Календарно - тематическое планирование, 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тематическое планирование по биологии для 5 А класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Биология» для 5-9 классов (базовый уровень).
Планирование курса биологии в 5 А классе рассчитано на 34 часа, 1 час в неделю; лабораторных работ – 4
Учебно-методический комплект:
- И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова Биология. 5 класс: учебник — М.: Вентана - Граф, 2019
№ п/п | Название раздела | № урока в разделе | Тема урока | Материал учебника | Сроки проведения | Характеристика основной деятельности ученика | Примечание | |
план | факт | |||||||
1 | Биология - наука о живом мире | 1 | Наука о живой природе. | п.1 пересказ | Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии. Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | |||
2 | 2 | Свойства живого. | п.2 пересказ | Изучают содержания параграфа учебника, работа с биологическими терминами и иллюстрациями учебника, выполнение интерактивного задания Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | ||||
3 | 3 | Методы изучения природы. | п.3 пересказ | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух | ||||
4 | 4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» | п.4 пересказ | Освоение основных правил работы с микроскопом Познавательные УУД: Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | ||||
5 | 5 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». | п.5 пересказ | Создать условия для приобретения учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобретение знаний о тканях. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | ||||
6 | 6 | Химический состав клетки. | п.6 пересказ | Изучают роль химических веществ в жизнедеятельности клетки. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | ||||
7 | 7 | Процессы жизнедеятельности клетки. | п.7 с.29-30 пересказ | Актуализация и углубление знаний об основных процессах, происходящих в живой клетке: дыхании, питании, обмене веществ, росте, развитии, размножении. Взаимосвязанная работа частей клетки. Коммуникативные УУД формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы Регулятивные УУД: выдвижение версий решения проблемы Познавательные УУД:выявление причины и следствия простых явлений | ||||
8 | 8 | Обобщающий урок по теме. Великие естествоиспытатели. | Изучают и оценивают вклад ученых-биологов в развитие науки Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | |||||
9 | Глава 2.Многообразие живых организмов. | 1 | Царства живой природы | п.8 с.37-39 пересказ | Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов. Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | |||
10 | 2 | Царства живой природы | п.8 с.39-40 пересказ | Изучают основные систематические единицы в классификации живых организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | ||||
11 | 3 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | п.9 пересказ | Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | ||||
12 | 4 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | п.10 пересказ | Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
13 | 5 | Растения. | п.11 пересказ | Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы. Строение растений. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | ||||
14 | 6 | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» | п.11 повторить | Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
15 | 7 | Животные. | п.12 пересказ | Способствовать приобретению знаний об особенностях животных – гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
16 | 8 | Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов; умение фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении движения для животных. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | |||||
17 | 9 | Грибы. | п.13 пересказ | Приобретение знаний об особенностях царства Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание и размножение грибов, микориза. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
18 | 10 | Многообразие и значение грибов. | п.14 пересказ | Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | ||||
19 | 11 | Лишайники | п.15 пересказ | Способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой лишайников, их многообразием, значением, местообитанием. .Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
20 | 12 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщающий урок. | п.16 пересказ | Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека. Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология – наука о живой природе», «Многообразие живых организмов» Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
21 | Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля | 1 | Среды жизни на планете Земля | п.17 пересказ | Урок изучения и первичного закрепления знаний Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | |||
22 | 2 | Экологические факторы среды. | п.18 пересказ | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | ||||
23 | 3 | Приспособления организмов к жизни в природе. | п.19 пересказ | Урок первичного предъявления новых знаний. Представление о многообразии обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | ||||
24 | 4 | Приспособленность организмов к разным средам обитания | п.19 повторить | Выявляют особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установление причинно-следственных связей | ||||
25 | 5 | Природные сообщества. | п.20 пересказ | Урок формирования первоначальных предметных умений. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | ||||
26 | 6 | Природные зоны России | Знание природных зон планеты и их основных природных особенностей. Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны. Познавательные: учатся видеть различия животного и растительного мира разных материков, учатся работать с атласом- определителем Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | |||||
27 | 7 | Жизнь организмов на разных материках. | п22 пересказ | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | ||||
28 | 6 | Жизнь организмов в морях и океанах. | п.23 пересказ | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | ||||
29 | 7 | Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля | Повторение темы | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | ||||
30 | Глава 4. Человек на планете Земля | 1 | Как появился человек на Земле. | п.24 пересказ | Урок открытия нового знания. Способствовать приобретению знаний о месте человека в системе органического мира; о природной и социальной среде обитания человека, особенностях поведения человека. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | |||
31 | 2 | Как человек изменял природу. | п.25 пересказ | Актуализация и углубление знаний о роли человека в биосфере. Современные экологические проблемы. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | ||||
32 | 3 | Важность охраны живого мира планеты. | п.26 пересказ | Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | ||||
33 | 4 | Сохраним богатство живого мира. | п.31 пересказ | Дальнейшее развитие умений прогнозирования последствий деятельности человека в природе. Формирование убеждений и знаний о необходимости охраны природы. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
34 | 5 | Обобщающее повторение. | Обобщение и коррекция ЗУН учащихся. Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение работать по плану сверять свои действия с целью Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, проявление интереса к исследовательской деятельности | |||||
Формы и средства контроля
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп.
Ход работы:
- Рассмотрите ручную лупу. Зарисуйте. Найдите основные части. Сделайте подписи к рисунку 1.
Рис. 1
- Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Сделайте подписи к рисунку 2.
Рис. 2
- Как подсчитать увеличение микроскопа ?
- Почему исследуемый объект должен бытьполупрозрачным?
- Отработайте правила работы с микроскопом (вставте пропущенные слова)
А)Поставте микроскоп ……….. к себе. В отверстие ……….. столика с помощью……….. направьте свет.
Б)Поместите ………. стекло с приготовленным препаратом на ………столик.
В)Закрепите предметное стекло с помощью ………… .
Г)Глядя в ……… , при помощи ……. медленно поднимайте или опускайте ………., пока не появиться четкое изображение предмета.
Д) После работы ……… микроскоп в футляр.
6.Рассчитайте общее увеличение микроскопа
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
Х10 | Х8 | |
Х15 | Х20 |
Сделайте вывод о проделанной работе.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, бинт, луковицы, лист элодея (камелия, каланхоэ).
Ход работы
- Рассматривание кожицы лука.
Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Для это с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу. Положите ее в каплю воды на предметное стекло. Расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука. 1) Укажите увеличение, при котором вы рассматривали микропрепарат.
2) Укажите, в чем отличие внешнего вида клеток кожицы лука при малом увеличении микроскопа от их внешнего вида при большом увеличении.
3) Укажите тип растительной ткани, к которому принадлежит кожица лука. Ответ свой обоснуйте.
4) Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Вывод:
- Я рассматривал(а) микропрепарат при увеличении равном ____.
- При большом увеличении _____________________.
- Кожица лука принадлежит к ______________ ткани, потому что ____________________________________.
4) Под микроскопом я рассмотрел(а) следующие части клетки: _______________________________________.
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»
Цель: изучить органы растений.
Ход работы:
1. Рассмотрите растение … .
2. Найдите вегетативные органы: побег (стебель, листья, почки) и корень.
3. Найдите генеративные органы растения: цветок, плод, семя.
4. Подпишите на рисунке органы растений. В скобках укажите их значение.
«Органы растений» 1. Голосеменные
Признаки голосеменных растений: листья игольчатые; стебли деревянистые; корни; семена; нет цветков
5. Заполните схему.
«Органы растений». Покрытосеменные
1) ... 2) ... 3) ...
Группа органов: Органы:
6. Рассмотрим представителей различных отделов растений (гербарии зеленой водоросли, мха кукушкиного льна, папоротника щитовника мужского, голосеменного растения – сосны обыкновенной и покрытосеменного растения желтой акации).
7. Сравните их строение.
8. Объясните, чем отличаются данные растения?
9. Сформулируйте вывод. (Все ли растения имеют органы? Какие группы органов выделяют?)
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: видео "Инфузории", микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, комочек ваты, культура с водными микроскопическими организмами.
Ход работы
1.Приготовьте микропрепарат с культурой микроорганизмов. На предметное стекло положите несколько (10-15) волокон ваты, которые будут замедлять движение организмов. Капните на вату каплю воды с культурой микроорганизмов и накройте покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите живые организмы.
Зарисуйте общий вид тела одной инфузории, которую вы наблюдали под микроскопом.
2.Пронаблюдайте за их движением. Отметьте направление и скорость движения. Инфузории движутся в ________________________. Они осуществляют _________________ движения. Движутся с ___________ скоростью. Для передвижения имеют _________________.
3.Сделайте вывод о значении движения в жизни животных. Животные передвигаются для того, чтобы ________________________.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература
- И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова Биология. 5 класс: учебник — М.: Вентана - Граф, 2019
-Биология. 5—9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.-4-е изд. Стереотип.- М.: Дрофа,2015.-382
Технические средства обучения:
1. Комьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Принтер
4. Интерактивная доска
5. Звуковые колонки
Мультимедийные учебные пособия:
1.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Химия клетки. Вещества, клетки и ткани растений" (на PC-CD носителе )
2.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Растение - живой организм"(на PC-CD носителе )
3.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии"(на PC-CD носителе )
4.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Животные"(на PC-CD носителе )
5.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Эволюционное учение"(на PC-CD носителе )
6.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Человек. Строение тела человека"(на PC-CD носителе )
7.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Введение в экологию"(на PC-CD носителе )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Терскова С.А. Семья и брак. Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе // Школьное планирование. – 2009. – № 2. – С. 118-120.
Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе...
Биология. Календарно-тематическое планирование по программе Сонина для 9 класса. Фгос с планированными результатами обучения (предметные и УУД)
В данном материале представленна таблица Excel, с подробным описанием типа урока, его темой, количеством часов, формой контроля и расписаными, подробно, в соответствии с ФГОС результатами обучения для...