Развитие познавательных логических действий на уроках биологии
статья по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_logicheskih_deystviy_na_urokah_biologii.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных логических действий на уроках биологии
На основе требований ФГОС, приходится менять взгляды на систему обучения, вместо того чтобы обеспечить ребенка готовыми знаниями, необходимо применять методы и приемы которые помогают запустить механизм саморазвития и самореализации личности.
Согласно требованиям ФГОС качество усвоения знаний определяется развитием универсальных учебных действий.
Функции УУД:
1.Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
3. Сбеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД заключается в следующем:
- Носят надпредметный, метапредметный характер;
- Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания;
- Обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формируют психологические способности учащихся.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.
Виды УУД.
1. Личностные универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
3. Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные действия делятся на:
1.Познавательные логические
2.Познавательные знако-символические действия
3.Познавательные действия по решению проблем
4.Познавательные действия по работе с информацией и чтению.
Остановимся подробнее на познавательных логических действиях.
В понятие познавательные логические действия входит:
1.Давать определения понятиям, подводить под понятие: распознавание объектов, выделение существенных признаков
Используются задания такого типа:
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные? 1) орнитолог 2) гельминтолог 3) герпетолог 4) энтомолог
2. Выявлять черты сходства и различия.-это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить.
Как сравнивать объекты:
Сравнить - это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо:
1. Определить объекты сравнения.
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4.Найти черты отличия.
5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
Для формирования этого действия используются следующие задания
- установите соответствия между понятиями и явлениями: сравните два процесса - фотосинтез и дыхание, сделайте вывод (6 класс).
Вопросы для сравнения | Пищеварение | Выделение |
Значение для организма | ||
С какой системой связано | ||
Что удаляется во внешнюю среду | ||
«Отходы» удаляются во внешнюю среду через….. |
Этот приём формирует умение устанавливать черты различия.
Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы животных и их классами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ | КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ |
А) В сердце содержится только венозная кровь. Б) Сердце образовано четырьмя камерами. В) В венах малого круга течёт артериальная кровь. Г) У животных имеется один круг кровообращения. Д) Венозная кровь из сердца поступает непосредственно к лёгким. Е) Сердце образовано предсердием и желудочком. | 1) Костные рыбы 2) Птицы |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Или, задание такого типа:
Расположите последовательно события, происходящие во время листопада (6 класс):
А) образование отделительного слоя на черешке
Б) изменение окраски листьев
В) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света
Д) опадение листьев.
Для учащихся 7 класса задание может быть следующим:
Дано:
Способы питания хордовых:
- хищные (в том числе насекомоядные);
- всеядные;
- травоядные.
Способы питания цветковых растений:
- фотосинтез;
- корневое питание;
- хищники (в том числе насекомоядные).
1. Решите, какая главная, на ваш взгляд, особенность клеток делает их гетеротрофами.
2. Как объяснить неподвижность растений и большую подвижность животных?
3.Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать простейшие прогнозы- Умение обобщать - это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Как провести обобщение:
1. Выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях. 2. Выяви их сходство.
3.Сформулируй общий вывод.
4.Оформи ответ
Задания.
Дайте научное обоснование следующим пословицам и поговоркам: «Аппетит приходит во время еды», «Кода я ем, я глух и нем», «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» (8 класс).
Г) Задания на обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях.
Например:
- Используя знания по географии, объясните, почему баобаб сбрасывает листья летом.(6 класс).
- Среди насекомых есть медлительные растительноядные существа палочники, по форме напоминающие веточку или лист. Назовите тип приспособления этих животных, объясните его значение и характер. (9 класс).
Если ученик испытывает затруднения при выполнении задания уровня С, то ему предлагается памятка по решению учебно-познавательных задач.
4.Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. 2.1. Укажите тип симметрии животного. Ответ. _______________________________ 2.2. Укажите среду обитания животного. Ответ. _______________________________ 2.3. Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного перечня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Список слов и словосочетаний: 1) Членистоногие 2) Животные 3) Широкопалый речной рак 4) Ракообразные 5) Десятиногие раки Царство Тип Класс Отряд Вид Ответ. 2.4. Укажите одно из значений, которое имеют речные ра
5.Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.
Как установить причинно-следственные связи:
1.Выясни главную причину явления.
2. Укажи следствие, вытекающее из причины.
3. Проанализируй причину и следствие в отдельности.
4. Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи её.
При изучении темы «Размножение животных» учащимся предлагаю задание: изучив содержание таблиц, закончить предложения:
«Если срок беременности короткий, то……………….»
«Чем крупнее животное, тем…………………………...»
«Когда рождаются зрячие, покрытые шерстью детеныши, то……………»
«Чем чаще размножаются животные, тем………………………………»
Длительность беременности у разных животных
Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни
По любой теме в разделе «Жизнедеятельность организмов» выполнить задание: изучив текст учебника, составить предложения, используя следующие конструкции:
……….………., поэтому……………….
……………….., потому что ………….
………………., следовательно, ……….
………………., так как……………….
Например, по теме «Дыхание»
«Органом дыхания у китов и дельфинов являются легкие, следовательно, время от времени они должны подниматься к поверхности воды».
«Киты и дельфины быстро поднимаются к поверхности, так как у них хвостовой плавник расположен в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной, как у рыб».
Кроме установления причинно-следственных связей, данные упражнения направлены на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково-символическом виде.
5.Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы
- Сделайте вывод о том, почему лишайники первыми поселяются на необжитых местах.
- Предположите, почему –
- Один муравей в природе не выживет?
- Бабочки тутового шелкопряда не летают?
- Объясните.
У мамы кровь 1 группы, у сына – 2 группы, у дочери – 4 группы, у отца – 3 группа. Нужно срочно сделать переливание крови сыну. Чья кровь подойдет?
- Объясните появление приспособлений у безобидной мухи-осовидки, похожей на осу.
Формирование УУД
- обеспечивают возможность учащемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
И поэтому основная роль учителя в современном образовании – научить ребенка учиться.
Используемая литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Примудрова И.А. статья «Формирование УУД на уроках биологии»
- Кодификатор метапредметных результатов обучения.
- https://bio8-vpr.sdamgia.ru/test?theme=18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов обучения в развитии мышления на уроках биологии
В представленном материале описан опыт использования активных форм обучения в процессе построения творческой мастерской, что позволяет разрешить противоречие между тенденциями инно...
Интерактивные методы обучения как средство развития личности на уроках биологии
статья содержит информауцию о применении интерактивного обучения в образовательном пространстве...
Мотивационное и целевое стимулирование индивидуально-личностного развития учащихся на уроках биологии и химии.
У преподавателя биологии и химии в условиях современного развития образования и учётом состояния здоровья российских студентов возникает необходимость формирования на своих занятиях ...
Пути развития УУД на уроках биологии
Универсальные учебные действия (далее УУД) – это обобщённые действия, т.е. сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, оно может быть использовано при изучении других предметов. Кажды...
Формирование и развитие УУД на уроках биологии
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школ...
Развитие интереса на уроках биологии
обобщенние опыта работы...
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...