Конспект урока "Строение и значение побега" 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Строение и значение побега. 6 класс | 38.5 КБ |
Вегетативные органы растений КОРЕНЬ | 741 КБ |
Вегетативные органы растений ЛИСТ | 2.33 МБ |
Вегетативные органы растений ПОБЕГ | 592.5 КБ |
Вегетативные органы растений СТЕБЕЛЬ | 1.95 МБ |
Вегетативные органы растений ПОЧКИ | 1.41 МБ |
Карточка для заполнения | 28.5 КБ |
Опорная схема | 27.5 КБ |
Побег рисунок и таблица | 49 КБ |
Разноуровневый тест Побег | 97 КБ |
Разноуровневый тест | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:15.10.10. Конспект урока по предмету биология
Класс: 6 «а»
Строение и значение побега
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся знания о побеге как важной составной части растения; познакомить учащихся с разновидностями почек по расположению на стебле и по назначению; дать понятия вегетативный побег», «генеративный побег»; научить распознавать простые и сложные листья.
Развивающие: развитие активной познавательной деятельности через работу с учебником и раздаточным материалом; формирование интеллектуальных способностей: умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Воспитательные: прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку. Продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: ПК+ медиапроектор, Цифровой микроскоп, документ- камера, ЦОР «Лабораторный практикум», фрагмент видеофильма «Строение побега», фрагмент видеофильма «Строение листа», интерактивный рисунок «Смотри в корень» .
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Повторение изученного материала.
- Фронтальный опрос
- Вспомнить понятие биология (общее понятие). (Наука, изучающая живые организмы).
- Какие живые организмы мы с вами изучаем? (Растение)
- Как доказать, что растение является живым организмом? (Дышит, растет, питается, размножается и умирает)
- Заполнение схемы на доске «Органы цветкового растения» (1ученик)
- На какие 2 группы делятся органы цветкового растения (вегетативные, генеративные)
- Какие органы называются вегетативными? (органы, отвечающие за процессы жизнедеятельности)
- К вегетативным органам относят…….( корень, побег( стебель, лист, почка)
- Какие органы называются генеративными? (органы, отвечающие за половое размножение)
- К генеративным органам относят (цветок, плод, семя)
Проверка схемы
- С какими органами растения мы уже знакомы? (корень)
- Работа с ЦОР по видам корней (1 ученик)
- Проверка написания синквейна оформление на доске
- Работа с документ-камерой
- Виды корневых систем (мочковатая корневая система, стержневая корневая система
- Рисунки различных растений по определению типов корневых систем
проверка ученика и обозначение видов корней
- Работа с цифровым микроскопом
- Какая часть корня показана? Почему? (корневой чехлик)
- Выполнение письменной работы по внутреннему строению корня.
Взаимопроверка работ по слайду презентации
Сдача работ
- Изучение нового материала (22 мин)
Давайте вспомним, как происходит весеннее пробуждение наших деревьев и кустарников. Набухшие почки с легким щелчком разрывают смолистый чешуйчатый панцирь, младенчески смятые листочки расправляются. Не успеешь оглянуться, как маленькое деревце может увеличиться вдвое и ввысь, и вширь, окружив себя новыми побегами. И каждый год оно будет вновь и вновь прирастать верхушкой главного стебля. И какой удачный термин придумали ботаники для названия этого органа – Подскажите мне этот термин (побег)
Запись темы урока «Строение и значение побега»
Цель урока Изучение внешнего строения побега
Озвучивание задания
Заполнение Рисунок побега
Просмотр фрагментов фильма о строении побега
Заполнение схемы
Просмотр фрагментов фильма о строении листа
Заполнение схемы
Работа с презентацией заполнение терминологической карты
Колонка 2
Работа с таблицей раздаточного материала по определению функций стебля и листа.
.
Стебель Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил.
Создание органических веществ из неорганических
Закрепление
Заполнение колонки по рисунку
Дз п 16 синквейн на тему побег
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Схема на доске (надписи)
Органы цветкового растения
Вегетативные
_________________________________________________________________________________________________
Корень
_____________________________________________________________________________________________________-
Побег
___________________________________________________________________________________________________
Цветок
______________________________________________________________________________________________________
Плод
_________________________________________________________________________________________________
Семя
_________________________________________________________________________________________________-
Стебель
______________________________________________________________________________________________________
Лист
____________________________________________________________________________________________-
Почка
______________________________________________________________________________________________-
Генеративные
___________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Корень
Корневые системы стержневая мочковатая
Строение корня Зоны корня зона проведения (ветвления) зона всасывания зона роста зона деления боковой корень корневые волоски чехлик
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лист
Строение листа листовая пластинка черешок основание прилистники
Листья простые сложные
Листья с черешком сидячие
Жилкование – рисунок из жилок
Виды жилкования: 1. перистое (сетчатое)
Виды жилкования: 2. пальчатое
Виды жилкования: 3. дуговое
Виды жилкования: 4. параллельное
Видоизменённые листья усы на листьях колючки чешуи луковицы хвоя ловчие листья
Видоизменённые побеги: кочаны капусты усы винограда шипы боярышника
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Побег
Побег лист узел верхушечная почка междоузлие стебель боковая почка
Расположение листьев и почек на стебле очерёдное супротивное мутовчатое
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стебель
Строение стебля пробка или кожица чечевичка или устьице луб древесина сердцевина камбий
Виды побегов: 1. прямостоячие Василёк Берёза
Виды побегов: 2. приподнимающиеся Плаун Очиток
Виды побегов: 3. лежачие Мокрица (Звездчатка средняя) Горец птичий
Виды побегов: 4. ползучие Барвинок Земляника
Виды побегов: 5. вьющиеся Кодонопсис Вьюнок
Виды побегов: 6. лазающие (цепляющиеся) Бешеный огурец Плющ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почки
Почки верхушечные боковые
Почки листовые цветочные
Строение почки листовой рубец почечные чешуи стебель конус нарастания листья почки
Видоизменённые корни: корнеплоды (морковь) корни-подпорки (баньян) корневые шишки (георгин) воздушные корни (орхидея) корни-присоски (омела)
Видоизменённые побеги: 1. луковица придаточные корни стебель (донце) листья (чешуи) почки
Видоизменённые побеги: 2. клубень почка («глазок») стебель столон (стебель) листовой рубец («бровка»)
Видоизменённые побеги: 3. корневище листья (чешуйки) стебель верхушечная почка придаточные корни
Видоизменённые побеги: кочаны капусты усы винограда шипы боярышника
Предварительный просмотр:
Строение побега.
Вставьте пропущенное слово:
- ……………… основной надземный орган растения.
- Он состоит из…………… с расположенными на нём……. …….и…..…..
- Участок стебля, на котором развивается лист, называют….. ………,
- Расстояние между узлами называют -...................
- Угол, находящийся между листом и расположенным выше междоузлием, называют…… .
- Способ расположения листьев на стебле называют…… .
- Если от одного узла отходит только один лист и расположены они поочерёдно, на разных сторонах побега, такое листорасположение называют ……………..
- Когда из одного узла растут два листа, расположенных напротив друг друга, говорят о …………….. листорасположении.
- Если от одного узла растёт три и более листьев, такое листорасположение называют…………...
- Почки могут располагаться на верхушке побега, тогда их называют………………………..
- Почки могут располагаться в пазухах листа, и тогда их называют……………………
Предварительный просмотр:
Побег
________________ _______________
Стебель лист почка
1…………………..
2………………….. ________________ ____________ _______ ______
3………………….. ________________ ____________ _____________ __________
4………………….. ________________ ______________ _____________ __________
Жилкование листьев
1_____________________
2_____________________
Листорасположение 3_____________________
1
2
3
Предварительный просмотр:
Строение побега
Определение части побега | Название части побега | Номер на рисунке |
Осевая часть побега | стебель | 1 |
Боковая часть побега | лист | 2 |
Участок стебля, от которого отходит боковой орган лист | узел | 7 |
Участки стебля между узлами | междоузлия | 5 |
Почка, находящаяся на верхнем конце побега при помощи которой он растёт вверх | Верхушечная почка | 3 |
Почка,распологающаяся в пазухах листа | боковая | 4 |
угол между листом и стеблем | Пазуха листа | 6 |
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Побег»
Задание 1. Выбери номера верных утверждений.
- Годичные кольца – это кольца камбия.
- Побеги бывают надземные и подземные.
- Стебель – орган накопления питательных веществ растения.
- Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.
- Чечевички – это дыхательные отверстия в стебле.
- Обычно лист состоит из основания, черешка и листовой пластинки.
- Образование органических веществ и кислорода в зеленых растениях на свету из углекислого газа и воды называют фотосинтезом.
- Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1.Лист – это:
А) зачаточный побег; Б) основной орган растения
В) часть побега, боковой орган Г) нет верного ответа.
2.Кожица листа:
А) защищает внутренние ткани листа
Б) не пропускает свет, т.к. она непрозрачная
В) прозрачная, позволяет свету легко проникать внутрь листа.
Г) все верны
3.Стебель выполняет функции:
А) проводящую и запасающую
Б) запасающую и опорную
В) опорную и проводящую
Г) проводящую , опорную, запасающую.
4.Проводящая ткань древесины состоит:
А) сосудов и трахеид; Б) камбия
В) ситовидных трубок Г) лубяных волокон.
5.В генеративной почке находятся зачатки:
А) листа и стебля Б) листа, стебля, цветка
В) стебля и цветка
6.Кора стебля состоит из :
А) корки и камбия
Б) луба и древесины
В) пробки и луба
Г) кожицы, пробки и луба.
Задание 3. Заполните пропуски в тексте.
Прирост стебля в толщину происходит за счет деления клеток ……………………..
Далее располагается ………………….., в которой находится …………………………., по ним передвигаются…………………………… от …………………………….. в ……………………………..
Задание 4
Вставьте в текст «Видоизменения побегов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Видоизменения побегов
У многих растений отдельные части побегов изменились в связи с выполнением ими дополнительных функций (запасание питательных веществ, защита от поедания животными, вегетативное размножение). Так, например, у земляники (клубники) образуются надземные побеги, называемые____________________(А). У капусты кольраби сильно утолщается_______________________(Б), превращаясь в надземный побег. К подземным видоизменённым побегам относятся _______________(В) картофеля, ____________________(Г) чеснока, ____________________(Д) ландыша.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ
1) клубень
2) ягоды
3) стебель
4) корневище
5) луковица
6) усы
7) черенки
Задание 5
Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Побег»
Задание 1. Выбери номера верных утверждений.
- Годичные кольца – это кольца камбия.
- Побеги бывают надземные и подземные.
- Стебель – орган накопления питательных веществ растения.
- Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.
- Чечевички – это дыхательные отверстия в стебле.
- Обычно лист состоит из основания, черешка и листовой пластинки.
- Образование органических веществ и кислорода в зеленых растениях на свету из углекислого газа и воды называют фотосинтезом.
- Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1.Лист – это:
А) зачаточный побег; Б) основной орган растения
В) часть побега, боковой орган Г) нет верного ответа.
2.Кожица листа:
А) защищает внутренние ткани листа
Б) не пропускает свет, т.к. она непрозрачная
В) прозрачная, позволяет свету легко проникать внутрь листа.
Г) все верны
3.Стебель выполняет функции:
А) проводящую и запасающую
Б) запасающую и опорную
В) опорную и проводящую
Г) проводящую , опорную, запасающую.
4.Проводящая ткань древесины состоит:
А) сосудов и трахеид; Б) камбия
В) ситовидных трубок Г) лубяных волокон.
5.В генеративной почке находятся зачатки:
А) листа и стебля Б) листа, стебля, цветка
В) стебля и цветка
6.Кора стебля состоит из :
А) корки и камбия
Б) луба и древесины
В) пробки и луба
Г) кожицы, пробки и луба.
Задание 3. Заполните пропуски в тексте.
Прирост стебля в толщину происходит за счет деления клеток ……………………..
Далее располагается ………………….., в которой находится …………………………., по ним передвигаются…………………………… от …………………………….. в ……………………………..
Задание 4
Вставьте в текст «Видоизменения побегов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Видоизменения побегов
У многих растений отдельные части побегов изменились в связи с выполнением ими дополнительных функций (запасание питательных веществ, защита от поедания животными, вегетативное размножение). Так, например, у земляники (клубники) образуются надземные побеги, называемые____________________(А). У капусты кольраби сильно утолщается_______________________(Б), превращаясь в надземный побег. К подземным видоизменённым побегам относятся _______________(В) картофеля, ____________________(Г) чеснока, ____________________(Д) ландыша.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ
1) клубень
2) ягоды
3) стебель
4) корневище
5) луковица
6) усы
7) черенки
Задание 5
Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Значение и состав пищи. Органы пищеварения".
Краткий конспект урока биологии....
Конспект урока географии в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему "Значение леса"
Конспект урока...
Конспект урока СБО в 5 классе по теме « Виды головных уборов и их значение».
Разработка урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся пятых классов в школе 8 вида....
Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"
Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
Конспект урока по истории 11 класс "Причины и значение Победы в Великой Отечественной войне"
Данный урок заключает изучение темы «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.». Это урок -исследование , в котором учащиеся представляют героев своей семьи, внёсших вклад в Великую Победу. На урок...
Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.
Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....