« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»
материал по немецкому языку на тему
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»
Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс. Как же сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению немецкого языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов? Как научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться? Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические условия поддержки и развития способностей учеников, сочетая большую практическую направленность с глубокой проработкой научной теории.
При организации учебно-познавательной деятельности использую элементы личностно-ориентированных технологий. Владею теорией и методикой преподаваемого предмета. В своей работе использую программы для основных общеобразовательных школ И.Л. Бим. Немецкий язык.5-9 классы, издательство « Просвещение»2008г. рекомендованное Министерством образования Р.Ф. , программы для основных общеобразовательных школ И.Л. Бим .Л.И. Рыжова Немецкий язык. 2-4 классы . В образовательном процессе использую предметную линию учебников И.Л.Бим согласно Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации: Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык (2, 3, 4 классы) , Просвещение; Бим И.Л., СадомоваЛ.В. Немецкий язык (5-9 классы), Просвещение.
Данный УМК содержит много проектов, таблиц, диаграмм, темы курса актуальны, соответствуют возрастным особенностям классов, мне нравится, что материал имеет блочную структуру и УМК соответствует требованиям программы, основным нормативным документам, является завершённой линией
В своей деятельности я придерживаюсь и использую следующие современные концепции: -теория содержательного обобщения В. В.Давыдова. Согласно этой теории учебный предмет не просто трактует систему знаний, а особым образом (через построение его содержания) организовывает усвоение ребенком содержательных обобщений — генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. -теория активизации учения Т. И. Шамовой. Сущность принципа активности в обучении. Активизация учения — мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания. -теория индивидуализации обучения И. Э. Унт. В понимании индивидуализации обучения И.Э.Унт опирается на необходимость правильного и исчерпывающего отражения, во-первых, общих черт учета индивидуальных особенностей детей и, во-вторых, охвата, по возможности, всех форм и методов учета этих особенностей. -теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения Е. В. Бондаревской, Д. Г. Левитеса, А. В. Петровского, И. С. Якиманской.
Качество образования учащихся в современной педагогике чаще всего определяется посредством понятия компетенции. Данный подход обусловлен требованием постиндустриальной эпохи, общеевропейской тенденцией интеграции экономики и системы высшего образования, определяется проходящей в последнее десятилетие сменой образовательных парадигм. Компетенция понимается мною как осведомленность человека в какой-либо области, владение умениями и навыками. Путем анализа предметных образовательных сфер и их соотношения с социокультурной ситуацией я пришла к выводу, что необходимо выделить и отрабатывать следующие типы предметных компетенций: техническая; информационная, психологическая; коммуникативная; правовая; социальная; культуроведческая. Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности. Компетентностный подход к обучению учащихся для меня представляется самым перспективным в условиях реформирования системы образования. На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании немецкого языка, поскольку результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и на вступительных, где далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому, на мой взгляд, школьное обучение иностранному языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся. Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии: проектная, формирования критического мышления, проблемного преподавания, информационные технологии. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.
Результативность работы определяется также степенью участия учеников в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях.
Основным условием обеспечения результативности учебного процесса, на мой взгляд, является сформированность положительной мотивации в учебной деятельности ребенка. Поэтому особое внимание я уделяю изучению и решению проблемы мотивации в учебной деятельности. Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся: 1. Определение и уточнение целей обучения.
2. Изучение исходного уровня мотивации.
3. Определение ведущих мотивов учебной деятельности.
4. Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.
5. Анализ динамики мотивации и ее причин.
6. Формирование положительных мотивов обучения.
7. Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.
Используемыми мною типовыми наставлениями и компонентами, стимулирующими ученика, являются: наличие информации о задании и обучающих материалах; уточнение задачи; наличие необходимых первоначальных знаний; наличие знаний, касающихся способов решения проблемы; ожидание со стороны ученика необходимой готовности и усилий; побуждение ученика сформулировать задачу и способ решения; побуждение ученика сформулировать критерий оценки результата, выбранного способа решения и необходимого времени для выполнения.
В целях формирования навыков самообразования проделана большая работа: учащиеся приобрели навыки работы на компьютере, используют различные программы устного и письменного общения, освоили основы информационного поиска. Особенно важно, что у большинства учеников сформирован навык самостоятельной работы и оценки собственной деятельности. Сформированная положительная мотивация на обучение способствует формированию у учащихся стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности.
Опыт работы с детьми, показывает, как важно уделять значительное внимание в ходе уроков созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, стараюсь подтвердить то «ощущение» знаний, которое высказывает ученик, побуждаю ученика играть активную роль и быть уверенным в себе. Ученики активно участвуют в разговоре, выдвигают свои собственные предложения. При этом я стараюсь избегать категоричных суждений и утверждений. Диалог строится на взаимоприемлемых темах: ожидание выполнимости задания; предположение о необходимых затратах времени и усилий; предложения, планы (самостоятельные задачи) ученика; критерии оценки результата; определение путей достижения результата. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению
иностранных языков путём развития внутренней мотивации при помощи переноса
центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это
ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчёркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора Преимущества её известны давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка. Следует отметить положительные стороны этого вида работы: - повышение общей мотивации учащихся; -образовательная и воспитательная ценность;
- повышение значимости немецкого языка как средства общения;
В течение последних лет приоритетным направлением в моей педагогической
деятельности является освоение и внедрение в учебный процесс проектных методов обучения. Из всего многообразия педагогических технологи метод проектов, как показал опыт моей работы, есть наиболее подходящий для реализации личностно-ориентированного обучения. Данный метод привлек меня, прежде всего, лозунгом его основателей, который гласит: «Все из жизни, все для жизни». Метод проектов позволяет мне создать на уроке атмосферу, в которо каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основ методики сотрудничества. Работу над проектами ведем с учащимися поэтапно. На каждом этапе решаем определенные задачи, намечаем деятельность учащихся и учителя. Обычно последовательность выполнения проектов выглядит следующим образом:1.Целеполагание.2.Планирование работы.3.Выполнение проекта.4. Защита проекта.5.Обсуждение итогов работы над проектом. Личностно - ориентированный подход к обучению предполагает предоставление каждому учащемуся права выбора задания в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Проектный метод обучения является одним из средств, реализующих данное право, и подразумевает деление учащихся на определенные группы. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе его выполнения учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта поэтому все активно включаются в поиск новой информации, в «добывание» знаний. это огромный стимул к активному усвоению учебного материала. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, мои учащиеся приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, реализовывать усвоенные ими средства и способы работы, что является важным при осуществлении личностно-ориентированного обучения. Кроме того, работая над проектом, они учатся действовать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. При использовании данного метода меняется и моя роль. Являясь консультантом, помощником, наблюдателем, источником информации, главную задачу вижу не в передаче знаний, а в обучении способам получения знаний. Современные учебники немецкого языка представляют возможность использовать метод проектов практически по любой теме. Мои учащиеся выполняют следующие типы проектов: творческие; ролево -игровые; информационные;
Проект как способ организации познавательной активности учащихся чётко
ориентирован на конечный результат, значимый для школьников. Во время работы
над проектом учащиеся проявляют себя совершенно неожиданно. У них есть
возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. В
основе проекта лежит проблема, а для её решения требуется не только знание языка, но и владение разными предметными знаниями, необходимыми для выполнения проекта. Проекты выполняем кратковременные (рассчитанные на 1 урок или часть урока, средней продолжительности (5-10 уроков), а также долгосрочные (несколько месяцев).Приведу примеры: а)при изучении темы в 6 классе «За окном листопад» провожу конкурс краткосрочных творческих проектов «Времена года». Для выполнения задания ученики разбиваются на четыре группы. Их задачи:- подобрать аргументы в пользу времени года, которое они выбрали; - придумать символ сезона, нарисовать его; - при ответе использовать следующие выражения: по моему мнению,…; я считаю, что…; я уверен, что….При оценке выполнения задания учитываю не только убедительность аргументов, но и лаконичность, выразительность нарисованного символа сезона. б) при изучении вводного курса учащиеся начинают выполнять долгосрочный проект и создают проект « Ein Buch über mich» в). примером ролево-игровых долгосрочных проектов могут служить инсценировки сказок. Особенной популярностью пользуются у детей известные сказки как иностранных, так и русских авторов: «Красная шапочка», « Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие, которые были поставлены моими учащимися за последние годы. г) к числу информационных можно отнести проект «Города Германии», подготовленный в 8 классе . Разбившись на группы, учащиеся собирали информацию о Берлине, Кёльне, Мюнхене. « Города Золотого кольца» подготовленный в 7 классе, где учащиеся собирали материал о наших городах. Главное, что учащиеся активно включались в самостоятельный поиск информации, учились работать с источниками, подходили к выполнению задания творчески. При этом я вижу, как раскрывается творческий потенциал учеников, вижу их в активной позиции, деятельности, поддерживаю интерес к немецкому языку. Проектная деятельность позволяет учащимся: 1) Превратить рутинную работу над лексикой, грамматикой, фонетикой в увлекательное, творческое занятие.
2)Вовлечься в активную речевую деятельность
3)Научиться работать с информацией. Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что обучающиеся в
процессе работы над учебным проектом постигают реальные процессы
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, обобщения); -развивают системное мышление.
Используя метод проектов отслеживаю результативность своей деятельности -количество проектов, в которых принимал участие ученик; -степень самостоятельности на различных этапах проведения работ; -круг источников информации; -умение позиционировать себя и результат своей деятельности. Изучая эти данные, принимаю оперативные решения. Вижу, что нынешние восьмиклассники обладают по сравнению с детьми их возраста, не знакомыми с обучением по методу проектов , более высоким уровнем знаний, умений и навыков. Например, знают и умеют использовать в речи больший объем лексики, могут самостоятельно составить рассказ, для них привычны публичные выступления. Все свободно владеют компьютером и пользуются сетью Интернет, могут самостоятельно найти и обработать информацию, обладают навыками работы в коллективе. В ближайшее время планирую подготовить долгосрочный проект в 9 классе по теме : «Средства массовой информации». Как показывает практика, метод проектов позволяет решать дидактические задачи и соответственно превращает уроки иностранного языка в дискуссионный исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Применение проектной методики позволяет наиболее успешно усваивать информацию, разнообразить не только учебную деятельность обучаемого, но и педагогическую деятельность обучающего, обеспечивая оптимальные условия для речевых умений, т.к. учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и как средством общения. Выполнение заданий выходит за рамки урока и требует много времени, но часто оправдывают себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий
Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий...
Формирование общих компетенций обучающихся на начальном этапе изучения английского языка через использование информационно – коммуникационных технологий (CD диск «Oxford de Luxe. 1С образовательная коллекция»)
Материалы статьи напечатаны в сборнике II Всероссийской Ярмарки образовательных технологий.г. Омск, 2013г....
Повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование ИКТ.
Составной частью работы современного учителя является использование информационно- коммуникационной технологий с применением аудио, видео и компьютера. Разнообразие тем, видов деятельности, крас...
Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению русского языка в вечерней школе
Современные педтехнологии в вечрней школе....
Повышение мотивации учащихся к обучению через использование современных образовательных технологий
Педагогический проект...
« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....
« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»
Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...