Конспект урока на тему : «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»
план-конспект урока по биологии (6 класс)
конспект урока на тему урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных» | 689.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Биология |
Класс | 6 |
Тема | Внешнее строение и функции листа |
Цель | способствовать формированию представлений о морфологических особенностях листа, пониманию зависимости между строением и выполняемыми функциями; изучить особенности классификации листьев; |
продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитание культуры труда; | |
способствовать обучению обучающихся умению комментировать прочитанный текст, находить необходимые сведения в тексте, продолжить развитие биологической речи, памяти, мышления | |
Планируемые результаты | Личностные: -готовность к конструктивной совместной деятельности; - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке. Метапредметные: Универсальные познавательные действия - выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; Универсальные исследовательские действия: - запоминать и систематизировать биологическую информацию; Универсальные коммуникативные действия: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения работы; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - оценивать соответствие результата цели. Предметные: - применять биологические термины и понятия; - выявлять причинно-следственные связи между строением и выполняемыми функциями; - классифицировать растения и их части по разным основаниям; - владеть приёмами работы с биологической информацией. |
Оборудование | рабочие листы, учебник (Биология: 5-6 классы: учебник / В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк; под ред. В. В. Пасечника. – 12-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 224 с.) |
Тип урока | усвоение новых знаний |
Ход урока.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Взаимное приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
А) АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
-На какие группы подразделяют органы растений?
-Какие органы растения относят к вегетативным?
Б) МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отгадайте загадку:
Зелёный – висит, жёлтый – летит, а чёрный – лежит.
О чём идёт речь? /о листе/
Соответственно и речь сегодня на уроке пойдёт о … /листьях/
Исходя из знаний о плане изучения органов растений, сделайте предположение о теме и целях урока /обучающиеся вместе с учителем формулируют тему и цели урока/.
III.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Посмотрите на рисунок 1 рабочего листа. Что на нём изображено? /листья/
В чём сходство данных листьев? Чем они отличаются друг от друга? /подвести обучающихся к мысли, что описать сходство и отличие листьев сложно из-за недостатка знаний терминологии/
В таком случае давайте ликвидируем пробел в наших знаниях. Демонстрация изображения листа на доске:
Лист состоит из листовой пластинки и основания. У большинства листьев между пластинкой и основанием имеется суженная стеблевидная часть – черешок. Иногда основание имеет парные выросты – прилистники.
А теперь вернёмся к первоначальным вопросам: что общего и отличного можно выделить у данных листьев? /у всех имеется листовая пластинка и основание, некоторые имеют прилистники и/или черешок, отличаются формой и размерами/
Наличие или отсутствие черешка положено в основу классификации листьев. По данному признаку их подразделяют начерешковые и сидячие.
По форме листовой пластинки листья можно разделить на округлые, яйцевидные, овальные, стреловидные и др.
Листья различаются также по краю листовой пластинки. Например, у тополя цельный край листовой пластинки, а у берёзы – пильчатый.
Ребята, как вы думаете, почему у листа такая широкая листовая пластинка? /для лучшего выполнения функций/
А какие функции, характерные для всего растения, выполняет лист? /фотосинтез, дыхание, испарение воды/
Посмотрите на рисунок 3 рабочего листа. Чем отличаются эти листья друг от друга? /дойти до ответа – количеством листовых пластинок/
Верно, листья могут иметь одну листовую пластинку, а могут – несколько. По данному признаку листья подразделяются напростые и сложные.
Как вы считаете, какие листья будут называться простыми? /листья, имеющие 1 листовую пластинку/
Сформулируйте определение сложного листа /сложный лист – лист, состоящий из нескольких соединённых листовых пластинок/.
А теперь посмотрите на изображения под номерами 4,6,7,8,9 – в чём их особенность?
Прочтите текст о простых и сложных листьях в рабочем листе.
Как классифицируют сложные листья? /ответы обучающихся/
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
А теперь обратимся к параграфу 43 учебника. Прочтите пункт «Жилкование».
Что такое жилки? /проводящие пучки/
А что такое жилкование? Запишите в тетрадях:
Расположение жилок в пластинке листа называютжилкованием.
Каким бывает жилкование листьев? Для каких растений характерны такие виды?
Обратите внимание, что жилкование листьев является одним из признаков, по которым мы определяем принадлежность растения к определённому классу.
А можно ли при такой классификации основываться только на данном признаке? Почему? /нельзя, есть исключения из правил/
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Давайте вспомним основные вопросы, которые мы изучили сегодня на уроке /ответы обучающихся/.
2. Посмотрите на изображения листьев на доске. Опишите данные листья с точки зрения сегодняшней темы по всем возможным направлениям.
/Работа обучающихся с последующей взаимопроверкой в парах/
3. Составьте кластер по теме урока.
V.РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Вспомните цели нашего урока. Как вы думаете, они достигнуты? Почему вы так считаете?
VI.Д/З: выучить § 43, письменно ответить на вопрос из категории «Подумайте!» на стр.175.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ
«ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЛИСТА»
Рис.1.Разнообразие листьев
Рис.2. Виды листьев по форме края листовой пластинки
Рис.3.
Листья простые и сложные.В зависимости от количества листовых пластинок на черешке различают листья простые и сложные.
Простой лист состоит из черешка и одной листовой пластинки. Во время листопада он полностью отпадает. Сложный лист имеет несколько листовых пластинок, расположенных на общем черешке. Каждую пластинку сложного листа, которая во время листопада может отпадать самостоятельно, называют листочком.
Тройчатые листья имеют всего три листочка, которые своими короткими черешочками прикрепляются к общему черешку (например, у клевера). У пальчатосложных листьев строение сходное, но количество листочков превышает три (например, у конского каштана). У перистосложных отдельные листочки расположены попарно вдоль общего черешка. У парноперистых листьев верхушка общего черешка заканчивается парой листочков (например, у гороха), а у непарноперистых – одним (например, у шиповника, рябины).
Рис.4. Сложные листья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по теме: " Фотосинтез".
План конспект урока....
Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"
Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...
Конспект урока по биологии: " Покровные ткани растений и животных"
конспект урока биологии...
Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".
Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....
Конспект урока по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"
Конспект урока по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"...
Маршрутная карта урока по теме «Покровные ткани растений и животных»
Маршрутная карта урока по теме «Покровные ткани растений и животных»Урок самостоятельного открытия новых знанийРазработан по учебнику Л.Н. Сухоруковой...
Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»
Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»...