Проектирование урока биологии в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителя
статья по биологии
Проектирование урока биологии в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителя
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, урок должен стать новым, современным. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. Каковы же требования к современному учителю?
Во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии, в-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Главными критериями эффективности проведения урока являются:
• наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
• использование проблемных творческих заданий;
• применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
• создание положительно-эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
• оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
• отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
• при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Самым важным в структуре современного урока является целеполагание. Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика. Итак, цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Цель как результат урока заключается в достижении результатов образования: личностных, метапредметных, предметных. Результатом урока является не успеваемость, а приобретаемые УУД учащихся. Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Для определения цели учителю нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать ученик на этом уроке?
1 уровень: учитель сформулировал как обучающую, так и развивающую цели (то есть учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик – различать, получить, освоить – способ, понятие, модель, схему, алгоритм…).
2 уровень: учитель формулирует цели диагностично, измеримо (например, ученики не только знакомятся с правилом, законом и т.п., но и научатся пользоваться этим знанием, разработав на его основе алгоритм действий).
3 уровень: учитель на уроке ставит цель, добивается, чтобы она была понята и принята детьми, или организует ситуацию постановки цели как учебной задачи учениками
4 уровень: учитель вовлекает учеников в корректировку, уточнение цели, учебной задачи при изменении запланированной ситуации. (Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд)
Любой урок имеет свое строение – структуру (этапы). С этапами урока связаны понятия его целей и дидактических задач, ориентированных на реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов. Общая дидактическая структура урока характеризуется тремя основными структурными элементами, в числе которых выделяются:
1) актуализация прежних знаний и способов действий;
2) формирование новых знаний и способов действий;
3) применение знаний и формирование умений и навыков.
Первый компонент (актуализация знаний) наряду с воспроизведением ранее изученного, предполагает и установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. При актуализации изучаемого материала создаются условия для появления мотива к изучению нового, для приобретения учащимися средств познания и исследования объекта.
Например, прием «Интеллектуальная разминка» (Что лишнее? (ящерица, крокодил, змея, лягушка); обобщить – Что это? (Бактерии, Животные, Растения, Грибы – это царства); (Симбиоз, грибы, водоросль – это лишайник); (Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза – это фотосинтез); Что пропущено? – логическая цепочка (береза – растение; волк - …);
Второй компонент структуры урока предполагает раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Например, при формировании новых знаний и способов действий, при организации работы с текстом учебника, предлагаются различные задания: преобразование текста в таблицу, составление схем, описание объекта, явления, работа с терминами, выявление причинно-следственных связей, постановка вопросов к тексту. Одним из наиболее эффективных методов обучения является деловая игра.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Примерами таких игр могут быть «Путешествия в медицину прошлого, настоящего и будущего», «Путешествия по следам новых открытий в области биологии»э Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примерами игр могут быть следующие инсценировки: «Как правильно чистить зубы», «На приеме у окулиста».
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
В ходе этих игр выполняется основное требование педагогики – активное участие детей в обучающем процессе.
Приём «Мудрая сова» раскрывает личностный потенциал ученика. Этот приём предлагает учащимся самостоятельно поработать над содержанием текста учебника и каждый участник может самостоятельно проанализировать свои возможности, а также и в совместной деятельности с другими участниками при дальнейшем обсуждении материала.
Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше». Работа по решению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах. (Кроме учебной мотивации это позволяет развить еще и социальную мотивацию).
Третий компонент дидактической структуры обеспечивает обобщение и систематизацию знаний, и формирование рациональных способов применения их на практике. На этапе применения знаний и формирования умений и навыков, с целью установления на уроке обратной связи, можно применять следующие приемы, использование которых способствует стимулированию мотивации учения, снятию напряжения и созданию ситуации успеха. (Прием «Слепой текст» - Восстанови текст, в котором пропущены некоторые слова.)
Значит, каждому учителю, опираясь на общедидактическую структуру урока необходимо:
1. Спланировать учебный материал.
2. Подобрать три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала (применение знания в новой ситуации, творческий подход к знаниям), задания, способствующие осмыслению материала учеником (узнавание нового материала), задания, способствующие закреплению материала учеником (воспроизведение).
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Ее цель - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
-рефлексия настроения и эмоционального состояния («Смайлики», «Букет настроения»);
-рефлексия деятельности («Дерево успеха»);
-рефлексия содержания учебного материала. (Прием «Опрос-итог». Например, по теме «Ткани растений»: «Продолжи предложение», «Пчелиный улей»)
Таким образом, рефлексия может:
1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3) быть средством самопознания.
Все, что делается на уроке по организации рефлексии – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Объем домашних заданий по всем предметам в совокупности дается учащимся с учетом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.
В рамках стандарта необходимо давать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимися образовательных продуктов. Домашнее задание должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимся по своему выбору выходить на разные уровни его выполнения и представления результатов. Самопроверка домашнего задания может осуществляться самими учениками по образцу. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими. Задаются креативные творческие задания – написать сочинение-сказку. (Например, на такие темы: «О чем рассказал лист», «Сказка о капельке воды», «Разговор деревьев о своем назначении», «Спор овощей о витаминах»), биологические задачи, часто использую прием «Идеальное задание», при выполнении которого предлагается школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию).
На каждом своём уроке необходимо продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, т.е. вызовет любовь к предмету - одним словом, то, что ученики будут помнить, когда всё забудут. Если после моего урока у ребенка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.
Литература
1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования, 2011.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2009. — 39 с.
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку/Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2011.
5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе/ http://festival.1september.ru/articles/527236/
6. Якушина Е.В.Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС/ Справочник заместителя директора школы. - №10. - 2012 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование урока биологии в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителя
Правдина Н. А., учитель биологии высшей квалификационной категории
ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка м. р. Кошкинский Самарской области
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, урок должен стать новым, современным. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. Каковы же требования к современному учителю?
Во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии, в-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Главными критериями эффективности проведения урока являются:
• наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
• использование проблемных творческих заданий;
• применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
• создание положительно-эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
• оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
• отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
• при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Самым важным в структуре современного урока является целеполагание. Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика. Итак, цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Цель как результат урока заключается в достижении результатов образования: личностных, метапредметных, предметных. Результатом урока является не успеваемость, а приобретаемые УУД учащихся. Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Для определения цели учителю нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать ученик на этом уроке?
1 уровень: учитель сформулировал как обучающую, так и развивающую цели (то есть учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик – различать, получить, освоить – способ, понятие, модель, схему, алгоритм…).
2 уровень: учитель формулирует цели диагностично, измеримо (например, ученики не только знакомятся с правилом, законом и т.п., но и научатся пользоваться этим знанием, разработав на его основе алгоритм действий).
3 уровень: учитель на уроке ставит цель, добивается, чтобы она была понята и принята детьми, или организует ситуацию постановки цели как учебной задачи учениками
4 уровень: учитель вовлекает учеников в корректировку, уточнение цели, учебной задачи при изменении запланированной ситуации. (Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд)
Любой урок имеет свое строение – структуру (этапы). С этапами урока связаны понятия его целей и дидактических задач, ориентированных на реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов. Общая дидактическая структура урока характеризуется тремя основными структурными элементами, в числе которых выделяются:
1) актуализация прежних знаний и способов действий;
2) формирование новых знаний и способов действий;
3) применение знаний и формирование умений и навыков.
Первый компонент (актуализация знаний) наряду с воспроизведением ранее изученного, предполагает и установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. При актуализации изучаемого материала создаются условия для появления мотива к изучению нового, для приобретения учащимися средств познания и исследования объекта.
Например, прием «Интеллектуальная разминка» (Что лишнее? (ящерица, крокодил, змея, лягушка); обобщить – Что это? (Бактерии, Животные, Растения, Грибы – это царства); (Симбиоз, грибы, водоросль – это лишайник); (Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза – это фотосинтез); Что пропущено? – логическая цепочка (береза – растение; волк - …);
Второй компонент структуры урока предполагает раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Например, при формировании новых знаний и способов действий, при организации работы с текстом учебника, предлагаются различные задания: преобразование текста в таблицу, составление схем, описание объекта, явления, работа с терминами, выявление причинно-следственных связей, постановка вопросов к тексту. Одним из наиболее эффективных методов обучения является деловая игра.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Примерами таких игр могут быть «Путешествия в медицину прошлого, настоящего и будущего», «Путешествия по следам новых открытий в области биологии»э Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примерами игр могут быть следующие инсценировки: «Как правильно чистить зубы», «На приеме у окулиста».
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
В ходе этих игр выполняется основное требование педагогики – активное участие детей в обучающем процессе.
Приём «Мудрая сова» раскрывает личностный потенциал ученика. Этот приём предлагает учащимся самостоятельно поработать над содержанием текста учебника и каждый участник может самостоятельно проанализировать свои возможности, а также и в совместной деятельности с другими участниками при дальнейшем обсуждении материала.
Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше». Работа по решению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах. (Кроме учебной мотивации это позволяет развить еще и социальную мотивацию).
Третий компонент дидактической структуры обеспечивает обобщение и систематизацию знаний, и формирование рациональных способов применения их на практике. На этапе применения знаний и формирования умений и навыков, с целью установления на уроке обратной связи, можно применять следующие приемы, использование которых способствует стимулированию мотивации учения, снятию напряжения и созданию ситуации успеха. (Прием «Слепой текст» - Восстанови текст, в котором пропущены некоторые слова.)
Значит, каждому учителю, опираясь на общедидактическую структуру урока необходимо:
1. Спланировать учебный материал.
2. Подобрать три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала (применение знания в новой ситуации, творческий подход к знаниям), задания, способствующие осмыслению материала учеником (узнавание нового материала), задания, способствующие закреплению материала учеником (воспроизведение).
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Ее цель - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
-рефлексия настроения и эмоционального состояния («Смайлики», «Букет настроения»);
-рефлексия деятельности («Дерево успеха»);
-рефлексия содержания учебного материала. (Прием «Опрос-итог». Например, по теме «Ткани растений»: «Продолжи предложение», «Пчелиный улей»)
Таким образом, рефлексия может:
1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3) быть средством самопознания.
Все, что делается на уроке по организации рефлексии – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Объем домашних заданий по всем предметам в совокупности дается учащимся с учетом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.
В рамках стандарта необходимо давать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимися образовательных продуктов. Домашнее задание должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимся по своему выбору выходить на разные уровни его выполнения и представления результатов. Самопроверка домашнего задания может осуществляться самими учениками по образцу. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими. Задаются креативные творческие задания – написать сочинение-сказку. (Например, на такие темы: «О чем рассказал лист», «Сказка о капельке воды», «Разговор деревьев о своем назначении», «Спор овощей о витаминах»), биологические задачи, часто использую прием «Идеальное задание», при выполнении которого предлагается школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию).
На каждом своём уроке необходимо продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, т.е. вызовет любовь к предмету - одним словом, то, что ученики будут помнить, когда всё забудут. Если после моего урока у ребенка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.
Литература
1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования, 2011.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2009. — 39 с.
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку/Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2011.
5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе/ http://festival.1september.ru/articles/527236/
6. Якушина Е.В.Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС/ Справочник заместителя директора школы. - №10. - 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему "Основные компетенции современного учителя"
В данном реферате на тему «Основные компетенции учителя» было раскрыто понятие « профессиональная компетентность учителя» и определена его связь и различие с понятием «профессиональные ком...
Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся
Выступление учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...
"Современные подходы к проектированию урока биологии как средство получения результата в соответствии с требованиями ФГОС"
Критерии современного урока. Инновационные технологии в практике педагога. Структура технологической карты урока....
Основные компетенции современного учителя в рамках реализации ФГОС
Статья излагает точку зрения педагога,основанную на практическом опыте, при обсуждении вопроса основных компетенций современного учителя в рамках реализации ФГОС....
Индивидуальная тема самообразования: «Активизация познавательной активности учащихся на уроках биологии в контексте ФГОС ООО».План реализации.
В данном документе описан план и пути реализации темы пор самообразовани....
"Основные компетенции современного учителя"
В статье рассмотрены основные составляющие педагогических компетенций, которые предъявляются к современному учителю....