Конспект урока СБО в 5 классе по теме « Виды головных уборов и их значение».
план-конспект урока (5 класс) по теме

Вайтеховская Юлия Васильевна

Разработка урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся пятых классов в школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_golovnye_ubory_._ikh_vidy_i_naznachenie.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Виды головных уборов и их значение».

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальные, фронтальные, групповые.

Предмет: социально-бытовая ориентировка.

Класс: 5 (VIII вид обучения)

Учитель: Вайтеховская  Юлия  Васильевна.

Цель урока: Формирование представлений учащихся  о видах головных уборов и их значение.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- расширить  и уточнить представления учащихся о видах и значении различных головных уборов;

- учить применять полученные знания на практике.

2. Коррекционные:

- корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся через упражнения на анализ и синтез;

- развивать наблюдательность, внимание.

3. Воспитательные:

- прививать коммуникативные навыки работы в парах;

- воспитывать интерес к предмету, к получению новых знаний, практических умений.

Оборудование:

-мультимедийный проектор;

-дидактический  и раздаточный материалы;

-клей, ножницы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

 Подготовка учащихся к уроку. Активизация внимания.  

И так, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

II. Настрой на урок

Ребята, вы, наверное, уже поняли, что сегодня не совсем обычный урок.

Сегодня каждый из вас побывает в необычной для себя роли.

III. Введение в тему урока

Отгадайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами.

Всем понятным языком.
(Книга)

Ребята, скажите,  как называют человека, который пишет книги? (писатель)

Сегодня я предлагаю вам побывать в роли писателей. У вас на столе лежат  бейджики. Возьмите их и запишите свое Имя и Отчество, чтобы мне легче было с вами общаться.

И так мы приступаем с вами к написанию нашей книги.

Первое что мы должны сделать,  это заполнить обложку или титульный лист будущей книги.  На титульном листе указывается имя автора. Возьмите заготовки найдите строку автор и запишите свои имя, отчество и фамилию в именительном падеже, используя сокращения. Например: А.С. Пушкин.

Теперь нам необходимо  назвать нашу книгу. В названии книги автор обычно выражает главное, о чем его  книга.

О чем  будет наша книга, вы узнаете, когда выполните упражнение паутинка.

Головные уборы. Эта и будет тема нашего урока. Сегодня мы свами поговорим о различных видах головных уборов и об их назначении.

IV. Работа по теме урока

Чтобы написать книгу, автор проделывает огромный труд по сбору информации. Где только не приходится ему поработать. Это: архивы,  библиотеки, интернет  и даже отправляются в дальние экспедиции для сбора информации у старожилов.  Мы тоже будем собирать информацию для книги и для начала заглянем в наш с вами словарик и найдем ответ на вопрос: что такое головной убор? Запишем в нашу книгу добытую информацию. 

Головные уборы – аксессуары костюма, защищающие голову от неблагоприятных воздействий окружающей среды и украшающие ее.

Головные уборы во все времена играли важную роль в костюме: венчая голову, они привлекали внимание к лицу, придавали образу человека выразительность. Человек сталкивается с головным убором с самого рождения. Как называется головной убор новорожденного младенца?

Какие только шапки не встречаются в сказках и рассказах: шапки-невидимки, колпаки, тюрбаны, тюбетейки, шлемы — все и не перечислить. Мне хочется знать, как хорошо вы знаете головные уборы сказочных героев.

Задание №1:  Используя слова для справок,  подпиши головные уборы сказочных героев. Соедини стрелочкой  головные уборы  с их  владельцами. Выпиши соответствующие пары цифр и букв и запиши ключевое слово.

Какое слово получилось? (Молодец)

Ну что же, вы все молодцы.  Как мы с вами убедились,  почти у каждого сказочного героя есть свой отличный от других головной убор, по которому его можно безошибочно определить. Человек за свою историю так же создал огромное множество самых разнообразных головных уборов. Посмотрим, так ли хорошо вы знаете их.

Задание №2: Перед вами  изображения редких в наши дни головных уборов. Я буду говорить  названия головных уборов, а вы записываете номера  соответствующих изображений  в строчку, через запятую.

Котелок, цилиндр, таблетка, клик-кляк, буденовка, треух, капор.

Проверьте себя, такой ли порядок цифр у вас получился  6, 3, 4, 1,7, 2, 5.

Сегодня нам кажется,  что старинные головные уборы ушли в прошлое, и сегодня мы можем проследить отголоски прошлых лет в нынешней моде на головные уборы

ШЛЕМ - БУДЕНОВКА – СПОРТИВНАЯ ШАПОЧКА

КАПОР – ДЕТСКАЯ ШАПКА

Если я вас спрошу, зачем человеку головные уборы, то вы, скорее всего, ответите для защиты от жары и холода. И будете правы. Но так было не всегда.

Создание головных уборов неразрывно связано с историей, культурой, традициями и верованиями разных народов.

Так, например,  знаменитая  мексиканская  шляпа  сомбреро  появилась в связи с  очень жаркими климатическими условиями  Мексики. Сомбреро от исп. sombra — «тень».  И такой головной убор, как нельзя лучше защищал от палящего зноя.

У индейцев красота головного убора  воина  носила второстепенный характер, его главным  пред назначением  была  защита владельца.

Русские головные уборы также весьма разнообразны, но,  как и прочие служили как для украшения, так и носили охранный характер. Например,  русским женщинам запрещалось после свадьбы ходить с непокрытой головой.  Замужним женщинам полагалось прятать волосы, дабы уберечь семью от сглаза.  Считалось большим грехом  «засветить»  хотя бы прядь волос.  Отсюда пошло выражение опростоволоситься, что значит оплошать,  опозориться. Головные уборы русских женщин были самыми разнообразными, но  самым дорогим и желанным подарком был платок. Платок (от слова «плат» – кусок ткани). У женщины было много платков: в одном она ходила в церковь, в другом на покос, в третьем – по дому, был и для приёма гостей, праздничный. Праздничные головные уборы передавались из поколения в поколение и были частью приданого.

 А известно ли вам выражение по Сеньке шапка, по Фоме колпак? В старину по шапке мужчины можно было судить о благосостоянии человека и о знатности его рода. Чем богаче и знатнее был человек, тем выше  была его шапка.

Русский человек придумал большое количество пословиц, поговорок и выражений, связанных с головными уборами.

Перед вами архивный документ, попробуйте найти в нем информацию по теме нашей книги. Выпишите 2-3 в рукопись

Задание №3: прочитай выражение запиши и объясни, как  понимаешь.

На воре и шапка горит (то есть человек сам себя выдал).

Дело в шляпе (дело, решенное или обязательно решиться).

Шапочное знакомство (неблизкое, здравствуй да прощай).

«Эх ты, шляпа!» (так говорят незадачливому человеку).

Прийти к шапочному разбору (то есть опоздать).

Прошляпить (упустить что-либо важное).

А сейчас я проверю, кто из вас  самый внимательный. Скажите, ребята, какое слово встречается в приведенных пословицах чаще всего. (Шапка, шляпа)

Знаете ли вы, что слово Шляпа –  не русское. Произошло от французского «шапо»- сама шляпа, или «шап», что значит – покрышка.

V.  Физминутка: (игра со шляпой)

Участники передают друг - другу шляпу называя головные уборы, кто не смог вспомнит или повторился – выбывает.

VI. Работа в тетрадях:

В наше время верования и знаки отличия ушли  в прошлое и сегодня головные уборы можно классифицировать, как и одежду  по следующим признакам:

  1. По половому признаку (детские, мужские, женские);
  2. По сезону (зимние, летние, демисезонные)
  3. По назначению (повседневные, праздничные, спортивные, форменные)
  4. По материалу (меховые, фетровые, соломенные, тканевые, вязанные)

 VII. Самостоятельная практическая работа

                     (заполнить графы таблицы)

Вы не забыл, что мы с вами пишем книгу. Сколько интересного и познавательного материала мы с вами собрали.

Почти в каждой книге, мы можем увидеть иллюстрации. Как по-другому можно назвать иллюстрацию (рисунок, изображение).

Задание №4: Украсите свою книгу рисунком,  какого  ни будь головного убора, и,  используя полученные сегодня знания,  дайте ему характеристику.

VIII. Подведение итогов.

Незаметно пролетело время, и мы подошли с вами к логическому завершению нашей книги – эпилогу.  

Эпилог это часть литературного произведения, в которой автор подводит итоги, делает выводы. Пришло время и нам с вами сделать выводы. Мы сегодня с вами  очень плодотворно поработали. Побывали в роли писателей, потратили много усилий для создания прекрасной книги, которая получилась у каждого своя. Как и каждый труд, труд писателя должен оплачиваться. В настоящей жизни писатели получают гонорар – плату за труд. Вашим гонораром сегодня будут положительные оценки,  которые вы получите от меня и от своих товарищей (оценивают работы друг друга)

IX. Домашнее задание.

Принести  отзывы на книгу читателей: мам, пап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку экономики в 11 классе по теме "Виды затрат и их экономическое значение"

Материал может быть использован на уроках экономики и при изучении раздела "Экономика" в курсе "Обществознание" .В презентации дана характеристика различных видав затрат, раскрыто их экономическое зна...

Методическая разработка по дисциплине "Художественное декорирование изделий одежды" Тема: Вязание головных уборов.

Времена меняются, и с ними меняется все, в том числе и головные уборы. На смену жестким и объемным меховым и фетровым шляпам пришли удобные мягкие вязаные шапочки. Быть модницей будет совсем просто, д...

Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал

На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу,  используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....

Конспект урока "Татарские национальные мотивы в вышивке головных уборов"

Урок по технологии, по профилю  « вышивка» в 6 классе для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема: «Татарские национальные мотивы в вышивке головных у...

Технологическая карта для урока ИЗО на тему "Средневековый головной убор - эннен" (5 класс)

Технологическая карта для урока ИЗО на тему "Средневековый головной убор - эннен" (5 класс)...

Презентация по технологии на тему:"Женский головной убор-Венец"

Я считаю,что можно увидеть красоту в изготовлении головного убора....

Рабочая тетрадь СБО 6 класс VIII вид с выраженным снижением интеллекта тема: "Виды головных уборов и уход за ними".

Рабочий лист по теме урока: " "Виды головных уборов и уход за ними" 6 класс  СБО VIII вид с выраженным снижением интеллекта....