Конспект урока "Строение и значение побега" 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Нечаева Наталья Павловна

Предварительный просмотр:

Дата:15.10.10.                Конспект урока по предмету биология

Класс: 6 «а»

Строение и значение побега

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся знания о побеге как важной составной части растения; познакомить учащихся с разновидностями почек по расположению на стебле и по назначению; дать понятия вегетативный побег», «генеративный побег»; научить распознавать простые и сложные листья.

Развивающие: развитие активной познавательной деятельности через работу с учебником и раздаточным материалом; формирование интеллектуальных способностей: умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Воспитательные: прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку. Продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Тип урока: комбинированный

 Средства обучения: ПК+ медиапроектор, Цифровой микроскоп, документ- камера, ЦОР «Лабораторный практикум», фрагмент  видеофильма «Строение побега», фрагмент  видеофильма «Строение листа», интерактивный рисунок «Смотри в корень» .

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Повторение изученного материала. 

  • Фронтальный опрос
  1. Вспомнить понятие биология (общее понятие). (Наука, изучающая живые организмы).
  2. Какие живые организмы мы с вами изучаем? (Растение)
  3. Как доказать, что растение является живым организмом? (Дышит, растет, питается, размножается и умирает)
  • Заполнение схемы на доске «Органы цветкового растения» (1ученик)
  1. На какие 2 группы делятся органы цветкового растения (вегетативные, генеративные)
  2. Какие органы называются вегетативными? (органы, отвечающие за процессы жизнедеятельности)
  3. К вегетативным органам относят…….( корень, побег( стебель, лист, почка)
  4. Какие органы называются генеративными? (органы, отвечающие за половое размножение)
  5. К генеративным органам относят  (цветок, плод, семя)  

Проверка схемы

  1. С какими органами растения мы уже знакомы? (корень)
  • Работа с ЦОР по видам корней (1 ученик)

  • Проверка написания синквейна оформление на доске
  • Работа с документ-камерой
  • Виды корневых систем (мочковатая корневая система, стержневая корневая         система
  •  Рисунки различных растений по определению типов корневых систем

проверка ученика и обозначение видов корней

  • Работа с цифровым микроскопом
  • Какая часть корня показана? Почему? (корневой чехлик)
  • Выполнение письменной работы по внутреннему строению корня.

Взаимопроверка работ по слайду презентации

Сдача работ

  1. Изучение нового материала  (22 мин)

Давайте вспомним, как происходит весеннее пробуждение наших деревьев и кустарников. Набухшие почки с легким щелчком разрывают смолистый чешуйчатый панцирь, младенчески смятые листочки расправляются. Не успеешь оглянуться, как маленькое деревце может увеличиться вдвое и ввысь, и вширь, окружив себя новыми побегами. И каждый год оно будет вновь и вновь прирастать верхушкой главного стебля. И какой удачный термин придумали ботаники для названия этого органа – Подскажите мне этот термин (побег)

Запись темы урока «Строение и значение побега»

Цель урока Изучение  внешнего строения побега

Озвучивание задания

Заполнение Рисунок побега

Просмотр фрагментов фильма о строении побега

 Заполнение  схемы

Просмотр фрагментов фильма о строении листа

Заполнение  схемы

Работа с презентацией заполнение терминологической карты

Колонка 2

Работа с таблицей раздаточного материала по определению функций стебля и листа.

.

Стебель Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил.

Создание органических веществ из неорганических  

Закрепление

Заполнение колонки по рисунку

Дз п 16 синквейн на тему побег

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Схема на  доске (надписи)

Органы цветкового растения


Вегетативные

_________________________________________________________________________________________________


Корень

_____________________________________________________________________________________________________-

Побег

___________________________________________________________________________________________________

Цветок

______________________________________________________________________________________________________

Плод

_________________________________________________________________________________________________

Семя

_________________________________________________________________________________________________-

Стебель

______________________________________________________________________________________________________

Лист

____________________________________________________________________________________________-

Почка

______________________________________________________________________________________________-

Генеративные

___________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вегетативные органы растений

Слайд 2

Корень

Слайд 3

Корневые системы стержневая мочковатая

Слайд 4

Строение корня Зоны корня зона проведения (ветвления) зона всасывания зона роста зона деления боковой корень корневые волоски чехлик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вегетативные органы растений

Слайд 2

Лист

Слайд 3

Строение листа листовая пластинка черешок основание прилистники

Слайд 4

Листья простые сложные

Слайд 5

Листья с черешком сидячие

Слайд 6

Жилкование – рисунок из жилок

Слайд 7

Виды жилкования: 1. перистое (сетчатое)

Слайд 8

Виды жилкования: 2. пальчатое

Слайд 9

Виды жилкования: 3. дуговое

Слайд 10

Виды жилкования: 4. параллельное

Слайд 11

Видоизменённые листья усы на листьях колючки чешуи луковицы хвоя ловчие листья

Слайд 12

Видоизменённые побеги: кочаны капусты усы винограда шипы боярышника


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вегетативные органы растений

Слайд 2

Побег

Слайд 3

Побег лист узел верхушечная почка междоузлие стебель боковая почка

Слайд 4

Расположение листьев и почек на стебле очерёдное супротивное мутовчатое


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вегетативные органы растений

Слайд 2

Стебель

Слайд 3

Строение стебля пробка или кожица чечевичка или устьице луб древесина сердцевина камбий

Слайд 4

Виды побегов: 1. прямостоячие Василёк Берёза

Слайд 5

Виды побегов: 2. приподнимающиеся Плаун Очиток

Слайд 6

Виды побегов: 3. лежачие Мокрица (Звездчатка средняя) Горец птичий

Слайд 7

Виды побегов: 4. ползучие Барвинок Земляника

Слайд 8

Виды побегов: 5. вьющиеся Кодонопсис Вьюнок

Слайд 9

Виды побегов: 6. лазающие (цепляющиеся) Бешеный огурец Плющ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вегетативные органы растений

Слайд 2

Почки

Слайд 3

Почки верхушечные боковые

Слайд 4

Почки листовые цветочные

Слайд 5

Строение почки листовой рубец почечные чешуи стебель конус нарастания листья почки

Слайд 6

Видоизменённые корни: корнеплоды (морковь) корни-подпорки (баньян) корневые шишки (георгин) воздушные корни (орхидея) корни-присоски (омела)

Слайд 7

Видоизменённые побеги: 1. луковица придаточные корни стебель (донце) листья (чешуи) почки

Слайд 8

Видоизменённые побеги: 2. клубень почка («глазок») стебель столон (стебель) листовой рубец («бровка»)

Слайд 9

Видоизменённые побеги: 3. корневище листья (чешуйки) стебель верхушечная почка придаточные корни

Слайд 10

Видоизменённые побеги: кочаны капусты усы винограда шипы боярышника



Предварительный просмотр:

Строение побега.

Вставьте пропущенное слово:

  1. ……………… основной надземный орган растения.
  2. Он состоит из…………… с расположенными на нём……. …….и…..…..
  3. Участок стебля, на котором развивается лист, называют….. ………,
  4. Расстояние между узлами называют -...................
  5. Угол, находящийся между листом и расположенным выше междоузлием, называют……   .
  6. Способ расположения листьев на стебле называют……   .
  7. Если от одного узла отходит только один лист и расположены они поочерёдно, на разных сторонах побега, такое листорасположение называют ……………..
  8. Когда из одного узла растут два листа, расположенных напротив друг друга, говорят о …………….. листорасположении.
  9. Если от одного узла растёт три и более листьев, такое листорасположение называют…………...
  10. Почки могут располагаться на верхушке побега, тогда их называют………………………..
  11. Почки могут располагаться в пазухах листа, и тогда их называют……………………



Предварительный просмотр:

                                                                                 Побег

         ________________                                          _______________

Стебель                                    лист                                           почка

1…………………..

2…………………..                                  ________________            ____________                 _______   ______                              

3…………………..                                  ________________            ____________                            _____________     __________

4…………………..                                  ________________            ______________                        _____________    __________

                                                 

                                                 

 

                                                                      Жилкование листьев

                                                                                                                       1_____________________

                                                                                                                       2_____________________

               Листорасположение                                                                      3_____________________

       1

       2

        3

                                                                                                                         



Предварительный просмотр:

    Строение побега

Определение части побега

Название части побега

Номер на рисунке

Осевая часть побега

стебель

1

Боковая часть побега

лист

2

Участок стебля, от которого отходит боковой орган лист

узел

7

Участки стебля между узлами

междоузлия

5

Почка, находящаяся на верхнем конце побега при помощи которой он растёт вверх

Верхушечная

почка

3

Почка,распологающаяся в пазухах листа

боковая

4

угол между листом и стеблем

Пазуха листа

6



Предварительный просмотр:

                                            Тест по теме «Побег»

Задание 1. Выбери номера верных утверждений.

  1. Годичные кольца – это кольца камбия.
  2. Побеги бывают надземные и подземные.
  3. Стебель – орган накопления питательных веществ растения.
  4. Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.
  5. Чечевички – это дыхательные отверстия в стебле.
  6. Обычно лист состоит из основания, черешка и листовой пластинки.
  7. Образование органических веществ и кислорода в зеленых растениях на свету из углекислого газа и воды называют фотосинтезом.
  8. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

 

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1.Лист – это:

А) зачаточный побег; Б) основной орган растения

В) часть побега, боковой орган Г) нет верного ответа.

2.Кожица листа:

А) защищает внутренние ткани листа

Б) не пропускает свет, т.к. она непрозрачная

В) прозрачная, позволяет свету легко проникать внутрь листа.

Г) все верны

3.Стебель выполняет функции:

А) проводящую и запасающую

Б) запасающую и опорную

В) опорную и проводящую

Г) проводящую , опорную, запасающую.

4.Проводящая ткань древесины состоит:

А) сосудов и трахеид; Б) камбия

В) ситовидных трубок Г) лубяных волокон.

5.В генеративной почке находятся зачатки:

А) листа и стебля Б) листа, стебля, цветка

В) стебля и цветка

6.Кора стебля состоит из :

А) корки и камбия

Б) луба и древесины

В) пробки и луба

Г) кожицы, пробки и луба.

 

Задание 3. Заполните пропуски в тексте.

Прирост стебля в толщину происходит за счет деления клеток ……………………..

Далее располагается ………………….., в которой находится …………………………., по ним передвигаются…………………………… от …………………………….. в ……………………………..

Задание 4

Вставьте в текст «Видоизменения побегов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Видоизменения побегов

У многих растений отдельные части побегов изменились в связи с выполнением ими дополнительных функций (запасание питательных веществ, защита от поедания животными, вегетативное размножение). Так, например, у земляники (клубники) образуются надземные побеги, называемые____________________(А). У капусты кольраби сильно утолщается_______________________(Б), превращаясь в надземный побег. К подземным видоизменённым побегам относятся _______________(В) картофеля, ____________________(Г) чеснока, ____________________(Д) ландыша.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ

1) клубень

2) ягоды

3) стебель

4) корневище

5) луковица

6) усы

7) черенки

Задание 5

 Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

Задание ЕГЭ по биологии



Предварительный просмотр:

                                            Тест по теме «Побег»

Задание 1. Выбери номера верных утверждений.

  1. Годичные кольца – это кольца камбия.
  2. Побеги бывают надземные и подземные.
  3. Стебель – орган накопления питательных веществ растения.
  4. Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.
  5. Чечевички – это дыхательные отверстия в стебле.
  6. Обычно лист состоит из основания, черешка и листовой пластинки.
  7. Образование органических веществ и кислорода в зеленых растениях на свету из углекислого газа и воды называют фотосинтезом.
  8. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

 

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1.Лист – это:

А) зачаточный побег; Б) основной орган растения

В) часть побега, боковой орган Г) нет верного ответа.

2.Кожица листа:

А) защищает внутренние ткани листа

Б) не пропускает свет, т.к. она непрозрачная

В) прозрачная, позволяет свету легко проникать внутрь листа.

Г) все верны

3.Стебель выполняет функции:

А) проводящую и запасающую

Б) запасающую и опорную

В) опорную и проводящую

Г) проводящую , опорную, запасающую.

4.Проводящая ткань древесины состоит:

А) сосудов и трахеид; Б) камбия

В) ситовидных трубок Г) лубяных волокон.

5.В генеративной почке находятся зачатки:

А) листа и стебля Б) листа, стебля, цветка

В) стебля и цветка

6.Кора стебля состоит из :

А) корки и камбия

Б) луба и древесины

В) пробки и луба

Г) кожицы, пробки и луба.

 

Задание 3. Заполните пропуски в тексте.

Прирост стебля в толщину происходит за счет деления клеток ……………………..

Далее располагается ………………….., в которой находится …………………………., по ним передвигаются…………………………… от …………………………….. в ……………………………..

Задание 4

Вставьте в текст «Видоизменения побегов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Видоизменения побегов

У многих растений отдельные части побегов изменились в связи с выполнением ими дополнительных функций (запасание питательных веществ, защита от поедания животными, вегетативное размножение). Так, например, у земляники (клубники) образуются надземные побеги, называемые____________________(А). У капусты кольраби сильно утолщается_______________________(Б), превращаясь в надземный побег. К подземным видоизменённым побегам относятся _______________(В) картофеля, ____________________(Г) чеснока, ____________________(Д) ландыша.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ

1) клубень

2) ягоды

3) стебель

4) корневище

5) луковица

6) усы

7) черенки

Задание 5

 Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

Задание ЕГЭ по биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока СБО в 5 классе по теме « Виды головных уборов и их значение».

Разработка урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся пятых классов в школе 8 вида....

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Конспект урока по истории 11 класс "Причины и значение Победы в Великой Отечественной войне"

Данный урок заключает изучение темы «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.». Это урок -исследование , в котором учащиеся представляют героев своей семьи, внёсших вклад в Великую Победу. На урок...

Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.

Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....