым и цифровым микроскопом и развить исследовательские умения обучающихся.
Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому занятия позволят углубить знания учащихся по данным разделам биологии на экспериментальном уровне
Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес, особенно работа с новыми ИКТ технологиями (цифровым микроскопом). Благодаря использованию данных технологий учащиеся имеют возможность не только наблюдать объекты живой природы, но и записывать видео, наблюдать циклы развития, которые описаны в учебнике. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают экспериментальные умения и навыки, углубляют связь теории с практикой, помогут учащимся определиться с выбором профессии
Педагогическая целесообразность. Через использование увеличительных приборов у учащихся формируется представление о многообразии живого микромира. Значении данных организмов в природе и жизни человека.
Цель программы: расширение кругозора учащихся о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий.
Задачи программы
Обучающие задачи:
- познакомить с историей развития микробиологии;
- изучить строение на клеточном уровне представителей различных царств:
бактерий, растений, животных и грибов, научить готовить культуры одноклеточных организмов.
Воспитательные задачи:
- Формирование научного мировоззрения и культуры интеллектуального труда;
- Стойкий интерес к биологии, биологическому эксперименту.
Развивающие задачи:
- формировать практические навыки работы со световым микроскопом и
цифровым лабораторным оборудованием;
- Сформировать навыки написания письменных работ: сообщений, докладов, исследовательских работ.
2. Задачи и ожидаемые результаты программы
№ | Задачи | Ожидаемый результат | Показатели результативности |
Обучающий блок | |||
1 | Дать учащимся базовые знания о микромире | Воспитанники владеют базовыми знаниями о микромире (в том числе об истории создания микроскопа) | Использование воспитанника соответствующий терминологией, ее понимание и правильное употребление. Знание строения микроскопа. Качественная трансляция знаний младшим школьникам |
2 | Познакомить учащихся с правилами ТБ при работе с микроскопом | Учащиеся знают правила техники безопасности при работе с микроскопом и применяют его на практике. | Отсутствие травматизма в кружке, сохранность оборудования. Выполнение требований при работе с микроскопом. |
3 | Научить учащихся работать с увеличительными приборами | Учащиеся владеют навыками при работе с увеличительными приборами | Самостоятельная работа с микроскопом. Умение пользоваться разными видами увеличительных приборов. |
Воспитательный блок | |||
1 | Повышать мотивацию у учащихся к изучению окружающего мира | Учащиеся стремятся к нестандартному решению поставленных задач | Креативность при решении поставленных задач. |
2 | Научить учащихся работать в команде | Учащиеся могут работать в команде | Успешное выполнение командных заданий, взаимопомощь при работе, чувство ответственности за общее дело. |
Развивающий блок | |||
1 | Развивать у учащихся интерес к изучаемому предмету | Устойчивый интерес у учащихся к изучению микромира | Самостоятельное изучение дополнительных источников информации по теме: «Микромир» |
2 | Формировать у учащихся дисциплинированность, ответственность, стремление добиться высоких результатов | Учащиеся ответственны, дисциплинированны, нацелены на результативность | Ответственное отношение к выполняемым заданиям, их детальная отработка |
3 | Формирование навыков проектного мышления | Обучающиеся способны создавать собственные идеи и находить ресурсы для их конечного результата | Самостоятельная проработка в рамках заданной деятельности |
3. Организационно – педагогические условия
Программа «Микромир» реализуется в очной форме. Основная форма работы с обучающимися – учебно – практическая деятельность. Режим занятий – 1 занятие в неделю по 2 академических часа. Для рационального распределения времени занятий и соблюдения режима проветривания перерыв в занятии происходит через 30иминут после его начала; таким образом обеспечивается профилактика утомляемости младших школьников. Обучение по программе происходит на протяжении30 учебных недель. Если по объективным причинам (праздничные дни, карантин, командировка и т.п) занятие не может быть проведено согласно расписанию, по согласованию с родителями оно восстанавливается. Таким образом, обеспечивается соблюдение пункта 1.1 статьи 48 ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании». Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете «Науколаб». Программа рассчитана на широкий диапазон обучающихся 10 – 14 лет. При этом учитываются особенности нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172 – 14. Занятия носят познавательный характер, обеспечены демонстрационным материалом, что позволяет их адаптировать к конкретному возрасту. При этом в одной группе занимаются ребята разного возраста, что обеспечивает непрерывную работу системы наставничества. Программа рассчитана на 1 год обучения, общий объем составляет 61 час. Набор в группы свободный. Максимальная наполняемость 15 человек. На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса, индивидуальная, групповая, парная, которая может быть представлена парами сменного состава, где действует разделение труда, учитывающие интересы и способности каждого обучающего, существует взаимный контроль.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
- словесные, наглядно – демонстрационные, практические.
Проводятся следующие виды занятий: комбинированные, практические под руководством педагога по формированию и закреплению навыков, соревнования.
Формы занятий: лекции, презентации, практикумы, дискуссии, экскурсии, обучающие игры, мозговой штурм, защита проектов.
Мониторинг результатов освоения программы осуществляется с помощью следующих методов отслеживания успешности овладения обучающимися содержания программы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, опросов, контрольные задания.
4.Учебный план
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов | Количество часов | Форма контроля (аттестации) | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | опрос | |
2 | От микроскопа до микробиологии | 3 | 1 | 2 | тестирование |
3 | Приготовление микропрепаратов | 3 | 3 | Пед. наблюдение | |
4 | Бактерии | 12 | 5 | 7 | тестирование |
4.1 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 2 | 2 | тестирование | |
4.2 | Распространение и значение бактерий | 2 | 2 | тестирование | |
4.3 | Посев и наблюдение за ростом бактерий | 8 | 1 | 7 | Пед. наблюдение |
5 | Плесневые грибы | 8 | 2 | 6 | опрос |
5.1 | Значение плесневых грибов | 1 | 1 | тестирование | |
6 | Водоросли | 7 | 2 | 5 | Пед. наблюдение |
6.1 | Водоросли – обитатели аквариума | 4 | 1 | 3 | тестирование |
7 | Лишайники – симбиотические организмы | 4 | 1 | 3 | опрос |
8 | Одноклеточные животные | 5 | 1,5 | 5,5 | тестирование |
8.1 | Простейшие – возбудители заболеваний человека и животных | 2 | 1 | 1 | опрос |
8.2 | Изучение поведения одноклеточных животных | 1 | 1 | опрос | |
9 | Зоопланктон и фитопланктон аквариума | 4 | 0,5 | 3,5 | тестирование |
10 | Микроскопические животные – паразиты растений: паутинный клещ, трипсы | 4 | 1 | 5 | тестирование |
11 | Подготовка мини- проектов | 4 | 2 | 6 | Пед. наблюдение |
12 | Защита мини-проектов | 2 | 2 | Пед. наблюдение | |
Итого: | 61 | 21 | 49 |
5. Календарный учебный график
Образовательный процесс длится с октября по май. Общая продолжительность обучения по программе – 1 учебный год. Общее количество часов по программе – 61. Занятия проводятся по пятницам 15.00 – 17.00. Режим занятий 1 занятие продолжительностью 2 академических часа. Если по объективным причинам (праздничные дни, карантин, командировка и т.п) занятие не может быть проведено согласно расписанию, по согласованию с родителями оно восстанавливается. Таким образом, обеспечивается соблюдение пункта 1.1 статьи 48 ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании»
Уровень обучения | Продолжительность занятий | Периодичность | Кол – во часов в неделю | Кол – во часов в год |
стартовый | 2 ак. часа | 1 раз в неделю | 2 часа | 61 |
6. Рабочая программа
6.1 Календарно – тематическое планирование
месяц | Номер занятия | Кол – во часов | Раздел, тема и краткое содержание занятия | Форма занятия | Форма контроля | Мероприятия за рамками учебного плана |
октябрь | 1 | 1 | Водное занятие Знакомство с содержанием курса, системой занятий, особенностями и перспективами. Вводный инструктаж. Определение материально – технической базы для занятий. | Беседа, диалог | опрос | Акция «Красота микромира» |
2 | 1 | От микроскопа до микробиологии Знакомство с историей создания микроскопов, определение перспектив науки микробиологии | презентация | Доклад информации | ||
3 | 1 | Правила работы со световым микроскопом. Изучение строение светового микроскопа | практикум | тестирование | ||
4 | 1 | Правила работы с цифровым микроскопом Изучение устройства и работы цифрового микроскопа | практикум | тестирование | ||
5 | 1 | Приготовление микропрепаратов: Кожица лука Создание временных микропрепаратов и их фиксация | практикум | наблюдение | ||
6 | 1 | Приготовление микропрепаратов: листа герани Создание временных микропрепаратов и их фиксация на примере листа герани. | практикум | наблюдение | ||
7 | 1 | Микромир аквариума (планктон) Изучение микрофлоры водоемов. Знакомство с одноклеточными и многоклеточными водорослями | практикум | наблюдение | ||
8 | 1 | Микромир аквариума (бентос) Изучение микрофауны водоемов. Знакомство с Типом Простейшие животные | практикум | наблюдение | ||
ноябрь | 9 | 1 | Строение растительной клетки Практическая работа по изучению особенностей растительной клетки | практикум | наблюдение | Акция «Мир микромира» |
10 | 1 | Строение животной клетки Работа с фиксированными микропрепаратами, по изучению особенностей животной клетки | практикум | тестирование | ||
11 | 1 | Строение бактериальной клетки Изучение бактериальной клетки на фиксированных препаратах | практикум | тестирование | ||
12 | 1 | Жизнедеятельность бактерий Изучение бактериальной клетки на временных препаратах | Практикум | наблюдение | ||
13 | 1 | Роль бактерий в природе Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека | Практикум | тестирование | ||
14 | 1 | Роль бактерий в жизни человека Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека | Практикум | тестирование | ||
15 | 1 | Распространение бактерий Определение нахождение бактерий в окружающей среде | Практикум | тестирование | ||
16 | 1 | Практическая работа «Посев и наблюдение за ростом бактерий» Выполнение работы по выращиванию бактерий на питательных средах | Практикум | наблюдение | ||
декабрь | 17 | 1 | Практическая работа «Посев и наблюдение за ростом бактерий». Выполнение работы по выращиванию бактерий на питательных средах | Практикум | наблюдение | Акция «Грибы» |
18 | 1 | Бактерии зубного налёта Изучение особенностей бактерий находящихся на зубной эмали | Практикум | наблюдение | ||
19 | 1 | Бактерии картофельной палочки Выращивание бактерий гниения на картофельной питательной среде. | Практикум | наблюдение | ||
20 | 1 | Бактерии сенная палочка Выращивание бактерий гниения на сене | Практикум | наблюдение | ||
21 | 1 | Бактерии сенная палочка Выращивание бактерий гниения на сене | Практикум | наблюдение | ||
22 | 1 | Многообразие плесневых грибов Изучение особенностей строения плесневых грибов | Практикум | наблюдение | ||
23 | 1 | Строение и жизнедеятельность плесневых грибов Изучение особенностей строения плесневых грибов | Практикум | наблюдение | ||
январь | 24 | 1 | Значение плесневых грибов Изучить особенности строения и значения плесневых грибов | Практикум | наблюдение | Акция «Микромир водоемов» |
25 | 1 | Пр. работа «Мукор». Изучить особенности строения и значения плесневых грибов на примере мукора | Практикум | наблюдение | ||
26 | 1 | Пр. работа «Пеницилл». Изучить особенности строения и значения плесневых грибов на примере пеницилла | Практикум | наблюдение | ||
27 | 1 | Практическая работа «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов» | Практикум | наблюдение | ||
28 | 1 | Водоросли. Познакомиться с многообразием водорослей | Практикум | наблюдение | ||
29 | 1 | Водоросли – обитатели аквариума. Познакомиться с многообразием, строением одноклеточных водорослей | Практикум | наблюдение | ||
30 | 1 | Лабораторная работа «Водоросли – обитатели аквариума» Познакомиться с многообразием, строением многоклеточных водорослей | Практикум | наблюдение | ||
февраль | 31 | 1 | Лишайники – симбиотические организмы. Изучение многообразия лишайников Тюменской области | практикум | анкетирование | Акция «Симбиоз» |
32 | 1 | Лишайники – симбиотические организмы Изучение особенностей строения лишайников | практикум | анкетирование | ||
33 | 1 | Лабораторная работа «Рассматривание среза лишайника под микроскопом» Изучение под микроскопом клеток лишайника | Практикум | наблюдение | ||
34 | 1 | Одноклеточные животные. Классификация простейших Изучение систематики одноклеточных организмов | практикум | анкетирование | ||
35 | 1 | Инфузория туфелька Изучение особенностей типа Простейшие на примере Инфузории туфельки | практикум | анкетирование | ||
36 | 1 | Жгутиконосцы Изучение особенностей типа Простейшие на примере Эвглены зеленой | практикум | анкетирование | ||
37 | 1 | Простейшие – возбудители заболеваний человека и животных. Познакомиться с циклом развития простейших организмов | практикум | анкетирование | ||
38 | 1 | Изучение поведения одноклеточных животных Изучение особенностей поведения одноклеточных организмов в разных средах обитания. | практикум | анкетирование | ||
март | 39 | 1 | Зоопланктон Знакомство с многообразием зоопланктона | практикум | анкетирование | Акция «Будь внимателен» |
40 | 1 | Зоопланктон Знакомство со строением зоопланктона | практикум | анкетирование | ||
41 | 1 | Фитопланктон Знакомство с многообразием фитопланктона | практикум | анкетирование | ||
42 | 1 | Фитопланктон Знакомство со строением фитопланктона | практикум | анкетирование | ||
43 | 1 | Лаб. работа «Изучение видового состава сенного настоя» Наблюдение за бактериями гниения | Практикум | наблюдение | ||
44 | 1 | Микроскопические животные – паразиты растений: паутинный клещ, тля, трипсы Изучение многообразия простейших ведущих паразитический образ жизни | Практикум | наблюдение | ||
45 | 1 | Микроскопические животные – паразиты растений: паутинный клещ, тля, трипсы Изучение многообразия простейших ведущих паразитический образ жизни | Практикум | наблюдение | ||
апрель | 46 | 1 | Работа над проектом Определение темы проектной деятельности | Практикум | наблюдение | Акция «Будь готов» |
47 | 1 | Работа над проектом Формулировка цели и задач проекта | Практикум | наблюдение | ||
48 | 1 | Работа над проектом Постановка гипотезы, объекта, предмета исследования. Определение методов | Практикум | наблюдение | ||
49 | 1 | Работа над проектом Работа над основной частью проекта | Практикум | наблюдение | ||
50 | 1 | Работа над проектом Работа над основной частью проекта | Практикум | наблюдение | ||
51 | 1 | Работа над проектом Работа над основной частью проекта | Практикум | наблюдение | ||
52 | 1 | Работа над проектом Работа над основной частью проекта | Практикум | наблюдение | ||
53 | 1 | Работа над проектом Работа над основной частью проекта | Практикум | наблюдение | ||
май | 54 | 1 | Подготовка к защите проекта Работа над основной частью проекта | Практикум | наблюдение | Акция «Весенний марафон» |
55 | 1 | Подготовка к защите проекта | Практикум | наблюдение | ||
56 | 1 | Защита проекта Защита проектов | Практикум | наблюдение | ||
57 | 1 | Защита проекта Защита проектов | Практикум | наблюдение | ||
58 | 1 | Удивительный микромир | Практикум | наблюдение | ||
59 | 1 | Экскурсия к водным объектам | экскурсия | наблюдение | ||
60 | 1 | Экскурсия в школьный парк | экскурсия | наблюдение | ||
61 | 1 | Обобщающее занятие | практикум | анкетирование | ||
итого | 61 | 61 |
Порядок изучения отдельных тем, формы занятия и промежуточного контроля, мероприятия за рамками учебного плана могут быть изменены в зависимости от условий обучения (актированные дни, карантин), интересов детей (внеплановое участие в конкурсах). Неизменным остается общий объем программы.
7. Методические материалы
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса мне как учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей 4 – 8 классов: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. Для практических и лабораторных занятий необходимы: световые микроскопы, цифровые микроскопы, лаборатория лабораторное оборудование, ручные лупы, коллекции лишайников, таблицы. Бактерии, грибы, водоросли, дрожжи для изучения школьники выращивают сами и готовят микропрепараты. На уроке закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
7.1 Организация работы с обучающимися и родителями вне учебного плана
Реализация программы «Микромир» предполагает не только образовательную деятельность. Грамотно спланированная воспитательная работа помогает укрепить у учащихся базу знаний, а также способствует вовлечению родителей в сферу интересов детей.
месяц | Мероприятия, организуемые для обучающихся объединения и их родителей | Массовые мероприятия различного уровня, в которых обучающиеся могут принимать участие | Конкурсные мероприятия, соревнования различного уровня |
Октябрь | Организационное родительское собрание | Акция «Красота микромира» | |
Ноябрь | Поздравление «Моя мама – лучше всех» | Акция «Мир микромира» | Областной конкурс «Природа, культура, этнос» |
Декабрь | Зимние потешки | Акция «Грибы» | Областной конкурс «Подрост» |
Январь | Акция «Микромир водоемов» | ||
Февраль | Викторина «А, ну – ка парни!» | Акция «Симбиоз» | |
Март | Игровая программа «Кто милее всех на свете?» | Акция «Будь внимателен» | |
Апрель | Акция «Будь готов» | Областная акция «День птиц» | |
Май | Родительское собрание по итогам года | Акция «Весенний марафон» | Защита проектов |
8. Оценочные материалы
Оценочные материалы созданы в формате онлайн тестирования на платформе Online Test Pad, где каждый учащийся индивидуально в режиме реального времени осуществляет выполнение тестовых заданий по изученной теме. Так же может познакомиться с результатами тестирования и исправить ошибки при выполнении теста еще раз.
8.1 Материально – техническое обеспечение
Для организации работы объединения «Микромир» имеется специализированный кабинет «Науколаб» со следующим оборудованием: световые и цифровые микроскопы с программным обеспечением, готовые фиксированные микропрепараты, наборы для создания временных препаратов.
9. Кадровое обеспечение
Наименование программы | Объем программы (кол – во академ. часов) | Всего обучающихся | Кол-во человекочасов | Кол – во обучающихся в группе | Кол – во групп | Объем программы в неделю | Объем пед. нагрузки (кол – во академ. чаов) | Кол – во ставок ПДО |
Микромир | 61 | 15 | 915 | 15 | 1 | 2 | 2 |
10. Используемая литература
Для реализации поставленной цели и задач педагогом дополнительного образования используется следующая литература:
- Энциклопедия для детей том 2. Москва, 1995г.
2. Семенов А.М., Логинова Л.Г. Микроорганизмы. Особенности строение и жизнедеятельности. Биология в школе 1991г. № 6.
3. Семенов А.М., Логинова Л.Г. Селекция микроорганизмов и использование их в биотехнологии. Биология в школе, 1993г, №1
4. Л. Н. Дорохина, А.С.Нехлюдова, Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии, Москва.1990г.
5. Н.М.Антипова, М.П.Травкин. Бактерии как объект изучения.
6. А.А.Гуревич Пресноводные водоросли (определитель). Из –во «Просвещение», 2004
7. М. И. Бухар Популярно о микробиологии. Издательство «Знание» 1989 г.
8. А.А.Яхонтов Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1987 г.
9. Л.В.Янушкевич Многообразие простейших Биология в школе, №4 2003г.
10. А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов Биологический эксперимент в школе. Москва: «Просвещение», 1990г.
11. Биология в школе 2005 № 7 Лабораторные опыты по экологии
Литература для родителей:
- А.Яхонтов Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1987 г.
- Жизнь растений, Том 1
Литература для детей:
- Энциклопедия для детей том 2. Москва, 1995г.
- М. И. Бухар, Популярно о микробиологии. Издательство «Знание» 1989 г.
- А.А.Гуревич Пресноводные водоросли (определитель). Из –во «Просвещение», 2004
- Энциклопедия для детей «Хочу всё знать», т. 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...