Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы.
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.docx | 390.18 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК № 13
Дата проведения:____________________
Тема урока: Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы.
Количество часов: 1
Тип урока: Освоения новых знаний и видов учебных действий
Целевая установка: Формирование представлений о значении нервной системы и общих принципах её организации
Понятия и персоналии: Нервная система: центральная, периферическая. Кора. Ядра. Нервные волокна. Нервные узлы. Возбуждение. Торможение. Нейроны: чувствительные, исполнительные, вставочные
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Предметные: Умение объяснять значение нервной системы для организма человека, характеризовать строение нервной системы человека, различать центральную и периферическую
нервную системы, классифицировать нейроны в зависимости от выполняемых ими функций, описывать и сравнивать процессы возбуждения и торможения
Метапредметные: Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать
с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе сравнений.
Регулятивные УУД: определение задач урока, необходимых для достижения его цели, выделение ориентиров своих действий в новом учебном материале, различение способа и результата действия.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
Личностные: Познавательный интерес к биологии. Представление о центральной роли нервной
системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма. Осознание истинных причин успехов и неудач в деятельности.
Ход урока
- Организационный момент.
• Приветствие.
• Подготовка класса к работе.
• Наличие учащихся.
- Проверка домашнего задания. Тест по теме «Эндокринная система»
- Актуализация знаний. Подведение к теме урока
- Изучение нового материала.
Значение нервной системы.
Для функционирования организма необходимо:
· Способность воспринимать информацию из окружающей и внутренней среды, обрабатывать её и по возможности, адекватно на неё реагировать.
· Организм, состоящий из нескольких триллионов клеток, должен функционировать, как единое целое.
Нервная система
По анатомическому принципу нервную систему человека делят на центральную и периферическую.
Центральная нервная система (ЦНС) образована головным и спинным мозгом.
Периферическая нервная система включает 12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пару спинномозговых нервов, нервные сплетения и узлы, находящиеся во всех частях тела.
По анатомо-функциональному принципу нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Каждая из них имеет центральную (находящуюся в ЦНС) и периферическую (находящуюся за пределами ЦНС) части.
Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой (посредством соматической нервной системы мозг человека получает информацию о внешней среде и её влиянии на организм (например, температурные изменения, боль, прикосновение и др.). С её помощью человек может произвольно (т. е. по собственному желанию) управлять деятельностью скелетной мускулатуры.
Вегетативная (автономная) нервная система (ВНС) регулирует работу внутренних органов, управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, работой желез, реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может управлять работой этой системы (нельзя, например, по желанию остановить сердце, ускорить процесс пищеварения, задержать потоотделение), то есть, она работает непроизвольно.
Анатомически в неё входят элементы как центральной, так и периферической нервных систем.
Центры вегетативной нервной системы находятся в сером веществе среднего, продолговатого и спинного мозга. Передающееся в рабочий орган возбуждение проходит по двум нейронам: тела первых нейронов лежат в ЦНС, а тела вторых — в лежащих за её пределами нервных узлах. По вегетативным нервам возбуждение проводится намного медленнее. Вегетативная нервная система состоит из двух отделов — симпатического и парасимпатического.
Симпатический отдел начинается в центральных отделах спинного мозга, в которых расположены тела первых нейронов. Их отростки заканчиваются в симпатических нервных узлах, лежащих по бокам позвоночника и образующих цепочки. Внутри узлов расположены тела вторых нейронов, отростки которых идут к рабочим органам.
Парасимпатический отдел начинается в продолговатом мозге и крестцовом отделе спинного мозга (в них находятся тела первых нейронов). Отростки нейронов направляются в парасимпатические узлы (сосредоточение тел вторых нейронов), расположенные около органов или непосредственно в тканях иннервируемого органа.
В автономной (вегетативной) нервной системе различают два отдела: парасимпатический и симпатический. Как правило, нервы этих двух отделов оказывают противоположные влияния на внутренние органы.
Парасимпатические нервные импульсы ослабляют сердечную деятельность, расширяют кровеносные сосуды кожи, снижают давление, снижают уровень глюкозы в крови.
Симпатическая нервная система ускоряет и усиливает работу сердца, повышает кровяное давление, суживает сосуды кожи, тормозит работу пищеварительной системы.
Нервная система контролирует, координирует и регулирует согласованную работу всех систем органов, поддержание постоянства состава его внутренней среды (благодаря этому организм человека функционирует как единое целое). При участии нервной системы осуществляется связь организма с внешней средой.
- Физминутка.
Нервная ткань
Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из нервных клеток — нейронов — и мелких клеток-спутников (глиальных клеток), которых примерно в 10 раз больше, чем нейронов.
Нейроны обеспечивают основные функции нервной системы: передачу, переработку и хранение информации. Нервные импульсы имеют электрическую природу и распространяются по отросткам нейронов.
Клетки-спутники выполняют питательную, опорную и защитную функции, способствуя росту и развитию нервных клеток.
Строение нейрона
Нейрон — основная структурная и функциональная единица нервной системы.
Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Его основными свойствами являются возбудимость и проводимость.
Нейрон состоит из тела и отростков.
Короткие, сильно ветвящиеся отростки — дендриты, по ним нервные импульсы поступают к телу нервной клетки. Дендритов может быть один или несколько.
Каждая нервная клетка имеет один длинный отросток — аксон, по которому импульсы направляются от тела клетки. Длина аксона может достигать нескольких десятков сантиметров. Объединяясь в пучки, аксоны образуют нервы.
Длинные отростки нервной клетки (аксоны) покрыты миелиновой оболочкой. Скопления таких отростков, покрытых миелином (жироподобным веществом белого цвета), в центральной нервной системе образуют белое вещество головного и спинного мозга.
Короткие отростки (дендриты) и тела нейронов не имеют миелиновой оболочки, поэтому они серого цвета. Их скопления образуют серое вещество мозга.
Синапс
Нейроны соединяются друг с другом таким образом: аксон одного нейрона присоединяется к телу, дендритам или аксону другого нейрона. Место контакта одного нейрона с другим называется синапсом. На теле одного нейрона насчитывается 1200–1800 синапсов.
Синапс — пространство между соседними клетками, в котором осуществляется химическая передача нервного импульса от одного нейрона к другому.
Каждый синапс состоит из трёх отделов:
мембраны, образованной нервным окончанием (пресинаптическая мембрана);
мембраны тела клетки (постсинаптическая мембрана);
синаптической щели между этими мембранами
В пресинаптической части синапса содержится биологически активное вещество (медиатор), которое обеспечивает передачу нервного импульса с одного нейрона на другой. Под влиянием нервного импульса медиатор выходит в синаптическую щель, действует на постсинаптическую мембрану и вызывает возбуждение в теле клетки следующего нейрона. Так через синапс передаётся возбуждение от одного нейрона к другому.
Распространение возбуждения связано с таким свойством нервной ткани, как проводимость.
Типы нейронов
Нейроны различаются по форме
В зависимости от выполняемой функции выделяют следующие типы нейронов:
- нейроны, передающие сигналы от органов чувств в ЦНС (спинной и головной мозг), называют чувствительными. Тела таких нейронов располагаются вне ЦНС, в нервных узлах (ганглиях). Нервный узел представляет собой скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.
- Нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам называют двигательными. Они обеспечивают передачу импульсов от ЦНС к рабочим органам.
- Связь между чувствительными и двигательными нейронами осуществляется с помощью вставочных нейронов через синаптические контакты в спинном и головном мозге. Вставочные нейроны лежат в пределах ЦНС (т. е. тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы мозга).
Скопление нейронов в центральной нервной системе называется ядром (ядра головного, спинного мозга).
Нервы
Спинной и головной мозг связаны со всеми органами нервами.
Нервы — покрытые оболочкой структуры, состоящие из пучков нервных волокон, образованных в основном аксонами нейронов и клетками нейроглии.
Нервы обеспечивают связь центральной нервной системы с органами, сосудами и кожным покровом.
Различают нервы:
чувствительные, обеспечивающие проведение импульсов от рецепторов в ЦНС;
двигательные, состоящие из аксонов двигательных нейронов и обеспечивающие проведение импульсов из ЦНС в исполнительные органы;
смешанные, способные проводить импульсы в обоих направлениях.
Нервные сплетения — это совокупность нервных волокон различных нервов, иннервирующих кожный покров, скелетные мышцы и внутренние органы.
Одно из наиболее известных нервных сплетений — солнечное сплетение, расположенное в брюшной полости.
6. Рефлексия.
Ребята, давайте обсудим за что бы вы себя сегодня похвалили?
7. Домашнее задание :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...
Центральная нервная система презентация, 8 класс
на уроке рассматриваемые задачи сопровождаются слайдами презентации....
Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"
Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...
Соматический и вегетативный отделы нервная системы.
Разработка урока по учебнику 8 кл. Колесов, Маш...
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы...
Периферическая нервная система 8 класс
Презентация включает понятия: соматическая нервная система, вегетативная нервная система, симпатическая нервная система и парасимпатическая нервгая система,иллюстрации....
Методическая разработка урока по теме "Соматический и вегетативный отделы нервной системы". 8 класс
Данная тема изучается в курсе "Биология. Человек. 8 класс" в разделе"Нервная система". Целью данного урока является знакомство учащихся с отделами нервной системы по функциональном...