Конспект урока в 9 классе «Кожа и её роль в жизни человека»
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Шляева Фаина Александровна

Конспект урока в 9 классе «Кожа и её роль в жизни человека» (для обучающихся с умсвенной отсталостью)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozha.docx44.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе «Кожа и её роль в жизни человека»

Тип урока: урок изучения нового материла

Цель: формировать знания о коже, о ее роли в жизни человека.

Образовательные:

  • Формировать знания о строении кожи.
  • Познакомить с функциями кожи.
  • Учить работать с информацией, представленной в различных формах (текст, рисунок, видео).
  • Учить проводить простые опыты.

Коррекционно - развивающие:

  • Развивать логическое мышление путем отгадывания загадок
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие через просмотр фильма
  • Коррегировать и развивать мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез через работу с различными источниками информации и выполнение индивидуальных заданий
  • Развивать тактильное восприятие через угадывание предметов с закрытыми глазами

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучаемому предмету
  • Воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни, соблюдении. Гигиенических правил.

Оборудование: Фильм «Строение кожи». Мешочек с тряпочкой, пластмассовым шариком, кусочком ваты. Гвозди. Лупы. Карточки-задания «Строение кожи». Таблица «Функции кожи в организме». Таблички с названия слоёв кожи и желёз: потовая железа, сальная железа, дерма, эпидермис, жировая ткань, волосяная луковица, кровеносные сосуды, нервы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва. «Биология. Человек», 9 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.   1 мин

– Здравствуйте, ребята!

Прием "Отсроченная отгадка".

– Какая одежда не промокает под дождем, но пропускает воздух и ее можно носить хоть 100 лет. Масса этого органа у взрослого человека в среднем весит 2-3 кг.  

–  Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока? Кожа и её роль в жизни человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2. Постановка учебных задач урока.        2 мин

– Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Строение кожи человека.

2. Функции кожи в организме.

3. Дать определение покровной ткани.

3. Изучение нового материала.  «Строение кожи». 5 мин

– Первый вопрос нашего урока – строение кожи человека. Сейчас предлагаю вашему вниманию фильм «Строение кожи».

Вопросы к фильму:

1. Наружный слой кожи - …

2. Средний слой кожи - …

3. Что расположено во втором слое кожи?

4. Внутренний слой кожи - …

–  Работа у доски. Выйти к доске, правильно подписать названия слоёв кожи. Показать потовые и сальные железы, кровеносные сосуды, нервные окончания и волосяные луковицы.

Закончи предложения:

  1. Наружный слой кожи - ____________. (Эпидермис).
  2. В эпидермисе находятся ____________ и ____________ клетки. (Мертвые и живые).
  3. Средний слой кожи называется - ______________. (Дерма).
  4. Во втором слое кожи расположены? ___________ и _________ железы, ______________ сосуды, ___________ окончания.  (Потовые и сальные, кровеносные сосуды и нервные окончания).
  5. Третий слой кожи называется гиподерма или ________________. (Жировая ткань).

4. Первичное закрепление знаний. 3 мин

- У вас на столе лежат карточки, вам надо подписать слои кожи.  

– Обменяйтесь карточками. Откройте учебник стр. 166 рис.119. Строение кожи. Сравните изображение в учебнике с изображением на карточке. Проверьте правильность выполнения работы.

– Ответить на вопросы:

1. Как называется наружный слой кожи?

2. Из чего состоит гиподерма?

3. В каком слое кожи расположены потовые, сальные железы и волосяные луковицы?

5. Физкультминутка. 1 мин

– Молодцы, вы хорошо поработали, наверное, устали. Сядьте как вам удобно, расслабьтесь. Потрите ладони, что вы чувствуете? Ладони нагрелись – это расширились кровеносные сосуды.

– Сейчас мы сделаем точечный массаж активных точек. Активизация этих точек поднимает иммунитет организма, улучшает работу внутренних органов. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелки – 5 раз в каждую сторону.

Точка на лбу между бровями.

По краям крыльев носа.

В среднюю линию между верхней губой и носом.

В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.

В височной ямке (парные).

Чуть выше роста волос под основанием черепа.

6. Изучение нового материала «Функции кожи в организме». 7 мин

– Второй вопрос нашего урока – функции кожи в организме. У вас на столе лежат таблицы «Функции кожи в организме». Первая пара учащихся расскажет об осязательной функции кожи. Вторая пара о защитной функции, следующая пара о регулятивной. Последняя пара о выделительной и дыхательной функции кожи.

Функции кожи

В чем выражаются

Осязательная

Нервные окончания, расположенные в коже, обеспечивают передачу сигналов от кожи в головной мозг. Реакция на боль, холод и тепло, прикосновение, давление.

Позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь

Защитная

Является барьером для неблагоприятного воздействия окружающей среды: защищает внутренние органы от повреждения, травм, не пропускает в организм микробы, воду, защищает от солнечного воздействия

Регулятивная  

В коже человека происходит обмен углеводов, белков, жиров и витаминов, солей, водный обмен.

Терморегуляция - процесс поддержания постоянной температуры тела.  Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания, поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и сужения кожных кровеносных капилляров.

Испаряя влагу (пот), избавляет организм от перегрева

Выделительная

Удаляет с потом вредные вещества.

Путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой

Дыхательная

Через потовые железы выделяется углекислый газ и поступает кислород

7. Практическая работа. 4 мин

1. Игра «Угадай, что это?» Один человек из каждой группы должен выйти к доске и положить руки за спину и угадать, что за предмет находится у него в руках и рассказать о нём всё, что можно (вата, пластмассовый шарик, тряпочка).

– Возьмите гвоздь, осторожно нажмите на кожу, что вы почувствовали?

–  Какая функция кожи помогла Вам, не глядя определить предмет? Почему вы почувствовали боль от гвоздя. Осязательная функция, в коже расположены нервные окончания.

2. Проведите пальцем по лбу и приложите его к стеклу. Что увидели? Жирное пятно. Это жир, который выделяется через поры. Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не даёт ей высыхать.

– Рассмотрим кожу через лупу. Что увидели? Поры. Каково назначение пор? Через них кожа дышит, выделяет пот, жир. Какая это функция кожи? Выделительная.

8. Закрепление знаний. 9 мин

1 группа (достаточный уровень)

Письменно ответить на вопросы:

1. Какие функции выполняет кожа в организме человека?

2. Как происходит терморегуляция?

2 группа (средний уровень)

1. Кожа защищает от проникновения __________________.

2. С потом выделяются _______________.

3. Через потовые железы выделяется ____________, и поступает_________.

(углекислый газ, кислород, микробов, вредные вещества).

3 группа (низкий уровень)

1.Кожа – это орган:

а) слуха;

б) осязания;

в) обоняния.

2. Кожа дышит через:

а) поры;

б) волоски;

в) жир.

3. К функциям кожи относится:

а) защитная;

б) двигательная;

в) пищеварительная.

9. Обобщение пройденного материала.  5 мин

–  Сегодня на уроке мы познакомились с новым органом, как он называется? Кожа. Узнали о строении и значении для жизни человека. Давайте попытаемся дать определение, что же такое кожа? У меня здесь записано несколько определений, что такое кожа, как вы думаете, какое из них более точное.

–  Откройте тетради, запишите это определение в тетрадь.

10. Подведение итогов урока. 2 мин

Ответить на вопросы:

1. Что мы изучали сегодня на уроке? «Кожа и её роль в жизни человека»

2. Из каких слоёв состоит кожа? Эпидермис, дерма и жировая ткань.

3. Какое значение имеет кожа для жизни человека? Кожа защищает от повреждений и болезнетворных бактерий, предупреждает о внешних воздействиях, поддерживает постоянную температуру тела.

4. С какими системами органов связана кожа? Кожа связана со всеми органами и системами организма: с нервной, кровеносной, дыхательной и выделительной системами.

12. Домашнее задание. 1 мин 

Работа с учебником. стр.165-168  

1 группа. стр. 168. Подготовить сообщение «Доктор рассказывает…»

2 группа. стр.  167. Таблица, списать в тетрадь «Функции кожи»

3 группа. стр.  166. Списать слои кожи.

13. Оценки. 1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка часа общения в 9 классе "Семья и её роль в жизни человека"

Час общения «Семья и её роль в жизни человека»Цели: создание теплой дружеской творческой атмосферы, стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности стар...

9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции сем

9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей....

Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"

Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)...

Урок обществознания 6 класс Конфликты и их роль в жизни человека и общества

Урок реализуется в форме групповой работы, соответствует требованиям ФГОС, нацелен на формирование УУД...