Изучение биофизических процессов для решения инженерных задач.
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Марышева Екатерина Александровна

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 10 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи –  химия (изготовление гипертонического раствора). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Изучение биофизических процессов для решения инженерных задач.

1 урок- 25 минут

Учитель: Марышева Екатерина Александровна (Высшая квалификационная категория, стаж 14 лет)

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный урок

Класс: 9

Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, световые микроскопы).

 Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 10 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи –  химия (изготовление гипертонического раствора).

Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ строения клетки, процессов происходящих в клетке), использование полученного практического опыта.

Методы:
-наглядный
-словесный
- репродуктивный

-практический
- частично-поисковый

-проблемно-исследовательский
Формы организации урока:
-индивидуальная
- фронтальная

Конспект урока:

Цели урока:

 Образовательные: 1. Обеспечить расширение знаний о строении клетки.

                       2. Продолжить формирование естественно-научного представления о единстве окружающего мира.  

                       3.  Развивать умение проводить наблюдения в живых объектах.

                       4. Закреплять навыки выполнения лабораторного эксперимента. Расширять кругозор с целью развития логического мышления в предварительно созданной ситуации поиска.                        

Развивающие:  Создать у школьников условия развития:

  1. Исследовательской культуры:  умения использовать научные методы познания (наблюдение, сравнительный  анализ )
  2.  логического мышления (на основе сравнительного анализа, поиска причинно-следственных сведений.)
  3.  элементов творческой деятельности

     Воспитательные:    Создать условия воспитания у школьников

  1. Желания и умения преодолевать трудности.
  2. Интересу самостоятельной познавательной деятельности.
  3. Объективной самооценки

Планируемые результаты: (предметные)

1. Ученик приобретает навыки учебной исследовательской деятельности

2. Ученик приобретает навыки безопасной работы во время исследовательской и экспериментальной деятельности при использовании специального оборудования

3. Ученик получит возможность анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщить научную информацию, что послужит основной для формирования целостной научной картины мира

Личностные

  1. Ученик развивает способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию
  2. Ученик получит возможность вести диалог с преподавателем  и достигать в нем взаимопонимания (т.е. сможет идентифицировать себя как полноправного субъекта  общения)
  3. Ученик продолжит формировании основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
  4. Ученик продолжит формирование целостного мировоззрения, соответствующего  современному уровню развития науки и общественной практики

УУД: регулятивные УУД

  1. Совершенствование  умения самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  2. Развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебы и познавательных  задач

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем; Формулировать , аргументировать  и отстаивать свое мнение.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
  3. Формирование и развитие компетентности в области информационно-коммуникативных технологий.

Познавательные УУД

  1. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения,  устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить выводы, логическое рассуждение, умозаключение
  2. Формирование  и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
  3. Развитие навыка смыслового чтения
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного поиска информации.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1 мин)

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

Постановка темы и цели урока. Добрый день. Рада приветствовать гостей и учащихся на нашем сегодняшнем уроке. 

2.Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний) (2 мин)

Какой раздел биологии мы изучаем на уроках?

Что мы уже знаем о клетке?.

 На каком уровне организации мы изучали клетку?

(цитологию).          

   (Историю открытия клетки, клеточную теория, химический состав клетки)        

 (молекулярном).                                                  

Чем образована клеточная оболочка у эукариотических клеток  и какие функцию она выполняет?

Задание устное: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить? 

Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке, облегченную диффузию  осмос, активный транспорт).

4. Актуализация учебного материала

Проблемный вопрос:

Почему выделяется сок с кусочка лимона посыпанного сахаром?

Приводят гипотезы…

Ответов много. Все они разные .

Давайте попробуем найти истину вместе.

5. Изучение нового материала

Ответ на заданный вопрос кроется в строении и функции клеточной мембраны.

Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других. Транспорт веществ в клетку осуществляется пассивным и активным способом. Пассивный не требует затраты энергии АТФ. Активный требует затраты энергии.

Транспорт веществ в клетки  

Пассивный

Не требует затраты энергии АТФ

Осмос

осмос – перемещение воды через мембрану.

Диффузия

перемещение веществ осуществляется из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией.

Активный

требует затраты энергии АТФ

эндоцитоз

фагоцитоз - проникновение крупных частиц.                                   пиноцитоз -  проникновение капли жидкости

Экзоцитоз

Выбрасывание излишков питательных веществ за клеточную мембрану.

Активный транспорт при использовании ферментов, встроенных в мембрану.

в клетку поступают (“накачиваются”) ионы калия, а из клетки выводятся (“выкачиваются”) ионы натрия.

Плазмолиз – явление отставания цитоплазмы от оболочки клетки.

349

Деплазмолиз – постепенное возвращение цитоплазмы к оболочке клетки.

Гипертоническом раствор  - Если клетка находится в гипертоническом растворе, концентрация которого больше концентрации клеточного сока, то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы оболочки – происходит плазмолиз.  

Гипотонический раствор- Если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока, вода из окружающего раствора будет диффундировать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение - произойдет деплазмолиз.

Изотонический раствор – концентрация раствора равна концентрации клеточного сока

6. Лабораторная работа.

“Плазмолиз и деплазмолиз  в клетках  кожицы лука ”  

Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.

Оборудование:  микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Ход работы

1. Сделайте препарат кожицы лука: а) снимите наиболее окрашенный участок кожицы лука; б) положите на предметное стекло; в) расправьте кожицу, капните на нее воду и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.

2. Получите плазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите воду; в) нанесите на препарат раствор поваренной соли (NaCl) и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте плазмолизированную клетку.

3. Получите деплазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите раствор соли; в) нанесите на препарат воду и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.

Сделайте вывод: Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. Какое свойство мембраны лежит в основе этого явления?

Выполнение работы

7. Закрепление

Ответ на вопрос: Почему выделяется сок с кусочка лимона, посыпанного сахаром?

В клетках лимона меньше содержания сахара. Чтоб установить равновесие с внешней средой, вода из клеток выходит. Наблюдается явление плазмолиза

8. Рефлексия.

Стратегия «Не законченного предложения». 1.Сегодня я узнал…                                                                                                                                               2.  Было интересно…                                                                                                                                            3.  Я поняла, что…                                                                                                                                                        4.  Теперь я могу…                                                                                                                                                    5.  Я приобрела…                                                                                                                                                           6.  Я научилась…                                                                                                                                                                  7.  Было трудно…                                                                                                                                                             8.  Я смог…                                                                                                                                                                  9.  Я попробую…                                                                                                                                                      10. Мне захотелось

Дети читают и отвечают на него                                                                                                                                                              

9. Домашнее задание (2 мин)

Читать & 12, оформить лабораторную работу и провести опыт.

Вырежьте из корня моркови или редьки две длинные полоски одинакового размера. Положите одну из них в воду, другую в гипертонический раствор поваренной соли. Измерьте линейкой длину обеих полосок и запишите, на сколько уменьшились полоски в концентрированном растворе и через сколько времени это произошло. Сделайте выводы.

Записывают домашнее задание

Спасибо за урок! До свидание.

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Задание. Подпишите структурные элементы мембраны.

C:\Users\53\Desktop\img-dUdN47.jpg

Плазмолиз – явление отставания цитоплазмы от оболочки клетки.

Деплазмолиз – постепенное возвращение цитоплазмы к оболочке клетки.

Лабораторная работа.

Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.

Оборудование:  микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Ход работы

1.

2.

           

Вывод._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа.

“Плазмолиз и деплазмолиз  в клетках  кожицы лука ”  

Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.

Оборудование:  микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Ход работы

1. Сделайте препарат кожицы лука: а) снимите наиболее окрашенный участок кожицы лука; б) положите на предметное стекло; в) расправьте кожицу, капните на нее воду и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку. Подпишите увиденные органоиды.

2. Получите плазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите воду; в) нанесите на препарат раствор поваренной соли (NaCl) и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте плазмолизированную клетку.

3. Получите деплазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите раствор соли; в) нанесите на препарат воду и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.

Сделайте вывод: Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. Какое свойство мембраны лежит в основе этого явления?

Ответы на вопросы

Какой раздел биологии мы изучаем на уроках?

Что мы уже знаем о клетке?.

 На каком уровне организации мы изучали клетку?

(цитологию).          

   (Историю открытия клетки, клеточную теория, химический состав клетки)        

 (молекулярном) .                                                  

Чем образована клеточная оболочка у эукариотических клеток  и какие функцию она выполняет?

Основу оболочки составляют би липидный слой, в котором находятся углеводы и белковые слой , покрывающий оболочку сверху как кутикула(защищающий клетку) и пронизывающий оболочку (обеспечивает транспорт веществ)

Задание устное: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить?

явления фагоцитоза (поглощение крупных частиц), пиноцитоза (поглощение воды), простую диффузию на примере обмена газов в клетке, облегченную диффузию  осмос, активный транспорт).

Пассивный

Не требует затраты энергии АТФ

Осмос

осмос – перемещение воды через мембрану.

Диффузия

перемещение веществ осуществляется из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией.

Активный

требует затраты энергии АТФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль моделирования в процессе обучения решению физических задач.

В материале представлена методика решения задач по физике при помощи моделирования, примеры применения методики на конкретных задачах, приведены результаты опробирования методики в школе....

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...

Инженерное решение технической задачи

Этапы инженерно- технического решения проблемы качения колеса по рельсе...

Формирование действий самостоятельного создания, способов решения проблемы в процессе решения комбинированных задач в 11 классе

Итоговая работа на курсах по программе "Формирование УУД у школьников в процессе решения комбинированных задач в 11 классе"...

Статья "Решение коммуникативных задач в процессе изучения английского языка"

Коммуникативность является методическим содержанием современного урока  английского языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях д...

Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ

Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ (научная статья)...