Изучение биофизических процессов для решения инженерных задач.
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 10 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи – химия (изготовление гипертонического раствора).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_biofizicheskih_protsessov_dlya_resheniya_inzhenernyh_zadach_9_klass.docx | 581.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изучение биофизических процессов для решения инженерных задач.
1 урок- 25 минут
Учитель: Марышева Екатерина Александровна (Высшая квалификационная категория, стаж 14 лет)
Предмет: биология
Тип урока: комбинированный урок
Класс: 9
Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, световые микроскопы).
Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 10 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи – химия (изготовление гипертонического раствора).
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ строения клетки, процессов происходящих в клетке), использование полученного практического опыта.
Методы:
-наглядный
-словесный
- репродуктивный
-практический
- частично-поисковый
-проблемно-исследовательский
Формы организации урока:
-индивидуальная
- фронтальная
Конспект урока:
Цели урока:
Образовательные: 1. Обеспечить расширение знаний о строении клетки.
2. Продолжить формирование естественно-научного представления о единстве окружающего мира.
3. Развивать умение проводить наблюдения в живых объектах.
4. Закреплять навыки выполнения лабораторного эксперимента. Расширять кругозор с целью развития логического мышления в предварительно созданной ситуации поиска.
Развивающие: Создать у школьников условия развития:
- Исследовательской культуры: умения использовать научные методы познания (наблюдение, сравнительный анализ )
- логического мышления (на основе сравнительного анализа, поиска причинно-следственных сведений.)
- элементов творческой деятельности
Воспитательные: Создать условия воспитания у школьников
- Желания и умения преодолевать трудности.
- Интересу самостоятельной познавательной деятельности.
- Объективной самооценки
Планируемые результаты: (предметные)
1. Ученик приобретает навыки учебной исследовательской деятельности
2. Ученик приобретает навыки безопасной работы во время исследовательской и экспериментальной деятельности при использовании специального оборудования
3. Ученик получит возможность анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщить научную информацию, что послужит основной для формирования целостной научной картины мира
Личностные
- Ученик развивает способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию
- Ученик получит возможность вести диалог с преподавателем и достигать в нем взаимопонимания (т.е. сможет идентифицировать себя как полноправного субъекта общения)
- Ученик продолжит формировании основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
- Ученик продолжит формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
УУД: регулятивные УУД
- Совершенствование умения самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- Развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебы и познавательных задач
Коммуникативные УУД
- Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; Формулировать , аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
- Формирование и развитие компетентности в области информационно-коммуникативных технологий.
Познавательные УУД
- Развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить выводы, логическое рассуждение, умозаключение
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
- Развитие навыка смыслового чтения
- Развитие мотивации к овладению культурой активного поиска информации.
Ход урока
Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Задание. Подпишите структурные элементы мембраны.
Плазмолиз – явление отставания цитоплазмы от оболочки клетки.
Деплазмолиз – постепенное возвращение цитоплазмы к оболочке клетки.
Лабораторная работа.
Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.
Ход работы
1.
2.
Вывод._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа.
“Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука ”
Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.
Ход работы
1. Сделайте препарат кожицы лука: а) снимите наиболее окрашенный участок кожицы лука; б) положите на предметное стекло; в) расправьте кожицу, капните на нее воду и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку. Подпишите увиденные органоиды.
2. Получите плазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите воду; в) нанесите на препарат раствор поваренной соли (NaCl) и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте плазмолизированную клетку.
3. Получите деплазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите раствор соли; в) нанесите на препарат воду и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.
Сделайте вывод: Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. Какое свойство мембраны лежит в основе этого явления?
Ответы на вопросы
Какой раздел биологии мы изучаем на уроках? Что мы уже знаем о клетке?. На каком уровне организации мы изучали клетку? | (цитологию). (Историю открытия клетки, клеточную теория, химический состав клетки) (молекулярном) . |
Чем образована клеточная оболочка у эукариотических клеток и какие функцию она выполняет? | Основу оболочки составляют би липидный слой, в котором находятся углеводы и белковые слой , покрывающий оболочку сверху как кутикула(защищающий клетку) и пронизывающий оболочку (обеспечивает транспорт веществ) |
Задание устное: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить? | явления фагоцитоза (поглощение крупных частиц), пиноцитоза (поглощение воды), простую диффузию на примере обмена газов в клетке, облегченную диффузию осмос, активный транспорт). |
Пассивный | Не требует затраты энергии АТФ |
Осмос | осмос – перемещение воды через мембрану. |
Диффузия | перемещение веществ осуществляется из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией. |
Активный | требует затраты энергии АТФ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль моделирования в процессе обучения решению физических задач.
В материале представлена методика решения задач по физике при помощи моделирования, примеры применения методики на конкретных задачах, приведены результаты опробирования методики в школе....
Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)
Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС втор...
Инженерное решение технической задачи
Этапы инженерно- технического решения проблемы качения колеса по рельсе...
Формирование действий самостоятельного создания, способов решения проблемы в процессе решения комбинированных задач в 11 классе
Итоговая работа на курсах по программе "Формирование УУД у школьников в процессе решения комбинированных задач в 11 классе"...
Статья "Решение коммуникативных задач в процессе изучения английского языка"
Коммуникативность является методическим содержанием современного урока английского языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях д...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений»....
Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ
Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ (научная статья)...