Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс)
Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Биология Сферы» издательства «Просвещение», авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — Москва, 2011 г. и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_biologia.docx | 76.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа разработана и утверждена в соответствии с нормативными правовыми документами:
1. Федеральный уровень:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».
1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 28.12.2018 № 345)
1.5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 09.06.2016 г. №699
1.6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821-10)» от 29.12.2010 г. № 189(с изменениями)
1.7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к учтройству, содержанию и организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции COVID -19 » (вместе с «СП 3.1./2.4.3598-20.Санитарно – эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58824)
2. Региональный уровень:
2.1 Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
2.2 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».
2.3 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».
2.4 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.11.2017 №2909 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым»
2.5 Письмо КИППО «Методические рекомендации об особенностях преподавания биология в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020/2021 учебном году»
3. Школьный уровень
3.1 Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрена на заседании педагогического совета, пр. № 10 от 19.06.2015 г., утверждена приказом по школе № 223 от 26.06.2015 г., внесены изменения в ООП (решение педагогического совета, пр. № 11 от 01.10.2018 г., приказ по школе № 425 от 01.10.2018 г.);
3.2. Положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 12 от 27.08.2018г., утверждено приказом по школе № 331 от 31.08.2018 г.)
3.3. Учебный план школы (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 7 от 31.08.2020., утверждено приказом по школе № 200 от 31.08.2020 г.)
Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Биология Сферы» издательства «Просвещение», авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — Москва, 2011 г. и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, базовый уровень.
Программой основного общего образования по биологии для 9 класса «Живые системы и экосистемы» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы (УМК «Сферы»). - М.: Просвещение, 2014. - 32c.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по разделам курса и содержит перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, а так же требования к уровню подготовки учащихся. Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебник «Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. - М. : Просвещение, 2014. – 143, [1]с. : ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Общая характеристика учебного предмета Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. В связи с этим целью обучения биологии в 9 классе является: - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Значительное внимание уделяется и здоровью человека как наиболее значимой ценности. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии не только анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и правил, но и генетических и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Это даст возможность связать биологическое и гуманитарное знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми. Результаты обучения полностью соответствуют образовательному Стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 9 классе выделено 70 часов (2 часа в неделю).
Программа в 9 классе включает в себя темы:
«Введение. Особенности биологического познания» (2 часа), «Человек и его здоровье» (15 часов), «Признаки живых организмов» (11 часов), «Взаимосвязь организмов и окружающей среды» (22 часа), «Многообразие и эволюция живой природы» (11 часов), «Биосфера» (5 часов).
Практическая часть.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Большинство представленных лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Лабораторные работы могут быть использованы учителем в процессе изучения нового материала или на этапе его закрепления. Лабораторные работы проводятся учителем с использованием фронтальных, групповых и индивидуальных методов и могут оцениваться на усмотрение учителя – выборочно либо у всего класса. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Практические работы выполняются с целью отработки практических навыков учащихся и могут проводиться как в рамках традиционной классно-урочной формы, так и в виде защиты проектов, практических конференций и проч. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (4 часа) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Исходя из особенностей построения программы и в целях формирования у обучающихся ключевых компетенций, на уроках используются следующие методы обучения: ∙ словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой, решение проблемных задач; ∙ наглядные: таблицы, демонстрации, рисунки, технические и интерактивные средства обучения; ∙ практические: упражнения, индивидуальная, самостоятельная работа, создание проектов; ∙ контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль, тесты разного уровня, контрольные работы. Данная программа имеет межпредметные связи с историей, физикой, химией, медициной, гигиеной и экологией. По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.
Цели и задачи изучения предмета:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ –инфекции.
Задачи:
- Изучение всех разделов биологии, их экологизация;
- Гигиеническое воспитание учащихся;
- Формирование знаний о предмете биологии;
- Теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека;
- Рациональное природопользование
Виды и формы контроля:
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5. Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
3. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере
6. выявление эстетических достоинств объектов живой природы
Содержание курса «Живые системы и экосистемы»
9 класс (68 ч)
Введение. Особенности биологического познания (2 часа)
Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Живые системы: клетка, организм, популяция, вид, природное сообщество и экосистемы. Основные свойства живых систем и экосистем. Науки, изучающие живые системы.
Методы биологического познания. Ведущие методы биологического познания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Структурные компоненты научных знаний: факты, гипотезы и теории. Роль теорий в научном познании. Основные закономерности научного познания.
Лабораторные работы:
1. Оценка температурного режима учебных помещений
I. Человек и его здоровье (15ч.)
Организм - целостная саморегулирующаяся система. Общая характеристика организма как живой системы. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей - основа поведения организма
Высшая нервная деятельность. И.М. Сеченов - основатель рефлекторной теории. И.П. Павлов - создатель учения о высшей нервной деятельности. Сущность рефлекторной теории Сеченова-Павлова. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения. Взаимная индукция. Доминанта. Работы А.А. Ухтомского по изучению доминирующего очага возбуждения. Анализ и синтез сигналов-раздражителей и ответной деятельности организма.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание - результат действия
социальных факторов в эволюции человека. Первая и вторая сигнальные системы. Формирование динамического стереотипа. Сознание как специфическое свойство человека. Рассудочная деятельность. Особенности бессознательных и подсознательных процессов.
Мышление и воображение. Мышление как процесс отражения действительности. Виды мышления. Различие мыслительных процессов у людей и животных. Особенности творческого мышления. Воображение, его роль в творческой деятельности человека.
Речь. Общая характеристика речи как высшей функции центральной нервной системы. Значение речи. Особенности речевых органов человека. Язык - средство реализации речи. Развитие речи у детей. Виды речи.
Память. Общая характеристика памяти, её виды. Формирование памяти - условие развития мышления.
Эмоции. Эмоции, их значение. Виды эмоций. Типы эмоциональных состояний человека. Управление эмоциональным состоянием человека и культура его поведения
Чувство любви - основа брака и семьи. Общая характеристика семьи как основы человеческого общества. Любовь - социальное явление, основа создания семьи. Основные функции семьи. Гендерные роли.
Типы высшей нервной деятельности. Индивидуальные особенности восприятия информации об окружающем мире. Темперамент. Типы темперамента. Определение типа темперамента. Типы высшей нервной деятельности. Тип ВНД - основа формирования характера.
Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. Экстремальные факторы. Стресс, причины его возникновения. Виды стресса: полезный стресс, дистресс (вредный стресс). Стадии дистресса. Исследования Г. Селье. Профилактика стресса. Метод релаксации.
Влияние курения, употребления алкоголя на организм человека. Курение, воздействие
компонентов табака на организм человека. Влияние алкоголя на органы и системы органов человека.
Наркотики, последствия их применения. Здоровый образ жизни - главное условие полноценного развития человека.
Лабораторные работы:
2.Выработка навыков зеркального письма
Практические работы
1. Выявление объёма смысловой, кратковременной и зрительной памяти
2. Определение типа темперамента
Обобщение знаний - 1 час
II. Признаки живых организмов (11ч.)
Размножение и развитие организмов. Способность к размножению и индивидуальному
развитию - свойство организма как биосистемы. Сравнительная характеристика бесполого иполового размножения. Оплодотворение. Эмбриональное развитие животных. Особенности постэмбрионального развития.
Определение пола. Половое созревание. Хромосомное определение пола животных и человека. Половое созревание.
Возрастные периоды онтогенеза человека. Внутриутробный и внутриутробный периоды
(новорождённости, грудного возраста, раннего детского возраста, дошкольного возраста,
младшего школьного возраста, старшего школьного возраста). Возрастные периоды развития детей.
Наследственность и изменчивость - свойства организма. Наследственность и изменчивость - общие свойства организмов. Наследственная информация, её носители. Виды изменчивости. Генетическая символика.
Основные законы наследования признаков. Законы Менделя на примере человека. Закон доминирования. Закон расщепления. Закон независимого комбинирования признаков.
Взаимодействие генов. Наследование признаков, сцепленное с полом.
Решение генетических задач. Систематизация знаний учащихся о закономерностях
наследственности. Закрепление знаний о генах и хромосомах - материальных носителях
наследственности. Применение законов генетики при решении задач.
Закономерности наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, её источники. Мутационная изменчивость. Мутации, их виды. Искусственное получение мутаций.
Ритмичная деятельность организма. Влияние суточных ритмов на процессы жизнедеятельности человека. Годовые ритмы. Фотопериодизм. Влияние сезонных изменений на процессы, протекающие в организме человека.
Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Сон. Фазы сна. Особенности процессов, протекающих в фазы медленного и быстрого сна. Причины сна. Значение сна для жизнедеятельности организма человека. Гигиенические требования к продолжительности и условиям сна детей и взрослых.
Лабораторная работа
3.Выявление изменчивости у организмов
Обобщение знаний – 1 час
III. Взаимосвязь организмов и окружающей среды (21ч.)
Экологические факторы и их действие на организм. Понятия: внешняя среда, экологические факторы. Классификация экологических факторов. Действие экологических факторов на организм. Пределы выносливости. Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор.
Адаптация организмов к условиям среды. Приспособленность организмов к условиям внешней среды - адаптация, её типы. Примеры пассивной и активной приспособленности организмов к действию факторов внешней среды.
Влияние природных факторов на организм человека. Возникновение рас и географических групп людей. Характерные черты людей разных рас, приспособительное значение внешних различий. Географические группы людей, их отличительные признаки.
Вид и его критерии. Вид, критерии вида. Человек разумный - биосоциальный вид. Видовые критерии.
Популяционная структура вида. Популяция - структурная единица вида, надорганизменная живая система. Взаимоотношения особей внутри популяции, их значение для её длительного устойчивого существования.
Динамика численности популяций. Численность и плотность популяции. Процессы, влияющие на численность и плотность популяции. Динамика численности популяции. Популяционные циклы. Популяционные взрывы
Саморегуляция численности популяций. Ёмкость среды. Способность человека к расширению ёмкости среды. Основные способы регуляции численности популяции. Решение человеком демографических проблем.
Структура популяций. Возрастная и половая структуры популяции. Простая возрастная
структура, сложная возрастная структура популяции. Пирамиды возрастов, описание состояния популяции. Практическое значение знаний о структуре популяций.
Биоценоз. Видовая и пространственная структура. Общая характеристика биоценоза как
целостной живой системы. Видовая и пространственная структуры биоценоза. Биоценоз -устойчивая живая система.
Конкуренция - основа поддержания видовой структуры биоценоза. Конкурентные отношения в сообществе. Межвидовая конкуренция. Экспериментальные исследования конкуренции. Принцип Гаузе. Экологическая ниша.
Неконкурентные взаимоотношения между видами. Общая характеристика неконкурентных отношений. Отношения хищник-жертва, паразит-хозяин. Особенности взаимовыгодных отношений, выгодных для одного вида.
Разнообразие видов в природе - результат эволюции.
Организация и разнообразие экосистем. Функциональные группы организмов в экосистеме, их значение для поддержания круговорота
веществ. Учение Сукачёва о биогеоценозе. Разнообразие экосистем, их ценность.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экосистема - открытая система. Пищевые цепи. Трофические уровни. Пищевые сети. Экологические пирамиды.
Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши. Разнообразие и биосферное значение лесов. Причины их исчезновения. Разнообразие и ценность травянистых биогеоценозов. Антропогенное влияние на биогеоценозы суши, меры по их сохранению.
Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Разнообразие естественных водных экосистем. Морские экосистемы, их ценность. Разнообразие и ценность пресноводных экосистем.
Взаимосвязь природных экосистем. Фитоценоз естественной водной экосистемы.
Развитие и смена сообществ и экосистем. Равновесие в сообществе. Развитие и смена сообществ под влиянием естественных причин и в результате деятельности человека. Практическое применение знаний о развитии сообществ.
Агроценоз. Агроэкосистема. Общая характеристика агроэкосистемы. Агроценоз - живой
компонент агроэкосистемы. Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов.
Биологические способы защиты растений. Парк как искусственная экосистема. Правила поведения в природе.
Биологическое разнообразие и пути его сохранения. Биологическое разнообразие, его компоненты. Опасность обеднения биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории. ООПТ родного края.
Лабораторные работы:
4. Изучение критериев вида
5. Цепи питания обитателей аквариума
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Обобщение знаний – 2 ч.
IV. Многообразие и эволюция живой природы (11ч.)
Учение Дарвина об эволюции видов. Предпосылки возникновения учения Дарвина. Движущие силы и результаты эволюции по Дарвину
Современная эволюционная теория. Естественный отбор — основа учения Дарвина.
Синтетическая теория эволюции. Популяция - единица эволюции. Генофонд популяции. Вклад С.С. Четверикова в разработку эволюционных представлений. Естественный отбор, его формы.
Изоляция - фактор эволюции. Виды изоляции.
Формирование приспособлений - результат эволюции. Приспособленность организмов - результат действия факторов эволюции. Приспособительная окраска. Причины возникновения приспособленности, её относительный характер.
Видообразование - результат действия факторов эволюции. Географическое видообразование. Экологическое видообразование. Биологическая изоляция - основа образования новых видов
Селекция - эволюция, направляемая человеком. Селекция, её истоки и задачи. Вклад Н.И. Вавилова и И.В. Мичурина в развитие отечественной селекции. Искусственный отбор и его результаты. Методы селекции.
Систематика и эволюция. Систематика и классификация. Искусственная и естественная классификации. Принципы классификации. Современная система живых организмов
Доказательства и основные этапы антропогенеза. Теория антропогенеза в трудах Ч. Дарвина. Сходство человека и позвоночных животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Характерные особенности предковых форм на основных этапах эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Биологические факторы эволюции человека. Ведущая роль естественного отбора на ранних стадиях антропогенеза. Роль социальных факторов в эволюции человека. Приспособленность руки человека к трудовой деятельности.
Современный этап антропогенеза.
Лабораторные работы:
6.Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания
7.Искусственный отбор и его результаты
Обобщение знаний- 1 ч.
V. Биосфера (5 ч.)
Среды жизни. Биосфера и её границы. Геосферы - оболочки Земли. Среды жизни, их характерные особенности. Биосфера, её границы. В.И. Вернадский - лидер естествознания XX века.
Живое вещество биосферы и его функции. Деятельность живых организмов - главный фактор, преобразующий неживую природу. Учение Вернадского о живом веществе. Свойства живого вещества и его функции, их неизменность. Средообразующая деятельность живого вещества. Механическое воздействие организмов на среду обитания. Влияние живого вещества на состав атмосферы, гидросферы, процессы
почвообразования.
Круговорот веществ - основа целостности биосферы. Общая характеристика круговорота веществ. Особенности геологического и биологического круговоротов веществ. Биогеохимические циклы. Круговорот углерода. Нарушение биогеохимического цикла углерода и его последствия.
Биосфера и здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и состояния окружающей среды.
Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Особенности искусственно созданной среды обитания человека. Экология жилища. Значение знаний о закономерностях развития природы для сохранения биосферы. Кодекс здоровья.
Резервное время 3 часа
Календарно -тематический план
Наименование раздела или темы | Всего часов | Из них количество | ||
лабораторных работ | практических работ | контрольных работ | ||
Введение. Особенности биологического познания | 2 | 1 | ||
Человек и его здоровье | 15 | 1 | 2 | 1 |
Признаки живых организмов | 11 | 1 | 1 | |
Взаимосвязь организмов и окружающей среды | 21 | 1 | 1 | |
Многообразие и эволюция живой природы | 11 | 3 | ||
Биосфера | 5 | |||
Резерв | 3 | |||
ИТОГО | 68 | 7 | 3 | 2 |
9 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | УУД | |||
План | Факт | |||||
Живые системы и экосистемы. | ||||||
Введение. Особенности биологического познания (2 ч) | ||||||
1. | 03.09 | Экосистемная организация живой природы | ||||
2. | 05.09 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Лабораторная работа № 1. Оценка температурного режима учебных помещений | ||||
I. Человек и его здоровье (15ч.) | ||||||
3. | 10.09 | Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма | ||||
4. | 12.09 | Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы | ||||
5. | 17.09 | Особенности поведения человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Лабораторная работа №2. Выработка навыков зеркального письма | ||||
6. | 19.09 | Мышление. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | ||||
7. | 24.09 | Речь | ||||
8. | 26.09 | Память. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | ||||
9. | 01.10 | Память. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Практическая работа №1. Выявление объёма смысловой, кратковременной и зрительной памяти | ||||
10. | 03.10 | Эмоции и чувства | ||||
11. | 08.10 | Межличностные отношения | ||||
12. | 10.10 | Особенности поведения человека. Темперамент и характер. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | ||||
13. | 15.10 | Особенности поведения человека. Темперамент и характер. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Практическая работа №2. Определение типа темперамента. | ||||
14. | 17.10 | Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Факторы риска: стресс, гиподинамия, переутомление, переохлаждение | ||||
15. | 22.10 | Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков | ||||
16. | 24.10 | Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков | ||||
17. | 29.10 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 | ||||
II. Признаки живых организмов (11ч.) | ||||||
18. | 07.11 | Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение | ||||
19. | 12.11 | Оплодотворение. Рост и развитие организмов | ||||
20. | 14.11 | Развитие после рождения | ||||
21. | 19.11 | Наследственность и изменчивость — свойства организмов | ||||
22. | 21.11 | Наследственность и изменчивость — свойства организмов | ||||
23. | 26.11 | Наследственность и изменчивость — свойства организмов | ||||
24. | 28.11 | Наследственность и изменчивость — свойства организмов Практическая работа№1.Решение генетических задач. | ||||
25. | 03.12 | Наследственность и изменчивость — свойства организмов Лабораторная работа № 3. Выявление изменчивости у организмов | ||||
26. | 05.12 | Человек и окружающая среда | ||||
27. | 10.12 | Сон | ||||
28. | 12.12 | Рост и развитие организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Развитие после рождения. Наследственность и изменчивость — свойства организмов | ||||
29. | 17.12 | Влияние экологических факторов на организмы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | ||||
III. Взаимосвязь организмов и окружающей среды (21ч.) | ||||||
30. | 19.12 | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания | ||||
31. | 24.12 | Защита среды обитания человека | ||||
32. | 26.12 | Вид — основная систематическая единица. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | ||||
33. | Признаки вида | |||||
34. | Система и эволюция органического вида | |||||
35. | Система и эволюция органического вида | |||||
36. | Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица | |||||
37. | Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция) | |||||
38. | Взаимодействия разных видов в экосистеме (хищничество, симбиоз, паразитизм) | |||||
39. | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | |||||
40. | Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Пищевые связи в экосистеме | |||||
41. | Круговорот веществ и превращения энергии. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Лабораторная работа №5. Цепи питания обитателей аквариума | |||||
42. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации | |||||
43. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации | |||||
44. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации | |||||
45. | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 | |||||
46. | Роль человека в биосфере. Основные растительные сообщества Экскурсия №1. Изучение и описание экосистемы своей местности. | |||||
47. | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана редких и исчезающих видов животных | |||||
48. | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана редких и исчезающих видов животных | |||||
49. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме. | |||||
IV. Многообразие и эволюция живой природы (11ч.) | ||||||
50. | Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор | |||||
51. | Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания | |||||
52. | Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | |||||
53. | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Лабораторная работа №6. Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания | |||||
54. | Система и эволюция органического мира | |||||
55. | Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Лабораторная работа № 7. Искусственный отбор и его результаты. | |||||
56. | Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | |||||
57. | Система и эволюция органического мира | |||||
58. | Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных | |||||
59. | Система и эволюция органического мира. Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Лабораторная работа №3. Приспособленность руки человека к трудовой деятельности | |||||
60. | Многообразие и эволюция живой природы | |||||
V. Биосфера (5 ч.) | ||||||
61. | Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы | |||||
62. | Распространение и роль живого вещества в биосфере. | |||||
63. | Распространение и роль живого вещества в биосфере | |||||
64. | Среда — источник веществ, энергии и информации. Круговорот веществ и пре- вращения энергии | |||||
65. | Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах | |||||
Резерв (3 ч) |
Лист корректировки рабочей программы
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...