Урок на тему "Молекулы жизни.ДНК"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Любовь Ивановна Фадеева

Интегрированный уолк химии и биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molekuly_zhizni.dnk_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Молекулы  жизни.  ДНК.

 

Цель:  Сформировать  знания  о  строении, функциях  и  применении  ДНК  как  хранителя,  передатчика  наследственной  информации  и  матрицы  при  биосинтезе  белка.

Оборудование:  таблицы  по  общей  биологии:  «Строение  ДНК»,  «Строение  белков»,  «Структуры  белковых  молекул»,  модель  молекулы  ДНК.

Ход  урока.

1.Повторение  темы  «Белки,  их  строение  и  функции».

Новая   тема.

План:

1.Введение  (рассказ  о  биоорганической  химии).

2.Открытие  нуклеиновых  кислот.

3.Схема  строения  нуклеотида.

4.Виды  нуклеиновых  кислот  (ДНК  и  РНК).

5.Нуклеотидный  состав  ДНК.Правило  Чаргаффа.Задача.

6.Местонахождение  ДНК  в  клетках.  Типы  ДНК  (А – Т  типа  и  Г – Ц   типа).

7.Структуры   ДНК:

                       Первичная  (ген,  кодон,  триплет,  генетический  код,  свойства  генетического  кода).  Задание.

                        Вторичная.  Задание.  Скульптура  молекулы  ДНК.

                        Третичная.  Хромосома.

8.Свойства  ДНК.

9.Использование  знаний  о  нуклеиновых  кислотах  в  медицине  и  сельском  хозяйстве.

                               

Рефлексия.

Выполнение  заданий.

Подведение  итогов.

   

Повторение.

Ответьте  на  вопросы:

1.Почему  белки  называют  полипептидами?

2.Почему  молекулы  белка  получили  название  «макромолекулы?

3.Структурная  формула  какого  вещества  показана  на  рисунке?  Что  обозначено  цифрами  1 и 2?

                               H           R             O

                                 \            ׀            /

                                   N  — C  —  C

                                /             ׀             \

                           H                H              OH

4.Какие  пространственные  структуры  белка  вы  знаете?

5.Что  представляет  собой  самая  простая  пространственная  структура  белка?

6.Приведите  примеры  белка,  имеющего  четвертичную  структуру.

7.Что  такое  денатурация  белка?  Из – за  чего  может  происходить  денатурация?

8.Из подручных материалов изготовьте белок первичной, вторичной, третичной, четвертичной структуры.

Выберите  правильный  ответ.

1.Водородные  связи  между  СО – NН  группами  в  молекуле  белка  придают  ей  форму  спирали,  характерную  для  структуры:

1) первичной;  2) вторичной;  3) третичной;  4) четвертичной.

2.Способность  развернутой  полипептидной  цепи  самопроизвольно  закручиваться  в  спираль,  а  затем  укладываться  в  третичную  структуру  свидетельствует  о  том,  что:

1) процесс  денатурации   обратим;  2) процесс  денатурации  необратим;  3) белки  многофункциональны;  4) молекулы  белка  выполняют  одинаковые  функции.

Решите  задачу.

Имеется  4 вида  аминокислот – А,В,С,Д. Сколько  вариантов  полипептидных  цепей,  состоящих  из  5  аминокислот,  можно  построить  из  них?  Укажите  эти  варианты.  Будут  ли  эти  полипептиды  обладать  одинаковыми  свойствами  и  структурами?

Заполните  таблицу.

Сравнение  белков  и  нуклеиновых  кислот.

Признаки  сравнения

Белки                            

ДНК

РНК

Мономеры

Структуры:

Первичная

Вторичная

Третичная

Четвертичная

Местонахождение  в  клетке

Функции

Количество  цепочек  в  молекуле

Новая   тема.

План:

1.Введение  (рассказ  о  биоорганической  химии).

2.Открытие  нуклеиновых  кислот.

3.Схема  строения  нуклеотида.

4.Виды  нуклеиновых  кислот  (ДНК  и  РНК).

5.Нуклеотидный  состав  ДНК.Правило  Чаргаффа.Задача.

6.Местонахождение  ДНК  в  клетках.  Типы  ДНК  (А – Т  типа  и  Г – Ц   типа).

7.Структуры   ДНК:

                       Первичная  (ген,  кодон,  триплет,  генетический  код,  свойства  генетического  кода).  Задание.

                        Вторичная.  Задание.  Скульптура  молекулы  ДНК.

                        Третичная.  Хромосома.

8.Свойства  ДНК.

9.Использование  знаний  о  нуклеиновых  кислотах  в  медицине  и  сельском  хозяйстве.

                               

Рефлексия.

Выполните  следующие  задания.

1.Нарисунке  схематично  показан  нуклеотид.  Напишите названия  его  составных  частей.

           1                            2                          3

2.Как  называются  азотистые  основания,  входящие  в  состав  ДНК?

3.Молекула  ДНК  представляет  собой  двойную  спираль.  Из  чего  состоит  каждая  цепь?

4.Каким  образом  две  цепи  соединяются  между  собой?

5.В  молекуле  ДНК  хранится  наследственная  информация.  Она  записана  особым  языком.  Как?

6.Где  в  клетке  находятся  молекулы  ДНК?

Выполните   тест.

1.Три  рядом  расположенных  нуклеотида  в  молекуле  ДНК,кодирующие  одну  аминокислоту,  называют:  1)триплетом;  2)генетическим  кодом;  3)геном;  4)генотипом

2.Какие  вещества  входят  в  состав  хромосом:  1)белок  и  ДНК;  2)глюкоза  и  АТФ;  3)т – РНК  и  аминокислота;  4)и – РНК  и  полисахарид.

3.Две  дезоксирибофосфатные  цепочки,  азотистые  основания  которых  соединены  водородными  связями,  образуют  молекулу:  1)белка;   2)РНК;  3)ДНК;  4)АТФ.

4.ДНК – это…….уровень  организации  живой  природы:  1)клеточный;  2)молекулярный;  3)организменный;  4)популяционный.

5.В  эукариотической  клетке  ДНК  не  может  находиться  в:  1)ядре;  2)митохондриях;  3)Хлоропластах;  4)рибосомах.

6.Свойство  аминокислоты  кодироваться  несколькими  кодонами   называется………генетического  кода:  1)универсальностью;  2)вырожденностью;  3)неперекрываемостью;  4)однозначностью.

7.Информацию  об  аминокислотах,  входящих  в состав  белков  несет (ут)……..кодон  (ов):  1)20;  2)60;  3)61;  4)64.

8.В  молекуле  ДНК   100  нуклеотидов  с  тимином,  что  составляет  10%  от  общего  количества.  Сколько  нуклеотидов  с  гуанином?  1)200;  2)400;  3)1000;  4)1800.

Задание  с  выбором  нескольких  верных  ответов.

По  каким  признакам  можно  узнать  молекулу  ДНК?

1)Состоит  из  одной  полинуклеотидной  нити;

2)Состоит  из  двух  полинуклеотидных  нитей,  закрученных  в  спираль;

3)Имеет  нуклеотиды  А,У,Ц,Г;

4)Имеет  нуклеотиды  А,Т,Ц,Г;

5)Является  хранителем  наследственной  информации;

6)Передает  наследственную  информацию  из  ядра  к  рибосоме.

Заполните  таблицу  «Сравнение  белков  и  нуклеиновых  кислот».  ДНК.

Рабочий   лист.

Тема:  Молекулы  жизни.  ДНК.

Схема  строения  нуклеотида

Виды  нуклеиновых  кислот.

                               

                                    ДНК                                               РНК

(Дезоксирибонуклеиновая                                           (Рибонуклеиновая  

                        кислота)                                                                     кислота)

Правило  Чаргаффа.

1.  А = Т;   Г = Ц.

2.  А + Г = Т + Ц.

3. Коэффициент  специфичности  высчитывается  по  следующей  формуле:

                 Г + Ц / А + Т.

Задание  1. Молекула  ДНК  насчитывает  нуклеотидов  с  гуанином  880  штук,  что  составляет  22%.  Найдите  количество  нуклеотидов  с  тимином, аденином,  цитозином.

Решение :

Структуры  ДНК.

1)Первичная  структура –

Ген –

Триплет (кодон) –

Свойства  генетического  кода:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Задание  2. Какие  аминокислоты  закодированы  следующими  триплетами:  ТГТ,  АЦА, АГА,  ЦЦА,  ГТЦ.

Задание  3. Если  ген  состоит  из  732  нуклеотидов,  то  он  кодирует …… аминокислот (ы):  1)244;  2)366;  3)732;  4)2196.

2)Вторичная  структура –

Принцип  комплементарности –

Задание  4. Если  одна  из  цепей  ДНК  состоит  из  следующих  нуклеотидов:      ААГТЦАТТГ.  Какой  будет  последовательность  нуклеотидов  во  второй  цепи  ДНК ?

3)Третичная  структура –

Хромосома -

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – это течение жизни, а не время ожидания жизни после уроков.

Опыт в преподавании, проблемы на уроках искусства...

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на  СФГОС ОО....

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме ...

Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"

формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Технологическая карта интегрированного урока "Гипотезы происхождения жизни. ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни "

Данный урок является составной частью темы «Происхождение жизни на Земле». Он опирается на знания учащихся, полученных при изучении тем раздела «Современное эволюционное учение»...