Работа с текстом на уроках биологии
презентация к уроку по биологии

Назимкина Ольга Юрьевна

На уроках биологии важно работать с текстом. Текстовые задания встречаются в материалах ВПР и ГИА по биологии 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_biologii.pptx193.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом на уроках биологии Подготовила учитель биологии МОУ « СОШ № 22» Назимкина О.Ю.

Слайд 2

Требования ФГОС Современный человек каждый день получает большой объем информации. Интернет, телевидение, печатные издания предлагают большой объем информации и требуют новые способы для ее усвоения. Выбор данной темы на сегодняшний день очень актуален, т.к. затрагивает два очень важных аспекта. Первый аспект заключается в том, что в ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование смыслового чтения и работа с текстом. Ведь сегодня работа с текстом исключает пассивную позицию ученика, как потребителя готового текста. Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф.Смит , Н.Н. Светловская , И.А. Зимняя, В.М. Филатов .Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное углубленное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем письменная. Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе организованной учебной деятельности .

Слайд 3

Смысло -ориентирующий этап Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде; Определять из текста значение терминов; Сопоставлять информацию из разных частей текста; Устанавливать в тексте последовательность действий.

Слайд 4

Содержательно-смысловой этап Выделять главную мысль отдельных частей текста; Делать выводы на основе информации из текста; Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот; Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

Слайд 5

Рефлексивно-личностный этап Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации; Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов; Самостоятельно конструировать новую по отношению к тексту ситуацию.

Слайд 6

Приёмы работы с текстом 1. Прием «Дополни определение». Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования . Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение для термина (например, «водоросли», «бактерии», «грибы», «слоевище»). 2. Прием «Сконструируй определение». Цель : сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования . Учащиеся сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста ( например, «плодовое тело», «фотосинтез»). 3. Прием «Установите соответствие». Цель: сформировать умение работать с информацией, содержащейся в тексте. Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»). 4. Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.

Слайд 7

Приёмы работы с текстом 5. Прием «Задай вопрос». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию. Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся. 6. Прием «Верные и неверные утверждения». Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее достоверность (например, при изучении новой темы или при обобщении темы учитель дает задания учащимся, установить верные утверждения, обосновывая свой ответ).

Слайд 8

Примеры работы с текстом При подготовке к ГИА по биологии можно и нужно использовать следующую работу с текстом. 1. Уме­ние включать в био­ло­ги­че­ский текст, про­пу­щен­ные термины и по­ня­тия из числа предложенных. Задание 1. Вставь­те в текст «Обмен бел­ков» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу. ОБМЕН БЕЛ­КОВ Фер­мен­та­тив­ное рас­щеп­ле­ние по­сту­па­ю­щих с пищей бел­ков про­ис­хо­дит в же­луд­ке и тон­ком ки­шеч­ни­ке. Об­ра­зо­вав­ши­е­ся ___________ (А) ак­тив­но вса­сы­ва­ют­ся в вор­син­ки кишки, по­сту­па­ют в ___________ (Б) и раз­но­сят­ся ко всем клет­кам ор­га­низ­ма. В клет­ках с по­сту­пив­ши­ми ве­ще­ства­ми про­ис­хо­дит два про­цес­са: ___________ (В) новых бел­ков на ри­бо­со­мах и окон­ча­тель­ное окис­ле­ние до ам­ми­а­ка, ко­то­рый пре­вра­ща­ет­ся в ___________ (Г) и в таком со­сто­я­нии вы­во­дит­ся из ор­га­низ­ма. Перечень терминов: а) глицерин, б)аминокислота, в)лимфа, г) кровь, д) синтез, е)мочевина, ж) распад, з) глюкоза.

Слайд 9

Примеры работы с текстом 2. Ра­бо­та с тек­стом биологического содержания (текст дан). Задание 2. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «По­лез­ные бак­те­рии» и зна­ния школьно­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы. 1) Какие усло­вия не­об­хо­ди­мы для по­лу­че­ния про­сто­ква­ши? 2) От­ку­да берётся энер­гия для жиз­не­де­я­тель­но­сти мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий? 3)По­че­му мо­лоч­но­кис­лой бак­те­рии для по­лу­че­ния та­ко­го же ко­ли­че­ства энергии не­об­хо­ди­мо пе­ре­ра­бо­тать боль­ше ве­ществ, чем обык­но­вен­ной амёбе? Текст «Полезные бактерии». Тер­мин «анаэ­ро­бы» ввёл в науку фран­цуз­ский учёный Л. Па­стер, от­крыв­ший в 1861 г. бак­те­рии мас­ля­но­кис­ло­го бро­же­ния. У анаэ­ро­бов рас­щеп­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ идёт без уча­стия кис­ло­ро­да. Бес­кис­ло­род­ное окис­ле­ние про­ис­хо­дит в клет­ках мо­лоч­но­кис­лых и мно­гих дру­гих бак­те­рий. Имен­но так они по­луча­ют энер­гию для своих жиз­нен­ных про­цес­сов. Такие бак­те­рии очень рас­про­стра­не­ны в при­ро­де. Каж­дый день, съе­дая тво­рог или сме­та­ну, вы­пи­вая кефир или йо­гурт, мы стал­ки­ва­ем­ся с мо­лоч­но­кис­лы­ми бак­те­ри­я­ми, — они участ­ву­ют в об­ра­зо­ва­нии мо­лоч­но­кис­лых про­дук­тов. В 1 см 3 пар­но­го мо­ло­ка на­хо­дит­ся боль­ше 3 мил­ли­ар­дов бак­те­рий. При ски­са­нии мо­ло­ка коров по­лу­ча­ет­ся йо­гурт. В нём можно найти бак­те­рию под на­зва­ни­ем «бол­гар­ская па­лоч­ка», ко­то­рая и со­вер­ши­ла пре­вра­ще­ние мо­ло­ка в кис­лый мо­лоч­ный про­дукт.

Слайд 10

Примеры работы с текстом 3. Прочитайте текст, выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Большой Дуб: 1)Несмотря на то, что большой дуб имеет прочную древесину, он подвергается инфекционным заболеваниям, которые вызывают различные грибы и бактерии. 2)Кора дуба содержит много веществ, используемых в медицине. 3)Дуб имеет широкий ареал. 4)Зацветает большой дуб весной сразу после того, как на нём появляются листья. 5)Вред дубу наносят насекомые вредители галлица , она откладывает яйца в ткань листа. 6)Из яиц галлицы развиваются личинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках биологии как один из способов подготовки к успешной сдаче ГИА.

Экзамен по биологии, не является обязательными.  Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениям...

Работа с текстом на уроках биологии.

Работа с текстом на уроках биологии....

"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"

В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...

Смысловая работа с текстом на уроках биологии в условиях ФГОС

Вашему вниманию предлагается стать о работе с разными видами текста...

Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»

Данный материал демонстрирует основные приемы, которые можно использовать на уроках биологии в 5 классе....

Методическая мастерская_Приёмы работы с текстом на уроках биологии

Мастер-класс "Приёмы работы с текстом на уроках биологии" проведен в рамках Мастерской профессионала "Академия педагогического мастерства"...