Урок биологии в 5 классе на тему "Экологические факторы среды"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Елена Викторовна Манджиева

Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе,  бережного и рационального отношения к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии в 5 классе

Тема урока: Экологические факторы среды  

Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе,  бережного и рационального отношения к ней.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  1. Выделять существенные признаки экологических  факторов природы
  2. Различать на рисунках факторы неживой природы, живой природы и  антропогенные
  3. Уметь объяснить роль антропогенного фактора на природу

Метапредметные:

1.Уметь работать с текстом, выделять в нём главное

2.Уметь работать с рисунками в учебнике

Личностные:

  1. Проявлять учебно – познавательный интерес к живой природе, её многообразию

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки для проверки домашнего задания, рисунки на тему «Влияние человека на окружающую среду», карточки для закрепления нового материала, презентация к уроку «Экологические факторы среды», стаканчики с семенами для проведения исследования

                                Ход урока

I   этап   Организационный момент

Девиз:

У того, кто учится

Всё всегда получится!

Мотивация учащихся на работу

Встали ровно, повернулись

и друг другу  улыбнулись.

Если хочешь отвечать, надо руку поднимать

И, конечно же, вставать!

(проверка готовности учащихся к уроку)

ll этап Проверка знаний

1.Учитель называет живой организм, а учащиеся  показывают карточки с буквами.

(аист, щука, крот, блохи, акула, заяц, синица, кит, аскарида, слепыш)

2.Презентация ««Экологические факторы среды» Слайд 1

lll этап Актуализация знаний  

Учитель. У каждого живого организма есть своя среда обитания, к которой он приспособлен. Слайд 2

- Что называется  средой обитания? (Совокупность условий, в которых обитает организм)

- Что такое место обитания?  (наиболее благоприятные условия среды обитания) Слайд 3

-Какие среды обитания вы знаете? Слайд 4, 5, 6

- Хорошо ли разным организмам  жить в своей среде? (иногда бывает не очень хорошо)

- Почему? (потому что на них действуют условия среды обитания) Слайд 7, 8

-Какие? Что может вызвать неудобства птице при полёте? ( ветер, дождь. снег и т. д.)

                Небо светло – голубое,

                Солнце светит золотое,

                Ветер листьями играет,

                Тучка в небе проплывает,

                Цветы, деревья и трава,

                Горы, воздух и листва,

                Птицы, звери и леса,

                Гром, туманы и роса

                Человек и время года – это факторы природы.

Итак, условия среды называются факторами природы. Изучением факторов среды обитания, которые влияют на живые организмы,  занимается наука – экология. Поэтому факторы среды можно назвать экологическими. Это и есть тема нашего урока. (Экология  - наука о связях живых организмов между собой и окружающей средой) Слайд 9

IV этап Работа с учебником

  1. стр. 78

- Какими бывают экологические факторы среды?

2. стр. 78 Факторы неживой природы

- Какие условия среды относятся к факторам неживой природы?

3. Небольшая исследовательская работа

Цель: Как влияет зкологический фактор  - влажность на прорастание семян фасоли. Эту работу выполнял Муравьёв Артём

  1. Что произошло с семенами, которые находились целиком в воде?
  2. Что произошло с семенами, которые находились без воды?
  3. Что произошло с семенами, которые только смачивались водой?

Вывод: Экологический фактор – влажность может оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное влияние.

Физминутка

- Послушайте внимательно ещё одно стихотворение

        Соседи, соседи: жуки и медведи,

        Орлы и козявки, деревья и травки…

        Прожить без соседей – увы! – невозможно.

        Иных обойдёжь далеко, осторожно.

        Иными, как раз хорошо закусить,

        А с кем – то под крышей теплее прожить.

        Иные годятся для дальней дороги,

        Другие поднимут тебя по тревоге.

        А эти соседи помогут в беде.

        Соседи, соседи – всегда и везде!

- Ребята, о каких факторах идёт речь в этом стихотвореннн?

4. Чтение материала учебника на стр. 78 – 79

- Приведите примеры влияния факторов живой природы на живые организмы.

- Какие же факторы природы относятся к факторам живой природы? (растения, животные, микроорганизмы)

Итак, мы подошли к следующему фактору – антропогенному.

- Найдите ответ на вопрос, какой фактор называется антропогенным?  стр.80

- Как антропогенный фактор изменяет среду, окружающую человека?

                Сколько исчезло с планеты зверья,

                Растений, и это восполнить нельзя.

                И если теперь не спасти нам остатки,

                Мы завтра в Сахаре проснёмся,  ребятки!

                Нельзя переделывать с ходу природу,

                Она устоялась не с прошлого года.

                Реки, озёра, леса и луга

                Должны сохраняться всерьёз и всегда!

5.Грустная история  Слайд 10

-Ребята, почему рассказ называется «Грустная история»?

-Как вели себя дети в лесу?

- Какие правила поведения в природе вы знаете?

Слайд 11

Мы теперь знаем всё о факторах среды и сможем правильно распределить все факторы по своим местам с объяснением.

                        

lV этап Закрепление

        (Раздаю карточки)

V этап Итог урока, выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: « Природное сообщество. Экологические факторы среды».

Урок для учащихся 5 классов. Знакомство с экологическими факторами....

УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке,  углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...

Урок биологии в 5 классе тема "Экологические факторы среды"

Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе,  бережного и рационального отношения к ней....