Мотивационное и целевое стимулирование индивидуально-личностного развития учащихся на уроках биологии и химии.
методическая разработка на тему
У преподавателя биологии и химии в условиях современного развития образования и учётом состояния здоровья российских студентов возникает необходимость формирования на своих занятиях особой, щадящей психолого-эмоциональной среды, где учитываются все индивидуальные особенности обучающихся и оказывается квалифицированная педагогическая поддержка.
Цель педагогической деятельности - создавать условия для формирования компетентной личности, т.е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно развить в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мотивационное и целевое стимулирование индивидуально-личностного развития учащихся на уроках биологии и химии.
Мацагорова Елена Ивановна
ГКООУ РО санаторная школа-интернат № 74 г. Ростова-на-Дону
У учителя биологии и химии в условиях современного развития образования и учётом состояния здоровья российских школьников возникает необходимость формирования на своих уроках особой, щадящей психолого-эмоциональной среды, где учитываются все индивидуальные особенности обучающихся и оказывается квалифицированная педагогическая поддержка.
Цель педагогической деятельности - создавать условия для формирования компетентной личности, т.е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно развить в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.
Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования, используя мотивацию и целеполагание развить индивидуально - личностные качества обучающихся. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся и состояние их здоровья; считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
Проблема, над которой я работаю — «Мотивационное и целевое стимулирование индивидуально-личностного развития учащихся на уроках биологии и химии в условиях школы-интерната» обусловлена целями и задачами деятельности учреждения санаторного типа.
Для реализации индивидуализированной педагогической поддержки обучающихся на уроках биологии и химии в школе и стимулирования индивидуально-личностного развития, я использую следующие принципы:
- осуществляю особый индивидуально-дифференцированный подход, владея информацией о состоянии здоровья каждого ребёнка в классе.
- структурирую содержание учебного материала с учетом не только уровней усвоения воспитанниками знаний, но и индивидуальных способов проработки учебного материала;
- выбираю образовательную технологию с учетом своих особенностей и индивидуальных возможностей воспитанников, прежде всего доминирующего вида мышления и состояния их здоровья.
- создаю ситуации взаимного обучения;
- создаю и развиваю постоянную педагогическую поддержку в течение всего урока биологии.
- Использую в своей деятельности передовые педагогические технологии личностно-ориентированного образования, технологии педагогической поддержки, сотрудничества, технологии включения в творческую деятельность, исследовательский поиск.
- Широко применяю новейшие разработки психологов для диагностики и быстрого реагирования на психоэмоциональное состояние учащихся, методики профилактики и коррекции функционального состояния учащихся на уроках биологии.
Соматически ослабленные дети из-за хронического или длительного заболевания, а также педагогически запущенные дети, по результатам исследований медиков и психологов школы - интерната, характеризуются низкой работоспособностью и повышенной утомляемостью, неорганизованностью и склонностью к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), ослабленной памятью, низким образовательным уровнем, особо подвержены страху перед школой, одноклассниками, учителями. Длительное и интенсивное переживание тревожности - один из опаснейших факторов развития психосоматозов, невротических состояний воспитанников школы-интерната.
В связи с вышеизложенным, на уроках биологии и химии, я активно и систематически использую разнообразные методы и средства коррекции эмоционального поведения и психосоматического состояния воспитанников:
1) на моих уроках отсутствует сравнение воспитанника с другими учащимися, акцент делаю на сравнении с самим собою, сравнение его собственных достижений за определенный временной период.
2) стараюсь стимулировать оптимистический взгляд на свои возможности ученика, что способствует снижению тревожности и более эффективной его деятельности на уроке, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены. Если говорю о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождаю упоминанием о достоинствах ученика, либо выражаю уверенность в преодолимости препятствий, вера в возможности ученика помогает ему раскрыть свой потенциал, а постоянная жесткая критика лишь препятствует в этом;
3) при оценивании высокотревожных учащихся, по возможности, избегаю низких отметок, в крайнем случае, выставляюдве отметки: низкую – за результат, высокую - за приложенные учеником усилия. ( «Ни один ребенок не должен испытывать ощущения неудачи, порожденной нашей системой оценивания, критикой и насмешкой со стороны учителей и товарищей» К. Роджерс.) Известный факт – в большинстве гуманистических педагогических систем отсутствует отметка как таковая.);
4) целенаправленно пытаюсь создать «ситуации успеха» – предоставление ребенку заданий, которые ему по силам, делаю акцент на успешности результата;
5) при работе над новым материалом, освоении новых умений, навыков бережно отношусь к тревожным детям, не спешу (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся);
6) Считаю целесообразным проведение репетиций - «проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов,выступлений), воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными (конкретно мы в классе «Играем» в экзамен, как можно чаще «выступаем», приглашая учеников из других классов;
7) уроки биологии и химии строю таким образом, чтобы преобладающей мотивацией деятельности воспитанников был интерес к процессу освоения знаний, увлечение (поскольку приятная деятельность не может ассоциироваться с чувством глубокого страха, тревоги, соответственно, чем выше степень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения - тем ниже уровень тревожности);
8) внимательно отслеживаю совершенствование обучающихся в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции педагогической запущенности, поскольку стрессогенными могут стать перегрузка информацией, занятиями – важен учет возможностей данного, конкретного ученика;
9) ориентируюсь на возрастные, индивидуально-типологические особенности обучающихся, учитываю темперамент, возрастные кризисы, соматическоесостояние здоровья, стараюсь создать на первых же занятиях эмпатический контакт с воспитанниками и поддерживать его в дальнейшем;
10) демонстрирую принятие воспитанника, уважение безотносительно его достижений. Большое значение имеют теплые слова («Молодец! Замечательно. Видишь, получается! Умница), тактильный контакт (для 5-класса);
11) знаю и применяюразнообразныеприемы релаксации, снятия мышечного напряжения, простейшие дыхательные упражнения - это весьма эффективные методы регуляции тревожности воспитанников на физиологическом уровне ;
12) использую на уроках биологии приём «персональной исключительности», очень важного в случаях с «трудными» учащимися с тяжёлым жизненным опытом. Для его проведения разрабатываюразноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально для одного.
13) очень важным считаю наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
В моей педагогической деятельности индивидуально-дифференцированный подход является одним из принципов работы, который помогает сохранению психологического и физического здоровья воспитанников и создаёт условия для индивидуально-личностного развития учащихся.
Развитие различных способностей школьников может быть плодотворным только в личностно-ориентированном обучении. Работая в гуманистической парадигме, при организации учебного процесса, предусматриваю возможности повышения самостоятельности, инициативности и – в определённой мере – ответственности самихобучающихся. Стараюсь проявляет себя как советчик, помощник, консультант, координатор, старший товарищ, т.е. партнёр в образовательном процессе. В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения.
В своей педагогической деятельности использую технологии:
- личностно-ориентированную
- разноуровневого обучения
- сотрудничества
- проблемного обучения
- тестовые технологии
- развития творческих способностей в процессе обучения биологии
- современные компьютерные технологии
В целях эффективного использования рабочего времени, на уроках биологии и химии я активно использую различные формы организации учебного процесса: урок-путешествие, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация, урок- конференция, лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия.
Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний обучающихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются, намечаются пути коррекции и устранения ошибок. В начале учебного года провожу стартовые контрольные работы, в конце - итоговые, анализирую результаты контрольных работ. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.
В процессе прохождения этапов урока биологии я использую разнообразные приёмы мотивационного и целевого стимулирования индивидуально-личностного развития учащихся на уроках биологии (приложение 1), приемы обратной связи на уроке биологии и химии для мотивационного и целевого стимулирования индивидуально-личностного развития учащихся. (приложение 2), разнообразные формы рефлексии (приложение 3), различные виды домашних заданий для мотивационного и целевого стимулирования индивидуально-личностного развития учащихся на уроках биологии и химии и др.
Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и развитию индивидуально-личностных качеств обучающихся способствует и разнообразная внеклассная работа по предмету. Ежегодно провожу недели химии и биологии, где традиционны проведение школьных олимпиад, химические утренники, ролевые игры, праздники здоровья, выставки сочинений и рисунков, дискуссии и др..
Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: , , www.school.edu.ru, ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО , http://www.zavuch.info/, http://nic-snail.ru/, http://www.openclass.ru/www.eidos.ru, www.edu.ru, www.fipi.ru, http://standart.edu.ru, http://rspu.edu.ru; являюсь зарегистрированным пользователем интернет-порталов: www.it-n.ru, www.metodisty.ru, www.1september.ru, www.nsportal.ru, www.proshkolu.ru, http://www.openclass.ru, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.org . На сайте nsportal.ru зарегистрирован собственный мини-сайт, являюсь членом Всероссийского педагогического клуба «Первое сентября». Для подготовки мероприятий, уроков использую подписные издания: журналы «Биология в школе», « Химия в школе» «Мозаика», электронную газету « Биология -1 сентября» и другие.
Считаю, что важным звеном для успешного решения поставленных перед учителем и школой задач, является организация системы работы по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях обучающихся школы-интерната, формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников, профилактика неуспеваемости.
Такой подход в освоении содержания обучения создает условия для развития у детей позитивной самооценки своих возможностей, побуждает веру в свой интеллектуальный и духовный рост. Индивидуализация обучения и воспитания, дифференциация требований к каждому ребенку обеспечивает благоприятную атмосферу, снимает ощущения дискомфорта, создает обстановку сотрудничества, доверия и доброжелательности.
Методы и приемы , которые я использую на уроках, направлены, прежде всего на включение детей в успешную деятельность, создание ситуаций успеха и поощрения, на мотивационное и целевое стимулирование индивидуально-личностного развития учащихся школы.
Приложение 1
Приёмы мотивационного и целевого стимулирования индивидуально-личностного развития учащихся на уроках биологии:
Для определения уровня знаний по теме, развития и диагностирования уровня развития ресурсов в зависимости от психологического и психосоматического состояния учащихся на уроке я использую:
- Выполнение заданий в тестовой форме (выбор 1-го ответа из нескольких);- Цифровой диктант на «слух» - ответить на вопросы письменно (да-1, нет-0), с последующей немедленной самопроверкой;- Цифровой диктант (письменный ) после просмотра видеофрагмента;- Буквенный диктант на слух;- Числовой диктант на слух;- Числовой диктант в виде письменного задания; - Упражнение «перевод с русского на русский»; - Раскрыть смысл усвоенных перечисленных понятий (письменно);- Найти смысловую ошибку в тематическом тексте; - Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином); - Разделить на группы организмы, процессы, понятия, характеристики (в виде списка) и др.
На этапе сообщения новой информации по биологии используются: - Просмотр видеофрагмента с поставленной задачей,- Активное слушание с опорой на визуальный ряд;- Активное слушание с опорой на аудио-фрагмент с ответом на вопрос после слушания;- Мозговой штурм;- Чтение текста в группе кооперативного обучения;- Составление плана изучения темы с поддержкой в виде алгоритма;- Усвоение нового материала через сравнение двух или более процессов, объектов, явлений;- Самостоятельное изучение нового материала с использованием информационной карты урока; - Самостоятельное изучение текста в группах ; - Самостоятельное изучение при работе с объектами, моделями в группах;
На этапе формирования биологических компетенций основной акцент отводится работе в группах, с соблюдением правил и методических разработок. При этом можно использовать разнообразные приёмы:
- Практическую групповую работу на единую цель;- Сравнение объектов, моделей, карточек с рисунками, найти общее;- Привести конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия; - Составить предложений с одним и тем же термином или понятием, так чтобы остальные слова в этих предложениях не повторялись;- Составить задание на выбор лишнего по изучаемой теме и предложить однокласснику (работа в парах);- Отгадывать заданное слово в игре «да» - «нет», задавая вопросы по теме (в парах);- Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, показывать по буквам);- Извлечь всю информацию из представленного объекта;- Корректурная проба;- Восстановить текст из перечисленных неполных фрагментов, данных в виде текстов на различных карточках; - Составить интеллект-карту темы и прочитать её;- Проанализировать информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы, карты, сделать вывод;- Свернуть информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы, проанализировать и сделать вывод;- Преобразовать объект, свойство, условие среды, характеристику организма – проследить какие изменения и с чем произойдут (дать прогноз); синквейн;- Составить кроссворд, сканворд по изучаемой теме, (составить вопросы к кроссворду, решить кроссворд);- Составить мини-рассказ, с использованием заданного списка понятий темы и словосочетания;- Написать сочинение от имени (органоида, животного, растения и др.) или репортаж, разыграть в виде сценки, монолога;- Составить меню на один день из продуктов полученных на основе растений одного центра происхождения, оформить на формате А - 4;- Составить меню на один день из дикорастущих трав определённой местности, оформить на формате А- 4;- Составить меню с определёнными требованиями («Компенсация дефицита эле мента в организме человека с помощью диеты.»);- Придумать или нарисовать рекламу, листовку специального содержания (против курения, о здоровом образе жизни и др.);- Подготовить и провести презентацию профессии, связанной с биологией;- Провести исследование, записать результаты по форме, защитить;- Провести комплексное экологическое исследование территории школы, с описанием, фото и рекомендациями, провести защиту;- Принять участие в ролевой игре, подготовить материалы для дискуссии или вопросы к группам;
Приложение 2
Приемы обратной связи на уроках биологии и химии для мотивационного и целевого стимулирования индивидуально-личностного развития учащихся.
- Базовый лист контроля – перечислены все понятия, формулировки, правила по биологии, которые обязан знать ученик. Лист разделен на несколько вариантов ответов. Учащиеся получают свободу выбора ответа.
- «Светофор» - при опросе ученик сигнализирует о своей готовности к ответу, каждый раз оценивая свои знания.
- Опрос по цепочке – ответ ученика прерывается и передается другому (применим в случае, когда предполагается развернутый, логический связанный ответ).
- Тихий опрос – беседа с учеником происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом. (Контролировать знания у отстающих или тех, кто болел вовремя изучения материала).
- Программируемый опрос – ученик выбирает верный ответ из нескольких предложенных.
- Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга по базовым листам. (Ученик – эксперт, сильный - слабый).
- Защитный лист – куда ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.
- Идеальный опрос – ученик сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом учителю.
Приемы письменного контроля на уроках биологии и химии:
- Фактологический диктант – проводится по базовым вопросам.
- Выборочный контроль – проверка работ выборочно.
- Тренировочная контрольная работа – проводится как обычно, но отметки в журнал идут по желанию учеников. Можно пользоваться учебником, тетрадью.
- Блиц – контрольная – контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков. Проверка производится сразу: диктуются верные ответы.
- Релейная контрольная работа – проводится по текстам ранее решенных задач.
Приемы повторения на уроках биологии и химии:
- Повторяем с контролем – ученики составляют контрольные вопросы к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики, и учитель).
- Повторяем с расширением – ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
- Опрос – итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
- Обсуждаем домашнее задание – учитель вместе с учениками обсуждает, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
Виды домашних заданий в условиях школы-интерната для мотивационного и целевого стимулирования индивидуально-личностного развития учащихся на уроках биологии и химии:
- Три уровня домашнего задания: обязательный минимум (по силам любому ученику), тренировочный (для желающих хорошо знать предмет), творческое задание (в зависимости от темы урока, выполняется на добровольных началах).
- «Снежный ком» - из большого числа заданий ученик выбирает то, что способен выполнить.
- Особое домашнее задание – в классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания (участники олимпиады, слабые по здоровью дети).
Оценивание учащихся на уроках биологии и химии.
- Оценка – не отметка – главная цель - стимулировать познания.
- Знакомство с критериями оценки – учитель знакомит с критериями, по которым выставляются отметки.
- Рейтинг – ученик сам ставит себе отметку через дробь отметка учителя.
Приложение 3
Методы рефлексии, используемые на уроках биологии мотивационного и целевого стимулирования индивидуально-личностного развития учащихся.
- . Самоанализ полученных оценок в тетрадях (что получил, почему учителем поставлена та или иная оценка)
- На этапе актуализации знаний - приём "Знание о незнании". Здесь учащиеся определяют границы собственных знаний и незнаний, что учит их активизировать и анализировать свой жизненный и ученический опыт.
- Приём "Отсроченный контроль" - при самопроверке, когда за работу не выставляется оценка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки. При этом развивается усидчивость, концентрируется внимание учащихся. Очень важно проводить рефлексию в конце урока: ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке, чего ещё не знаю и не умею, значит есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему и т. д.
- Смайлики(5-6 вариантов с различными оттенками настроения.)
- Рефлексия - оценка деятельности. Ребенок должен задуматься над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?"
- Рефлексию содержания учебного материала. Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал.
Предлагаю фразы, которые обучающийся должен закончить. Например:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Обучающиеся сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность, отвечая на вопросы:
«Какое открытие я сделал для себя на уроке?",
"Каким было общение на уроке?» варианты ответов.
Занимательным - познавательным- интересным- игровым,- необычным – скучным –радостным –дружелюбным …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.
В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии»
Содержание 1. Принципы и методы активизации познавательной деятельностиучащихся………………………………………………………….. Стр. 3 2....
Научная работа: «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии и химии»
В методическом пособии дано описание опыта работы по экологическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы № 9 села Максимовка Целиноградского района, Акмолинской области.Адресовано учителям би...
Проект: «Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии и химии».
В проекте рассматриваются формы учебной деятельности, применяемые в процессе обучения, такие как: компьютерная технология, дидактическая многомерная технология, уровневая дифференциация, исследователь...
Проект "Хоровое пение" для преодоления познавательно - поведенческих проблем и стимулирования роста и развития учащихся 8-9 лет
В представленном материале дополнительное образование рассматривается как компенсирующее недоработки семейного и общего образования и воспитания детей, без преодоления которых невозможно развитие и по...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии.
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии....