Грибы. Лишайники. Материалы для проведения обобщающего урока.
олимпиадные задания по биологии (5 класс)

Данные материалы позволят учителю в занимательной форме закрепить пройденный материал по теме "Грибы. Лишайники". Возможна как индивидуальная работа учащегося, так и работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx363.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Блиц-опрос».

Как называется наука, изучающая грибы? (микология)

Почему грибы выделяют в самостоятельное царство? (совмещают признаки растений и животных)

В чём сходство у грибов с растениями? (клеточная стенка, неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных в-в всей поверхностью тела)

Что общего между креветкой и грибом? (у грибов в клеточной стенке обнаружен углевод хитин, как и в наружных скелете креветки)

Из чего состоит тело гриба? (из множества переплетённых нитей – ГИФ)

Вся масса нитей представляет собой вегетативное тело гриба, называемое… (грибница, мицелий)

Способ питания грибов? (гетеротрофы – сапротрофы, паразиты, симбионты)

Как называется симбиоз гриба и корней растения? (микориза)

Для чего предназначено плодовое тело гриба? (для размножения)

Как размножаются грибы? (бесполым и половым способами, бесполое – спорами, вегетативно, почкование)

Какие грибы использует человек в хлебопекарной промышленности? (дрожжи)

Как размножаются дрожжи? (почкованием)

Какие грибы приносят вред деревьям? (трутовики)

Из какого гриба получают лимонную кислоту? (аспергилл)

Из какого гриба получают лекарства? (пеницилл)

Какой паразитический гриб поражает картофель и томаты? (фитофтора)

Какие грибы паразитируют на злаках? (головня, спорынья)

Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (шампиньоны, вешенки)

Какие грибы ищут с помощью обученных собак и свиней? (трюфель)

Конкурс «Блиц-опрос»

Как называется наука, изучающая грибы?

Почему грибы выделяют в самостоятельное царство?

В чём сходство у грибов с растениями?

Что общего между креветкой и грибом?

Из чего состоит тело гриба?

Вся масса нитей представляет собой вегетативное тело гриба, называемое…

Способ питания грибов?

Как называется симбиоз гриба и корней растения?

Для чего предназначено плодовое тело гриба?

Как размножаются грибы?

Какие грибы использует человек в хлебопекарной промышленности?

Как размножаются дрожжи?

Какие грибы приносят вред деревьям?

Из какого гриба получают лимонную кислоту?

Из какого гриба получают лекарства?

Какой паразитический гриб поражает картофель и томаты?

Какие грибы паразитируют на злаках?

Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах?

Какие грибы ищут с помощью обученных собак и свиней?

Конкурс «Узнай по портрету» – Фотопортрет.

1. Белый, подберёзовик, подосиновик, маслёнок

Дополнительный вопрос: что общего у данных грибов?

(условно-съедобные, трубчатые)

2. Опята, сыроежка, лисичка, волнушка

Дополнительный вопрос: что общего у данных грибов?

(условно-съедобные, пластинчатые)

3. Бледная поганка, сатанинский гриб, ложные опята, мухоморы

Дополнительный вопрос: что общего у данных грибов?

(несъедобные, пластинчатые)

Конкурс: Найди лишний гриб.

В каждой строчке написаны по четыре гриба – один лишний – 4 минуты.

Надо определить, какой гриб лишний и почему.

Проверка после сдачи листов ответов.

1        подберёзовик        сыроежка                           белый                             подосиновик

2        сыроежка                    вешенка                           волнушка                   свинушка

3        лисичка                    мукор                            белый                             подосиновик

4        аспергилл                    маслёнок                            мукор                              пеницилл

 

  1. Сыроежка – пластинчатый гриб, все остальные трубчатые.

  1. Вешенка – выращивают в теплицах, все остальные растут в лесу

  1. Мукор – одноклеточный гриб, все остальные – многоклеточные

  1. Маслёнок – съедобный, другие – плесневые грибы

(рыжик, опёнок, сморчок=боровик, трутовик=маслёнок, дождевик, подосиновик, подберёзовик)

1        подберёзовик          сыроежка                  белый                    подосиновик

2        сыроежка                    вешенка                           волнушка                   свинушка

3        лисичка                    мукор                            белый                    подосиновик

4        аспергилл                    маслёнок                  мукор                     пеницилл

1        подберёзовик          сыроежка                  белый                    подосиновик

2        сыроежка                    вешенка                           волнушка                   свинушка

3        лисичка                    мукор                            белый                    подосиновик

4        аспергилл                    маслёнок                  мукор                     пеницилл

1        подберёзовик          сыроежка                  белый                    подосиновик

2        сыроежка                    вешенка                           волнушка                   свинушка

3        лисичка                    мукор                            белый                    подосиновик

4        аспергилл                    маслёнок                  мукор                     пеницилл

Анаграмма (грибница, мицелий, шляпка, плесень)

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА       4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1) ГРНИАЦБИ     2) ЙЛЕЦИМИ      3) ПЛЯШКА      4) ЛЕСПЕНЬ

1. Как называется распространенная группа симбиотических организмов?

мхи

лишайники

плауны

2. Какой из этих лишайников относиться к накипным?

бородач

ягель

бацидия

3. Какова продолжительность жизни лишайников?

10-50

50-100

100-150

4. Какие два организма в симбиозе представляют собой лишайник?

мох и гриб

водоросль и мох

гриб и водоросль

5. Как размножается лишайник?

кусочками слоевища

почкованием

половым путем

6. В чем роль лишайников в природе?

заселяют безжизненные регионы

производят кислород

создают плодородный слой

7. Что в промышленности получают из лишайников?

полимеры

краску

ткани

8. Для какого животного лишайники служат зимой основной пищей?

медведи

олени

зайцы

9. с какой скоростью растет лишайник?

1-3 мм в год

1-3 см в год

10-15 см в год

10. К какому типу лишайников относиться ягель?

накипные

кустистые

листовые

Правильные ответы

1. Как называется распространенная группа симбиотических организмов?

лишайники

2. Какой из этих лишайников относиться к накипным?

бацидия

3. Какова продолжительность жизни лишайников?

50-100

4. Какие два организма в симбиозе представляют собой лишайник?

гриб и водоросль

5. Как размножается лишайник?

кусочками слоевища

6. В чем роль лишайников в природе?

заселяют безжизненные регионы

7. Что в промышленности получают из лишайников?

краску

8. Для какого животного лишайники служат зимой основной пищей?

олени

9. С какой скоростью растет лишайник?

1-3 мм в год

10. К какому типу лишайников относиться ягель?

кустистые

1. У осины на коре,

У забора на дворе –

Накипь, будто золото,

К дереву приколота. (Накипные лишайники.)

2. В названии какого лишайника присутствует название животного? (Олений мох.)

3. На полене иногда

Вырастает борода. (Кустистый лишайник.)

4. В названии какого лишайника присутствует название острова? (Исландский мох.)

1. У осины на коре,

У забора на дворе –

Накипь, будто золото,

К дереву приколота.

2. В названии какого лишайника присутствует название животного?

3. На полене иногда

Вырастает борода.

  1. В названии какого лишайника присутствует название острова?

1. У осины на коре,

У забора на дворе –

Накипь, будто золото,

К дереву приколота.

2. В названии какого лишайника присутствует название животного?

3. На полене иногда

Вырастает борода.

4. В названии какого лишайника присутствует название острова?

Команды отвечают по - очереди на вопросы. Ответ должен быть односложным – «да» или «нет».
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. 

1. Лишайники могут поселяться не только на коре деревьев, но и на почве, и даже на камнях. (Да.)
2. Лишайники состоят из нитей гриба и одноклеточных водорослей. (Да.)
3. Лишайники не причиняют никакого вреда деревьям, на которых они поселяются. (Да.)
4. Лишайник – это одно растение. (Нет.)
5. Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах. (Да.)
6. Всей поверхностью тела лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов. (Да.)
7. Растет лишайник очень быстро. (Нет.)
8. Тело лишайника образовано бактериями и водорослями. (Нет.)
9. Продолжительность жизни лишайников 50–100 лет. (Да.)
10. «Олений мох» – кустистый лишайник ягель, широко распространен в тундре. (Да.)
11. В темном еловом лесу со старых ветвей спускаются косматые седые бороды лишайника аспицилии. (Нет.)
12. Всей поверхностью тела лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов. (Да.) 

1. Лишайники могут поселяться не только на коре деревьев, но и на почве, и даже на камнях.
2. Лишайники состоят из нитей гриба и одноклеточных водорослей.

3. Лишайники не причиняют никакого вреда деревьям, на которых они поселяются.

4. Лишайник – это одно растение.
5. Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах.

6. Всей поверхностью тела лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов.
7. Растет лишайник очень быстро.
8. Тело лишайника образовано бактериями и водорослями.
9. Продолжительность жизни лишайников 50–100 лет.
10. «Олений мох» – кустистый лишайник ягель, широко распространен в тундре.
11. В темном еловом лесу со старых ветвей спускаются косматые седые бороды лишайника аспицилии.

12. Всей поверхностью тела лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов.

1. Лишайники могут поселяться не только на коре деревьев, но и на почве, и даже на камнях.
2. Лишайники состоят из нитей гриба и одноклеточных водорослей.
3. Лишайники не причиняют никакого вреда деревьям, на которых они поселяются.
4. Лишайник – это одно растение.
5. Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах.
6. Всей поверхностью тела лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов.
7. Растет лишайник очень быстро.
8. Тело лишайника образовано бактериями и водорослями.
9. Продолжительность жизни лишайников 50–100 лет.
10. «Олений мох» – кустистый лишайник ягель, широко распространен в тундре.
11. В темном еловом лесу со старых ветвей спускаются косматые седые бороды лишайника аспицилии.
12. Всей поверхностью тела лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов.

2. Игра  «Живые лишайники»

Раздаются  карточки со слогами – например: бо, ус, цет, рия, пар, лия, ро, нея, ра, ла, дач. Ребятам предлагается составить из этих слогов названия лишайников. (Бородач, уснея, цетрария, пармелия.)

бо

ус

цет

рия

пар

лия

ро

нея

ра

ла

дач

бо

ус

цет

рия

пар

лия

ро

нея

ра

ла

дач

бо

ус

цет

рия

пар

лия

ро

нея

ра

ла

дач

бо

ус

цет

рия

пар

лия

ро

нея

ра

ла

дач

бо

ус

цет

рия

пар

лия

ро

нея

ра

ла

дач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

Материалы для проведения интегрированного урока по математике в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей"

В материале представлен конспект интегрированного урока по математике в 5 классе "Умножение десятичных дробей" "Берегись пожара"...

Использование технологии ИСУД при проведении обобщающего урока «Клетка – система органоидов»

     Целью данной методической разработки является повышение качества знаний учащихся о структурно – функциональных особенностях клеток через комфортный для каждого ученика...

Проведение обобщающего урока в 10 классе «Клетка - система органоидов» с использованием технологии ИСУД

Данный урок способствует повышению качества знаний учащихся о структурно – функциональных особенностях клеток через комфортный для каждого ученика режим деятельности, позволяет органи...

Материалы к повторительно-обобщающему уроку "Передняя Азия в древности"

Повторительно-обобщающий урок, построенный на основе данной идеи, всегда проходит увлекательно. Элемент неожиданности, связанный с выбором карточек, вызывает интерес учащихся, поэтому урок получается ...

Презентация по физике для 9 класса для проведения обобщающего урока-игры по теме "Механика"

Презентация по физике для 9 класса  для проведения обобщающего урока-игры по теме "Механика"...

Материал для проведения обобщающего урока по теме «Тип Кишечнополостные» в 7 классе

Материал можно использовать для проведения обобщающего урока в 7 классе по теме «Тип Кишечнополостные».Публикация содержит конспект урока, в том числе материал для учителя для использовани...