"Компетенции, формируемые в курсе биологии"
статья по биологии
В учебном предмете «Биология» нашли отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и участвующие в переориентации биологического образования на компетентностный подход:
.- усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания за счет включения сведений прикладного характера;
-реализация деятельностного и компетентностного подходов за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности и развития ключевых компетенций;
-формирование информационной компетентности.
В данной статье описаны основные виды компетенций, которые приобретаются учащимися в учебном процессе:
• Ценностно-смысловая
• Общекультурная
• Учебно-познавательная
• Коммуникативная
• Социально-трудовая
• Личностного самосовершенствования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentsii_formiruemye_v_kurse_biologii.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетенции, формируемые в курсе биологии
Пашковская Любовь Николаевна
учитель химии, биологии, географии, МБОУ «ООШ №15»
Основное общее образование
В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”. Все чаще и чаще используется этот термин. Но, несмотря на возрастающую популярность, все еще нет общепринятого определения. Компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Другими словами, компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой.
Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать “количество образования” у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде личностного ресурса, которыми овладел обучающийся.
В результате каждый обучающийся создает свою компетентностную парадигму, включая в нее и инвариантные для определенной профессиональной деятельности компетенции.
Существует огромное разнообразие видов компетенций.
Универсальными являются т.н. ключевые компетенции. Их характерные признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы).
Ключевая компетентность выпускника школы представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного образования.
В учебном предмете «Биология» нашли отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и участвующие в переориентации биологического образования на компетентностный подход:
- усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания за счет включения сведений прикладного характера;
-реализация деятельностного и компетентностного подходов за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности и развития ключевых компетенций;
-формирование информационной компетентности.
Основные виды компетенций, которые приобретаются учащимися в учебном процессе:
• Ценностно-смысловая
• Общекультурная
• Учебно-познавательная
• Коммуникативная
• Социально-трудовая
• Личностного самосовершенствования
Ценностно-смысловая компетенция
Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека. Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией.
Межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность.
Вот лишь некоторые из тем:
6 класс: «Всасывание воды корнем» (корневое давление), испарение воды листьями (транспирация), газообмен по законам диффузии, роль кислорода как окислителя при клеточном дыхании – связь с физикой. «Экосистемы и их характеристика» - связь с географией. 8 класс: транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану, газообмен в легких и тканях, всасывание веществ в кровь, движение крови по сосудам, работа сердца как насоса, закон сохранения и превращения энергии в живой системе при обмене веществ. Изучение физиологии человеческого организма невозможно без законов физики и химии. 9,10 класс: «Химическая организация клетки», «Нуклеиновые кислоты» - связь с химией.
Общекультурная компетенция
На первых этапах изучения - осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательная компетенция
Основная задача курса биологии, как одной из дисциплин естественнонаучного цикла – поиск таких подходов к преподаванию предмета, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, как в настоящем, так и в будущем. Перспектива педагогической деятельности на уроках биологии - необходимость продолжения работы по переходу на компетентностный подход к образованию, который на первое место выдвигает не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в различных ситуациях, таким образом формируя у него естественнонаучную картину мира.
В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся решать сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. И, если в 6 классе основная роль в разбиении задач на подзадачи все еще лежит на учителе, в старших классах ученики сами могут справиться с этой работой.
На практических и лабораторных работах, при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий. В жизненных ситуациях ученик оказывается в позиции исследователя, следовательно, и лабораторные работы необходимо построить так, чтобы ученики осуществляли микроисследование.
На всех параллелях ученики много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной литературы. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.
На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающий в живых организмах.
На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;
Начиная со среднего звена, ученики работают над созданием проектов, портфолио, ведут научную деятельность. Младшие школьники, создавая собственный образовательный продукт, нуждаются в постоянной совместной работе с преподавателем - для определения темы работы, постановки целей, обобщения и анализа результатов, оформления выводов. В старшем звене гимназисты больше работают самостоятельно, преподаватель лишь корректирует, советует, помогает грамотно и логично оформить результаты работы. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, в соответствии с целью определять задачи и поэтапно двигаться от конкретных задач к воплощению результата.
Коммуникативная компетенция
Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
Ученики в процессе совместной деятельности учатся договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.
С первого урока и на каждом занятии вводятся новые биологические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов, оценивается умение формулировать собственное мнение и позицию.
Социально-трудовая компетенция
Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенция личностного самосовершенствования
На уроках биологии ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.
Готовность и способность школьника к осуществлению самодиагностики, и самоанализа формируется на протяжении всего времени изучения биологии, наиболее выражена эта характеристика у учеников старших классов. Этот компонент формируется с помощью использования различных методов диагностики, обсуждения возникающих проблем в изучении материала, фиксированию успехов ученика. На уроках и вне занятий проводится индивидуальная работа с учениками, которые по разным причинам работают с опережением или не усваивают в полном объеме учебный материал.
В процессе изучения биологии происходит самопознание, осознание себя как части Вселенной, мироздания; происходит осознание предназначения человечества на Земле.
Учащиеся начинают ощущать себя как часть природы, учатся любить себя и заботиться о себе.
Таким образом, формирование универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. Работу по формированию мотивации к изучению биологии мы начинаем со среднего звена. При этом разнообразные педагогические средства, используемые нами, в среднем и старшем звене существенно отличаются. На каждом этапе мы стремимся развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Основные виды компетентностей формируемых в курсе математики
Даны определения основным видам компетентностей формируемых в курсе математики. Приведены примеры компетентностно-ориентированных заданий по математике....
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Обобщение педагогического опыта «Метапредметные и предметные результаты, формируемые в курсе «Математика»
На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Педагогичес...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Выступление на методическом совете на тему «Метапредметные и предметные результаты, формируемые в курсе «Математика»»
На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Педагогичес...
Необходимые компетенции, формируемые в результате развития образного мышления
для работы молодому учителю...