Урок: Основные группы мышц человека. 9 класс. Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о мышцах головы, туловища и конечностей , их группах и значении в жизнедеятельности человека.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать представление о группах мышц, головы, туловища и конечностей;
- формировать знания о движениях, которые обеспечивают основные группы мышц.
Коррекционно-развивающие:
-развивать устную речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности;
-способствовать развитию логического мышления через решение простейших ситуационных задач.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать привычку заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: роликовый массажер, зеркала, презентация: Основные группы мышц человека, приложение: Основные группы мышц человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_osnovnye_gruppy_myshts_cheloveka.docx | 40.85 КБ |
prilozhenie_k_uroku_osnovnye_gruppy_myshts_cheloveka.docx | 139.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волжская школа-интернат»
404124 г Волжский, ул. Ташкентская, 3. Телефон: 42-84-73, факс: 428798
Автор: Левен Екатерина Михайловна учитель биологии
Тема урока: Основные группы мышц человека.
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о мышцах головы, туловища и конечностей , их группах и значении в жизнедеятельности человека.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать представление о группах мышц, головы, туловища и конечностей;
- формировать знания о движениях, которые обеспечивают основные группы мышц.
Коррекционно-развивающие:
-развивать устную речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности;
-способствовать развитию логического мышления через решение простейших ситуационных задач.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать привычку заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: роликовый массажер, зеркала, презентация: Основные группы мышц человека, приложение: Основные группы мышц человека.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих умений | Формирование общенаучных знаний: распознавать основные группы мышц, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. Формирование опыта деятельности: научиться находить информацию, анализировать и оценивать её. | Регулятивные: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).
Познавательные :
Коммуникативные:
|
ХОД УРОКА
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приёмы, УУД |
1. Организационный момент | Активация учащихся. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. - Вспомните самое радостное событие в своей жизни. - Какие ощущения оно у вас вызывает? - Хочется ли вам поделиться этой радостью с окружающими? -Мне хочется, чтобы вы с таким же настроением поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и с теми, которые получите сегодня, с таким же желанием, как вы сообщаете о радостных событиях в вашей жизни. | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. | Выявить уровень знаний и систематизировать их. | -Выполним задание. -Проведем проверку в группах. (Учащиеся объединяются в 3 группы) - Вспомним правила работы в группе.(слайд 2) -У вас на столах у каждой группы лежат листочки на которых вы должны соотнести вид мышечной ткани с ее функциями и органы, в состав которых входит тот или иной вид ткани. Приложение № 1 Основные виды мышечной ткани. -Каждая группа рассказывает об одном виде мышечной ткани. |
| Личностные: осознание своих возможностей. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | (Слайд 3) -Давайте вспомним, какие отделы скелета вы знаете (скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей). -Какие части скелета головы знаете? -А части скелета туловища? -Части скелета конечностей? -В соответствии с частями скелета головы, туловища и конечностей выделяют группы скелетных мышц. Как вы думаете, как называются эти мышцы? (Мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей). -Сегодня мы их изучим. Кто назовет тему урока? (Слайд 4) Тема урока: «Основные группы мышц человека». | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. | Регулятивные: целеполагание; планирование. |
4.Первичное усвоение новых знаний | Организовать осмысленное восприятие новой информации | - У человека в теле множество скелетных мышц- всего 600. - Вспомнит, какую роль они выполняют в жизни человека? -Рассмотрим «Мышцы головы и шеи». На экране появляются трехмерное изображение головы с основными группами мышц. (Слайд 5) Приложение № 2 Метод «Узнай свои мышцы головы» -Какие мышцы у вас работают когда вы жуете?(Жевательные) (Слайд № 5 показ расположения жевательных мышц) -С помощью них вы можете выражать свои эмоции, открывать и закрывать глаза, формировать звуки при помощи мышц рта. (Слайд № 5 показ расположения мимических мышц) Приложение № 3 «Роликовый массаж» Слайд №6 -Рассмотрим «Мышцы туловища и конечностей» - К мышцам туловища относится «мышцы живота», «мышцы спины», «мышцы груди». Приложение № 4 Метод «Узнай свои мышцы туловища» (Слайд №7 показ расположения мышц туловища) Приложение № 5 - Мышцы конечностей подразделяются на две группы. Какие? (мышцы верхних конечностей, «мышцы нижних конечностей) (Слайд №7 показ расположения мышц конечностей) | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. |
5. Первичная проверка понимания. | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. | -Посмотрите видеоролик об основных мышцах человека. (Просмотр видеоролика, слайд №8) -Почему человеку надо чаще улыбаться, а не хмуриться?
| Выбирают самостоятельно варианты работы | Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. слушать и слышать собеседника. |
6. Первичное закрепление. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | -Поиграем в игру «Прочитай эмоции» Приложение № 6 Игра «Прочитай эмоции» Слайд №9 - Для чего нужно знать, какие мышцы участвуют в мимических движениях - для чего человеку может пригодиться умение «читать» эмоции. | Осуществляют учебные действия по намеченному плану | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. организовывать учебное взаимодействие в группе. |
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. | -Какую тему мы изучили на уроке? Слайд №10 -Выполним задание. -Проведем проверку в группах. Приложение № 7 Основные группы мышц человека -У вас на столах у каждой группы лежат листочки на которых вы должны соотнести группу мышц с ее основными отличиями. -Каждая группа рассказывает об одной и з трех групп мышц. | Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8.Рефлексия деятельности | 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Комментарии учителя о работе обучающегося на уроке. Объявление оценки за урок. -Оцените свою деятельность на уроке. (Слайд №11) Закройте глаза и послушайте музыку. Как красиво она звучит. Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия». | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волжская школа-интернат»
404124 г Волжский, ул. Ташкентская, 3. Телефон: 42-84-73, факс: 428798
Автор: Левен Екатерина Михайловна учитель биологии
Приложение № 1
Основные виды мышечной ткани.
1 группа.
Гладкая ткань.
Задание: в каждой строке подчеркните то , что относится к гладкой ткани.
- Мышечные волокна собраны в пучки; мышечные волокна переплетаются;
- Характерно быстрое мощное сокращение; быстрое сокращение; сокращение и расслабление медленные;
- Ритмичное сокращение; произвольное сокращение ;сокращение автоматическое;
- Сердце; скелетные мышцы; стенки кишечника, сосудов и мочевого пузыря.
2 группа.
Поперечнополосатая ткань.
Задание: в каждой строке подчеркните то , что относится к поперечнополосатой ткани.
- Мышечные волокна собраны в пучки; мышечные волокна переплетаются;
- Характерно быстрое мощное сокращение; быстрое сокращение; сокращение и расслабление медленные;
- Ритмичное сокращение; произвольное сокращение ;сокращение автоматическое;
- Сердце; скелетные мышцы; стенки кишечника, сосудов и мочевого пузыря.
3 группа.
Сердечная ткань.
Задание: в каждой строке подчеркните то , что относится к гладкой ткани.
- Мышечные волокна собраны в пучки; мышечные волокна переплетаются;
- Характерно быстрое мощное сокращение; быстрое сокращение; сокращение и расслабление медленные;
- Ритмичное сокращение; произвольное сокращение ;сокращение автоматическое;
- Сердце; скелетные мышцы; стенки кишечника, сосудов и мочевого пузыря.
Приложение № 2
Метод «Узнай свои мышцы головы»
Цель: Почувствовать в результате физических упражнений изучаемые мышцы. Снять усталость.
Численность: Весь класс.
Время:1-2 мин.
Подготовка и описание.
Дети сидят.
Мышцы головы и шеи:
Круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз; мимика лица;
Упражнение: закройте глаза, откройте глаза, щурьте глаза.
Круговая мышца рта – открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; мимика лица;
Упражнение: вытяните губы в трубочку, скажите слово «звук»
Это мимические мышцы.
Упражнение: возьмите зеркало и , а теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения;
Упражнение: положите руки на скулы, откройте и закройте рот.
Мышцы шеи – удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, в процессах глотания и произнесения звуков;
Упражнение: наклоните голову в одну сторону, а затем в другую сторону.
Приложение № 3
«Роликовый массаж»
Цель: Снять усталость. Привести мышцы в тонус.
Численность: Весь класс.
Время: 2-3 мин.
Подготовка и описание.
-Возьмите в руки ролик .
-Короткими вертикальными движениями помассируйте область между висками и глазом. Повторите 10 раз с каждой стороны.
-проводите роликом от виска к переносице рисуя полукруг. Движения легкие, сильно не надавливайте. Повторите 10 раз с каждой стороны.
- медленно вращаем роликом полукругом от крыльев носа до уголка губ. Повторите 10 раз с каждой стороны.
- Двигайте роликом от верхнего века к крыльям носа быстрыми и легкими движениями. Повторите 10 раз с каждой стороны.
- Короткими движениями приподнимите уголки губ. Повторите 10 раз с каждой стороны.
- Мягко вертикально водите роликом между переносицей и корнями волос. Повторите 10 раз.
Приложение № 4
Метод «Узнай свои мышцы туловища»
Цель: Почувствовать в результате физических упражнений изучаемые мышцы. Снять усталость.
Численность: Весь класс.
Время: 1-2 мин.
Подготовка и описание.
Большая грудная мышца – приводит руки и вращает их вовнутрь;
Упражнение: вращайте плечом вовнутрь, сделайте глубокий вдох.
Косые мышцы живота – помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны;
Упражнение: встаньте, поверните туловище вправо, а затем влево.
Трапециевидная мышца спины – оттягивает лопатку к позвоночнику;
Упражнение: сведите лопатки.
Широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину;
Упражнение: отведите руки за спину, опустите плечи вниз.
Приложение № 5
Метод «Узнай свои мышцы конечностей»
Цель: Почувствовать в результате физических упражнений изучаемые мышцы. Снять усталость.
Численность: Весь класс.
Время: 1-2 мин.
Подготовка и описание.
Выйдя из-за парт, дети выполняют упражнения на сгибатели и разгибатели конечностей. (Ходьба, бег, прыжки, ползанье, приседание)
Мышцы конечностей:
Двуглавая и трёхглавая мышца плеча –сгибает и разгибает предплечье;
Упражнение: положите руку на правое плечо, сгибайте и разгибайте правую руку.
Четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном;
Упражнение: встаньте, поднимите колено и прижмите к туловищу.
Двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном;
Ягодичные мышцы – отводят бедро назад;
Упражнение: встаньте и отставьте ногу назад.
Икроножная мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.
Упражнение: поднимите ногу на носок.
Приложение № 6
Игра «Прочитай эмоции»
Учащимся демонстрируются на слайдах человеческие лица с ярко выраженным эмоциями радости, грусти, злости, удивления, страха. Ученику необходимо назвать испытываемую человеком эмоцию и сказать, какие мимические мышцы при этом сокращаются.
Приложение № 7
Основные группы мышц человека.
1 группа.
Мышцы головы и шеи.
Задание: в каждой строке подчеркните то , что относится к мышцам головы и шеи.
- Мышцы рук и ног; жевательные и мимические мышцы ;мышцы груд, спины, живота;
- Поддержание туловища в вертикальном положении, мышцы - сгибатели и разгибатели, движения тела, дыхательные движения; мышцы-сгибатели и разгибатели рук, ног, осуществляющие движения.
2 группа.
Мышцы туловища.
Задание: в каждой строке подчеркните то , что относится к мышцам туловища.
- Мышцы рук и ног; жевательные и мимические мышцы ;мышцы груд, спины, живота;
- Поддержание туловища в вертикальном положении, мышцы - сгибатели и разгибатели, движения тела, дыхательные движения; мышцы-сгибатели и разгибатели рук, ног, осуществляющие движения.
3 группа.
Мышцы конечностей
Задание: в каждой строке подчеркните то , что относится к мышцам конечностей.
- Мышцы рук и ног; жевательные и мимические мышцы ;мышцы груд, спины, живота;
- Поддержание туловища в вертикальном положении, мышцы - сгибатели и разгибатели, движения тела, дыхательные движения; мышцы-сгибатели и разгибатели рук, ног, осуществляющие движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированноая основная общеобразовательнаяпрограмма начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
АООП регламентирует организацию учебно-воспитательного процесса обучающихся с УО...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Урока: Класс Птицы. Внешнее строение. Приспособления к полету. 8 класс ,для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внешнего строения птиц, связанных с полетом.Задачи:Обучающая– закрепление общебиологических понятий: среда обитания, ...
План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий (при помощи программного обеспечения Skype) По теме: «Дикие животные в лесу» во 2 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цель урока:Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом зимы, о природных связях.Коррекционно-обучающие:1)Закрепление представлений о природе, о временах ...
Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения"Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарно...
"Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Выступление на заседании школьного дефектологического семинара "Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (...
Урок по биологии. 9 класс. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ ЧЕЛОВЕКА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Урок по биологии. 9 класс. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ ЧЕЛОВЕКА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...