"Основные компетенции современного учителя"
статья на тему
В статье рассмотрены основные составляющие педагогических компетенций, которые предъявляются к современному учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_kompetentsii_sovremennnogo_uchitelya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Основные компетенции современного учителя»
- учитель истории и культуры Санкт – Петербурга Романовой С.А.
В жизни каждого человека много праздников. Но есть один, особенный. Каждый год, в первый день сентября улицы наполняют дети, спешащие с букетами в школу. Школьные годы для многих из нас остаются незабываемыми - первый класс, первые одноклассники, первая пятерка, первая любовь. И, конечно же, встреча с первым учителем.
Профессия педагога - одна из древнейших. Педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта.
Учитель является главным звеном образовательного процесса. От его профессионализма, эрудированность, умения понять ребенка, увлечь учащихся в путешествие страну знаний во многом зависит будущее нашей страны. Учитель должен стать для своих учеников примером во всем.
Так какой же он, идеальный, современный, успешный учитель?
Греческий писатель Никос Казандзакис определил для себе портрет идеального учителя так: « Идеальные учителя - это люди-мосты, которые предлагают своим студентам перейти на другой берег. В тот момент, когда они решаются, мосты разрушаются и учителя вдохновляют студентов строить свои мосты».
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют к учителю новые требования, которые предполагают непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения.
Современный учитель должен формировать у школьника умение организовывать свою работу. Он должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.
Но образ успешного учителя глазами детей и учителей отличаются.
Учащиеся на первое место ставят доброжелательность и понимание, умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение. В современном образовательном процессе личностные качества учителя для учеников выходят на первый план. И достаточно часто ученики любят предмет именно того учителя, который оценен высоко учениками как личность.
Сами педагоги же считают главными, в первую очередь, профессиональные качества, такие как знание предмета, умение доходчиво объяснить материал, владение различными педагогическими приемами, стремление к новациям в обучении.
В соответствии с ФГОС в современной школе меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.
Учитель должен быть профессионалом. Профессионально компетентный учитель на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Компетентность –это обладание педагогом способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Это понятие выражает личные возможности учителя, которые позволяют ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Основные составляющие компетентности педагогических работников:
Профессиональная компетентность | качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями | |
Информационная компетентность | качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях | |
Коммуникативная компетентность | качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации | |
Правовая компетентность | качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач |
Современный учитель должен владеть технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции. Он должен постоянно использовать новые методические идеи, пользоваться новой литературой и иными источниками информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Формирование профессиональной компетенции проходит в несколько этапов, неразрывно связанных между собой.
самоанализ и осознание необходимости | |||
Отражением профессиональной деятельности, профессиональной компетенции современного учителя является портфолио.
Портфолио учителя — это "портфель", в котором скапливаются все материалы, отражающие деятельность педагога: его успехи и достижения, его промахи и недостатки. В портфолио отражаются и основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
- Трансляция собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ и др.
Современному учителю необходимо обладать системой профессионально важных качеств, к которым можно отнести педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию, педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическую находчивость, педагогическое предвидение и педагогическую рефлексию. Успешность педагога невозможна и без личностных качеств педагога, таких как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, остроумие, артистичность.
Педагог как субъект профессиональной деятельности, таким образом, это совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно-субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда, способный формировать у школьников умение организовывать свою работу, умеющий вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему "Основные компетенции современного учителя"
В данном реферате на тему «Основные компетенции учителя» было раскрыто понятие « профессиональная компетентность учителя» и определена его связь и различие с понятием «профессиональные ком...
Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя
В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...
Основные компетенции современного учителя в рамках реализации ФГОС
Статья излагает точку зрения педагога,основанную на практическом опыте, при обсуждении вопроса основных компетенций современного учителя в рамках реализации ФГОС....
Компетенции современного учителя
Какими компетенциями должен обладать современный учитель и педагог, чтобы сделать урок насыщенным и интересным?...
РЕФЕРАТ «Компетенции современного учителя математики»
Понятие «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» активно входят в научный и обыденный оборот, характеризуя соответствующий уровень профессионально...
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя...
Проектирование урока биологии в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителя
Проектирование урока биологии в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителяМеняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остает...