интегрированный урок
презентация к уроку по биологии (9 класс)

Содержит материал об экологических глобальных проблемах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon материал о глобальных проблемах77.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОО Цветниковская СОШ

Здвинского района Новосибирской области

Интегрированный урок по биологии-географии «Человек и природа: сегодня и завтра.» 

10 класс

Учитель биологии:Соловьёва Т.М.

Учитель географии:Обухова О.В.

2016г.

Цель: Сформировать знания о месте человека  в природе на основе его

           взаимосвязей с окружающей средой.

Задачи:

  •  Показать роль человека в природе.
  • Рассмотреть взаимосвязи человека и окружающей среды.
  • Доказать зависимость всего живого от деятельности  человека.
  • Раскрыть основные экологические проблемы  и осмыслить роль человека в их решении.

Оборудование: Презентация к уроку, политическая карта мира, Красная  

           книга области.

Ход урока:

1.Введение. (Оргмомент).-1мин.

2.Проверка знаний. -5мин.

                                                                                                              Воспроизводящая  беседа

-Что такое природа?

-Соотнесите «Природа» и «Окружающая среда»

-Изменялось ли всё живое на планете с момента его возникновения?

-Как называется  этот процесс?

-Компонентом   какой оболочки является всё живое?

- Каковы границы биосферы?

-Что такое ноосфера?

Главное отличие человека от животных- наличие разума. Человек научился использовать природные явления. Можем ли мы сказать, что он царь природы?

Может ли он жить вне природы? Однозначного ответа  на эти вопросы нет. Значит нам есть о чем поговорить….

 2.Новый материал.   10мин  

Как из бутылки вылез джин и стал сильнее всех,

Так человек – природы сын - завоевал успех.

Вначале слаб он был и глуп, ему был нужен острый зуб и крепкий коготь, как у льва,

Была же только голова.

И к ней пять пальцев на руке, но обошелся он вполне.

Сумел он так себя развить, что льва и тигра победить,

Дождям и ветру и Луне сказал: «Вы все подвластны мне!»

Но не учел, что важно знать, как надо власть употреблять.

                                                                                                                                                                                                                                                 

Т.е. тема нашего сегодняшнего урока : «Человек и природа: сегодня и завтра». Человек -часть природы или её хозяин?  Т.е. на основе осознания места человека в биосфере мы должны рассмотреть  роль его в природе, взаимосвязь с окружающей средой, выявить экологические проблемы и наметить пути их решения.

а) Взаимосвязь эволюции органического мира и антропогенеза   (по презентации)

Человечество-часть биосферы, продукт её эволюции. Возникновению человека разумного предшествовало три стадии антропогенеза в ходе которых воздействие предков человека на окружающую среду  менялось.(слайд3-7)                                                                      

Первый этап- древнейшие люди. Это биологические существа,  не преобразующие природу, они подчинены действию биологических факторов. Это период собирательства.

 На стадии древних людей происходит усиление действия социальных факторов. Постоянные контакты между особями обеспечили нашим предкам возникновение членораздельной речи, а это способствовало  обмену опытом, планированию действий. Они изменяли природные предметы в зависимости от потребностей.

На третьем этапе четко видны общественное и коллективное разделение труда. Изготовление орудий труда для большей результативности охоты, изготовление жилищ,  их преобразование .Совершенствовалась охотничья деятельность. Т.е. влияние человека на окружающую среду увеличивалось и даже взаимоотношения наших предков с природой не были безоблачными ( охота способствовала исчезновению крупных животных, неумелое пользование огнем приводило к  пожарам , опустошавшим большие территории).Хотя ,конечно ,эти воздействия племен собирателей и охотников на  среду не были весьма значительными. Человек является частью биосферы.

б) Рост народонаселения.

 Развиваясь и приспосабливаясь к условиям среды, человек постепенно расселился по всей территории Земли.

Данный график отражает  динамику роста численности населения мира.( слайд8.)

На первых этапах развития общества население росло очень медленно, затем, начиная с 1900 года произошел резкий скачек численности населения и в настоящее время на земле проживает 7 млр. человек.  Далее, по прогнозам, ученых население планеты будет увеличиваться и к 2050 году достигнет  9 млрд. человек. Причем основная доля прироста приходится на развивающиеся страны.

 Рост народонаселения, или демографическая проблема, требует увеличения (Слайд13 )производства электроэнергии. Этот график отражает наращивание производства эл. энергии в разных странах. А как следствие, увеличивается доля выброса в атмосферу отходов электроэнергетики.  Если в 1950 г в атмосферу поступало 1520 млн. т. углерода, то  в 2000- 6200 млн.т. т. е. объем поступления углерода увеличился в 4 раза.

 ПРИ   быстро растущем населении необходимо   расширять промышленное производство. При этом нагрузка на атмосферу усиливается. Никогда еще на Земле не сжигалось так много топлива, как сейчас. Главные источники загрязнения атмосферы: ТЭС,  металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности.(Слайд12)

Также нужно решать  и продовольственную проблему. Огромное население  нужно прокормить. Значит, увеличивается доля с\х производства как в полеводстве, так и в животноводстве. При этом происходит истощение земельных ресурсов.(слайд10-12)

Таким образом , мы доказали, что человек является могучей силой, преобразующей лик Земли.В чём это проявляется?

-рост народонаселения требует увеличение продуктов питания, создания новых рабочих мест

-увеличение производства и потребления энергии.

-развитие производства

-развитие с/х –ва.

в) Глобальные проблемы.

Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стало стремительным.

С середины 20в. обострились  экологические проблемы, которые приобрели глобальный характер. Они  достаточно широко освещаются в средствах массовой информации и не должны быть для вас новыми. Кто их перечислит?      (слайд16-24)                    

                          Смог, озоновые дыры, опустынивание,  кислотные дожди,

 снижение видового разнообразия.

мини- конференция «Глобальные проблемы»- 25мин

             Инструктаж по заполнению таблицы :     слушая выступления товарищей, заполнять соответствующие  три первые графы.

       

№ п/п

Название проблемы

  Суть проблемы

Пути решения

 

г) Смог                                                                                                          1-ый ученик

д) Озоновые дыры                                                                                       2-ой ученик

е) Опустынивание                                                                                        3-ий ученик

ж) Кислотные дожди                                                                                   4-ый ученик

з) Снижение видового разнообразия                                                         5-ый ученик.

Прослушав выступления ребят, мы освежили содержание, причины и последствия глобальных экологических проблем. А раз есть проблемы,  значит надо их решать. Давайте обсудим их , а заполните  третью колонку нашей таблицы дома.

Важным фактором в решении глобальных задач д. б. глобальное экологическое воспитание. Одна из причин того что человек и природа оказались в конфронтации- экологическое невежество, непонимание , неинформированность  и широкой общественности и тех, кто отвечает за производственные процессы. Поэтому экологическое воспитание надо начинать с раннего  возраста. Страшно подумать  к чему может привести экологическое невежество цивилизации. Ускоряющаяся под воздействием человека разрушение природы- это экологическая бомба замедленного действия. Именно поэтому экологически мыслящий человек-это современный человек.

Американский  ученый  Барри Коммонер в книге « Замыкающийся круг» сформулировал экологические законы.                                                              Д.25слайд                                                                                              

4. Заключение.    3мин.

В завершение урока какой же вывод мы можем сделать: Кто же он человек? Часть природы или её хозяин?   ( варианты ответов обучающихся)

Т.е. являясь частью природы, обладая разумом, человек должен  предвидеть негативные последствия своей деятельности  и уметь предупреждать их.

   - Как нам надо жить сегодня, чтобы увидеть мир завтра?

Человек действительно изменил Землю. Он сделал её во многом опасной для своего существования( для своего здоровья, для будущего своих детей). И чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:

     -Защитить планету от всех видов загрязнения;

-Остановить наступление пустынь;

- Сохранить всё живое на планете;

- Бороться с уничтожением лесов;

Домашнее задание:  1мин

  Параграф № 19, закончить таблицу.

Комментарии

Смог ---Известны Лондонский, Лос-анджелесский смоги, в России в районе г. Новокузнецка.

Кислотные дожди--- Главные районы распространения кислотных дождей- США, зап.Европа, а также Япония и Бразилия.

Причем район образования и район выпадения кислотных дождей расположены на расстоянии тысяч км .друг от друга.

ОЗНОВЫЕ ДЫРЫ—снимок  южного полюса   из космоса с помощью спец . аппаратуры. Видны очертания материков.

Опустынивание   - значительное количество опустынивающих  земель приходится на развивающиеся страны Африки и Юго-западной Азии. Причина- низкий уровень развития с\х. Так Ежегодно опустыниванию подвергаются около 150 тыс. км кв. земли. Леса и саванны уступают место пустыне.

 «ПРИРОДА ВСЕГДА ПРАВА»--- Человек не вправе изменять законы природы. На современном этапе задача ученых биологов и географов –умение прогнозировать « ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ…»  Н_Р что будет ,если повернуть вспять реку Обь, как предлагает Ю.М. Лужков, Будет экологическая катастрофа

 
«ВСЕ НАДО КУДА-ТО ДЕВАТЬ»  Ежегодно из больших городов вывозится 12 млр. Тонн всевозможных бытовых отходов. Если их просто складировать, то планета превратится в гигантскую свалку, по этому поводу есть шутка « был каменный век, был бронзовый, был железный.. а сейчас идет век мусорный» Чтобы этого не допустить, существуют заводы по переработке мусора. Разрабатываются новые безотходные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....