Статья "Электронные образовательные ресурсы в практике работы учителя биологии"
материал по биологии
Модернизация российского образования предполагает использование в учебном процессе различных электронных ресурсов. Проведение уроков с использованием ИКТ - это огромный пласт образования, который активно разрабатывается. На таких уроках учащиеся включаются в учебный процесс гораздо активнее и быстрее. В соответствии со стандартом ГОСТ 7.23-2001, используется общий термин «электронные ресурсы» и аббревиатура ЭОР. Как отмечается в Универсальной энциклопедии Кирилла и Мефодия, «Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – основной компонент информационной образовательной среды (ИОС), - которые ориентированы на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникативных технологий, на применение новых методов и форм обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_eor.docx | 358.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Электронные образовательные ресурсы
в практике работы учителя биологии
Манджиева Е.В., учитель биологии
МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ»
Модернизация российского образования предполагает использование в учебном процессе различных электронных ресурсов. Проведение уроков с использованием ИКТ - это огромный пласт образования, который активно разрабатывается. На таких уроках учащиеся включаются в учебный процесс гораздо активнее и быстрее. В соответствии со стандартом ГОСТ 7.23-2001, используется общий термин «электронные ресурсы» и аббревиатура ЭОР. Как отмечается в Универсальной энциклопедии Кирилла и Мефодия, «Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – основной компонент информационной образовательной среды (ИОС), - которые ориентированы на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникативных технологий, на применение новых методов и форм обучения» [2].
В некоторых источниках встречается использование аббревиатуры ЦОР - цифровые образовательные ресурсы. В настоящее время ЦОР рассматриваются как часть электронных образовательных ресурсов. Использование электронных образовательных ресурсов актуально в системе эколого-биологического образования, которое мы рассматриваем как единство процессов обучения, развития и воспитания обучающихся. ЭОР дают уникальную возможность для рассмотрения биосферы на всех уровнях жизни в комплексе и многообразии, взаимодействии всех её частей и взаимном влиянии друг на друга, позволяет ознакомить учащихся с представителями экосистем родного края, оценить роль хозяйственной деятельности человека на биологическое разнообразие экосистем и здоровье человека.
Наш современный мир находится в зависимости от информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку они стали привычным явлением во всех сферах общественной жизни. Для людей компьютер стал незаменимым помощником, как в учебе, так и в работе и отдыхе. С помощью Интернета упростился поиск и получение необходимой информации, активизировалось общение людей на совершенно ином уровне, которое привело к появлению особого явления – информационной образовательной среды. В настоящее время люди включаются в эту среду с раннего детства. Современные учащиеся в большинстве своём не мыслят жизнь без компьютера, поэтому задача педагога так организовать процесс обучения, чтобы ЭОР были не формальным, а естественным элементом урока, внеурочного занятия и выполняли мотивационно-побуждающую, систематизирующую, корректирующую или контролирующую роль.
Использование ЭОР приводит к решению следующих проблем:
• повышение мотивации учащихся к изучению предмета, к пониманию процессов, происходящих на разных уровнях жизни,
• более глубокое изучение материала, повышение уровня усвоения учебного материала,
• эффективное формирование УУД,
• экономия времени на уроке, интеграция изучаемого материала.
Используя ЭОР, мы способствуем визуализации рассматриваемых объектов, явлений и процессов. Сложный, порою непонятный материал, становится интересным и доступным. Появилась возможность показать в интерактивном режиме, как работают клетки, органы и системы органов, какие процессы происходят в экосистемах и т.п. Для учителя ЭОР важны в плане организации интерактивного обучения, что повышает мотивацию учащихся и ведёт к повышению качества проведенного урока. Все интерактивные средства обучения применяю системно, учитывая цели, задачи эколого-биологического образования, особенности развития обучающихся. Применение ЭОР помогает повысить эффективность обучения, развивать интеллектуальный кругозор, творческие и познавательные способности обучающихся, повышать мотивацию, формировать УУД, стимулировать активную познавательную деятельность, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Ведущая идея: использование ЭОР позволит создать условия для успешного решения задач эколого-биологического образования на разных уровнях обучения.
ФГОС предусматривает формирование метапредметных УУД. Использование различных учебных электронных материалов (презентаций, кроссвордов, интерактивных упражнений, занимательных заданий, тестов, электронных таблиц, видео и т.п.) помогает успешно учиться школьникам и овладевать этими УУД в интерактивном режиме.
Использование интерактивных ресурсов на уроке биологии позволяет развивать одновременно разные УУД:
• Познавательные (сравнивать и анализировать материал, обобщать явления, классифицировать объекты, уметь строить логические умозаключения);
• Регулятивные (вырабатывать критерии оценок, работать по плану, выдвигать версии и обосновывать их),
• Коммуникативные УУД (умение договариваться, подбирать доказательства, работать в команде).
В данной статье рассматривается возможность использования ресурсов сайта http://school-collection.edu.ru/ «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [2], сайта ФЦИОР «Коллекция цифровых образовательных ресурсов» [3], которые были апробированы мною и показали эффективный результат. В настоящее время к указанным сайтам сформировано «Единое окно доступа к информационным ресурсам» [1], что позволяет быстро сориентироваться и найти необходимый ресурс для урока.
Учитывая функциональные характеристики ЭОР, использую их в разных форматах.
Краткая характеристика сайта и его наполнения | Использование ЭОР |
1. Сайт ФЦИОР- Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов. Для работы на компьютере требуется установить разработанный программный продукт – ОМС-плеер. ОМС – это образовательная мультимедиа система, которая может включать в себя несколько электронных учебных модулей (ЭУМ). На уроках биологии применяю электронные учебные модули, которые использую при изучении нового материала, выстраивании системы знаний и их контроля. В каждый тематический модуль входят - информационный, практический и контрольный модули. Материал интерактивного модуля предполагает использование различных компонентов в виде фотографий, видео, текста, инфографики и т.п. В зависимости от цели и задач урока использую все модули или отдельные части (например, только практический или контрольный). Контрольные модули - это не только тесты, но и задания в разной игровой форме. Данные модули работают без подключения к Интернету, что особенно важно для сельских школ с неустойчивым интернет-сообщением. | 1. Рассмотри модули на примере содержания 6 класса – на сайте дано 402 ресурса. Среди них есть разные по содержанию модули – теоретический материал для углублённого изучения, модули для практических и контрольных работ. С целью формирования биологических понятий использовала следующие ЭУМ для изучения базовых понятий на уроках и углублённого уровня – для подготовки к биологической олимпиаде: 1.1. Видоизменения листа (для углублённого изучения) – особенности строения и функционирования видоизменённых листьев. 1.2. Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей Обращаем внимание на экологический компонент – среда обитания и её влияние на внешнее строение водорослей. 1.3. Жизненные формы растений - Знакомство с жизненными формами растений: травами, кустарничками, кустарниками и деревьями. 1.4. Многообразие и жизненные формы растений. Практикум. 1.5. Значение воды в жизнедеятельности растений Роль воды для растений, условия для обеспечения водой. 1.6. Растительные сообщества и их разнообразие по видовому составу – характеристика растительных сообществ в зависимости от населяющих их видов растений. Проверка знаний по теме. 1.7. Многообразие природных сообществ. Теоретический материал для ознакомления с видами природных сообществ. 1.8. Многообразие природных сообществ. Практические задания для отработки понятии «природные сообщества». 1.9. Понятие о природном сообществе Характеристика природных сообществ, дано понятие о биоценозах и экосистемах. Теоретический материал усваивается обучающимися быстрее, чем при обычном объяснении. 1.10. Царство Грибы.Лишайники Модуль содержит практические задания по теме "Царство Грибы. Лишайники", отражён экологический аспект обитания грибов и лишайников. Аналогичным образом организуется работа по ЭОР для следующих классов: 7 класс – 496 ресурсов; 8 класс – 183 ресурса; 9 класс – 252 ресурса; 10 класс – 3 ресурса, 11 класс – 3 ресурса. |
2. Активно использую Единую коллекцию ЦОР, которая является своеобразной «кладовой» для педагогов, т.к. содержит открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). | Использую из коллекции сайта цифровые ресурсы к учебникам биологии. В данном разделе представлены ресурсы по разным темам биологии. Широко использую примеры интерактивных задач по биологии и экологии». Например, проверяю знания учащиеся по теме «Многообразие организмов», «Строение и функции клеток», «Экология сообществ и популяций» и др. Данные задачи можно использовать в качестве домашнего задания, т.к. имеется функция самопроверки. |
2.1. В 9 классе активно использую обучающую программу Единой коллекции ЦОР - «Десять ступеней биомолекулярной грамотности: от атомов и электронов до ДНК», которая устанавливается на компьютерах и позволяет при изучении соответствующего раздела биологии воспользоваться указанным материалом, как на уроке, так и на факультативных занятиях, а также при самостоятельной работе учащихся дома. | Учащиеся знакомятся с основными биологическими теориями, выдающимися открытиями, современными исследованиями в цитологии. Меня, как учителя биологии, в этом курсе привлекает интерактивный характер динамических моделей, он позволяет передать ключевые идеи в визуально привлекательном для учащихся виде. Исследовательский, деятельностный подход открывает большие возможности для учащихся получить достаточный объём сведений разного плана, чтобы применить их к различным системам и ситуациям, в частности, на уроках экологии и даже географии. Учащиеся с интересом включаются в освоение этого курса, многие темы изучают с опережением. Наличие единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для каждого года обучения позволяет организовать на уроках биологии интерактивное обучение, рассматривать не только биологические теории и явления, но и отметить экологический аспект этих явлений. |
2.2. Второй блок - Элективный курс предпрофильной подготовки. Включает в себя Практикум "Мой профессиональный выбор" - здесь можно учащимся определить самостоятельно свою профессиональную ориентацию. | Учащимся предлагаю специально разработанные анкеты, позволяющие определить их предпочтения; использую каталог профессий; в теме «Городская среда и человек» (экологические экскурсии) - знакомлю с важными промышленными объектами нашего края. |
2.3. Эколого-образовательные проекты «Попробуй свои силы» - здесь учащиеся лично участвуют в разработке и выполнении одного из проектов, развиваются исследовательские качества, осуществляется коммуникация внутри проектной группы, происходит личностное развитие учащихся. | Данные модули использую в качестве основы для рабочей программы детского объединения экологической направленности |
2.6. . Востребованы юными экологами электронные ресурсы, которые направлены на определение незнакомых растений и животных, с которыми ребята встречаются в природе. В Единой коллекции ЦОР имеются определители: «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь». | Материал включает общие сведения о классе птиц, о 20 отрядах, 62 семействах; более 1500 цветных рисунков, двести цветных фотографий, образцы файлов с типичными звуковыми сигналами птиц - более 460 аудио фрагментов общей длительностью 3,5 часа. Учащиеся тренируются определять роды и виды птиц по указанным признакам. Учитель, используя предложенные рекомендации, может провести экскурсию, практическую или лабораторную работу, проверить знания обучающихся в игровой ситуации. |
2.7. «Цифровой атлас-определитель растений средней полосы России» (ЕКЦОР) предназначен для поддержки учителей биологии научно-методическими ресурсами по учебной и исследовательской деятельности. | «Цифровой иллюстрированный атлас-определитель растений средней полосы России» ценен тем, что содержит рекомендации не только для учебной деятельности, но и для организации исследований учащихся в природе. В определителе множество фотографий, имеется доступное текстовое сопровождение, необходимое для работы с неизвестными видами растений. |
Подчёркивая актуальность ЭОР, хочу отметить, что использую их на разных этапах образовательного процесса: на уроках для изучения нового материала, при закреплении и систематизации полученных знаний, отработке навыков, в качестве домашнего задания; в качестве иллюстративного материала на лекциях и практикумах; для дистанционного обучения учащихся, отсутствующих на занятиях по уважительной причине; для самостоятельного изучения учащимися некоторых тем биологии; для собственного самообразования. Овладение информационно-коммуникационными технологиями позволяет человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим в обществе социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Источники:
- Бесплатная электронная библиотека онлайн "Единое окно доступа к электронным образовательным ресурсам"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
- Сайт ФЦИОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...
презентация к выступлению по теме "Личностно-ориентированный урок ( из практики работы учителя биологии)"
Обобщение опыта проведения уроков биологии по личностно-ориентированной технологии, объясняется специфика и особенности таких уроков, раскрываются приемы мотивации....
Современные образовательные технологии в практике работы учителя
Материал будет полезен всем педагогам для организации эффективной работы....
«Инновационный образовательный ресурс «ЯКласс» в работе учителя английского языка»
ЯКласс - это не просто образовательный сайт, но и дистанционный тренинг, что особенно важно для детей, которые по объективным причинам не могут посещать школу и присутствовать на занятиях...
Современные образовательные технологии и механизмы их реализации в практике работы учителя биологии
В статье представлен мой опыт работы по применению современных образовательных технологий на уроках биологиии....
Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...
Методическая разработка "Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования"
Методическая разработка предназначена для проведения занятия с педагогами дополнительного образования по применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе....