Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник. 35 часов
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК «Линия жизни» В.В. Пасечника. Биология 5 – 6 кл. Линия жизни: учеб. Для общеобразовательных. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2019.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии ориентирована на воспитанников 6/1 взвода и разработана на основе следующих документов:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
3 Программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2019. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК «Линия жизни» В.В. Пасечника. Биология 5 – 6 кл. Линия жизни: учеб. Для общеобразовательных. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2019.
Согласно календарному учебному графику Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской области и в связи с праздничными днями данный курс реализуется в объеме 34 часа из расчета 1 час в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью.
Планируемые результаты
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета
Жизнедеятельность организмов (18 часов)
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»
Лабораторная работа №2. «Выделение углекислого газа при дыхании»
Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».
Контрольные работы:
Входная тестовая работа
Контрольная работа «Питание и дыхание организмов».
Размножение, рост и развитие организмов (5 часов)
Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Лабораторная работа№5. «Определение возраста деревьев по спилу».
Регуляция жизнедеятельности организмов (11 часов)
Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом организме.
Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов. Биологически активные вещества. Гормоны.
Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы. Рефлекс - основа процессов жизнедеятельности организмов. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врождённое поведение. Инстинкты. Условные рефлексы. Приобретённое поведение. Поведение человека. Высшая нервная деятельность.
Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Передвижение одноклеточных организмов. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.
Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности
Демонстрации: модели головного мозга позвоночных; скелеты разных животных; видеофильмы, иллюстрирующие движения у растений и животных.
Контрольные работы:
Итоговая контрольная работа
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов
| Количество лабораторных и практических работ | Количество контрольных работ |
1 | Жизнедеятельность организмов | 18 | 3 | 2 |
2 | Размножение, рост и развитие организмов | 5 | 2 | |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 11 | 1 | |
Итого: | 34 | 5 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема | Планируемые результаты обучения | Тип урока | Виды и формы контроля | |||
по плану | по факту | универсальные личностные (Л); познавательные (П); регулятивные (Р); коммуникативные (К); | ||||||
1 | 5.09 | Вводный инструктаж по ТБ. | Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих. П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения; уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Предметные: знать сущность признаков живого: обмен веществ, дыхание, питание, выделение, значение обмена веществ и, энергии, правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; уметь характеризовать основные процессы жизнедеятельности организмов; уметь пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | |||
2 | 12.09 | Обмен веществ – главный признак жизни. Входная тестовая работа. | Тест. Урок изучения нового материала. | Работа с корточками, фронтальный опрос, тест | ||||
3 | 19.09 | Почвенное питание растений. Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем» | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | ||||
4 | 26.09 | Удобрения. | Урок изучения нового материала | Тестовый и фронтальный опрос | ||||
5 | 3.09 | Фотосинтез. | Комбинированный урок | Фронтальная беседа на основе демонстрационного материала; | ||||
6 | 10.09 | Значение фотосинтеза. | Урок изучения нового материала | Фронтальная беседа на основе демонстрационного материала; | ||||
7 | 17.09 | Питание бактерий. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос. | ||||
8 | 24.09 | Питание грибов. | Комбинированный урок | Опрос. Карточки. | ||||
9 | 7.10 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос. | ||||
10 | 14.10 | Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. | Тест. Урок изучения нового материала. | Опрос. Карточки. | ||||
11 | 21.10 | Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос. | ||||
12 | 28.10 | Дыхание растений. Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании». | Комбинированный урок | Опрос. Карточки. | ||||
13 | 5.12 | Контрольная работа «Питание и дыхание организмов». | Урок контроля и коррекции | Фронтальный опрос. | ||||
14 | 12.12 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Лабораторная работа № 3 «Передвижение веществ по побегу растения». | Урок изучения нового материала | Фронтальная беседа | ||||
15 | 19.12 | Передвижение веществ у животных. | Комбинированный урок | Опрос. Карточки. | ||||
16 | 26.12 | Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений | Урок изучения нового материала | Фронтальная беседа | ||||
17 | 16.01 | Выделение у животных. | Комбинированный урок | Опрос. Карточки. | ||||
18 | 23.01 | Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов». | Комбинированный урок | Фронтальный опрос. | ||||
Размножение, рост и развитие организмов (5 часов) | ||||||||
19 | 30.01 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений» | Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих; умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму; соблюдение правил поведения в окружающей среде. П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения; уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: уметь задавать вопросы; понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли; контролировать свои действия; слушать других и высказывать свое мнение; работать в паре и в группе. Предметные: знать смысл понятий размножение, рост, развитие; знать способы полового и бесполого размножения, вегетативного размножения; причины роста и развития организмов; виды развития животных- прямое и непрямое; факторы, влияющие на рост, развитие и размножение организмов; уметь определять биологические понятия; вегетативно размножать комнатные растения; объяснять причины роста, развития и размножения организмов; сравнивать способы размножения растений и животных, рост растений, развитие с полным и неполным превращением приводить примеры. | Комбинированный урок | Работа с карточками в малых группах | |||
20 | 6.02 | Половое размножение. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос. | ||||
21 | 12.02 | Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Лабораторная работа №5. «Определение возраста деревьев по спилу». | Урок обобщения и систематизации | Фронтальный опрос. | ||||
22 | 20.02 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. | Комбинированный урок | Тест, фронтальный опрос | ||||
23 | 27.02 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов». | Урок изучения нового материала | Работа с корточками, фронтальный опрос | ||||
Регуляция жизнедеятельности организмов (10 часов) | ||||||||
24 | 6.03 | Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. | Л: Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; признавать право каждого на собственное мнение; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; реализовывать теоретические знания на практике. П: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; подводить итоги работы, формулировать выводы; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую; выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения. Предметные: знать понятия регуляция, гормон, нейрон, рефлексы, инстинкт, саморегуляция, поведение и др; знать механизм нервной и гуморальной регуляции, факторы, влияющие на поведение; уметь объяснять механизм нервной и гуморальной регуляции, объяснять значение регуляции и саморегуляции; различать способы движения организмов; приводить примеры разнообразных способов передвижения | Комбинированный урок | Работа с карточками в малых группах | |||
25 | 13.03 | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос. | ||||
26 | 20.03 | Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. | Урок обобщения и систематизации | Фронтальный опрос. | ||||
27 | 3.04 | Поведение организмов. | Комбинированный урок | Тест, фронтальный опрос | ||||
28 | 10.04 | Движение организмов. | Урок изучения нового материала | Работа с корточками, фронтальный опрос | ||||
29 | 17.04 | Организм – единое целое. | Комбинированный урок | Работа с карточками в малых группах | ||||
30 | 24.04 | Обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов». | Комбинированный урок | Фронтальный опрос. | ||||
31 | 8.05 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Особенности жизнедеятельности растений». | Урок обобщения и систематизации | Фронтальный опрос. | ||||
32 | 15.05 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Особенности жизнедеятельности животных». | Комбинированный урок | Тест, фронтальный опрос | ||||
33 | 22.05 | Итоговая контрольная работа | Урок изучения нового материала | Работа с корточками, фронтальный опрос | ||||
34 | 29.05 | Обобщение материала по курсу биология. | Комбинированный урок | Фронтальная беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс, рассчитанная на 87 часов в год к учебнику В.В.Пасечника
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, н...

Рабочая программа по биологии на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. латюшина и др. при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедиаобеспечения для работы на уроках, а также рабочие программы для 5 - 9 классов. Рабочие программы составлены в соответствие с требованиями ...
Рабочая программа математика 5 класс С.Никольский 210 часов
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по математике с уч...

рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник
Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы для общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...