Современный урок биологии в контексте требований ФГОС
статья по биологии
Статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivchenko_vystuplenie_sovremennyy_urok_biologii_v_kontekste_trebovaniy_fgos.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Ивченко В.А., учитель биологии
ГБОУ лицей № 408 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Современный урок биологии в контексте требований ФГОС.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока биологии в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Важнейшей задачей каждого учителя биологии при реализации ФГОС является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода.
В условиях введения ФГОС учителя биологии должны пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Позиции | Традиционная деятельность | Деятельность учителя работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Жёстко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник. | Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, Internet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами. |
Основные этапы урока | Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80 % - говорение учителя). | Объяснение занимает 20-30 % урока; закрепление 5-10 % урока; остальное время - самостоятельная деятельность |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок. | Организовать деятельность детей по:
|
Деятельность учащихся опре-деляется через формулирование задач | Реши, спеши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93% репродуктивные задания; 7% исследуй (чаще всего для сильных учащихся) | Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. |
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе.
Структура урока изучения нового материала | Структура урока «открытия» нового знания |
1) Организационный этап. 2)Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3)Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7)Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10) Определение и разъяснение домашнего задания. | 1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруд-нения; 4) этап построения проекта выхода из за-труднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопро-веркой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнёрами в образовательном процессе.
Критериями эффективности проведения урока при системно-деятельностном подходе являются:
• наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
• использование проблемных творческих заданий;
• применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
• создание положительно-эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
• оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
• отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
• при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект современного урока математики в контексте требований ФГОС по теме: «Умножение целых чисел », УМК Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс
Сценарий урока по теме: " Умножение целых чисел"...
Потенциал современного урока геометрии в контексте требований ФГОС
Зачётная работа на курсах повышения квалификации в ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт- Петербурга «ИМЦ» по программе «Основы содержания современного образования: федеральный государственный...
Презентация "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения"
Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП...
Статья "Потенциал современного урока математики в контексте требований ФГОС"
В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социально...
Современный урок математики в контексте требований ФГОС.
Для чего ввели ФГОС? Чтобы повысить качество знаний учащихся....
Статья "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС"
Современный урок литературы - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку необходимо тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, потребующих им...