Конспект урока в 9 классе «Кожа и её роль в жизни человека»
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Конспект урока в 9 классе «Кожа и её роль в жизни человека» (для обучающихся с умсвенной отсталостью)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozha.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе «Кожа и её роль в жизни человека»
Тип урока: урок изучения нового материла
Цель: формировать знания о коже, о ее роли в жизни человека.
Образовательные:
- Формировать знания о строении кожи.
- Познакомить с функциями кожи.
- Учить работать с информацией, представленной в различных формах (текст, рисунок, видео).
- Учить проводить простые опыты.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать логическое мышление путем отгадывания загадок
- Развивать зрительное и слуховое восприятие через просмотр фильма
- Коррегировать и развивать мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез через работу с различными источниками информации и выполнение индивидуальных заданий
- Развивать тактильное восприятие через угадывание предметов с закрытыми глазами
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучаемому предмету
- Воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни, соблюдении. Гигиенических правил.
Оборудование: Фильм «Строение кожи». Мешочек с тряпочкой, пластмассовым шариком, кусочком ваты. Гвозди. Лупы. Карточки-задания «Строение кожи». Таблица «Функции кожи в организме». Таблички с названия слоёв кожи и желёз: потовая железа, сальная железа, дерма, эпидермис, жировая ткань, волосяная луковица, кровеносные сосуды, нервы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва. «Биология. Человек», 9 класс.
Ход урока
1. Организационный момент. 1 мин
– Здравствуйте, ребята!
Прием "Отсроченная отгадка".
– Какая одежда не промокает под дождем, но пропускает воздух и ее можно носить хоть 100 лет. Масса этого органа у взрослого человека в среднем весит 2-3 кг.
– Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока? Кожа и её роль в жизни человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2. Постановка учебных задач урока. 2 мин
– Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Строение кожи человека.
2. Функции кожи в организме.
3. Дать определение покровной ткани.
3. Изучение нового материала. «Строение кожи». 5 мин
– Первый вопрос нашего урока – строение кожи человека. Сейчас предлагаю вашему вниманию фильм «Строение кожи».
Вопросы к фильму:
1. Наружный слой кожи - …
2. Средний слой кожи - …
3. Что расположено во втором слое кожи?
4. Внутренний слой кожи - …
– Работа у доски. Выйти к доске, правильно подписать названия слоёв кожи. Показать потовые и сальные железы, кровеносные сосуды, нервные окончания и волосяные луковицы.
Закончи предложения:
- Наружный слой кожи - ____________. (Эпидермис).
- В эпидермисе находятся ____________ и ____________ клетки. (Мертвые и живые).
- Средний слой кожи называется - ______________. (Дерма).
- Во втором слое кожи расположены? ___________ и _________ железы, ______________ сосуды, ___________ окончания. (Потовые и сальные, кровеносные сосуды и нервные окончания).
- Третий слой кожи называется гиподерма или ________________. (Жировая ткань).
4. Первичное закрепление знаний. 3 мин
- У вас на столе лежат карточки, вам надо подписать слои кожи.
– Обменяйтесь карточками. Откройте учебник стр. 166 рис.119. Строение кожи. Сравните изображение в учебнике с изображением на карточке. Проверьте правильность выполнения работы.
– Ответить на вопросы:
1. Как называется наружный слой кожи?
2. Из чего состоит гиподерма?
3. В каком слое кожи расположены потовые, сальные железы и волосяные луковицы?
5. Физкультминутка. 1 мин
– Молодцы, вы хорошо поработали, наверное, устали. Сядьте как вам удобно, расслабьтесь. Потрите ладони, что вы чувствуете? Ладони нагрелись – это расширились кровеносные сосуды.
– Сейчас мы сделаем точечный массаж активных точек. Активизация этих точек поднимает иммунитет организма, улучшает работу внутренних органов. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелки – 5 раз в каждую сторону.
Точка на лбу между бровями.
По краям крыльев носа.
В среднюю линию между верхней губой и носом.
В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
В височной ямке (парные).
Чуть выше роста волос под основанием черепа.
6. Изучение нового материала «Функции кожи в организме». 7 мин
– Второй вопрос нашего урока – функции кожи в организме. У вас на столе лежат таблицы «Функции кожи в организме». Первая пара учащихся расскажет об осязательной функции кожи. Вторая пара о защитной функции, следующая пара о регулятивной. Последняя пара о выделительной и дыхательной функции кожи.
Функции кожи | В чем выражаются |
Осязательная | Нервные окончания, расположенные в коже, обеспечивают передачу сигналов от кожи в головной мозг. Реакция на боль, холод и тепло, прикосновение, давление. Позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь |
Защитная | Является барьером для неблагоприятного воздействия окружающей среды: защищает внутренние органы от повреждения, травм, не пропускает в организм микробы, воду, защищает от солнечного воздействия |
Регулятивная | В коже человека происходит обмен углеводов, белков, жиров и витаминов, солей, водный обмен. |
Терморегуляция - процесс поддержания постоянной температуры тела. Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания, поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и сужения кожных кровеносных капилляров. Испаряя влагу (пот), избавляет организм от перегрева | |
Выделительная | Удаляет с потом вредные вещества. Путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой |
Дыхательная | Через потовые железы выделяется углекислый газ и поступает кислород |
7. Практическая работа. 4 мин
1. Игра «Угадай, что это?» Один человек из каждой группы должен выйти к доске и положить руки за спину и угадать, что за предмет находится у него в руках и рассказать о нём всё, что можно (вата, пластмассовый шарик, тряпочка).
– Возьмите гвоздь, осторожно нажмите на кожу, что вы почувствовали?
– Какая функция кожи помогла Вам, не глядя определить предмет? Почему вы почувствовали боль от гвоздя. Осязательная функция, в коже расположены нервные окончания.
2. Проведите пальцем по лбу и приложите его к стеклу. Что увидели? Жирное пятно. Это жир, который выделяется через поры. Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не даёт ей высыхать.
– Рассмотрим кожу через лупу. Что увидели? Поры. Каково назначение пор? Через них кожа дышит, выделяет пот, жир. Какая это функция кожи? Выделительная.
8. Закрепление знаний. 9 мин
1 группа (достаточный уровень)
Письменно ответить на вопросы:
1. Какие функции выполняет кожа в организме человека?
2. Как происходит терморегуляция?
2 группа (средний уровень)
1. Кожа защищает от проникновения __________________.
2. С потом выделяются _______________.
3. Через потовые железы выделяется ____________, и поступает_________.
(углекислый газ, кислород, микробов, вредные вещества).
3 группа (низкий уровень)
1.Кожа – это орган: а) слуха; б) осязания; в) обоняния. | 2. Кожа дышит через: а) поры; б) волоски; в) жир. | 3. К функциям кожи относится: а) защитная; б) двигательная; в) пищеварительная. |
9. Обобщение пройденного материала. 5 мин
– Сегодня на уроке мы познакомились с новым органом, как он называется? Кожа. Узнали о строении и значении для жизни человека. Давайте попытаемся дать определение, что же такое кожа? У меня здесь записано несколько определений, что такое кожа, как вы думаете, какое из них более точное.
– Откройте тетради, запишите это определение в тетрадь.
10. Подведение итогов урока. 2 мин
Ответить на вопросы:
1. Что мы изучали сегодня на уроке? «Кожа и её роль в жизни человека»
2. Из каких слоёв состоит кожа? Эпидермис, дерма и жировая ткань.
3. Какое значение имеет кожа для жизни человека? Кожа защищает от повреждений и болезнетворных бактерий, предупреждает о внешних воздействиях, поддерживает постоянную температуру тела.
4. С какими системами органов связана кожа? Кожа связана со всеми органами и системами организма: с нервной, кровеносной, дыхательной и выделительной системами.
12. Домашнее задание. 1 мин
Работа с учебником. стр.165-168
1 группа. стр. 168. Подготовить сообщение «Доктор рассказывает…»
2 группа. стр. 167. Таблица, списать в тетрадь «Функции кожи»
3 группа. стр. 166. Списать слои кожи.
13. Оценки. 1 мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока обществознания Политическая система и ее роль в жизни общества
Конспект урока обществознания в 10 классе...
конспект урока обществознания Политическая система и ее роль в жизни общества
Конспект урока обществознания в 10 классе...
Методическая разработка часа общения в 9 классе "Семья и её роль в жизни человека"
Час общения «Семья и её роль в жизни человека»Цели: создание теплой дружеской творческой атмосферы, стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности стар...
9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции сем
9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей....
Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"
Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)...
Урок обществознания 6 класс Конфликты и их роль в жизни человека и общества
Урок реализуется в форме групповой работы, соответствует требованиям ФГОС, нацелен на формирование УУД...