Методическая разработка урока по теме "Соматический и вегетативный отделы нервной системы". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс)
Данная тема изучается в курсе "Биология. Человек. 8 класс" в разделе"Нервная система". Целью данного урока является знакомство учащихся с отделами нервной системы по функциональному разделению. Формирование у них понятий вегетативная и соматическая нервная система, а также знакомство с влиянием этих отделов на органы человеческого тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
somatich._i_veget_n.s.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме
«Соматический и вегетативный отделы нервной системы»
Цель: продолжить изучение строения нервной системы человека по функциональному разделению. Сформировать понятия автономная и соматическая нервная системы. Рассмотреть на примерах нервную регуляцию деятельности внутренних органов.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Вопрос к классу:
- Почему скелетные мышцы подвластны нашей воле, а сердце, сосуды и другие внутренние органы – нет?
- Почему внутренние органы регулируются двумя подсистемами, влияние которых противоположно?
Обобщение ответов.
II. Изучение нового материала.
1. Значение функционального разделения нервной системы на отделы.
Запись в тетрадь
Нервная система (по функциям)
Соматическая н.с. | Автономная (вегетативная н.с.) |
Чувствительные и двигательные нервные волокна. На протяжении всего пути волокна не прерываются. Возбуждение проводится быстро. Восприятие информации из окружающей среды, управление движениями тела в пространстве. Регулирует работу поперечно-полосатой мышечной ткани. Контролируется сознанием. Обеспечивает приспособление к природной и социальной среде. Высший центр – кора больших полушарий головного мозга | Волокна прерываются с образованием контактов. Возбуждение проводится медленно. Не подчиняется воле человека. Регулирует работу внутренних органов. Высший центр – гипоталамус. Подотделы:
|
2. Функции автономной нервной системы.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Запись в тетрадь.
Автономная нервная система
Симпатическая н.с. «Система аварийных ситуаций» (от греч. «Sympathies» - чувствительный, восприимчивый к влиянию) | Парасимпатическая н.с. «Система отбоя» (от греч. Para – возле, при) |
Возбуждается при переходе от состояния покоя к состоянию физического и психического напряжения. Тела первых нейронов расположены в грудном и поясничном отделах спинного мозга. Тела вторых нейронов расположены в узлах, образующих цепочку по обеим сторонам спинного мозга. | Возбуждается при переходе от состояния напряжения к состоянию покоя. Тела первых нейронов расположены в стволовой части головного мозга и крестцовом отделе спинного мозга. Тела вторых нейронов расположены в узлах, лежащих в управляемом органе. Самый длинный нерв – блуждающий. |
Влияние симпатического и парасимпатического отделов на некоторые органы человека
Влияние симпатического отдела | Влияние парасимпатического отдела |
|
|
Проверка работы с текстом. Обсуждение.
III. Закрепление.
Практическая работа «»Штриховое раздражение кожи».
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
§47 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков с ЭОР на тему "Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС"
Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в...
Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
конспект урока "Автономный (вегетативный) отдел нервной системы"
Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы.Задачи:· повторить материал об...
Соматический и вегетативный отделы нервная системы.
Разработка урока по учебнику 8 кл. Колесов, Маш...
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы...
Методическая разработкаи урока "Автономный ( вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальнпя регуляция"
Методическая разработка урока " Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция" включает в себя схемы, просмотр фрагмента фильма, выполнение практической работы ....