Конспект. ЦИТОЛОГИЯ КЛЕТКИ. интегрированный урок
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Раздел: «ЦИТОЛОГИЯ»
Тема: «ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ».
(интегрированный урок по химии и биологии)
Цели урока.
Образовательные:
- углубить, закрепить и обобщить знания о химической организации клетки;
- повторить свойства и биологические функции органических соединений, значение их для организмов.
Развивающие:
- развитие биологического и химического мышления;
- развитие монологической речи, умения работы с дополнительной литературой;
- развитие навыков применения компьютерных технологий, навыков проведения лабораторных опытов;
- создание развивающей среды: - развитие творчества.
Воспитательные:
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование экологического мышления;
- повышение мотивации к учению;
Оснащение урока:
Таблицы:
1. Клетка.
2. Структуры белка.
3. Нуклеиновые кислоты.
4. Денатурация белка.
5. Принцип комплементарности.
Видеофильмы:
1. Нуклеиновые кислоты.
2.Денатурация белка.
Слайды:
1.Крахмал.
2.Глюкоза
Химические реактивы.
Ход урока.
Учитель химии: Сегодня мы проводим интегрированный урок по химии и биологии для 9 классf.
Учитель биологии объявляет цели урока и обращает внимание учащихся на слова о клетке, записанные на доске: И растения, и животные растут, Если клетки в них живут. Ну, а если отмирают, Все живое погибает.
Учитель биологии: Давайте вспомним химический состав клетки. Обратимся к «немой» схеме на доске и заполним ее.
Схема на доске «Химический состав клетки»:
(коллективная работа учащихся, курирует работу – учитель химии)
Заполненная (после коллективной работы учащихся) схема:
Учитель химии:
- Что означает вода с точки зрения химии? (Жидкость без запаха, цвета и вкуса,
помеченная формулой Н2О, которая читается как соединение в молекуле двух атомов
водорода и одного атома кислорода)
Учитель биологии:
- А с точки зрения биологии? (Это вещество как компонент жизни, без которого
невозможны основные процессы в организме)
Учитель химии:
-Каково значение воды в жизни живых организмов? (ответы учащихся)
Гимном этому необыкновенному веществу, основе всего живого на Земле, звучат строки
замечательного французского писателя Сент-Экзюпери.
Учитель биологии:
- У вас на столах лежат листочки с описанием этого удивительного вещества. Прочитайте их.
Читает вслух ученик: «…Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.
По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».
Учитель химии:
- Какие минеральные вещества входят в состав клетки, каково их значение? (Железо, фтор, соли кальция, магния, натрия.)
- Мы знаем, что основой всего живого является вода. Полезна ли для организма
дистиллированная вода? Обоснуйте свой ответ. (Мы знаем, что для нормальной
жизнедеятельности организма необходима вода с растворенными в ней минеральными
веществами. Дистиллированная вода в этом случае вредна)
Послушаем сообщение о бутилированной воде. (Было предложено опережающее задание)
Учитель биологии:
Ярким примером сказанного о вреде дистиллированной воды является отрывок из
стихотворения Л.Мартынова:
Вода
Благоволила
Литься!
Она блистала столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало
Чистой
Дистиллированной
Воде.
Учитель химии:
С водой связана актуальная проблема современности - охрана окружающей среды, о чем
мы говорим на наших уроках.
Учитель биологии:
Вернемся к схеме. Вспомним, какие вещества называются углеводами и их
классификацию (Моносахариды и полисахариды)
В образовании каких веществ участвуют пентозы? (РНК, ДНК).
Учитель химии:
Какое значение имеют углеводы в жизни всего живого? (демонстрация слайдов
«Крахмал» «Глюкоза»)
Учитель биологии:
В каких клетках растительного или животного происхождения больше содержится
жиров? (Животного). Приведите примеры жиров (Воски, масла, фосфолипиды).
Учитель химии:
Дайте определение жиров с точки зрения органической химии (Жиры - сложные эфиры
трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот.) Какие бывают жиры?
(Твердые - животного происхождения, жидкие – растительного происхождения.) Чем
объяснить физическое состояние жиров? (Строением. В состав твердого жира входят
насыщенные кислоты, жидкого - ненасыщенные кислоты).
Учитель биологии:
В чем практическое значение жиров? ( Использование при производстве мыла, продукт
питания).
Учитель химии:
Главной составной частью всего живого на Земле является белок.
Докажите это (После удаления воды из клетки в сухом остатке на первом месте по
количеству и значению стоят белки. Белок в клетке составляет 10-20% от сырого веса и 50-80% - от сухого. Белки называются протеинами).
Учитель биологии:
Этим названием подчеркиваем первостепенное значение белков для жизненных
процессов. Повсюду, где встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо
белковым телом. Кто может дать определение жизни? (Сообщение учащихся)
Одна из самых замечательных особенностей жизни состоит в том, что все живые существа характеризуются общностью строения клеток и происходящих в них процессах. Современная биология показала, что в своей основе сходства и различия определяются, в конечном счете, набором белков.
Учитель химии:
Ни одно из веществ биологического происхождения не обладает столь специфическими и разнообразными функциями организма как белки. Какие соединения называются
белками? (Природные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты)
Учитель биологии:
А как еще называются белки? (Биополимеры)
Учитель химии:
Изучение какого процесса помогло установить строение белка? (Гидролиз)
Какие соединения образуются при гидролизе белков? (Аминокислоты)
Какие соединения называются аминокислотами, их свойства? (…)
Учитель биологии:
Говоря об аминокислотах, надо помнить о незаменимых аминокислотах, которые должны поступать в составе пищи, так как они не синтезируются в нашем организме, что может отразиться на здоровье людей (открыть учебник – 9 класса, стр. 28).
Найдите незаменимые аминокислоты? (учащиеся называют их).
Учитель химии:
Составьте уравнение реакции между аминокислотами – глицин и аланин.(…)
Учитель биологии:
Назовите структуры белковой молекулы? (первичная, вторичная, третичная, четвертичная).
Здесь можно рассказать о значении гемоглобина)
Учитель химии:
Какая связь образуется в процессе реакции и как она называется? (пептидная связь).
Как называется полученная структура? (первичная).
К какому классу соединений можно отнести белки? (амфотерное соединение).
Какие свойства можно ожидать у белков? (свойства оснований и кислот)
Учитель биологии:
Одним из свойства белков является денатурация. Вспомните этот процесс (сообщение
учащихся, демонстрация видеофильма, таблица)
Учитель химии:
Почему нельзя загрязнять окружающую среду солями тяжелых металлов? (Ответ)
Учитель биологии:
Почему из сваренных яиц наседка никогда не выведет цыпленка? (Ответ)
Учитель химии:
Ребята, на столах у вас реактивы. Вы должны доказать, что в пробирке у вас
действительно находится белок (опыт: белок + NaOH+СuSO4 = фиолетовое окрашивание).
Что это за реакция? (качественная цветная реакция).
Учитель биологии:
С особенностями строения связаны функции белков. Назовите известные вам функции
белка? (строительная, защитная, транспортная, регуляторная и т.д.)
Итак, белки в организме имеют большое значение (сообщения учащихся об инсулине и
интерфероне)
Инсулин - белок, состоящий из 51 аминокислоты. Он выделяется в ответ на повышение
уровня глюкозы в крови. Инсулин усиливает обменные процессы во всех органах и
тканях тела и вызывает следующие эффекты:
1. увеличение скорости превращения глюкозы в гликоген;
2.ускорение переноса глюкозы через клеточные мембраны в мышцах и жировой ткани; 3.усиление синтеза белка и липидов;
4.повышение скорости синтеза АТФ, ДНК, РНК.
Инсулин необходим для жизни, т.к. это единственный гормон, снижающий
концентрацию глюкозы в крови. Недостаточная секреция инсулина приводит к
нарушению метаболизма, известного под названием сахарный диабет. Препараты
инсулина получают из поджелудочной железы крупного рогатого скота.
Интерферон.
В процессе эволюции живой материи у некоторых клеток в борьбе с вирусами возник
защитный белок интерферон. Этот белок выделяется клеткой при вирусных инфекциях.
Интерферон обладает большей активностью, чем антибиотики (пенициллин,
стрептомицин и др.). Программа образования интерферона закодирована в клеточном
ядре и начинает действовать после заражения клеток вирусом. Охлаждение, нервное
потрясение, отсутствие витаминов в пище приводит к утрате возможности клеткой
вырабатывать интерферон.
Интерферон (препарат) готовят из лейкоцитов донорской крови или с помощью генной
инженерии.
Интерферон используют для предупреждения и лечения гриппа, герпеса, при
злокачественных новообразованиях, при опоясывающем лишае.
Учитель биологии:
Рассматривая особенности клетки на молекулярно-генетическом уровне, сделайте вывод,
чем является клетка (клеточным уровнем организации жизни).
Вспомните основные положения клеточной теории (ответ учащихся).
Белки разрушаются. Синтез их связан с нуклеиновыми кислотами (ДНК и РНК). ДНК
является матрицей, хранительницей наследственной информацией, которая находится в
ядре. Хромосомы состоят из отдельных участков – генов. Генофонд нации является
богатством государства. Нас волнует состояние здоровья наших людей, нас волнует –
проблема будущего – наша жизнь!
Учитель химии:
От рождения до смерти каждый из нас воплощает в себе счастье быть на земле человеком. Каждый из нас – продолжение рода людского и всей истории биосферы, каждый связан с жизнью планеты бесчисленными жизнями.
Учитель биологии:
Если можешь, посади дерево – отправь свою заботу, свою помощь грядущим поколениям.
Учитель химии:
Если нет – защити посаженное другими.
Учитель биологии:
Если и это трудно тебе, сделай хотя бы так, чтобы оно не нуждалось в защите от тебя.
Учитель химии:
Поверь, это не преувеличение, что люди сегодня держат в своих руках не только свои
судьбы, судьбы человечества, но и судьбу самой планеты Земля.
Учитель биологии:
Сберечь Землю, сберечь жизнь на ней – это бесспорно, задача всеобщая.
Учитель химии:
Многое на Земле незаменимо!
Учитель биологии:
Ничем нельзя заменить потерянную дружбу – даже другой дружбой.
Учитель химии:
Незаменимы любовь, честь, достоинство. Незаменима Родина. Это бесспорно и
общеизвестно.
Учитель биологии:
Мы испытываем дефицит нравственности, гражданской позиции, духовности, понимания
проблем современности. Такие уроки помогают нам над этим задуматься.
Итоги урока.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...
Интегрированный урок по теме: "Строение клетки"
Преподавание многих тем биологии предполагает интеграцию знаний с информатикой. Целью урока является развитие личности ребенка через активизацию познавательной деятельности с помощью ИКТ. Использовани...
Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"
Интегрированный урок проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...
Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
интегрированный урок биологии и обществознания в 10 классе по теме « Цитология»
обобщающий интегрированный урок биологии и обществознания в 10 классе по теме « Цитология» проводится с использованием проектной технологии....