Конспект урока биологии для 5 класса по теме "Природные зоны России"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Структура урока традиционная , обеспечивающая реализацию системно-деятельностного подхода: повторение и закрепление материала предыдущего урока, благодаря которым происходит актуализация знаний и формулирование новой темы. Учитель подводит обучающихся к самостоятельному определению хода урока, способа записи материала в тетрадь, обучающиеся узнают характеристики природных зон в ходе самостоятельной работы с текстом, совместного составления таблицы, решают проблемные вопросы, выполняют задания на развитие критического мышления. Закрепление пройденного материала обучающиеся осуществляют, отвечая на вопросы учителя, анализируя составленную таблицу, выполняя интерактивное задание. На уроке осуществляется фронтальная, индивидуальная работа, письменная и устная, моделирование на этапе постановки темы, использованы элементы технологий самостоятельной работы, проблемного обучения, развития критического мышления. Урок проходит в диалоговой форме, обучающиеся развивают навыки выдвижения гипотез, давать аргументированные ответы.
Тема и материал урока способствуют осознанию многообразия природных зон России, богатства и уникальности ее флоры и фауны. Проблемные вопросы, задаваемые учителем по мере изучения природных зон, способствуют развитию экологического сознания, ценностного отношения к природе России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efimova_iv_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 55.5 КБ |
efimova_iv_prezentatsiya_k_uroku_prirodnye_zony.ppt | 2.97 МБ |
efimova_iv_metodicheskaya_razrabotka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Природные зоны России»
Название этапа урока/ Используемая технология, форма | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель этапа Предполагаемые результаты |
1. Организационный момент | Поприветствовать учащихся, проверить готовность к уроку, отсутствующих, настроить обучающихся на урок | Подготовиться к уроку, настроиться на рабочий лад | Цель: подготовиться к началу урока Ожидаемые результаты Регулятивные: умение концентрировать внимание, настраиваться на работу |
2. Повторение. Актуализация знаний. Индивидуальная письменная, фронтальная устная. Самостоятельная работа, взаимопроверка работ, развитие критического мышления | Подготовить и раздать задание, объяснить его, контролировать правильность выполнения, корректировать и направлять деятельность обучающихся, исправлять ошибки, оценивать деятельность обучающихся. | Выполнять письменное задание: расположить предложенные примеры организмов в цепи питания в правильном порядке, убрать лишние, объяснить свой выбор, назвать природное сообщество с этой цепью. Слушать ответы одноклассников, дополнять их, исправлять их ошибки, отвечать на вопросы учителя | Цель: закрепить знания о природном сообществе Ожидаемые результаты Личностные: формирование умения применять имеющиеся знания, рассуждать, развитие критического мышления Коммуникативные: развитие монологической речи, умения слушать и слышать ответы одноклассников Регулятивные: оценить полноту и правильность своих знаний, скорректировать ошибки Познавательные: закрепить знания о составе природного сообществе, роли организмов в нем |
3. Постановка темы урока. Актуализация знаний. Фронтальная устная. Решение проблемной ситуации, моделирование | Сформулировать проблемную ситуацию, наводящие на тему урока: «От чего зависит состав и облик природного сообщества? Почему климат не одинаковый, изменяется с севера на юг? Как солнечные лучи распределяются по планете, от чего это зависит?» Направлять деятельность обучающегося, корректировать ее, подвести обучающихся к моделированию ситуации. | отвечать на вопросы учителя, выдвигать и обосновывать гипотезы, предполагать и моделировать, находить причинно-следственные связи, работать с глобусом и картой. | Цель: объяснить причины формирования природных зон Ожидаемые результаты Личностные: развивать умение предполагать, рассуждать, моделировать Коммуникативные: развитие монологической речи, умения слушать и слышать ответы одноклассников Регулятивные: оценить полноту и правильность своих знаний Познавательные: знание неравномерного распределения солнечных лучей из-за формы Земли, как условия формирования климата и природных зон |
4. Формулирование темы урока, определения и целей урока. фронтальная устная, индивидуальная работа с материалом параграфа, письменная | Предложить сформулировать тему, цели и задачи урока, сформулировать вопросы, на основании которых обучающиеся определят цели, направлять и корректировать деятельность обучающихся, побуждать к ответу. | Отвечать на вопросы учителя, думать и размышлять, смысловое чтение. Найти и сформулировать определение природной зоны, на основе него определить свои цели урока, свой интерес к уроку и материалу, предположить план изучения природных зон | Цель: сформулировать определение понятия «природная зона» Ожидаемые результаты Личностные: развивать умение предполагать, рассуждать, работать с текстом параграфа Коммуникативные: развитие монологической речи, умения слушать и слышать ответы одноклассников Познавательные: умение формулировать определение, используя имеющиеся знания, владение биологической терминологией, знание понятия природные зоны |
5. Заполнение таблицы. фронтальная устная, индивидуальная работа с материалом параграфа и дополнительными источниками информации, письменная. Самостоятельная поисковая работа, решение проблемных вопросов. | Направлять обучающихся на составление таблицы, определение названия граф таблицы, объяснить обучающимся задание, подготовить дополнительный текстовый и иллюстративный материал, контролировать и корректировать выполнение, распределять задание по рядам, согласовывать работу и ответы обучающихся, исправлять ошибки формулировать проблемные вопросы, обеспечивающие закрепление материала и экологическое воспитание «Почему в тундре много крупных заповедников, почему она уязвима? Каковы причины сокращения численности степных животных?» | Выполнять задание учителя, работать в тетради, заполнять таблицу, работать с текстом и иллюстрациями, находить нужную информацию, выбирать главное об условиях, флоре и фауне природной зоны, адаптации организмов к ней. Слушать и слышать ответы обучающихся, дополнять их. | Цель: расширить и углубить знания о природных зонах, их климате, флоре и фауне, выявлять адаптивные черты Ожидаемые результаты Личностные: развивать умение предполагать, рассуждать, работать с текстом параграфа, дополнительной литературой, иллюстрациями, таблицей, выявлять причинно-следственные связи Коммуникативные: развитие монологической речи, умения отвечать перед классом, слушать и слышать ответы одноклассников, дополнять их Познавательные: знать условия природных зон, примеры растений и животных, взаимосвязь с ними, адаптации организмов к условиям среды |
6. Закрепление пройденного материала, описание степной природной зоны. фронтальная устная, индивидуальная работа с материалом параграфа и дополнительными источниками информации, письменная, работа с презентацией. Элементы технологии развития критического мышления и проблемного обучения. | подготовить и объяснить задание на развитие критического мышления, направлять ответы обучающихся, стимулировать к ответу с помощью наводящих вопросов, корректировать ответы обучающихся, исправлять ошибки, контролировать правильность ответов, оценивать активность обучающихся | Выполнять задание, критически оценивать предложенную информацию, использовать полученные знания. Исправить ошибки в приведенном тексте, распределить по природным зонам из предложенного перечня условия и организмы, на основе полученных результатов составить описание степи. Активно работать, отвечать и обосновывать ответ, заполнять таблицу в тетради | Цель: закрепить знания о природных зонах, сформулировать условия степной зоны. Ожидаемые результаты Личностные: развивать умение предполагать, рассуждать, критически мыслить, сравнивать Коммуникативные: развитие монологической речи, слушать и слышать ответы одноклассников, дополнять их Познавательные: закрепить представления о природных зонах, охарактеризовать условия степной зоны, привести примеры ее обитателей. |
7. Обобщение пройденного материала. фронтальная устная, анализ таблицы, задание на развитие критического мышления в приложении LearningApps | предложить обучающимся сформулировать вывод после таблицы, предложить вопросы, наводящие на вывод. Объясните, как изменяются условия, климат, чем это определяется? Как изменяется растительность и почему, как изменяется животный мир и почему? Контролировать и корректировать правильность выполнения задания, побуждать к ответу | Формулировать вывод, отвечая на вопросы, повторять и обобщать полученные знания, отвечать, выдвигать гипотезы, обосновывать их, выявлять причинно-следственные связи, слушать и слышать ответы одноклассников, дополнять их | Цель: закрепить знания о природных зонах Ожидаемые результаты Личностные: развивать умение предполагать, рассуждать, находить, анализировать таблицу Коммуникативные: развитие монологической речи, слушать и слышать ответы одноклассников, дополнять их Познавательные: закрепить представления о природных зонах, научиться прослеживать закономерности изменения условий с севера и адаптации организмов к ним в том же направлении |
8. Рефлексия. фронтальная устная | Предложить и объяснить задание. В какой природной зоне хотели бы жить, какую интересно исследовать, почему? Побуждать обучающихся к ответу | Оценить свои достижения на уроке, активно работать, отвечать, рассуждать, слушать ответы одноклассников | Цель: закрепить знания о природных зонах Ожидаемые результаты Личностные: развивать умение рассуждать, обосновывать ответ, агрументированно высказывать свое мнение Коммуникативные: развитие монологической речи Регулятивные: оценить свои достижения на уроке, оценить свои знания, определить интересы Познавательные: знание условий, примеров растений и животных природных зон России |
9. Домашнее задание. Индивидуальная устная, самостоятельная работа | объяснить домашнее задание | обобщить и закрепить знания | Цель: закрепить знания о природных зонах Ожидаемые результаты Личностные: развитие смыслового чтения, умения работать с материалом учебника Регулятивные: развивать навыки самоподготовки, самоконтроля Познавательные: закрепить представления о природных зонах, научиться прослеживать закономерности изменения условий с севера и адаптации организмов к ним в том же направлении |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Название зоны Расположение и условия Флора и фауна ТУНДРА Заполярный край Вечная мерзлота Долгая суровая зима, короткое холодное лето
Флора и фауна тундры Карликовая береза Пушица Овцебык Маки Гагара
Название зоны Расположение и условия Флора и фауна ТАЙГА лиственница сосна ель
Флора и фауна тайги Кислица Вереск Муравей Барсук Ласка Куница
Флора и фауна тайги Сосна сибирская Росомаха Соболь Бурундук Кабарга
Название зоны Расположение и условия Флора и фауна Широколиственный лес Дуб, липа, клен, ясень
Флора и фауна широколиственного леса Кабан Благородный олень Лань Косуля
Найдите ошибки в тексте, исправьте их, назовите условия степной зоны Степь – природная зона в средней полосе России, характеризующаяся безлесой территорией. Основу растительного сообщества степи составляют кустарники. Зона расположена в условиях очень теплого климата без выраженной морозной или снежной зимы и с небольшим количеством осадков, которое и не позволяет развиваться деревьям. Почвы степей отличаются высоким плодородием, глубоким слоем перегноя, называются подзолами. природная южной травы Зима мягкая, 4 сезона года чернозёмами
Название зоны Расположение и условия Флора и фауна Степь Безлесая травянистая природная зона
Выберите степные растения Карликовая береза Брусника Вереск Лиственница Ковыль Тюльпан Маки Морошка
Выберите степных животных Харза Северный олень Волк Сурок Сайгак Белка
Флора и фауна степи Ковыль
Сайгак Дрофа Суслики
Закрепление http://learningapps.org/display?v=pd331kgd216 Выполните задание Распределите примеры условий, растений и животных по природным зонам, в которых они встречаются
Домашнее задание §21
Предварительный просмотр:
Цель урока: Создать условия для углубления и расширения знаний о природных зонах России, их разнообразии и условиях формирования, флоре и фауне, как о примере биосистем.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о природных сообществах, их элементах, проверить понимание понятий продуценты, консументы, редуценты, умение составлять пищевую цепь; углублять знания обучающихся о многообразии природных зон России; продолжить формирование межпредметной связи биология-география на основе знания зависимости флоры, фауны и облика природных зон от географического положения: продолжить формировать навыки работы с картой; конкретизировать знания об основных представителях флоры и фауны, развивать умение находить их приспособления к жизни в условиях природной зоны.
Воспитательные: продолжить формирование экологической культуры, ценностного отношения к природе, умения работать в паре, слушать и слышать друг друга.
Развивающие: продолжить развивать интерес к живой природе, биологическим дисциплинам, продолжить развивать интеллектуальные умения, находить причинно-следственные связи, навыки работы с картой.
Предполагаемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, познавательного интереса; развитие уважительного отношения к окружающим людям, умения вести диалог; освоение правил поведения в школе; воспитание экологической культуры.
Метапредметные:
Коммуникативные: развитие умений согласовывать действия, организовывать учебное сотрудничество (работать индивидуально и в паре), слушать и слышать ответы одноклассников, выстраивать доброжелательные отношения.
Регулятивные: владение основами самоконтроля и самооценивания, определять цели и планировать пути достижения результатов, соотносить свои действия с результатами.
Познавательные: развитие интеллектуальных умений (определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, самостоятельно выбирать критерии сравнения), умение работать с текстом, иллюстрациями, формулировать гипотезы и аргументировано отвечать, составлять таблицу и делать вывод по ней.
Предметные: описывать роль и разнообразие организмов в природном сообществе, владеть биологической терминологией (правильно использовать понятия природное сообщество, природная зона, продуценты, консументы, редуценты), знать расположение природных зон России, показывать их на карте, характеризовать условия природных зон, называть примеры представителей флоры и фауны, в том числе охраняемые, выявлять адаптации животных и растений к условиям природной зоны, иметь начальные представления о взаимосвязи условий среды и состава природного сообщества.
Форма: комбинированный урок.
Технологии: элементы технологий самостоятельной работы, проблемного обучения, развития критического мышления.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов: диагностика предметных результатов осуществляется на этапе повторения и актуализации с помощью письменного индивидуального задания, способствующего развитию критического мышления; по ходу урока диагностика предметных результатов осуществляется с помощью вопросов по таблице о природных зонах, при выполнении устного фронтального задания по описанию степной зоны, в конце урока при закреплении материала с помощью устных вопросов по анализу таблицы и выполнении задания в формате LearningApps. Диагностика метапредметных результатов осуществляется при наблюдении за выполнением обучающимися заданий по составлению таблицы, ее заполнению, работе с текстом (формирование навыков смыслового чтения, умения выделять главное). Предметные метапредметные результаты оцениваются при проверке выполненной классной работы в тетради по критериям: полнота заполнения таблицы (мах 2 балла); отсутствие ошибок (2 балла); качество оформления таблицы (1 балл). Диагностика метапредметных результатов осуществляется также на этапе закрепления пройденного материя с помощью вопросов по таблице (показывающих умение выявлять закономерности, работать с таблицами).
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку «Природные зоны России», компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, задания для повторения материала (Приложение №1), дополнительная печатная информация о природных зонах (Приложение №2), упражнение LearningApps «Природные зоны» (Приложение №3).
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Повторение. Актуализация знаний.
Учитель: на ваших столах находится задание (Приложение №1), расположите примеры организмов в правильной последовательности цепи питания, убрав лишние, определите продуценты, консументы и редуценты в этой цепи питания. Обменяйтесь работами, проверьте работы друг друга.
Учитель: Какую роль выполняют продуценты, консументы, редуценты? К каким природным сообществам относятся написанные пищевые цепи? Какие существуют природные сообщества? Какие организмы лишние и почему?
Обучающиеся озвучивают результаты, проводят взаимопроверку, озвучивают сделанные ошибки, исправляют их. Получились пищевые цепи из лесных, луговых и пресноводных сообществ. Лишними оказались те животные, которые не обитают в данных сообществах и на территории России.
Учитель: что определяет разнообразие сообществ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области?
Обучающиеся: климат, рельеф, осадки.
3. Постановка темы урока. Актуализация знаний.
Учитель: Назовите, от чего зависит климат? От чего зависит температура, действующие ветра, выпадающие осадки?
Обучающиеся: предлагают свои версии
Учитель: Одинаково ли солнечные лучи падают на Землю? Посмотрите на глобус, найдите территорию России. Как можно смоделировать ситуацию падения солнечных лучей?
Обучающиеся направляют фонарик на глобус на уровне тропиков, экватора, моделируют падение солнечных лучей.
Обучающиеся делают вывод о том, что солнечные лучи распределены по земной поверхности неравномерно, так как она имеет форму шара. Обучающиеся оценивают количество света и угол его падения на территорию России. Количество солнечных лучей разное, поэтому и климат разный. Температура, осадки и другие характеристики климата определяют разнообразие животных и растений.
Учитель: Посмотрите на карту, где изображено распределение растений и животных на территории России, как вы могли бы назвать карту, глядя на изображение, расположение?
Обучающиеся: на карте видны полосы или пояса, природные зоны.
4. Формулирование темы урока, определения и целей урока.
Учитель: Запишите тему урока «Природные зоны России». Попробуйте сформулировать определение, что такое природные зоны. Вспомните, подумайте сами или посмотрите в учебнике.
Обучающиеся: Природные зоны – территории со сходной растительностью, животным миром и почвой.
Учитель: Посмотрите внимательно на легенду карты природных зон, посчитайте, сколько природных зон расположено на территории России. Представьте, насколько разнообразна природа нашей страны. Сегодня мы познакомимся с самыми обширными природными зонами, на основе карты назовите их.
Обучающиеся отвечают на вопросы, работают с картой, читают легенду карты.
Учитель: Вспомните, какие природные зоны вы знаете, какие-нибудь их особенности? Чего не знаете? Что еще хотите узнать? Определите цель урока.
Обучающиеся озвучивают ответы. Цель урока: изучить природные зоны на территории России, узнать животных и растения природных зон, климат.
Учитель: Как нам упорядочить все знания, информацию о самых крупных природных зонах России?
Обучающиеся: составить таблицу
Учитель: какие графы будут в таблице, в качестве подсказки посмотрите на определение, которое мы записали.
Обучающиеся: названия граф – название природной зоны, растения, животные, условия, почвы.
5. Заполнение таблицы.
Учитель: расчертите таблицу в тетради, подпишите графы, те, что называли и, как на слайде.
Начнем заполнять таблицу, используя материал параграфа учебника, дополнительную информацию из распечаток у вас на столах (Приложение №2) и иллюстраций на слайде.
Начнем с севера, какая самая северная природная зона? Покажите ее на карте.
Обучающиеся: тундра, на севере омывается Северным ледовитым океаном.
Учитель: 1 ряд – вы заполняете колонку условия, выписывая температуру, сезоны годы, почвы, осадки и другие характерные особенности, отличающие тундру от других природных зон. 2 ряд – выписывает примеры животных обитателей тундры, постарайтесь выписать наиболее разнообразные, а также назовите приспособления северного оленя к обитанию в тундре. 3 ряд - выписывает примеры растений тундры, а также назовите их приспособления к обитанию в тундре.
Три минуты на задание, у каждого ряда должна быть заполнена одна ячейка, потом озвучиваем результаты, так заполняются все остальные.
Обучающиеся озвучивают результаты, заполняют таблицу, комментируют иллюстрации на слайде.
Учитель: на территории тундры находится несколько крупных биосферных заповедников: Таймырский заповедник, Лапландский. Объясните, почему экосистемы тундры очень уязвимы и нуждаются в охране?
Обучающиеся: В тундре очень сложные условия, растения развиваются только летом в течение одного месяца, поэтому растут очень медленно. В тундре произрастают лишайники и мхи, которые прирастают на 1-2 мм в год, если повредить такие растения, то восстанавливаться они будут очень долго. Поэтому нарушения в экосистеме тундры восстанавливаются в течение длительного времени.
Учитель: рассмотрим следующую природную зону – тайгу, покажите эту область на карте, опишите своими словами, какая это зона для России. 1 ряд – перечислят растения, стараясь привести наиболее разнообразные примеры. 2 ряд – перечисляет примеры животных, особенно уникальных и охраняемых. 3 ряд – выписывает условия на основе личного опыта и впечатлений, так как мы с вами живем в тайге, в подзоне южной тайги.
Обучающиеся озвучивают результаты, заполняют таблицу, комментируют иллюстрации на слайде.
Учитель: рассмотрим следующую природную зону – широколиственный лес, покажите его на карте; 1 ряд – перечисляет примеры животных, особенно уникальных и охраняемых. 2 ряд – выписывает условия на основе иллюстраций. 3 ряд – перечислят растения, стараясь привести наиболее разнообразные примеры.
Обучающиеся озвучивают результаты, заполняют таблицу, комментируют иллюстрации на слайде. Зона широколиственных лесов очень узкая в Сибири и на Дальнем востоке России из-за суровых зим в этих регионах.
Учитель: какое влияние человек оказывает на лесные природные зоны тайгу и широколиственные леса?
Обучающиеся: охота на зверей и птиц, браконьерство, вырубка леса, сбор ягод и грибов.
6. Закрепление пройденного материала, описание степной природной зоны.
Учитель: чтобы охарактеризовать следующую степную зону, мы выполним задание и заодно проверим, что уже успели узнать. Выполняем задание все вместе, отвечая, поднимаем руку. Перед вами на слайде текст, описывающий условия степной зоны. Найдите ошибки в тексте и исправьте их, на основе исправленного текста сформулируйте условия степной зоны.
Степь – природная зона в средней полосе России, характеризующаяся безлесой территорией. Основу растительного сообщества степи составляют кустарники. Зона расположена в условиях очень теплого климата без выраженной морозной или снежной зимы и с небольшим количеством осадков, которое и не позволяет развиваться деревьям. Почвы степей отличаются высоким плодородием, глубоким слоем перегноя, называются подзолами.
Учитель: Растения и животные выбираем из иллюстраций на слайде, удаляя лишние картинки. Какое животное/ растение не является степным, объясняем.
Обучающиеся озвучивают результаты, заполняют таблицу.
Учитель: многие птицы и звери степей занесены в международную красную книгу, почему? Назовите причину исчезновения степных животных на основе составленной характеристики степи, ее условий.
Обучающиеся: в степях самые плодородные почвы, которые человек использует для сельского хозяйства, из-за этого уничтожаются места обитания этих животных.
7. Обобщение пройденного материала.
Учитель: сделайте вывод после таблицы: объясните, как сменяются их условия и почему, как изменяется растительный и животный мир.
Обучающиеся: От тундры до степи климат становится более теплым, повышается плодородие почв, лето становится длинным и теплым, в степи сухой климат, в тайге и широколиственном лесу более влажный; растительный и животный мир становится богаче и разнообразнее, увеличивается число копытных с севера на юг, так как много растительной пищи. В условиях влажного климата произрастают деревья, в условиях сухого – травы.
Учитель: закрепим знания о природных зонах нашей страны с помощью приложения LearningApps (Приложение №3). В задании необходимо распределить условия и иллюстрации растений и животных по изученным природным зонам.
Задание может быть выполнено обучающимися, выходящими по очереди к интерактивной доске или, при ее отсутствии, учителем, распределяющим особенности природных зон в соответствии с ответами обучающихся.
8. Рефлексия.
Учитель: опишите, в какой природной зоне вы хотели бы жить? В какой могли бы , уже готовы заниматься исследовательской научной работой и почему?
Обучающиеся называют свои варианты.
9. Домашнее задание.
Учитель: домашнее задание §21
Приложение №1.
Примеры заданий на повторение изученного материала
Приложение №2.
Примеры дополнительной информации об условиях, флоре и фауне природных зон [2, 3, 4, 5]
У северного оленя, в отличие от других оленей, передняя поверхность верхней губы целиком покрыта волосами. На ногах волосы короткие, очень упругие и прочные, способные противостоять обнашиванию при передвижении по снегу. Вокруг копыт имеются длинные и густые, но прочные волосы, увеличивающие опорную площадь копыта. Они также препятствуют скольжению. Под густым покровом ости находится густой тонкий извитой пух, снаружи незаметный. Все вместе создает теплый и прочный, насыщенный воздухом (внутри волос и между ними), непроницаемый для ветра меховой покров.
Кабарга́ или сиби́рская кабарга́ небольшое копытное животное. В отличие от оленей, к которым кабаргу иногда относят, рога у неё отсутствуют. У самцов — длинные изогнутые клыки, выступающие из-под верхней губы на 7—9 см; выполняют роль турнирного оружия. У них также имеется брюшная железа, вырабатывающая мускус. Кабарга — великолепный прыгун, по манёвренности почти не имеющий себе равных. Она способна на скаку, не сбавляя скорости, изменять направление хода на 90°. В рационе кабарги преобладают лишайники, поедает также хвою пихты и кедра, листья черники, папоротники, хвощи и другие растительные корма.
Сайга́ или сайга́к— парнокопытное млекопитающее из подсемейства настоящих антилоп. Относительно мелкое парнокопытное животное. Масса 23 — 40 кг. Удлинённое туловище на тонких, коротких ногах. Нос в виде мягкого, вздутого, подвижного хоботка с округлыми сближенными ноздрями создаёт эффект «горбатой морды». Уши с округлой вершиной. Рога бывают только у самцов. Они по длине в среднем достигают 30 см. Летний мех желтовато-рыжий, более тёмный по средней линии спины и постепенно светлеющий к брюху. Зимний мех намного выше и гуще, очень светлый, глинисто-серый. Линьки два раза в год: весной и осенью. Сайгаки в разные сезоны года собираются стада в степях и полупустынях и кормятся самыми разными видами растений. В 2002 году Международным союзом охраны природы этот вид был отнесён к категории «находящийся в критическом состоянии».
Приложение№3
Ссылка на задание «Природные зоны России» приложение LearningApps
http://learningapps.org/display?v=pd331kgd216
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии (7 класс) на конкурс "Учитель здоровья России - 2013"
Конспект урока биологии (7 класс) на конкурс "Учитель здоровья России - 2013" по теме "Путешествие в мир клетки" (Строение животной клетки)....
Конспект урока для 8 класса "Этнический состав населения России"
Национальный состав населения России урок географии и презентация для 8 класса составлены Омаровой Аминат Султанахмедовной, МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края. Один ...
Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"
На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...
Конспект урока в 10 классе "История создания ВС России"
Конспкт урока в 10 классе по ОБЖ "История создания ВС России"...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...