Конспект урока биологии (7 класс) на конкурс "Учитель здоровья России - 2013"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Конспект урока биологии (7 класс) на конкурс "Учитель здоровья России - 2013" по теме "Путешествие в мир клетки" (Строение животной клетки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mititanidi_i.n.doc | 651 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в мир клеток» (урок в 7 классе).
Так клетка, кажется мала,
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Цель урока:
пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;
- обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки
- проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;
-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
-способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Методы:
словесный – беседа на основе знаний учащихся;
наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;
практический – работа с интерактивными тренажерами;
исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;
Методические приемы:
логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;
технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.
Оборудование: компьютер, персональные компьютеры, цифровые микроскопы, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, интерактивный конструктор «Растительная и животная клетка».
ХОД УРОКА.
- Организационный этап. (5 минут). (Слайд 1)
Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, ноутбук, лабораторные принадлежности, цифровой микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,…
1.Психологический настрой. (Слайд 2).
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Возьмитесь за руки и повторяйте: (слайд 3)
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
2. Постановка темы, цели урока. (Слайд 4,5).
В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.
Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков.
-Как вы думаете, что он увидел? (растительные клетки).
Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоит растительная клетка.
Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.
3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. (Слайд 6,7,8)
(На доске надпись: КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)
- Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.)
Именно клетка составляет основу любого организма, независимо от его структуры.
- Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать, строение животной клетки, чем отличается клетка растения от клетки животного.)
Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока?
1. Узнать строение и функции органоидов животной клетки.
2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки.
3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду, находить черты сходства и различия животной и растительной клеток.
Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому.
Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ»!!! (Слайд 9,10)
- А зачем нужно знать строение клетки.(Ответы учеников)
Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Злокачественные изменения, приводящие к развитию раковых опухолей, возникают тоже на уровне клетки. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое — волнующее, таинственное, неизвестное.
Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?
(Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).)
Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одно из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.
II. Актуализация знаний.(6 мин).
- Фронтальный опрос учащихся (слайд 11,12).
Игра «Цепочка».
Каждый ученик получает две карточки с вопросом и ответом, которые не подходят друг к другу. Игру начинает любой ученик, он читает вопрос вслух и ждет ответа. Ученик, у которого есть ответ, читает его и предлагает свой вопрос. Итак, до тех пор, пока не закончатся все карточки.
Предложенные вопросы для игры «Цепочка» | Предполагаемые ответы |
1.Назовите основные части клетки… | Ядро, цитоплазма, ядро. |
2.Что примыкает у растительных клеток с внешней стороны мембраны… | Клеточная оболочка, она состоит из целлюлозы. |
3.Как называются части клеток, расположенные в цитоплазме… | Органоиды. |
4.Этот органоид клетки содержит клеточный сок, с растворёнными в нем питательными веществами… | Вакуоль. |
5.Органоиды растительной клетки, которые содержат хлорофилл… | Хлоропласты. |
6.Какую функцию выполняют хлоропласты… | Участвуют в образовании органических веществ в процессе фотосинтеза. |
-Строение какой клетки мы повторили? (Растительной) (слайд 13).
-Как вы догадались? (Наличие пластид зеленого цвета – хлоропластов,
Наличие вакуолей с клеточным соком,
Прочная клеточная стенка из целлюлозы).
2. Модель растительной клетки).(слайд 14,15, 16).
- Следующее задание у доски собрать модель растительной клетки. С чего мы начнем собирать клетку? (с оболочки, чтобы показать ее границы, отделить от внешней среды).
Назовите структуру растительной клетки. (ядро, митохондрии, вакуоли, хлоропласты,
III. Введение новых знаний с опорой на опыт детей. (12 мин) Слайд 17, 18).
Все части растения состоят из клеток. Они разнообразны по форме и размерам, выполняют разные функции. Внутри клеток есть органоиды, о которых мы с вами говорили при изучении курса биологии в 6 классе: аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, ядро, митохондрии, цитоплазма, мембрана и другие.
Все ли клетки имеют одинаковый набор органоидов? От чего это зависит?
Существуют ли такие органоиды, которые есть в каждой клетке? На эти вопросы мы сейчас ответим, проведя небольшое исследование. Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.
- Лабораторная работа (11 мин). Слайд 19,20,21)
Цель:
Сравнить особенности клеток растений и животных.
Ход работы:
1. Приготовить временный препарат кожицы лука. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом пинцетом снять часть кожицы лука и поместить ее в раствор йода. После этого накрыть полученный препарат покровным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения растительной клетки.
2. Приготовить временный препарат буккального эпителия ротовой полости человека. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом стеклянной палочкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло. Полученный препарат накрыть предметным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения животной клетки.
3. Сделать общий вывод из работы. (Таким образом, посредством сравнения клетки лука и животной клетки под микроскопом, я убедился в справедливости одного из основных положений клеточной теории о единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют ____________________строение. Только в клетке растений имеется _______________________, ____________________, ____________. Только в животной клетке имеется ____________________.
Но сначала мы повторим правила техники безопасности во время проведения лабораторной работы.
Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.
Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте???
- Просмотр видеофрагмента: Строение животной клетки (1 мин) (Слайд 22)
Сегодня на уроке мы говорим о сложном строении клетки. И, наверно, не задумываемся о том, что когда-то эти знания добывались по крупицам, и было время, когда люди впервые произнесли слово «клетка».
Оказывается, мы стоим с вами на пороге великого открытия. Только оно было сделано еще в 19 веке. И произнося, казалось бы, такую простую фразу: «Организмы имеют клеточное строение», мы формулируем одно из положений клеточной теории, основоположниками которой являются зоолог Теодор Шванн и ботаник Матиас Шлейден. (Слайд 23)
Нами проведены наблюдения растительных и животных клеток, результаты которых подтверждают положения клеточной теории.
Знания, накопленные с использованием клеточной теории, широко используются в различных отраслях человеческой деятельности.
IV.Физминутка.( 3 мин) (Слайд 24)
V.Первичное закрепление нового материала. (Слайд 25,26)
- Работа с интерактивным тренажером: (3 мин)
- Проверь себя.
- Собери животную клетку.
VI.Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику (стр. 26) Вставьте пропущенное слово. (2 мин) (Слайд 27,28)
... — структурная и функциональная единица всех живых организмов.
Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной прозрачной оболочкой.
Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - …. В цитоплазме располагаются многочисленные .... .
Важнейшим органоидом клетки является .... , которое хранит наследственную информацию. Энергетический центр клетки … .
Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды.
Обменяйтесь листами, проверьте тест, выставив оценку соседу по парте.
0 ошибок - «5»
1,2,3 ошибки – «4»
4,5 ошибки – «3»
2.Театрализованное представление: (7 мин.) (Слайд 29.)
Учитель: Сейчас мы посмотрим театрализованное представление, подготовленное учениками вашего класса, и постараемся помочь решить проблему героям «клеточного государства». (Учащиеся должны ответить на вопрос, кто самый главный в клетке).
АВТОР:
В царстве, что ни дать, ни взять,
В микроскопе лишь видать,
Приключилась небольшая
Раз история такая.
У себя собрав совет,
Царь потребовал ответ:
Кто в его сторонке малой
Самый главный из вельмож?
Кто бы, что ни говорил,
Царь подумал и решил -
Не жалеючи наград,
Оценить сей важный вклад.
Все вокруг засуетились -
Каждый хочет доказать,
Что работа в государстве
Без него враз может встать.
ЯДРО:
Я сейчас вопрос задам вам,
Дайте на него ответ!
Что для пользы государства
Сделал каждый конкурент?
КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ:
.Всех вокруг я заверяю,
Роль я важную играю,
У меня есть свой завод.
Ежегодный оборот
Составляет много тонн.
В государстве важен он.
Я в мембранные структуры
Упакую всякий хлам,
Позже от него избавлюсь,
Если повезет - продам.
Запасаюсь всем, чем надо,
Забиваю свой же склад,
И за это я имею
Очень скромненький оклад.
МЕМБРАНА:
Заявляю без обмана —
Всех важнее я - мембрана!
Я на страже государства
День и ночь стою без сна
И его оберегаю, без прикрас скажу —
Одна!
Чтобы не иссякла влага,
Чтобы не пробрался враг,
И поэтому сегодня
Не представлю я бумаг!
Здесь и так уже все ясно,
Что с мембраной все прекрасно,
И пока на страже я,
Спит спокойно вся страна.
МИТОХОНДРИЯ:
Для такого государства
Ведь энергия нужна.
Без энергии заводы — ерунда,
Ни дать, ни взять.
И мембране без нее же
Как задачу выполнять?
Все знают, без энергии
Придет всему конец.
Ее даст митохондрия,
Работая, как ТЭЦ.
РИБОСОМА:
Я уже здесь всем знакома.
Мое имя — Рибосома.
Мы производим белок для строительства
И строим. Для жителей и для правительства.
Вклад в дела государства
Мы вносим весомый —
Все здания в клетке
Построены Рибосомой.
ХЛОРОПЛАСТ:
Здравствуйте, здравствуйте, господа!
Узнали? Узнали! Конечно же, да.
Меня не узнать почти невозможно,
Без нас государство почти безнадежно.
Мы производим, без всяких хлопот
Важный для всех газ — кислород.
И углеводы, что скажем заранее,
Важные очень продукты питания.
ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ:
Выступить должна успеть
Эндоплазматическая сеть.
Я буду краткой, все устали,
Но я хочу, чтоб вы узнали,
Что все перевозки от двери до двери
Осуществляю совсем без потери.
Заказ доставят в срок специалисты,
Сработают четко, красиво и быстро.
Конкурсанты совещаются.
ЯДРО:
Мы спорили долго и совещались,
И, надо признаться, совсем растерялись.
Выглядит каждый вполне убедительно,
И список заслуг имеет внушительный.
Время пришло награждать победителя.
Может быть, в этом помогут нам зрители?
Кто самый важный? Скажите скорее.
Без вас разобраться мы не сумеем.
Ученики дают ответы.
АВТОР:
Мне кажется, к выводу вместе пришли мы:
Все очень важны и незаменимы.
- Итак, подведем итог. Государство - это система, поэтому клетку мы тоже можем назвать системой и приходим к выводу (ученики вместе с учителем формулируют вывод): «Клетка - целостная система, в которой каждый органоид выполняет свои особые функции и поэтому является незаменимым».
(Слайд 30)
VII. Итог урока. (3 мин.)
Учитель: отложите свои маршрутные листы на край стола, закройте учебники, и давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили материал новой темы.
Какие клетки изображены на рисунках?
Если органоид есть и в растительной и животной клетке – хлопаете в ладоши.
Если только в растительной клетке – поднимаете руки вверх.
Если только в животной клетке – встаете.
(митохондрия, хлоропласт, цитоплазма, комплекс Гольджи, Эндоплазматическая сеть, вакуоль, рибосома, клеточный центр).
Достигли мы с вами цели урока? (слайд 31)
- оценка работы учеников во время урока.
(Слайд 32)
А теперь вернемся к теме нашего урока: клетка — живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу.
…Так клетка, кажется, мала,
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
(Слайд 33)
Рефлексия. (1 мин)
В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.
Домашнее задание. (3 мин.) (Слайд 34)
Запишите домашнее задание. 1. (обязательное): Параграф 5
2. (познавательное) подготовить сообщение об открытии клетки
3. (творческое) Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.
(Слайд 35, 36)
Урок окончен, всем СПАСИБО.
Маршрутный лист: «Путешествие в мир клетки» ученика ___________________________
Тема урока: ____________________________________________.
Задание 1: Лабораторная работа
Ход работы:
1 вариант.
Приготовить препарат кожицы лука.
- На предметное стекло нанести каплю йода.
- Сними часть кожицы лука и помести ее в каплю йода.
- Рассмотри под микроскопом
- Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения растительной клетки.
2 вариант.
Приготовить препарат эпителия ротовой полости человека (животной клетки).
- На предметное стекло нанести каплю йода.
- Потом ложечкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло.
- Полученный препарат поместить под микроскоп и рассмотреть.
- Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения животной клетки.
Сделай подписи к рисункам и вывод.
Вывод: Сравнив клетку лука и животную клетку под микроскопом, я убедился в справедливости одного из основных положений клеточной теории о единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют ____________________строение. Только в клетке растений имеется _______________________,____________________,___________________. Только в животной клетке имеется ____________________.
Задание 2. Вставь нужные слова, используя учебник (стр.26) .
1.___________— структурная и функциональная единица всех живых организмов.
2.Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной прозрачной оболочкой.
3.Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - _____________.
4.В цитоплазме располагаются многочисленные _______________________.
5.Важнейшим органоидом клетки является _____________, которое хранит наследственную информацию.
6.Энергетический центр клетки _________________.
Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды.
Проверьте тест самостоятельно, выставив оценку соседу по парте:_______________________
0 ошибок - «5»
1,2 ошибки – «4»
3,4 ошибки – «3»
Задание 4. Определи свое настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 7 классе по теме: "Здоровье превыше всего".
Урок по теме: "Здоровье превыше всего"...
Конспект урока для 8 класса "Этнический состав населения России"
Национальный состав населения России урок географии и презентация для 8 класса составлены Омаровой Аминат Султанахмедовной, МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края. Один ...
Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"
На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...
Конспект урока в 10 классе "История создания ВС России"
Конспкт урока в 10 классе по ОБЖ "История создания ВС России"...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...
Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»
План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...