Вводный урока по биологии 8 класс «Я – человек»
методическая разработка по биологии (8 класс)
Первый урок в курск биологии 8 класса. Основная цель урока : развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма, осознанию неполноты знаний,проявление интереса к новому содержанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1vvodnyy_uroka_po_biologii_8_klass.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводный урока по биологии 8 класс «Я – человек»
Автор: Зоболева Т.А.
учитель биологии
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели по содержанию: образовательные: формирование представления о человеке как о биосоциальном существе, о биологических дисциплинах, изучающих организм человека
развивающие: продолжить формирование умений решать проблемно-познавательные задания, определение границы знания и «незнания»
воспитывающие: развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма
Планируемые результаты: Предметные
знать определение «анатомия», «физиология», «гигиена» «психология»;
определять систематическое положение человека
характеризовать биосоциальную природу человека
обосновывать необходимость знаний о строении и функциях организма человека.
Метапредметные
- регулятивные
определять цель урока;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- коммуникативные
обосновывать свое мнение, принимать чужую точку зрения;
развитие навыков сотрудничества;
- познавательные
развитие умения ориентироваться в системе знаний, работа с информационным текстом учебника;
находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную ранее;
Личностные
развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности
осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;
Основные понятия и термины, изучаемые на уроке: анатомия, физиология, гигиена, психология, гигиена, систематическое положение человека
Ресурсы: мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку
Технологии :проблемно-исследовательская технология, ИКТ-технология
Этап урока. | Содержание учебного материала. |
1 этап. Организационный | Приветствие учащихся, создания позитивной эмоциональной обстановки. -Добрый день! Я рада видеть вас на первом уроке биологии в 8 классе. Нашу встречу я бы хотела начать со следующих строк: Кто такой Человек – «гомо сапиенс» клон от пришельцев с планет, тех Великих времён? |
2 этап. Актуализация знаний | -Предлагаю вам вспомнить какие разделы биологии вы изучили в 6 и 7 классе? |
3 этап. Мотивация и целеполагание | - В этом учебном году мы продолжим изучение самого интересного предмета- биологии, раздела «Человек». (уч-ся демонстрируется видеофрагмент «Выступление оркестра») - Как вы думаете, как этот видеофрагмент связан с изучением биологии? - Организм человека можно сравнить с оркестром. В нем множество органов и систем, которые работают согласованно, так же, как и в оркестре все музыкальные инструменты звучат в унисон Проблемный вопрос: Выступлением оркестра руководит дирижер, а какой «дирижер» управляет слаженной работой в нашем организме? - Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, изучая биологию в 8 классе, и мы не раз еще вернемся к нему. - Человек- уникальное создание природы, знакомство с которым вам предстоит. В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготованных нам жизнью самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя» - Тема нашего урока «Я- человек!». Исходя из темы урока, сформулируйте цели учебного занятия |
4 этап Открытие новых знаний (изучение нового материала) | Создание проблемной ситуации: Как вы считаете, почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? Ведь сегодня на достаточном уровне развита современная медицина и всегда можно обратиться к специалисту. - Какие науки изучают человека? Оформите свой ответ в виде схемы в тетради. Оказывает необходимую помощь учащимся при составлении схемы, проверяет результаты выполнения задания - Какие естественные науки являются ведущими для -изучения строения и жизнедеятельности человека? Учитель организует работу в малых группах: 1группа «Анатомы» 2 группа «Физиологи» 3 группа «Психологи» 4 группа «Гигиенисты» Предлагает спикеру от каждой группы выступить по результатам самостоятельной работы - Древнегреческому философу Софоклу принадлежат слова: Много есть чудес на свете, Человек всего чудесней…. Так кто же такой Человек? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо определить его положение в системе органического мира, т.к. он – часть живой природы. Каждый человек в нашей стране, достигая 14 лет, получает гражданский паспорт. А вот «биологический паспорт» един для всех людей, не взирая на национальную и расовую принадлежность. Что же представляет собой «биологический паспорт»? - Действительно, это систематическое положение человека. Вспомним таксоны животных и запишем систематическое положение человека - Но человек- это не только биологический вид, но и общественное существо. Двойственную природу человека определяет понятие «биосоциальное существо». Попробуем разобраться с ним - В чем проявляется биологическая сущность человека? - Какие животные ближе всего к человеку? - Действительно, это приматы. Проблемный вопрос: У высших обезьян те же группы крови, что и у человека. Кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку. О чем свидетельствует это факт? - В чем проявляется социальная сущность человека? - Что важнее для человека, его биологическое или социальное начало? Спор об этом вели еще древнегреческие ученые. Платон считал: «Человек – двуногое существо, лишенное перьев.». Согласны ли вы с мнением Платона - С мнением Платона также не согласился ученик Сократа, который принес ему ощипанного петуха. - Таким образом, человек может быть Человеком, только сочетая и признаки биологического вида, и существуя в социуме среди подобных себе. |
5 этап Осознание, осмысление и применение знаний: | Организует диалог с учащимися: 1. Почему развитие человека нельзя объяснить только законами биологической эволюции? 2. Мог ли Маугли сказать: «Я – человек!»? 3. Почему нам необходимо подробно изучать организм человека? Творческое задание: Составить синквейн (пятистишье) по теме «Я-человек!» |
6 этап Рефлексия | Анализ уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся Прием «Незаконченное предложение»: - Человек является биологическим видом, потому что… - Человек является социальным существом, потому что… -Самым интересным на уроке для меня было………… - Самым неожиданным для меня стало ………………. - Я понял, что ………………….. |
8 этап Домашнее задание. | Параграф §3, Познавательный вопрос: Объясните смысл фразы: «Врач спасает человека, а гигиенист- человечество». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта вводного урока по биологии в 5 классе.
Поэтапное оформление технологической карты.Возможны варианты....
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Презентация вводного урока для 9 класса. Биология - комплексная наука.
Биология - комплексная наука. Признаки живых организмов. Разнообразие организмов (царства). Уровни организации жизни. Иллюстрации для объяснения темы и основные определения темы. Первичная проверка зн...
Вводный урок по биологии
Этот урок можно использовать при использовании учебников разных авторов...
Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"
Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке...
урок литературы в 5 классе: Вводный урок. Роль книги в жизни человека. Учебник литературы
Тема урокаВводный урок. Роль книги в жизни человека. Учебник литературыЦелиобразовательные: прививать уч-ся интерес к изучению предмета «литература»;развивающие: развивать речемыслительные...