Интегрированный урок по теме: "Строение клетки"
статья по биологии (10 класс) по теме
Преподавание многих тем биологии предполагает интеграцию знаний с информатикой. Целью урока является развитие личности ребенка через активизацию познавательной деятельности с помощью ИКТ. Использование Интернета помогаетбыстрее получить информацию, обеспечить более глубокое понимание изучаемого. Объяснение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной в программе Microsoft Power Point. В ходе урока устанавливается взаимосвязь строения частей клетки с выполняемыми функциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (биология + информатика) в 9 классе по теме:
«Строение клетки».
Продолжительность урока 2 часа.
Цели:
- сформировать знания о строении клетки, на основе раскрытия мембранного принципа;
- объяснить особенности мембранных и немембранных органоидов клетки;
- расширить знания учащихся о взаимосвязи строения и функций главных компонентов и органоидов клетки;
- развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы при изучении различных клеток;
- способствовать развитию познавательной деятельности и мотивации учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
- воспитывать в учащихся творческую личность.
Средства обучения:
- таблица «Общая схема строения растительных и животных клеток»;
- разборная модель «Строение эукариотической клетки»;
- электронные уроки и тесты «Биология в школе».
Оборудование:
- компьютерный класс;
- видеопроектор;
- экран.
Ход урока.
I. Проверка знаний учащихся о строении, функциях белков и нуклеиновых кислот в клетке.
1. Тестирование всех учащихся проводится с использованием информационных технологий.
I вариант.
1. В состав ферментов входят:
а) нуклеиновые кислоты; б) белки; в) АТФ; г) углеводы.
2. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК:
а) ионная; б) пептидная; в) водородная; г) ковалентная полярная.
3. С помощью молекул и РНК осуществляется передача наследственной информации:
а) из ядра к митохондриям; б) из одной клетки в другую;
в) из ядра к рибосоме; г) от родителей к потомству.
4. Молекулы РНК в отличие от ДНК содержат азотистое основание:
а) аденин; б) гуанин; в) урацил; г) цитозин.
5. Мономером ДНК является:
а) нуклеотид; б) нуклеотидтрифосфат; в) азотистое основание; г) рибоза.
6. Ферменты – это:
а) другое название гормонов; б) биологические катализаторы химических реакций;
в) конечные продукты обмена веществ; г) углеводы.
7. Состав аминокислот, из которых живые организмы строят свои белки:
а) видоспецифичен; б) одинаков для всех видов живых организмов;
в) зависит от питания организма; г) зависит от образа жизни организма.
8. Белок распадается на аминокислоты при разрушении его:
а) первичной структуры; б) вторичной структуры;
в) третичной структуры; г) четвертичной структуры.
9. Полимерами не являются:
а) гликоген; б) крахмал; в) целлюлоза; г) глюкоза.
10. Первичная структура белка – это:
а) укладка полипептидной цепи в форме спирали;
б) укладка полипептидной цепи в форме глобулы;
в) порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи;
г) структура белковых молекул доклеточных форм жизни.
11. Установите соответствие между мономерами и полимерами.
Мономеры: Полимеры:
1. Нуклеотиды; А – белки;
2. Простые сахара; Б – полисахариды;
3. Аминокислоты. В – нуклеиновые кислоты.
12. Выберите три признака, характерные для молекулы ДНК.
1) Состоит из одной цепи; 2) Состоит из двух цепей;
3) Мономерами являются аминокислоты; 4) Молекула не способна к репликации;
5) Мономерами являются нуклеотиды; 6) Молекула способна к репликации.
Запишите цифры в порядке возрастания.
II вариант.
1. Неизменяемыми частями аминокислот являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа; б) только радикал;
в) только карбоксильная группа; г) радикал и карбоксильная группа.
2. Кислород у слона в крови транспортируется:
а) коллагеном; б) альбумином; в) гемоглобином; г) фибриногеном.
3. Связи, которые удерживают первичную структуру молекулы белка, называются:
а) водородными; б) пептидными; в) гидрофобными; г) дисульфидными.
4. Гемоглобин человека отличается от гемоглобина собаки:
а) названием мономеров; б) функциями; в) вторичной структурой;
г) небольшими отличиями в последовательности аминокислот.
5. Из аминокислот не построена молекула:
а) гемоглобина; б) инсулина; в) гликогена; г) альбумина.
6. Последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет:
а) вторичную структуру белка; б) первичную структуру белка;
в) четвертичную структуру белка; г) третичную структуру белка.
7. Ферменты, участвующие в химических реакциях, при повышении температуры:
а) ускоряют их, и сами при этом не изменяются;
б) ускоряют их, изменяясь в результате реакции;
в) замедляют их, не изменяясь в результате реакции;
г) замедляют их, изменяясь в результате реакции.
8. Информационная РНК выполняет следующую функцию:
а) перенос аминокислот на рибосомы; б) снятие и перенос информации с ДНК;
в) формирование рибосом; г) синтез второй цепи ДНК.
9. Разрушение природной структуры белка называется:
а) ренатурацией; б) репарацией; в) дегенерацией; г) денатурацией.
10. Какую из функций не выполняет РНК?
а) хранение информации; б) передача информации;
в) транспорт аминокислот; г) определение структуры рибосом.
11. Выберите три верных ответа из шести. Нуклеотид РНК состоит из:
1) аминокислоты; 2) азотистого основания; 3) рибозы; 4) дезоксирибозы;
5) остатка фосфорной кислоты; 6) остатка серной кислоты.
Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
12. Выберите три функции, которые белки выполняют в клетке.
1) каталитическая; 2) кроветворная; 3) защитная; 4) транспортная;
5) рефлекторная; 6) фотосинтетическая.
Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
Бланк ответов.
I вариант. Фамилия, имя учащегося _______________________. Класс ______.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | 2 | 3 |
II вариант. Фамилия, имя учащегося _______________________. Класс ______.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
2. Ответ по карточке у доски.
Задание: напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведённой ниже:
ТТЦГАААЦТГЦ.
II. Постановка познавательной задачи.
Учащимся предлагается, опираясь на ранее полученные знания найти в Интернете краткие биографические сведения об ученых, внесших вклад в изучение строения клетки.
По окончании работы на экран проецируются портреты Р.Гука, А.Левенгука, Р.Броуна, Т.Шванна и М.Шлейдена и заслушиваются краткие сообщения учащихся.
Делается вывод: «Клетка - структурная и функциональная единица живого».
III. Изучение нового материала проводится с одновременным заполнением таблицы: «Строение животной клетки»:
Части и органоиды клетки. | Особенности строения. | Функции, выполняемые в клетке. |
Объяснение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной в программе Microsoft Power Point.
<Приложение 1>
На экране схема «Строение животной клетки».
1. Понятие о плане строения клетки: цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды и включения. (Беседа с элементами объяснения).
Органоиды (органеллы) - постоянные структурные компоненты, которые выполняют жизненно важные функции.
Включения - непостоянные структурные компоненты клетки, появляющиеся и исчезающие в процессе ее жизнедеятельности.
2. Понятие о мембранном принципе строения структурных образований в клетках. Мембрана как универсальный строительный материал для разных внутриклеточных образований. (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием схемы).
3. Строение и функции плазматической мембраны. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки. | Особенности строения. | Функции, выполняемые в клетке. |
Цитоплазматическая мембрана. | Состоит из двойного слоя липидов, между молекулами которых располагаются белки; с липидами и белками могут быть связаны молекулы углеводов. | 1. Ограничительная. 2. Защитная. 3. Избирательный транспорт веществ в клетку и из неё. 4. Межклеточные взаимодействия. 5. Сохранение формы клетки. |
4. Особенности строения и функции цитоплазмы. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки. | Особенности строения. | Функции, выполняемые в клетке. |
Цитоплазма | Внутренняя среда клетки, содержащая воду, органоиды, биомолекулы, витамины, ионы, соли, растворенные газы. | 1. Транспорт биомолекул и органоидов внутри клетки. 2. Среда, в которой осуществляются биохимические реакции. |
5. Мембранные органоиды клетки. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки. | Особенности строения. | Функции, выполняемые в клетке. |
Эндоплазматическая сеть (ЭПС): А. Шероховатая. Б. Гладкая. | Система мембран, связанных с ядерной мембраной: А. Содержит рибосомы. Б. Не содержит рибосомы. | 1. Синтез белков (А). 2. Синтез липидов и других органических веществ (Б). 3. Транспорт веществ. |
Комплекс Гольджи. | Сложенные стопкой уплощенные цистерны, связанные с эндоплазматической сетью. | 1. Накопление продуктов клеточного синтеза и распада веществ. 2. Транспорт веществ. 3. Секреция – выведение веществ из клетки. 4. Образование лизосом. 5. Детоксикация ядов. |
Лизосомы | Мембранные пузырьки, заполненные ферментами. | 1. Переваривание питательных веществ. 2. Разрушение компонентов клетки. |
Митохондрии | Структуры, окруженные оболочкой из двух мембран, внутренняя мембрана образует складки - кристы; во внутренней среде матриксе содержатся ДНК, РНК и рибосомы. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрии. | 1. Источник энергии, место синтеза АТФ – универсального биологического аккумулятора энергии. 2.Окисление глюкозы. . |
6. Немембранные органоиды клетки. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки. | Особенности строения. | Функции, выполняемые в клетке. |
Рибосомы | Органоиды, состоящие из двух субъединиц, большой и малой, построены из белка и р-РНК, образуются в ядрышке. | 1. Синтез белка. |
Клеточный центр | Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг к другу. Белковая структура. | 1. Регуляция расхождения хромосом при делении. 2. Образование микротрубочек. |
Микротрубочки | Полые цилиндрические белковые структуры. | 1.Цитоскелет (сохранение формы клетки). 2. Внутриклеточный транспорт веществ. |
7. Ядро как важное звено управления процессами, происходящими в клетке. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки. | Особенности строения. | Функции, выполняемые в клетке. |
Ядро | Двухслойная ядерная мембрана, содержащая крупные поры; ядерный сок – кариоплазма; хромосомы; ядрышко, состоящее из РНК. | 1. Носитель и хранитель наследственной информации (хромосомы). 2. Регуляция клеточной активности. 3. Образование хромосом (ядрышко). 4. Управление процессами жизнедеятельности. |
Прокариоты – клетки, не имеющие оформленного ядра. Молекула ДНК образует кольцо.
Эукариоты – клетки, имеющие ядро.
8. Сравнение животной и растительной клетки. (Самостоятельная работа учащихся с учебником и схемами растительной и животной клеток, спроецированными на экран).
Учащиеся отмечают, что в растительной клетке имеются дополнительные структуры:
1) Пластиды – мембранные органоиды:
- хлоропласты содержат пигмент хлорофилл, состоят из наружной и внутренней мембран, гран тилакоидов, стромы, осуществляют синтез органических веществ путем преобразования энергии солнечного света (фотосинтез), обеспечивают автотрофный тип питания;
- лейкопласты осуществляют накопление веществ;
- хромопласты содержат красящие вещества, обеспечивают окраску растений, привлекая животных для опыления цветков и распространения семян.
2) Клеточная стенка состоит из углевода целлюлозы, расположена снаружи плазматической мембраны, выполняет защитную, опорную и транспортную функции.
3) Вакуоли содержат клеточный сок – концентрированный раствор минеральных солей, сахаров, пигментов, органических кислот и ферментов; выполняют функцию накопления конечных продуктов обмена веществ.
4) Запасные питательные вещества находятся в виде крахмальных зерен.
В растительной клетке отсутствует клеточный центр.
Черты сходства растительной и животной клеток:
1. Сходный химический состав;
2. Одинаковы по основным проявлениям жизнедеятельности;
3. Имеют единый принцип организации.
9. Учащимся предлагается заполнить схему и таблицу на компьютере. (Самостоятельная работа с учебником).
Задание 1.
<Рисунок 1>
Учитель проецирует на экран правильные ответы с целью проверки заполненной схемы.
Задание 2: Заполните таблицу, используя знаки + (плюс) и – (минус).
Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.
Признаки | Ядро | ДНК | Клеточная мембрана | Мито-хонд-рии | Лизо- сомы | ЭПС | Рибо-сомы | Комплекс Гольджи | Реснички и жгутики |
Прокариоты |
Эукариоты |
Учитель проецирует на экран правильные ответы с целью проверки заполненной таблицы.
Вопрос 1. Чем отличается строение клеток прокариот и эукариот?
Вопрос 2. О чем свидетельствует сходство строения клеток прокариот и эукариот?
IV. Закрепление знаний. Выполнение тренировочных тестов 1, 2 и 3, перенесенных на компьютеры учащихся с диска «Электронные уроки и тесты. Биология в школе».
V. Домашнее задание:
1 . Изучить текст параграфов 7 и 8.
2. Объяснить, в чем заключается взаимосвязь строения и выполняемых функций составных частей клетки. (Письменно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии и презентация по теме "Строение эукариотической клетки"
разработка урока биологии в 10 классе ....
Урок по теме: "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"
Данный урок биологии проводится в 10 классе. На уроке формируются знания о строении, свойствах и функциях внутреннего слоя клеточной оболочки - плазматической мембраны в системе ТДМ (технология...
Конспект урока по теме:" Строение клетки"
Конспект можно использовать в 11 профильном классе...
Урок по теме "Строение растительной клетки" (5 класс ФГОС)
Разработка урока для 5 класса...
Открытый урок на тему "Строение растительной клетки"
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний о строении растительной клетки. Комбинированный урок с выполнением лабораторных работ....
Конспект урока по теме "Строение растительной клетки" 5 класс
Конспект выполнен на основе программы Пономаревой по теме Строение клетки. Ткани. 5 класс...
Урок по теме "Строение растительной клетки" по ФГОС 5 класс
Представленная разработка урока составлена для учебника линии Пасечника, 5 класс. Это первый урок по данной теме. Имеется презентация к уроку...